Признаки и понятие нормы права.
Норма права характеризуется как исходящее от государства общее правило поведения, выражающее согласованную волю социальных слоев и групп населения, регулирующее определённый вид общественных отношений, гарантированное на случай возможного нарушения принудительной силой государства. Признаки:
- Норма права - начальная «клеточка» системы права, является поэтому носителем всех признаков и свойств, присущих и свойственных праву в целом.
- В норме права закрепляются такие социальные связи, которые имеют наиболее важное значение и ценность для личности, общества и государства, которые являются типическими, постоянно повторяющимися, адресуются неопределённому кругу субъектов этих связей (неперсонифицированы).
- Норма права устанавливается или санкционируется государством. Устанавливается тогда, когда управомоченные государственные органы и должностные лица сами принимают общеобязательные правила поведения. Санкционируется в случаях, когда управомоченные государственные органы и должностные лица либо делегируют полномочия принимать общеобязательные правила поведения (профсоюзы, например, регулируют отдельные виды трудовых отношений), либо придают общеобязательный характер правилам поведения, создаваемым негосударственными образованиями (уставы, учредительные договоры хозяйственных обществ и др.) различают поэтому предварительное санкционирование (делегирование полномочий) и последующее санкционирование.
- Норма права - общее правило, эталон, масштаб поведения, адресованный индивидуальным и коллективным субъектам права, а ней указывается на социальную желательность и оправданность
- Норма права всегда является правилом поведения общего абстрактного характера. В соответствующих нормативных предписаниях поэтому обнаруживается большая или меньшая степень отдалённости (абстрактности) по отношению к регулируемому жизненному случаю. Имеет место, например, определение направления поведения людей на уровне юридического принципа (наибольшая абстрактность) либо на уровне субъективного права и юридической обязанности (тоже абстрактность, но приближенная к поведению людей).
- Норма права гарантируется в своём осуществлении правосознанием, убеждением, воспитанием, в случае нарушения - применением мер государственного принуждения.
Норма права, кроме этого, характеризуется формально-юридическими показателями:
- имеет предоставительно-обязывающий характер - одним субъектам предоставляет юридические возможности, на других возлагает бремя обязанностей;
- соединяет в себе количественные и качественные характеристики регулируемой социальной связи: вид и меру возможного поведения, вид и меру должного поведения, вид и меру невыгодных последствий в случае правонарушения;
- содержит распоряжения государства различного свойства: общие ориентации, обязывания, дозволения, запреты, ограничения, рекомендации, стимулы, поощрения;
- характеризуется строением, содержит следующие элементы: гипотезу, диспозицию, санкцию
54.Структура нормы права. Ее основные элементы.Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей.
Структура: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция.
1. Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).
Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по следующим основаниям:
а) по характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается);
б) по степени определенности общая гипотеза может быть абсолютно определенной (только указывает факты, которые обусловливают действие нормы, например сроки давности), абсолютно неопределенной (не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы, например, применение нормы на территории закрытого военного подразделения);
в) по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные (если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств).
2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) - элемент нормы права, опреде-ляющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактовДиспозиции тоже весьма разнообразны и классифицируются по следующим основаниям:
а) по способу описания - на простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточно очевидны; например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии), описательные (содержащие признаки правомерного либо противоправного поведе-ния;; отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы); бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно-правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к соответствующему закону);
б) по своей юридической направленности выделяются предоставительно-обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, например, арендодателя и арендатора); обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа); управомочивающие (указывают на вид и меру возможного поведения, например, избирателя); рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и государство, например, не посещать по туристическим путевкам страны, где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан); запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность, например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии).
3. Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).
55.Виды норм права. Классификационные критерии.Нормы права классифицируются по различным основаниям:
– по отраслевой принадлежности нормы права делятся на нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права и др.;
– по соотносимости с методами правового регулирования различают диспозитивные, императивные, рекомендательные, поощрительные нормы;
– по функциональному назначению нормы права разделяются на нормы материального и нормы процессуального права. Данное основание классификации обусловливается особенностью норм процессуального права которые: адресованы субъектам носителям властных полномочий; определяют порядок реализации норм материального права и имеют «обслуживающий» характер; обеспечиваются специфическими процессуальными санкциями (отмена решения по делу, признание юридически ничтожным принятого правового акта и др.)
– нормативные предписания в соответствии с назначением и местом в системе законодательных и иных нормативных правовых актов подразделяются на следующие виды:
1. Нормативные справки (преамбулы).
2. Отправные нормативные установления (программные положения – задачи, цели, правовые прогнозы); предписания- принципы (общецивилизационные, правового государства, общеправовые и др.); нормативные обобщения (дефиниции, конструкции, презумпции и др.). Это все образует нормативный массив общих частей нормативных правовых актов.
3. Предписания-масштабы поведения – нормативный массивособенных частей нормативных правовых актов.
4. Специализированные обеспечивающие предписания – дополнительные, исключительные, коллизионные, фикции, преюдиции, сроки, примечания и др.
Предложенная классификация нормативных предписаний обусловлена структурой нормативных правовых актов, иерархическим их соотношением, технико-юридическими показателями.
56.Нормы материального и процессуального права. Особенности юридической природы и взаимодействие.В развитой системе права всегда обнаруживается наличие многопрофильных и многоотраслевых его компонентов - области материального и процессуального права. При наличии разночтений в юридической литературе относительно общей оценки процессуального права скажем, что юридический процесс имеет место там, где реализуются властные полномочия управомоченными делать государственную работу субъектами, т. е. правовые формы государственной деятельности - учредительная, правотворческая, правоприменительная и др. В связи с реализацией властных полномочий складывается разрешительный порядок их осуществления, соответствующая процедура совершения действий (стадии) носителями публичной власти. Процессуальное право создаёт оптимальные условия для достижения определённого юридически значимого результата в режиме законности.
Процессуальное право поэтому рассматривается в широкое смысле, т.е. как целостное образование. Оно имеет единую природу и назначение «организовывать» реализацию властных полномочий управомоченными органами государства, органами местного самоуправления, должностными лицами и др. При единстве роли и назначения процессуальное право дифференцируется на нормы учредительного процесса, правотворческого, правоприменительного, надзорного и других процессов, делится не только по отраслевым классификационным критериям. Процессуальное право корреспондирует многоотраслевому блоку норм материального права и взаимодействует с ним в соответствии со спецификой природы и назначения.
Собственно соотношение материального и процессуального права состоит в следующем.
Материальное право регулирует организуемые отношения, в которых субъекты отвечают на вопрос «что делать?», «что не делать?».
Процессуальное право регулирует организационные отношения и отвечает на вопрос «как делать?», «в каком порядке (последовательности) совершать действия?».
Материальное право и процессуальное право в ходе реализации характеризуется неодинаковым составом участников (субъектов). В процессуальных правоотношениях, например, всегда в качестве лидирующих присутствуют субъекты - носители властных полномочий.
Неодинаковыми для материального и процессуального права являются средства принудительного обеспечения. В первом блоке норм, институтов, отраслей действуют гражданско-правовые, административно-правовые и другие санкции норм материального права. Во втором - действуют процессуальные санкции - признание юридически ущербным принятого решения, изменение решения, отмена и др.
В целом процессуальное право по отношению к материальному праву носит производный вспомогательный характер. Оно обеспечивает нормальную реализацию норм материального права.
57.Норма права и статья нормативного правового акта (нормативное предписание).Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать.
Излагая правило поведения, законодатель может: все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.
Структурная характеристика нормы права создаёт условия для её соотнесения со статьями нормативных правовых нормативными предписаниями, т.е. соотношение системы права и системы законодательства переносится на уровень первичных клеточек первого и второго.
В первую очередь следует установить связь нормы права и статьи нормативного правового акта, а затем нормативного предписания.
А. Различают три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта.
I. Норма права и статья нормативного правового акта совпадают, например, ст. 14.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Незаконное получение кредита». Здесь совпадение связывается с наличием в приведённой ст. 14.11 гипотезы, диспозиции и санкции, т.е. с композиционной завершенностью статьи.
II. Норма права шире, чем статья нормативного правового акта. Так, в большинстве статьей ГК РФ, Семейного кодекса РФ и др. обнаруживается один или два элемента нормы права.
III. Норма права может быть уже, чем статья нормативного правового акта. Ст. 213 УК РФ, например, содержит три самостоятельных состава, т.е. три нормы права.
58.Способы изложения норм права в статьях нормативного правового акта.По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:
1) прямой способ - норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;
2) отсылочный (ссылочный) способ - статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта (примером такого способа могут служить нормы УК РФ, которые содержат ссылки на другие статьи, - это, в частности, ст. 139 "Нарушение неприкосновенности жилища");
3) бланкетный способ - статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов, правил (например, при незаконном вооружении для уяснения соответствующей нормы УК РФ должен быть использован Федеральный закон "Об оружии").
Прямой обнаруживается тогда, когда норма права прямо закрепляется в статье нормативного правового акта, например, ст. 122 Жилищного кодекса РФ «Реорганизация жилищного кооператива».
Отсылочный характеризуется закреплением в статье нормативного правового акта одного из элементов нормы права при ссылке на другие статьи того же нормативного правового акта по недостающим компонентам этой нормы. Так, в п. 1 ст. 109 Конституции РФ закрепляется право Президента РФ распустить Государственную Ду-му в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ.
Бланкетный предполагает закрепление части нормы права в Статье нормативного правового акта, а по недостающей части (частям) делается отсылка к статьям другого нормативного правового акта. Бланкетные нормы изобилуют в Уголовном кодексе РФ (нарушение правил дорожного движения, производства строительных Работ и др.).
Предложенные варианты соотношения норм права и статей нормативных правовых актов не исчерпывают всех граней проблемы. Дело в том, что статья акта правотворчества не является микроуровнем системы законодательства. Норме права корреспондирует в плане соотношения предписание законодательства - нормативное предписание. Если нормативное предписание - это логически завершенное государственно-властное веление (установление) непосредственно выраженное в тексте нормативного правового акта (С. С. Алексеев), то нормы права соотносятся с нормативными предписаниями по следующим позициям:
1. Норма права характеризует содержание права (правила поведения), а нормативное предписание - форму его внешнего выражения и закрепления.
2. Норма права - явление всеобщее и универсальное для права, а нормативное предписание - конкретизированное правовое требование (дозволение, запрет, ограничение, поощрение, рекомендация).
3. Норма права - категория науки, а нормативное предписание - юридическое выражение и закрепление правового требования, продукт правотворческой деятельности (практики).
59.Понятие системы права. Структура права.В общефилософском ключе социальную систему характеризуют как целостное множество элементов (компонентов), связанных между собой совокупностью взаимодействий и взаимозависимостей, ориентированных на достижение целей и решение главных задач, стоящих перед обществом.
Применительно к системе права следует исходить из ряда ее существенных признаков (показателей):
она относится к классу социальных систем, обусловленных потребностями развития и функционирования общества в стабильности, упорядоченности, предсказуемости социальных связей;
институциализирована, представлена вовне в нормативных правовых актах и других формах права, придающих ей объективированность;
относится к функционирующим системам при специфической социальной роли и назначении как на уровне целостности, так и по компонентам;
в системе права представлен сложный характер взаимосвязей и взаимозависимо-стей по субординации и по координации, в конечном счете, обеспечивающим внутри неё согласованность и непротиворечивость;
право как системный объект имеет структуру, уровни которой субординированы (уровни нормы права, института права, подотрасли, отрасли права, межотраслевых компонентов, наконец, системы права в целом).
Система права – обусловленное типом социальных связей и особенностями правовой семьи внутреннее строение, структура права, образуемая связью его норм, институтов, отраслей и других компонентов, обеспечивающее целостное урегулирование общественных отношений.
Относительно обособленные структурные элементы права в иерархическом соотношении и логической последовательности располагаются следующим образом:
а) норма права как первичная его клеточка в единстве гипотезы, диспозиции, санкции;
б) институт права как совокупность норм, первичная правовая общность;
в) подотрасль права, тяготеющая при наличии в ее составе обособленных по специфике предмета регулирования норм и институтов к отраслевой обособленности;
г) отрасль права как совокупность логически связанных институтов и норм, регулирующих обособленную область общественных отношений;
д) межотраслевые компоненты системы права – частное и публичное право, материальное и процессуальное право;
е) система права в ее целостности и нацеленности на выполнение социального назначения.
60.Отрасль права: признаки, понятие, виды. Отрасль права – главный компонент в структуре права, в наибольшей мере сосредоточивающий в себе качественные особенности правового регулирования. Она характеризуется следующими показателями.
1. Отрасль права – это совокупность логически связанных институтов права и норм, центральный компонент среди других, центральное звено в структуре права, характеризующиеся качественной спецификой правового регулирования определенной совокупности социальных связей.
2. Она регулирует область (сферу) качественно однородных, обособленных в системе социальных связей, общественных отношений, имеет предмет правового регулирования.
3. В пределах предмета правового регулирования отрасли складывается специфический правовой режим взаимодействия участников и субъектов правоотношений.
4. Отрасль права обеспечивает целостное урегулирование данной области общественных отношений.
Это наиболее самодостаточный компонент в структуре права.
Отрасль права – обособленная совокупность институтов и норм, обеспечивающих целостное регулирование области (сферы) качественно однородных общественных отношений специфическим методом.
По роли и месту в системе права его отрасли неодинаковы. Принято различать профилирующие отрасли права, специальные и комплексные.
К профилирующим относятся конституционное право, гражданское право, административное право и уголовное право. Они содержат исходный нормативный материал, формируют профилирующие юридические режимы, оснащены процессуальными отраслями (компонентами).
К специальным – производные от профилирующих отраслей права, они конкретизируют общий предмет и профилирующий метод правового регулирования в специальной области общественных отношений. Это финансовое, налоговое право, которые примыкают к административному праву; семейное, жилищное право – к гражданскому праву и др.
К комплексным – объединяющие институты и нормы права по различной отраслевой (профилирующей) привязке (природоохранительное право, торговое право, земельное и др.).
61.Предмет правового регулирования. Понятие и виды.Для деления права на отрасли используют два критерия предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм.
Предмет правового регулированияотрасли права – это обособленная область общественных отношений, которая нуждается в урегулировании нормами данной отрасли. Предмет правового регулирования составляет материальный критерий подразделения единого права на его структурные составляющие. Он не зависит от усмотрения законодателя, имеет объективное содержание: имущественные и личные неимущественные отношения в гражданском праве, жилищные отношения в жилищном праве, трудовые отношения в трудовом праве и др.В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил.В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательностькоторых подкреплена достаточно действенной силой. Вместе с тем предмет правового регулирования не мб единственным критерием деления права на отрасли, потому что: 1)общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны; 2)нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами. Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует.
62.Методы правового регулирования.Метод правового регулирования – это совокупность приемов, способов юридического урегулирования общественных отношений. Если предмет правового регулирования образует материальный критерий обособления отраслей права, то метод правового регулирования становится юридическим критерием, складывающимся под влиянием законодателя. Правовой метод поэтому характеризуется набором правовых средств, инструментов, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения в определенном на-правлении развития.
Различие методов правового регулирования обусловливается:
а) особенностями возникновения субъективных прав и юридических обязанностей: из закона, деяния, договора;
б) юридическим положением субъектов в правоотношениях – по субординации, как автономные стороны;
в) неодинаковым порядком реализации субъективных прав и юридических обязанностей – соблюдение, исполнение, применение норм права;
г) разными способами защиты прав и обязанностей субъектов (соглашение, административный, судебный способы) с использованием различных санкций.
Среди профилирующих методов правового регулирования называют: императивный и диспозитивный.
Императивный метод превалирует в уголовном, административном и др. отраслях права, в которых общее юридическое положение субъектов определяется властно-императивными показателями и расположением по субординации.
Диспозитивный метод возобладает в гражданском, предпринимательском праве и др. отраслях права, в которых субъекты автономны, а нормы права действуют на случай, если стороны сами не определили объем прав и обязанностей. Диспозитивный метод нередко конкретизуется, дополняется методами рекомендаций, стимулирований, ограничений.
63.Институт права. Признаки, понятие, виды. Институт права – это первичная правовая общность, которая складывается из совокупности однородных норм права. Институт права регулирует определенный участок общественных отношений внутри (как правило, отраслевого) предмета правового регулирования. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт — лишь их вид. Институт права — гораздо меньшая по сравнению с отраслью совокупность юр.норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Институт права– совокупность норм права, регулирующая обособленные группы общественных отношений внутри отрасли права.
По различным основаниям различают следующие виды институтов права. По функциональному – регулятивные (устанавливающие права и обязанности участников правоотношений – инст-т гр-ва) и охранительные (направлены на защиту нарушенных субъективных прав участников правоотношений – инст-т мер пресечения). В зависимости от характера институты подразделяются на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела). По значимости – отраслевые, межотраслевые (комплексные).
Субинститут права — это упорядоченная совокупность юр.норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни, против здоровья и преступлений против достоинства личности. Между тем важно помнить, что далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Вместе с тем сами институты могут «складываться» в такие более крупные подразделения системы права, как подотрасли. Подотрасль права — это уже не институт, но еще и не отрасль права. Так, авторское право является подотраслью ГП, налоговое право — подотраслью финансового права.
64.Система права и система законодательства. Условия и факторы формирования системы законодательства.Система законодательства – это (в буквальном смысле) система законов. В широком смысле система законодательства интерпретируется как субординация всех нормативных правовых актов, их статей и нормативных предписаний.
Система законодательства имеет строение, складывается из следующих компонентов: нормативного предписания – первичная клеточка законодательства; нормативного правового акта – совокупность нормативных предписаний, обеспечивающих завершенное урегулирование области (видов, вида) общественных отношений; субординации и координационных связей между нормативными правовыми актами, которые образуют их систему.
Система права и система законодательства – явления однопорядковые, но не совпадающие по следующим позициям:
1. Система права характеризует содержание права (правила поведения). Система законодательства – это способ внешнего выражения, оформления правил поведения, придания им общеобязательного значения в официальном источнике.
2. Система права призвана воплощать общечеловеческие ценности: свободу, равенство, справедливость. В системе законодательства обнаруживается блок неправовых законов и других нормативных правовых актов, не соответствующих основным правам и свободам, не выражающих интересы населения страны.
3. Система права в его строении имеет объективный характер. Система законодательства формируется под влиянием субъективных факторов: непрофессионализма, политических предпочтений, ведомственности, развитости или дефицита научных разработок и т. п.
4. Системы различаются по первичным их элементам. В системе права – это норма права, в системе законодательства – нормативное предписание.
5. Система законодательства тяготеет к отраслевому строению (отрасль законодательства, институт законодательства), в котором проявляется соотносимость определенных общностей нормативных правовых актов, статей, нормативных предписаний с определенной отраслью либо институтом права. Например, гражданское законодательство – с учетом вертикального и горизонтального строения нормативных правовых актов этого блока .
65.Признаки и понятие правовых форм государственной деятельности.Основные направления деятельности государства по решению главных стратегических задач (функций) осуществляются преимущественно в правовых формах. Правовые формы разнятся по своему характеру и особенностям, учитывая разноплановость внутренних функций государства, специфику гос.работы по их реализации. Но следует подчеркнуть и их одинаковые признаки: ооа) властно-организационный характер деятельности, которая всегда является официальной (публичной); б) осуществляется эта деят-ть на основании полномочий и в рамках юр. ограничений; в) деят-ть всегда связана с разрешением юр. дел, подведением реальной жизненной ситуации под действие нормативных требований (потребностей); г) порядок осуществления полномочий определяется (регулируется) нормами процессуального права; д) результатом гос-властной деят-ти становится принятие правового акта (правотворческого, правоприменительного, акта официального толкования и др.); е) гос-властная деятельность требует использования приемов и правил юр. техники.
Правовые формы гос.деятельности– организационно-правовые виды реализации властных полномочий органами государства, ОМСУ, должностными лицами, по делегированным полномочиям негосударственными организациями, связанные с выполнением гос. работы (разрешением юр. дел) в порядке, предусмотренном процессуальными нормами, и наступлением юридически значимых результатов.
По определенным здесь критериям правовыми формами гос. деятельности являются: учредительная, правотворческая, правоприменительная, контрольная, надзорная, официальная интерпретационная.
66.Понятие и принципы правотворчества. Правотворчество — это юр.форма гос.деятельности по разработке, изданию, изменению и отмене НПА для обеспечения правового регулирования общественных отношений. Структурное содержание правотворческого процесса состоит из 2 частей: 1) организационные вопросы правотворчества, не связанные юр.значимыми действиями (подготовка проекта НПА, его обсуждение в соответствующей гос. или общественной организации и т.д); 2) юр.оформление, включая решение о подготовке проекта НПА. Обе эти части неразрывно связаны и представляют целостную процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию НПА. Правотворческий процесс основывается на следующих принципах: 1. Полномочность правотворчества (это монопольная деятельность государства; все нормы права создаются государством, которое придает им статус общеобязательных правил поведения); 2. Профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.); 3. Законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе конституции, иных законов и подзаконных актов); 4. Научность (в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.); 5. Оперативность (предполагает своевременность принятия нормативных актов); 6. Гласность (официальное опубликование НПА).
67.Функции правотворчества. Правотворчество — это юр.форма гос.деятельности по разработке, изданию, изменению и отмене НПА для обеспечения правового регулирования общественных отношений. Категория «функции» показывает основные направления правотворческой работы по достижению целей юр. урегулирования общественных отношений. В процессе правотворчества реализуются следующие функции: 1) обновление законодательства, т.е. своеобразное очищение его от рутины и ведомственной урегулированности; Обновление законодательства осуществляется посредством его интенсификации, специализации и унификации. Интенсификация – способствует тому, что юридически правильное, всесторонне регулирование общественных отношений осуществляется и за счет издания новых НПА, и путем повышения качества, эффективности действующего законодательства, усиления его научной обоснованности. Специализация ставит цель юр.обеспечить изменения и новизну общественных процессов в соответствии с особенностями их проявления. Унификация – создание актов, которые упрощали бы законодательство. 2) обеспечение верховенства закона посредством первичного урегулирования общественных отношений в определенной сфере или по определенному вопросу во всех сферах жизни общества; 3) восполнение пробелов в праве (устранение противоречивости, увеличение массива технико-юридических предписаний); 4) официальная систематизация НПА. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования Российского законодательства.
68.Стадии и виды правотворчества в РФ. Правотворчество — это юр.форма гос.деятельности по разработке, изданию, изменению и отмене НПА для обеспечения правового регулирования общественных отношений.
Различают следующие стадии правотворчества:
а) разработки проекта правотворческого НПА; б) правотворческой инициативы; в) обсуждения проекта НПА и голосования; г) согласования (подписания) НПА; д) обнародования принятого НПА. Процессуальная форма правотворческой работы образует режим этого вида гос-властной деятельности. С одной стороны, это режим самоограничения субъектов правотворчества; с другой – режим полновесного использования правотворческих полномочий.
Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.
Классификация правотворчества дается исходя из двух оснований: по субъектам, по результатам.
В зависимости от субъектов правотворчества:
а) правотворчество гос. органов;
б) делегированное (санкционированное) правотворчество;
в) непосредственное правотворчество народа (референдум).
Внутри этих видов выделяют: правотворчество должностных лиц, правотворчество ОМСУ (делегированное), правотворчество негосударственных организаций (делегированное или санкционированное).
В зависимости от результатов правотворчества:
1. Законотворчество – правотворчество органов гос. власти (Федерального парламента, парламентов субъектов федерации, путем референдума), где принимаются законы, обладающие высшей юридической силой и верховенством в системе других НПА.
2. Правотворчество Президента РФ, указы которого не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ. Указы находятся с другими подзаконными актами в отношениях субординации.
3. Правотворчество органов исполнительной власти – федеральных и субъектов федерации – постан