Государственная власть как разновидность социальной власти. Легальность и легитимность государственной власти.
Следует уяснить, что любая социальная общность нуждается в организации, управлении, поддержании системы социальных связей. Исходной поэтому становится категория «социальная власть», которая определяется как основанное на силе или авторитете воздействие на поведение людей и приведение социальных связей в запрограммированное состояние (власть в семье, общественном объединении, государстве, обществе). Соц власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц. Гос власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии. Она отличается: субъектами – носителями властных полномочий (ветви власти, государственные органы, должностные лица); имеет публично-политический характер и официальное юридическое закрепление; распространяется на все общество; решает либо задачи классового подавления, либо приведение общества к согласию, равновесию и благополучию; поддерживается потенциальной возможностью государственного принуждения.
Легальность государственной власти означает ее юридическое оформление и устроение (конституирование) на основе норм права. Любая власть отсюда если она юридически закреплена, сформирована в установленном порядке и функционируют – является легальной (легализованной) властью. Легитимность определяет качественную сторону соотношения и взаимодействия государственной власти и населения страны. Она означает признание данной государственной власти как единственно возможной для граждан государства. Выделяют типы легитимности госвласти: рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на законе; идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; традиционный, когда власть признается оправданной в силу обычаев, традиций; харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера .Переходное общество и государство, условие социальной напряженности, неуверенности и нестабильности не создают условия для признания государственной власти легитимной. В России идет процесс легитимации государственной власти, завершение которого нужно связывать с формированием гражданского общества и гармонизацией его взаимодействия с социальным демократическим государством.
20.Понятие и классификация функций современного демократического государства. Проблемы оптимизации институтов власти.Внутренние функции :1) функция всемерного обеспечения реализации основных прав и свобод человека и гражданина. Она объективно имеет приоритетное значение, поскольку все другие направления деятельности подчинены этой главной функции и призваны создавать гарантии реализации прав и свобод в социально-экономической, правовой идругих сферах жизни.2)социальная функция. Правильно отмечается в учебной литературе, что главное ее назначение – устранять или смягчать возможную социальную напряженность, обеспечивая свободное развитие, вовлечение в активную деятельность, а стало быть, и достойную жизнь, защищенность прежде невостребованных слоев населения. Социальная функция охватывает формы социальной помощи нуждающимся в государственной поддержке.3)экономическая.- должны обеспечиваться свобода форм собственности и ведения хозяйственной деятельности, единство экономического пространства, привлекательный инвестиционный климат, свободное перемещение товаров, поддержка конкуренции, высокая технологичность производств, гарантии от произвола чиновника и др. 4) упрочение законности и охраны правопорядка-охраны прав, свобод и упрочения законности (В.М. Корельский, А.В. Малько).5)функция экологической безопасности,связанная с решением важной задачи обеспечения права на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Государство в этой области заботится о планировании и нормировании качества окружающей среды, предотвращении экологически вреднодеятельности, а также техногенных катастроф; предвидении и смягчении последствий стихийных бедствий и природных катастроф; предупреждении и ликвидации аварий; поощрении создания резервных фондов, системы страхования жизни, здоровья, имущества граждан; в случаях нанесения ущерба экологическими бедствиями и т п.Круг внутренних функций современного государства не является исчерпывающим. Во внешних функциях современного государства также обнаруживается смена приоритетов по сравнению с неразвитым государством. В ядерный век на первый план выдвигается задача мирного сосуществования государств и поддержания международного мира. Ей соответствует функция государства. Важной являетсяфункция налаживания международного сотрудничества и интеграции в мировую экономическую, политическую, правовую и др. реальность.
В условиях формирования гражданского общества и современного государства социальной демократии, роль и назначение последнего меняются. Во-первых, появляются новые, неизвестные ранее функции; во-вторых, все внутренние функции обеспечивают решение общесоциальных задач и исчезает их деление на основные и неосновные; в-третьих, внутренние функции целенаправленны на преодоление противостояний, поддержание равновесия, обеспечение благополучия общества. В конкретном наборе функций называют: обеспечение реализации основных прав и свобод человека и гражданина, социальную, экономического регулирования, укрепления законности и правопорядка, охраны окружающей природной среды, демографическую и др. Сохраняют свое значение функции государственных органов. Во внешних функциях государства социальной демократии приоритетной становится функция поддержания мира и международной стабильности. Далее, называю функцию укрепления дружбы и международного сотрудничества, обеспечения международного правопорядка и др.
21.Формы и методы осуществления функций государства.Выделяют правовые и организационные формы осуществления функций государства. Правовые формы реализации функций государства – это виды процессуальной деятельности носителей государственно-властных полномочий, реализация которых направлена на решение главных задач и достижение целей государственной деятельности, соответственно, гарантированное осуществление функций государства
Признаки правовых форм осуществления функций государства:
– предметный компонент; наименование функций государства как основных направлений деятельности ориентирует на соответствующий предмет этой деятельности – обеспечение реализаций основных прав и свобод человека и гражданина, социальная, экономическая и др.;
– деятельность по осуществлению функций государства всегда имеет официальный характер, документальное оформление;
– порядок осуществления функций государства регулируется нормами процессуального права, в которых находят отражение властные полномочия, порядок их реализации и результат;
– правовые формы деятельности по осуществлению функций государства ориентируют на достижение юридически значимого результата - принятие нормативных правовых актов в русле решения государством главных задач, актов, закрепляющих результаты учредительной деятельности, применения норм права, актов надзорной деятельности и др.
К правовым формам реализации функций государства относятся: учредительная деятельность, правотворчество, применение норм права, официальная интерпретационная деятельность, контрольная деятельность, надзорная деятельность.
Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами. К правовым формам относятся:
1) правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;
2) правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;
3) правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.
К организационным формам относятся:
1) организационно-регламентирующая - текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;
2) организационно-хозяйственная - оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;
3) организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.
Функции государства и его органов реализуются с использованием разнообразных методов. Среди них – методы законности, информационный, убеждения и воспитания, рекомендаций. Государство использует, наконец, потенциальную силу государственного принуждения.
22.Формы государства: понятие и основные элементы.Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
В форме государства выражается его строение:
1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;
3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.
Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.
23.Формы государственного правления. Формы государственного правленияопределяются как порядок учреждения (конституирования) структур высшей власти в государстве, их взаимодействие друг с другом на основе баланса полномочий, а также с населением страны. Различают: монархии и республики.
Монархия как форма правления имеет место там, где высшая власть в государстве сосредоточена в руках одного лица (монарха) либо делится с другими органами высшей власти и передается в соответствии с законом по наследству.
В зависимости от объема полномочий монарха монархии
классифицируются на абсолютные, дуалистические, конституционные (ограниченные).
В абсолютной монархии отсутствует система разделения властей, монарх сосредотачивает политическую власть, концентрирует в своих руках законодательство, исполнение законов, отправление правосудия. Власть монарха неограниченна.
В дуалистической монархии монарх – глава государства. Он осуществляет функции главы исполнительной власти, обладает правом издавать имеющие силу закона указы. В дуалистической монархии законодательствует парламент при наличии абсолютного права вето монарха на законы парламента.
В конституционной (ограниченной) монархии монарх – глава государства, а законодательную, исполнительную, судебную власти осуществляют конституционные органы
Республика как форма правления имеет место там, где органы высшей власти избираются населением или его представителями (выборщиками) либо формируются напрямую или при участии общегосударственных органов народного представительства на определенный срок.
Известны парламентская, президентская, смешанная республики.
Парламентская республика (Италия, ФРГ и др.) характеризуется следующими особенностями:
1. Значительной ролью парламента, его формальным верховенством в системе разделения властей: а) парламент формируетправительство из представителей партийного большинства; б) правительство ответственно перед парламентом; в) при утрате поддержки парламентского большинства правительство отправляется в
отставку.
2. Своеобразным статусом главы государства – президента, который: а) избирается парламентом; б) является конституционным главой государства; в) обособлен от исполнительной власти и не ответственен за действия правительства; г) имеет право распускать парламент и назначать новые выборы в ситуациях правительственного кризиса.
3. Развитостью партийной системы (многопартийностью),автономностью других институтов гражданского общества.
Президентская республика (США, Мексика и др.) имеет сле-
дующие особенности:
1) Президент избирается населением или его представителями (выборщиками), т.е. внепарламентским путем.
2) Президент является главой государства, главой правительства, возглавляет Совет Безопасности, определяет внешнеполитический курс, является главнокомандующим, т.е. занимает пять должностей.
3) Правительство формируется президентом и ответственно перед ним, а не перед парламентом.
4) Отсутствует право роспуска парламента, который не имеет права отправить правительство в отставку.
5) Президент имеет право вето на законодательные акты парламента.
6) Президент представляет одну из политических партий.
Для полупрезидентской (президентско-парламентской) республики (Финляндия, Польша и др.) характерны следующие признаки:
1. Президент и парламент отдельно избираются населением(избирателями) страны.
2. Президент – глава государства – участвует вместе с палатам парламента в формировании правительства, возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим, определяет направления внутренней и внешней политики, т.е. занимает пять должностей.
3. Правительство ответственно перед президентом и парламентом.
4. Парламент не может отправить правительство в отставку.
Это прерогатива только президента.
5. Президент не имеет право распустить парламент и назначить новые выборы.
Особенности смешанной президентско-парламентской, полупрезидентской систем правления (Франция, Португалия, Россия и др.):
1) Президент и парламент отдельно избираются населением (избирателями).
2) Правительство формируется по инициативе президента и по согласованию с парламентом. Президент контролирует акты правительства, может председательствовать на заседаниях правительства.
3) Президент является главой государства, гарантом Конституции, определяет направления внутренней и внешней политики, возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим вооруженных сил.
4) Парламент может ставить вопрос о вотуме доверия правительству.
5) Президент может при наличии оснований распустить нижнюю палату парламента и назначить новые выборы.
6) Президент имеет право удалить правительство в отставку без ссылки на основания.
7) Президент имеет право вето над законами, принимаемыми
парламентом.
24.Формы государственного устройства.Форма государственного устройства определяется как территориальная организация государства, порядок формирования и взаимодействия территориальных единиц. Различают следующие разновидности государств: унитарные, федерации, конфедерации, содружества государств.
Унитарные (простые) государства − это такие, территория которых образует административно-территориальные единицы, не имеющие признаков государственных образований
Особенности унитарного государства.
1. Это централизованное государство, не имеющее в своем составе территориально обособленных государственных образований.
2. Такое государство имеет единую систему власти (законодательную, исполнительную, судебную), а территориальные органы подконтрольны центру.
3. Оно имеет единую систему законодательства.
4. Для унитарного государства характерна единая система налогообложения.
5. В таком государстве существует единое гражданство.
6. Это государство имеет единый центр представительства в международных отношениях.
Федеративное государство имеет сложную территориальную организацию, состоящую из государственных образований(субъектов федерации), обладающих определенным объемом суверенных прав (ФРГ, Россия, США и др.)
Особенности:
1. Федерации имеют два уровня организации власти – федеральный и субъекта федерации (законодательные, исполнительные и судебные ветви власти).
2. Формируются две системы законодательства: федеральное
и субъектов федерации.
3. Создается возможность иметь гражданство общефедеральное и гражданство субъекта федерации.
4. Существует двухканальная система налогообложения.
5. Отсутствует право выхода из состава федерации.
6. Субъекты федерации самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства.
Конфедерация – это государственно-правовой союз суверенных государств, создаваемый для достижения определенных целей.
Особенности: 1. Это не союзное государство (как в федерации), а союз суверенных государств.2. Создание конфедерации не образует нового государства.
Это договор между суверенными государствами.
3. В конфедерации есть право выхода из союза и договора.
4. В конфедерации нет единой централизованной власти –законодательной, исполнительной, судебной. Конфедеративные структуры создаются из представителей суверенных государств и не имеют властных полномочий по отношению к населению.
5. Конфедерация не имеет единой территории, налогообложения, финансовой системы.
Содружество государств – это союз суверенных государств, складывающийся на основе экономической, ресурсной, социально-культурной, образовательной, валютной и др. интеграции, создающий условия для взаимовлияния и выравнивания развития входящих в состав союза субъектов (Европейский союз, возможно СНГ).
1. Содружество государств, как правило, формируется на базе достигнутого уровня развития – рыночная динамичная экономика, ценности демократии, в том числе признание и реализация основных прав человека, развитость и адаптируемость правовой системы и др.
2. Содружество государств складывается на международно-правовой договорной основе.
3. Государства содружества не утрачивают и не уступают в пользу союза суверенных прав.
4. Члены содружества имеют право выхода из союза.
5. Содружества могут формировать надгосударственные структуры и правовые институты (европарламент, европравительство, евросуд, интерпол, евроконституция и др.), не имеющие прямых властных полномочий по отношению к гражданам государств.
6. В содружестве нет единой территории и границ, единого гражданства, единой системы налогообложения и финансовой сис-темы, но возможно единое таможенное пространство, валюта и др