Право по его сущности можно определить как нормативную форму упорядочения, воспроизводства и стабилизации общественных отношений, охраняемую средствами юридического процесса и гос. принуждением.
8.Принципы права.
Сущность и социальное назначение права раскрывается и конкретизируется в его принципа и функция.
Принципы права - исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют основу возникновения, развития и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права как демократического или напротив, тоталитарного.
В юридической науке сложилось деление принципов права на общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые.
Общеправовые принципы характеризуются тем, что относятся к праву в целом, распространяются на все его отрасли, объединяют как бы цементируют их, способствуют стабильности действующей системы права.
К общеправовым принципам российского права относятся: федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в праве. Принцип федерализма отражает федеральное устройство России. Основным Законом государства закреплено, что Конституция РФ и фед. Законы имеют верховенство на всей территории РФ. Вместе с тем четко определены соотношение различных нормативных актов, издаваемых в РФ, и юридическая сила выражаемых в них правовых норм.
Упорядочивая соотношение и взаимодействие федеральных нормативных правовых актов и содержащихся в них правовых норм, принцип федерализма служит предупреждению и разрешению возможных коллизий между ними, обеспечению стабильного и гармоничного функционирования единой для всей федерации системы права.
Принцип законности, закреплен в КРФ (ст. 15 и др.), утверждает всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных нормативных актоов, верховенство и единство закона. Равенство граждан перед законом и судом и вытекающую из него за совершенное правонарушение, пронизывает все стороны действия права, начиная с его формирования в процессе правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права.
Одним из основополагающих принципов является сочетание убеждения и принуждения (связаны с регламентируемой правовыми нормами деятельностью гос-ва,правовыми формами выполнения им своих функций), также принцип сочетания стимулирования и ограничений.
Наряду с общими принципами права существуют также межотраслевые и отраслевые принципы. В качестве примеров межотраслевых принципов можно сослаться на принципы гласности и состязательности ( ГПП, УПП), неотвратимости юридической ответственности за совершение правонарушения, закон обратной силы не имеет (УП, АП) и другие.
Примерами отраслевых принципов могут служить принципы равенства сторон и свободы договора (ГП), принцип субординации (АП), принцип презумпции невиновности (УП).
Функции права
Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
Делятся на общесоциальные и специально-юридические. Общесоциальные: экономическая ф-я (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет различные формы собственности); политическая ф-я (регламентирует полит.отношения, регулирует деятельность субъектов полит.сиситемы); воспитательная ф-я (отражает опред.идеологию, оказывает сецифическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения); коммуникативная ф-я (выступает способом связи между субъектом и объектом управления). На специально-юрилическом уровне право выполняет регулятивную и охранительную ф-ии.Главная цель права – обеспечение порядка и стабильности общественных отношений.
Соотношение права и морали
Термины «мораль» и «нравственность» употребляются в основном в одном значении - как слова-синонимы. Тем более они равнозначны в прикладном аспекте (в плане задач юридической науки). Хотя некоторые специалисты в области этики (науки о морали) различия здесь усматривают. Гегель также разделял мораль и нравственность, называя право, мораль и нравственность тремя последовательными ступенями в развитии объективного духа. В то же время латинское «mores» означает не что иное, как «нравы».
В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.
Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.
Общие черты:
а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;
б) являются основными регуляторами поведения;
в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;
г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;
д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.
Различия:
1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.
2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна:в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).
3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.
4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конечно, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.
5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм.
6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой(законом связи элементов) как система права.
7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлинно моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.