Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и другими элементами политической системы.
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. (ст.3 ФЗ "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ)
Политическая партия (от лат. pars, partis - часть) - наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, формулирующая и выражающая его интересы. Главные цели политической партии:
· Формирование общественного мнения;
· Осуществление полит. образования и воспитания граждан;
· Выражение мнения по вопросам общест. жизни и доведении его до широкой общественности и органов гос. власти;
· Выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов. Важнейшие признаки политической партии:
· Политическая, общественная (негосударственная) организация, имеющая свою программу и устав;
· Участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении;
· Стремление овладеть гос. властью, то есть стать правящей;
· Связь с избирательной системой;
· Отражение определенной идеологии;
· Представление интересов опред. слоев и групп населения;
· Ее существование в качестве средства рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры и как формы политического обучения масс;
· Участие в разработке и осуществлении политического курса страны, зависящее от ее положения (правящая или оппозиционная) в политической системе.
Функции политической партии:
· обеспечение связи между обществом и государством;
· стимулирование активного участия граждан в политической жизни;
· оказание влияния на формирование государственной политики;
· способствование развитию политической культуры и политического сознания;
· выдвижение кандидатов на выборах в органы государственной власти.
Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии – политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем, они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного аппарата и партийного, и одна партия является не только правящей, но и государственной.
Формы взаимодействия государства и партий:
Участие в формировании выборных представительных органов государственной власти.
Участие в формировании политического курса государства определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики. Это относится и к правящей, и к оппозиционной партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппозиционные партии имеют определенные возможности для такого влияния, например, путем: а) участия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются подходы партии к решению тех или иных актуальных проблем;
б) обнародования предвыборных платформ, программ;
в) подготовки и продвижения на государственные посты своих лидеров;
г) формирования общественного мнения и при его помощи давления на государственные органы и курс политики государства.
3. Влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов. Эта форма выражается во внесении предложений о принятии новых законов, иных нормативных правовых актов, об отмене существующих; в использовании права законодательных инициатив через своих депутатов.
Государство, в свою очередь, воздействует на политические партии по следующим каналам:
а) регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рамки их деятельности;
б) регламентирует их участие в избирательных кампаниях, например, путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т.д.;
в) решает вопросы о конституционности партий посредством конституционного правосудия;
г) контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение их предприятий; соблюдение запрета использовать политическими партиями средств на предвыборную кампанию от иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.
Это так называемое внешнее регулирование деятельности партий. Внутреннее регулирование осуществляется самими партиями в своих уставах, положениях, иных актах партийных органов, в которых определяется структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.