Понятие метода и методологии науки теории государства и права.

Понятие формы государства, ее виды и значение при определении политико-правового статуса государства.

Форма государства – совокупность его внешних признаков (элементов), раскрывающие порядок образования и публичных органов государства, территориального устройства государства, приёмы и методы осуществления государственной власти. Включает в себя 3 взаимосвязанных элемента: форму правления, форму гос-ного устройства и форму гос-ного режима.

Форма правления – это организация верховной государственной власти, порядок образования его органов и взаимодействия его с населением. В зависимости от особен-тей формы правления гос-тва подразд-тся на монархические и республиканские;

Форма государственного устройства – территориальное устройство гос-ва, характеризующее взаимоотношения между частями. По форме гос-ного устройства гос-тва подразд-тся на унитарные, федеративные и конфедеративные;

Политический режим – совокупность приёмов, методов, средств управления страной, осуществления гос. власти. В зависим-ти от особен-тей набора данных приемов гос-ного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Факторы, влияющие на выбор формы государства

На выбор новых и изменение существующих форм государства оказывают влияние разные факторы, включая :

1) внутренние:

· наличие определенной идеологии;

· ступень и своеобразие экономического развития;

· уровень культуры (особенно политической);

· географическое положение страны, ее размеры;

· национальный состав населения;

· особенности социальной структуры общества;

· религия и т.д.

2) внешние:

· опыт других стран;

· влияние (вмешательство) во внутренние дела других государств.

Влияние внешних факторов на формы государства может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях.

Важность выбора конкретной формы государства объясняет то, что в некоторых случаях решение этого вопроса протекает в обстановке острых конфликтов (кратковременных или продолжительных), борьбы, которая может проходить как в мирных, так и немирных формах.

ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ЧЕЛОВЕК. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи.

Виды правового статуса

· общий, или конституционный, статус гражданина;

· специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;

· индивидуальный статус;

· статус физических и юридических лиц;

· статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;

· статус российских граждан, находящихся за рубежом;

· отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.;

· профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

· статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны - право на жизнь, на труд, образование, получение медицинского обслуживания, на защиту собственности и пр.

Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.

Специальный или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица: пол - лица мужского пола, согласно российскому законодательству, обязаны нести военную службу; возраст - с совершеннолетием наступает полная дееспособность, т.е. возможность в полном объеме осуществлять свои права и исполнять обязанности.

СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГИПОТЕЗЫ, ДИСПОЗИЦИИ И САНКЦИИ.

Диспозиция — это часть правовой нормы, в которой содержится само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношения и которое является сердцевиной, стержнем, основной частью нормы права.

Санкция — это завершающий структурный элемент юридической нормы. В ней выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям нормы права. Так, родители обязаны заботиться о своих детях, воспитывать их, содержать и т. д. В том случае, если они не будут этого делать, они могут быть лишены родительских прав.

Структура нормы может быть представлена в виде следующей формулы:

Если — То — Иначе

Содержание правоотношения. Понятие и структура субъективного права и

Правоотношения.

Правосубъектность физических лиц как субъектов правоотношения - это предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участниками правоотношения.

В основании определения природы правосубъектности физического лица лежат два критерия:

возрастная характеристика (определённый возраст)

зрелость психики, отсутствие психологических дефектов

Состав правосубъектности физического лица:

1.правоспособность

2.дееспособность

3.деликтоспособность

Правоспособность - способность индивида иметь субъективные юридические права и исполнять субъективные юридические обязанности. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается со смертью лица.

Правоспособность - не количественное выражение прав субъекта, а постоянное гражданское состояние личности; не само обладание правами, а способность обладать правами, приобретать субъективные права.

Возраст, психическое и физическое состояние гражданина не влияют на его правоспособность. Правоспособность является равной для всех граждан независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным организациям и др.

Дееспособность - предусмотренная нормами права способность индивида самостоятельно, своими осознанными действиями, осуществлять (использовать и исполнять) субъективные юридические права, обязанности и нести ответственность.

Дееспособность, в отличие от правоспособности, зависит от возраста, физического состояния лица, а также иных личных качеств человека, которые появляются у него по мере умственного, физического, социального развития.

Полная дееспособность наступает с момента гражданского совершеннолетия.

Как правило, в большинстве отраслей права дееспособность и правоспособность совпадают в одном лице, они неразделимы, кроме гражданского (и частично семейного) права, где недееспособный человек может быть субъектом конкретных правоотношений.

В гражданском праве имеется градация различных степеней дееспособности.

Полная дееспособность наступает с 18 лет.

Ограниченная дееспособность в разных отраслях права возникает с разного возраста. Так, в гражданском праве, согласно ст. 26 КГ РФ, признается ограниченная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, согласно ст. 28 ГК РФ, вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Ограниченная дееспособность выражается в следующем:

ограничение прав и свобод человека и гражданина законом государства предусмотрено в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности страны;

ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно по решению суда вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Абсолютная недееспособность установлена для лиц, признанных недееспособными решением суда вследствие душевной болезни или слабоумия.

Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе как по решению суда и в соответствии с законом. Отсутствие у детей и психически больных собственной дееспособности заменяется дееспособностью других, специально определенных лиц - родителей, опекунов или попечителей. Следовательно, правосубъектность - категория цельная, и в области гражданского права она также образует единство правоспособности и дееспособности: здесь вместо правоспособного, но недееспособного лица может выступать его законный представитель.

Деликтоспособность - способность нести ответственность за совершенные правонарушения. В ряде случаев деликтоспособность предшествует наступлению полной дееспособности. Например, уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет, а за некоторые виды преступлений она наступает с 14 лет. Примечательно, что не достигнув полной дееспособности, эти лица – деликтоспособны. [2]

Предпосылкой деликтоспособности является вменяемость, т.е. способность в момент совершения общественно опасного деяния отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

Правосубъектность юридических лиц

Правосубъектность юридических лиц (коллективных субъектов правоотношения) - это правоспособность и дееспособность государственных и негосударственных организаций: государственных органов, государственных предприятий и учреждений, общественных объединений, коммерческих (хозяйственных) корпораций, религиозных организаций и др.

Юридическое лицо - организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде. Юридическое лицо - не всякий коллективный субъект, а коллективный субъект в определенной отрасли деятельности - хозяйственной, социально-культурной, содержанием которой являются товарно-денежные отношения, участие в гражданском (имущественном) обороте. Статусом юридического лица коммерческие и некоммерческие организации наделяются по закону.

Принципы законности.

Законность - это требование общества и государства, состоящее в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.

Правопорядок - это объективная необходимость и закономерность развития общества, он является правовой формой образа жизни, обеспечивает нормальное функционирование общества, является эталоном для его членов в выборе ими поведенческих решений.

Правопорядок является результатом проявления законности. Существует прямая зависимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопорядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.

Правопорядок и законность в современном обществе составляют основу правовой культуры общества. Установление правопорядка ведет к стабильности общества, расширению демократии и свободы личности, гарантированности прав личности, учету ее интересов, а также к выполнению обязанностей и несению ответственности. Правовое положение личности, правопорядок и демократия тесно взаимосвязаны и при демократическом режиме образуют единую внутренне согласованную социальную систему.

Законность и правопорядок в современном обществе существуют неотделимо друг от друга, поэтому укрепление законности ведет к укреплению правопорядка и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.

В современной России государство устанавливает гарантии законности и правопорядка, которые представляют собой совокупность условий и способов, позволяющих реализовать правовые нормы, осуществлять права и исполнять юридические обязанности.

Принципы законности — это основополагающие идеи, на которых базируется законность, идеи, реализация которых делает законность эффективной и действительной.

Относят:

1.Верховенство Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, закона;

2.единство законности- требует единообразного понимания и применения законов на всей территории страны. Законность будет единой лишь тогда, когда по аналогичным, типичным делам принимаются одинаковые, типичные решения. Это предполагает вынесение решений по одинаковым, типичным делам на основе одних и тех же норм, их одинаковое толкование, одинаковую юридическую квалификацию.

3.целесообразность законности.- нельзя обходить закон, отступить от требования закона по тем мотивам, что применение закона, строгое следование закону в данной конкретной ситуации нецелесообразно, неэффективно или даже вредно.

4. Равенства перед законом- в процессе реализации законов все в равной степени должны соблюдать законы и в равной степени нести ответственность перед законом в случае его нарушения. Никакое должностное, социальное, имущественное положение, прошлые заслуги, принадлежность к той или иной национальности, партии и т.д. не освобождают от соблюдения законов и от ответственности за их нарушение.

И предупреждения.

Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Виды юридических коллизий РФ:

1) между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);

2) между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);

3) между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);

4) между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);

5) между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);

6) между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Известны следующие виды коллизий норм права: темпоральные, пространственные, иерархические (субординационные), содержательные.

Темпоральные коллизии возникают в результате издания в разное время по одному и тому же вопросу двух и более норм, содержащих разные правовые предписания.

Пространственные- обусловлены несовпадением границ регулируемых общественных отношений с границами действия норм.

Иерархические коллизии есть несогласованность норм разной юридической силы.

Содержательные коллизии возникают между общими и специальными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений, если они регулируют одну и ту же ситуацию.

Существует несколько способов разрешения коллизий: 1) отмена старого акта; 2) принятие нового акта; 3) внесение изменений в действующие акты;

4) систематизация законодательства; деятельность судов; 5) референдумы; 6) переговоры через согласительные комиссии; 7) толкование и др.

Способы предупреждения:

1)действие субъектов строго в рамках конституционных установлений, законов, а также в пределах закрепленной компетенции;

2) предварительные юридические экспертизы актов и согласования для предотвращения коллизий в законодательстве;

3) систематизация действующего законодательства, что делает его обозримым и позволяет своевременно выявлять коллизии;

4) периодическая инвентаризация правотворческими органами своей продукции для выявления несогласованностей норм и других коллизий;

5) анализ эффективности нормативных правовых актов, что способно установить коллизии в праве;

6) предвидение конфликтной ситуации в нормативном материале, что позволяет предотвратить коллизии в праве.

Понятие метода и методологии науки теории государства и права.

Методология – это совокупность методов познания предмета науки, а также знания об этих методах.

Метод науки - совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

Метод ТГП - совокупность приемов и способов, с помощью которых изучаются государственные правовые явления.

Выбор метода предопределяется не только особенностями предмета исследования, но и способностями автора использовать по своему усмотрению такие приемы и средства познания, которые позволят, по его мнению, получить научно обоснованный результат, а также идеологической позицией ученого.

Система методов ТГП:

1. Всеобщие филосовские – это философско- мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы познания и понимания окружающего мира:

· Материализм – окружающий мир материален, вне зависимости от нашего сознания.

· Идеализм – основывается на утверждении. Что окружающий мир существует благодаря нашему сознанию

· Диалектика – учение о развитии бытия и мышления, использующая принципы всеобщего развития и связи явлений, всестороннего изучения объекта и законов, единство и борьба противоположностей, переход количественного в качественное.

· Метофизика – явления рассматриваются как неизменные и с другими не связанные.

2. Общенаучные методы – это приемы и способы, используемые в ряде наук:

· анализ (предполагает условное разделение сложного государственно-правового явления на части);

· синтез (напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей);

· индукция – умозаключения носят вероятностный характер (от частного к общему)

· дедукция – умозаключения истины (от общего к частному)

· аналогия – познание путём сравнения похожих объектов

· моделирование – построение и изучение моделей будущих или реальных предметов и явлений

· абстрагирование

3. Специальные методы - они разрабатываются и используются специальными науками, но широко применяются и другими в том числе юридическими:

· системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);

· структурно - функциональный (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим);

· статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления);

· конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом повелении субъектов в государственно-правовой сфере);

· сравнительный (предполагает исследование государственно-правовых явлений с помощью сравнения)

· математический (заключается в использовании математических законов, категорий для изучения познания государства и права)

4. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук.

· метод правового эксперимента (связан с проверкой того или иного проекта решения в ограниченном масштабе с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования)

· формально-юридический (право и государство изучаются в «чистом» виде, вне связи с другими сферами);

· кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления

· сравнительное правоведение (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств).

· Правовое прогнозирование – это основанное на анализе изучение конкретных перспектив развития государственно- правовых явлений

· Синергетический (обращает внимание на случайное, хаотичное, нелинейное возникновение систем и их развитие, изучает, каким образом возможна самоорганизация систем, исследует нестабильную и неустойчивую структуру).

Таким образом, целостное и наиболее полное познание государственно-правовых явлений происходит на завершающей теоретической стадии познания, а используемые в процессе углубляющегося познания методы составляют единый, органически целостный механизм, который в своем совокупном, системном взаимодействии можно назвать методом теории государства и права. Специфика этого метода состоит в теоретическом познании общих закономерностей развития государства и права. Поэтому, когда в литературе перед теоретиками ставится задача разработки методов предметно-практической деятельности законодателей и правоприменителей, то следует помнить, что это задача не для теоретиков, а для отраслевиков, анализирующих содержание конкретных юридических актов применительно к конкретным жизненным ситуациям.

5. Система права и правовая система: их соотношения.

Под правовой системой понимают совокупность правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также других элементов, характеризирующих правовое развитие страны. Правовая система - это комплексное образование, которая охватывает собой все правовые явления.

В правовой системе выделяют следующие основные элементы: система права, система законодательства, правовые отношения, правовую политику, правовую культуру, правосознание, правовые понятия, принципы и символы, правовые институты и правовые учреждения, которые осуществляют правовую политику, занимаются правотворческой и правоприменительной деятельностью, юридической практикой.

Система права – это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременно в дифференциации на отрасли, подотрасли, институты и субинституты права.

Признаки системы права:

Во-первых, система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право должно отражать потребности общества. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.

Во-вторых, для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.

В-третьих, система права как целостное образование охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права.

Анализ структуры правовой системы позволяет выделить следующие различия между ней и системой права:

1) Они соотносятся как целое и часть, поскольку система права является составной частью правовой системы

2) Они различаются по объему, правовая система более широкое понятие, чем система права.

3) Предмет и метод… В основе деления системы права на отрасли лежит предмет и метод правового регулирования. Главным, ведущим критерием разграничения права и отрасли выступает предмет правового регулирования. Предмет правового регулирования – это обособленная часть качественно однородных общественных отношений регулируемых нормами права. Каждая отрасль имеет свой предмет правового регулирования. Например, предметом регулирования Гражданского права является имущественные и тесно связанные неимущественные отношения.

Не любая обособленная часть качественно однородных отношений может стать предметом правового воздействия. Предметом правового регулирования могут быть только те отношения, которые в данных исторических, культурных условиях требуют правового регулирования как правило это такие отношения, которые обладают следующими свойствами: Устойчивостью и повторяемостью. Это обстоятельство дает возможность законодателю фиксировать правовые отношения субъектов. Способность к внешнему правовому контролю. Заинтересованность государства и общества в правовом регулировании этих отношений. Вспомогательным критерием разграничения системы права на отрасли выступает метод правового регулирования. Метод правового регулирования – это совокупность юридических приемов и способов воздействия права на общественные отношения. Метод правового регулирования обладает следующими признаками: Юридические факты необходимы для возникновения правоотношений. Юридические положения участников правоотношений, которые определяются определенностью и автономностью субъективных прав и юридических обязанностей субъектов. Порядком установления субъективных прав и юридических обязанностей. Путями и средствами обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей. Виды методов правового регулирования:

6. Сущность государства. Факторы, определяющие сущность государства.

Можно дать несколько понятий государству:

1) В узком смысле, государство – это совокупность органов публичной власти (глава государства, законодательный, исполнительный и судебный органы).

2) В широком смысле, государство – это страна в целом, т.е. власть, народ, территория.

3) Интегральное определение, включающее первые 2 аспекта: государство – организация политической власти общества, охватывающая население и территорию его проживания, выступающая одновременно как институт выражения интересов общества и как особый механизм подавления сопротивления.

Сущность государства – совокупность наиболее важных глубинных связей то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Основные подходы к определению сущности государства:

1. Теологический подход – означает, что государство есть институт Бога на земле для управления обществомю Гос.власть – это власть Бога на земле.

2. Классический подход – гос-во это совокупность 3-ёх слагаемых: власть, население, территория.

3. Юридический – гос-во это юридически оформленная публичная власть в масштабах страны

4. Социальный, социологический – гос-во это результат общественного развития, формы существования общества, разделённого на классы, слои, группы с противоположными интересами.

5. Кибернетический – гос-во это особая система публичной власти с потоками информации, с входами и выходами. С прямыми и обратными связями.

6. Субстанциальный (первооснова) – сущность гос-ва это организация политической власти в обществе.

Факторы, определяющие сущность государства:

а) социальный фактор – социальная структура общества, характер и содержание отношений между ее элементами (классами, сословиями, стратами);

б) экономический фактор – содержание производственных отношений, формы собственности, уровень развития производительных сил, формы распределения и потребления; Характер и содержание, мотивация индивидуального и общественного труда, формы собственности, степень научно-технической оснащенности общественного производства, способы распределения произведенных материальных благ не только образуют материально-экономическую основу государства, но и нередко решающим образом определяют возможности и содержание функций государства, реальность его суверенитета, структуру государственного аппарата. Сам тип экономической системы может отвести государству роль только "ночного сторожа" или считать государственную собственность единственной или доминирующей. Экономические кризисы или деградация экономики могут привести не только к негативным последствиям в тех или иных сторонах государства (например, государственный режим, государственный аппарат), но и полностью подорвать всякое доверие к государству со стороны общества. Экономический фактор во всех его формах и проявлениях влияет на государство, на властвующих и управляющих, прежде всего через их сознание, их понимание реальных экономических процессов.

в) политический фактор - характер и структура политической системы общества, взаимосвязь государства в рамках политической системы с другими ее элементами (партиями, политическими организациями, и так далее), степень гарантированности политических прав и свобод; Политический фактор в своем содержании, формах проявления всегда противоречив. Например, политические партии не только могут изменить вектор функций государства, повлиять на форму государства или даже навязать ее обществу, но и в определенных исторических условиях подчинить фактически государство своим узкопартийным интересам, создав своеобразный властвующий институт "партия - государство". Велико воздействие на государство, его функциональные институциональные стороны политических идеологий, которые, как известно, могут иметь самую различную направленность - от крайне реакционной, националистической до демократической. Политические процессы как составляющая фактора могут принять предельно радикальные выражения - волнения, восстания, революции - что, разумеется, может привести и приводит не просто к принципиальным переменам во всех характеристиках государства, но и порой к его разрушению.

г) культурный фактор – государство, как представитель всего населения, является официальным носителем признаков материальной и духовной культуры; хранитель прав и свобод человека и гражданина, демократических процессов,

д) национальный фактор – степень и формы выражения интересов, проживающих на территории страны наций, национальных групп, национальных меньшинств.

Е) исторический фактор – определяет изменение приоритета то классового начала, то общесоциального в сущности государства.

Помимо названных факторов, естественно, существуют и другие. Например, моральный, национальный, религиозный. В наши дни нельзя не учитывать процессы глобализации. Из истории известны примеры, когда религиозный фактор в виде религиозных войн, реформаций самым решающим образом определял судьбы государства во всех его проявлениях, на разных стадиях его исторического движения вплоть до образования теократических государств.

Современные процессы глобализации - проблемы понятия, признаков при самых различных пониманиях глобализации и отношениях к ней - нельзя не учитывать при рассмотрении и сущности государства. В контексте глобализации (помимо ее экономической, информационной, культурной, научно-технической, эстетической составляющих) наблюдается своего рода стандартизация, универсализация, например, элементов формы правления государства, принципов властвования и управления, понимания суверенитета, согласования налоговых систем и др. Без учета данного фактора нельзя верно оценить и понять ряд важнейших перемен и процессов, которые переживают современные государства.

Еще раз отметим, что факторный анализ подтверждает важное методологическое и теоретическое положение - подлинно научный теоретический портрет государства не может быть создан, если это создание (познание) будет замкнуто только на самом государстве. Однако здесь необходимо отметить еще один существенный с теоретической точки зрения момент. Оценивая и классифицируя данные факторы, не следует гипертрофировать роль того или иного фактора, отводить ему роль решающего даже с оговоркой "в конечном счете". Так, роль экономических форм может быть снижена политическим, моральным и даже религиозным факторами. А роль религиозного фактора может быть погашена культурными и политическими формами и средствами. Другими словами, нет какого-то одного главного, ведущего фактора, т.е., в конечном счете, экономического, или политического, или иного детерминизма.

Факторный анализ показывает, что общество во всех формах и сферах его жизни не однолинейно, не монотонно, но с неизбежностью и объективно противоречиво, а это определяет и противоречивую природу государства в целом, его сущностных, содержательных, формальных и функциональных сторон.

7. Понятие и признаки государства, их характеристика.

Можно дать несколько понятий государству:

1)В узком смысле, государство – это совокупность органов публичной власти (глава государства, законодательный, исполнительный и судебный органы).

2)В широком смысле, государство – это страна в целом, т.е. власть, народ, территория.

3)Интегральное определение, включающее первые 2 аспекта: государство – организация политической власти общества, охватывающая население и территорию его проживания, выступающая одновременно как институт выражения интересов общества и как особый механизм подавления сопротивления.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации).

Признаки государства:

1) наличие публичной власти как аппарата управления обществом

2) целостность духовного, социально – политического, экономического, союз народов

3) территориальная организация населения и осуществление публичной власти в пределах определённой территории

4) государственный суверенитет – независимость государственной власти от всякой иной власти. Выделяют внутренний суверенитет (верховенство гос.власти на территории страны и её распространение на всю территорию страны) и внешний (независимоть гос.политики от внешних субъектов)

5) издание государством правовых норм и предание им обязательного значения для всех членов общества.

6) Сбор налогов – материальные сборы с населения, взыскиваемые с их с целью покрытия расходов государства.

7) Монополизация на легальное применение силы в отношении правонарушителей.

8) Наличие государственной символики.

9) Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

10) Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

11) Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики об

Наши рекомендации