Процедура 10—4. «Шаги прогресса» — 20 минут
«Хорошо запланированное— наполовину сделанное»
Каждый участник рисует лестницу, под ее ступенями указаны определенные периоды времени: первая ступень — «завтра», вторая ступень — «через неделю», далее — «через месяц», следующая — «через год», наконец, «через три года».
Работая с лестницей прогресса, необходимо ответить на следующие вопросы:
1.Как вы узнаете завтра, что уже достигаете цели? Какой будет знак завтра, что вы достигаете прогресса? Этот вопрос повторяется по всем периодам, «через неделю» и т. д.
2.Как узнают другие завтра, что вы достигаете цели? Какой будет знак завтра для других, что вы достигаете прогресса? Этот вопрос также повторяется по всем периодам".
3.Как узнает муха, сидящая на потолке, что вы достигли прогресса?
4.Запланированные поощрения: «Как я награжу себя за то, что достиг определенного прогресса»?
Когда кто-либо готов к выполнению изменений, тренер должен оказать конкретную помощь в планировании успеха, подсказать, как выполнить желаемые изменения.
Четкий план действий очень полезен для человека, выполняющего изменения, потому что:
• возможные проблемы и трудности могут быть определены заранее и могут быть нейтрализованы;
• четкий план поможет обеспечить должную мотивацию, мобилизовать усилия для изменений.
Хороший план действий имеет следующие характеристики:
1.Четкие задачи. План должен быть четким— например, сокращать выкуривание сигарет до определенного количества или менять привычки в еде строго определенным образом.
2.Измеримость результатов. Результаты должны быть таковыми, чтобы их можно было проконтролировать и измерить. Это поможет осознать прогресс и значительно повысить мотивацию, обеспечив ощутимое поощрение.
3.Соглашение между людьми, которые работают над этими изменениями.
Только сам человек может заставить свой план работать. Однако есть помощники, те, кто может оказать реальную поддержку человеку в его изменениях. Важно, чтобы план автора направлял самого человека к его целям тем путем, который подходит его образу жизни, культуре, привычкам и устремлениям.
4.Реализм. Человек должен чувствовать: то, что он запланировал, реально осуществимо. Вера в то, что это возможно, — необходимая преамбула серьезной попытки достичь цели. Задачи должны быть небольшими, чтобы их можно было достичь в обозримом будущем, и одновременно достаточно весомыми, чтобы над ними стоило трудиться, и они дали ощутимый результат.
5.Временная шкала. Четкая шкала для подготовки к изменениям. На каждой ступени изменений — отслеживание прогресса. Все это
помогает и самому человеку, и специалисту, содействующему ему реально оценивать процесс и знать, происходит ли он.
Процедура 10—5. «День независимости» — 10 минут
«День независимости» — это не метафора. Праздник независимости наступает тогда, когда человек избавился от проблемы, освободился от ее тягот и стал свободным от нее. Снова используется рисунок солнца, на лучах которого необходимо записать, назвать тех людей, кто, как вы предполагаете, оказывает вам помощь в решении проблем. Здесь используется прием «Как если бы...». Как если бы вы уже решили проблему, кого бы вы пригласили за праздничный стол? Именно этих людей необходимо, отметить на лучах «солнца».
Домашнее задание: «Если в лесу упало дерево, но никто об этом не знает — упало ли оно?»
Дома необходимо отправить открытки всем тем, кого записали на. лучах «солнышка». Открытка должна быть анонимной, содержать только благодарственную надпись: «Я благодарю Вас за то, что Вы оказали мне! помощь в решении моей проблемы!»
Процедура 10—6. «Дневник»
Ведение дневника должно быть исключительно привычным делом.-Заполняется он, пока не решится проблема, не будет достигнута цель. Для этого его нужно заполнять ежедневно, перед сном. Желательно довести ведение дневника до необходимой привычки.
Дневник может содержать только три пункта:
Ответ на первый вопрос: «Что я сделал сегодня для достижения своей цели?»
Ответ на второй вопрос: «Что я сделаю завтра для достижения своей цели?»
Прописывание аффирмации. Аффирмация — это положительное утверждение (например, я спокойный, сильный, уверенный и др.). Всего можно прописывать 7—9 аффирмации, касающихся не только конкретной проблемы, но и качеств, которые обрисовывают портрет идеальной личности. Важно прописывать аффирмации недоминирующей рукой (правша пишет левой, левша, соответственно — правой). Таким образом программируется долговременная память. Все повторяемые аффирмации опускаются на уровень бессознательной реализации. Человек словно отождествляется с образом, который создает, и подкрепляет его вдумчивым прописыванием.