Процедура 5—3. «Глубинная цель»
Вторая часть задания касается углубления целеполагания. Для этого попросите подростков задавать один и тот же вопрос после каждого ответа: «Если я достигну этой цели, то, что я буду иметь с этого больше? Что мне даст достижение цели более того?» Например, «Хочу купить машину» — это цель. Что будешь иметь большего, если уже будешь иметь машину? «Я буду нравиться многим девушкам». Когда ты будешь нравиться многим девушкам, что ты будешь иметь больше?., и т. д. Таким образом определяется глубинная цель, которая связана с такими состояниями Бытия, как «Покой», «Благополучие», «Любовь». Такое состояние не является:
ü «чем-то, что человек делает или достигает (успех);
ü чем-то, что человек получает от других (позитивная оценка);
ü чем-то, что человек знает (мудрость).
При обсуждении задайте подросткам вопросы: «Как изменится для вас мир, если их способ бытия, способ жизни будет ориентирован на эту цель?», «Как обладание глубинной целью влияет на способ достижения
поставленной вами промежуточной цели?».
Процедура 5—4. «Стратегии жизни»— 45минут
«Встретил высокое — нагнись, встретил низкое — перешагни»
В жизни можно выделить как минимум две основные стратегии, которыми пользуются люди: «западная» и «восточная».
«Западная» определяется следующим тезисом: «Я иду на жизнь. Я просчитываю шаги в жизни. Я ставлю конкретные цели и достигаю их». Чисто рассудочная модель, свойственная рациональным людям (так называемому дискретному типу личности).
«Восточная» определяется противоположной метафорой: «Не я иду на жизнь, а жизнь идет на меня, а я беру то, что она дает». В этой стратегии основным является поведение человека, то есть оттого, как он ведет себя по жизни, зависит то, что он получает от жизни.
Проиллюстрируем восточную мудрость маленькой притчей.
Даосский кот
Жил-был человек. Был у него большой дом. В этом доме было много жизненно-важных запасов, отчего человек был счастлив. Но на его беду в доме завелась очень умная крыса, поймать которую было просто невозможно. Как ни старался хозяин, — ставил ей капканы, — она их обегала; травил ядом, — она от этого становилась еще здоровее. Устав от борьбы с крысой, человек пошел в лес погулять и, заблудившись, вышел на узкую тропинку, где повстречал монаха. Тот увидел его состояние, расспросил, отчего он такой разбитый, хмурый и недовольный. Человек все как есть рассказал про крысу и про то, как он не может ее выпроводить из дома. Монах посоветовал ему сходить в даосский монастырь, который находится высоко в горах, взять там местного кота, и тот в два счета поймает ему эту хитрую, неуловимую крысу. Человек так и сделал. Сходил в монастырь, взял там большущего-пребольшущего котяру. С большим трудом принес его домой. Покормил и стал ждать, когда же он будет ловить крысу. Однако кот вел себя довольно странно. Он производил только три действия: поест, оближется и поспит. Эти действия он мог совершать в разных комбинациях: поест — оближется — поспит; поспит — оближется — поест; поест — поспит — оближется и все. Крыса, глядя на все это дело, стала бегать по дому. Очень была недовольна, что кот ее не ловит, ведь она от него легко бы убежала. Но кот знает свое: поест — оближется — поспит. Крыса стала еще ближе приближаться к коту, пробегать прямо рядышком. Однажды она просто охамела: взяла и дернула кота за ус. Тот ХЛОП, и поймал ее. Вот такая эта стратегия — «стратегия даосского кота».
Есть в китайских традициях принцип «у-вэй», который можно перевести как «внешняя активность — внутреннее спокойствие» или, наоборот, внешнее спокойствие, а внутренняя активность». Последнее, по-видимому, было свойственно даосскому коту.
Итак, что же лучше? И та и другая стратегии хороши в своем контексте. Западная нам необходима, чтобы решать тактические задачи, например: «Хочу поступить в университет, для этого я должен построить конкретный план (модель ТОТЕ) и реализовать его». Восточная стратегия нам необходима для реализации стратегических задач, таких как влюбиться в кого-то, для поиска истины, смысла жизни и т. д.
Упражнение «Гибкость, или Уступи, и ты победишь»
Партнеры встают друг против друга на расстоянии примерно одного метра. Руки открытыми ладонями держат перед собой в соприкосновении с руками партнера. Задача каждого — столкнуть другого с устойчивого положения. Основная идея: «Если я держу расслабленными руки, то успеваю убрать их в момент, когда толкает партнер, и тогда усилия, потраченные партнером, оказываются пустыми. Если руки у человека напряжены, то его легко столкнуть». Так и по жизни: напряженные люди часто ломаются под давлением жизненных обстоятельств.
Вывод: надо развивать в себе гибкость, то, что в науке называется адаптивными способностями.