Процедура 4—5. «Я-игра» — 30 минут

Исследуются и познаются составляющие собственной личности, кото­рые могут приводить к наркомании или другим зависимостям.

Цель: этот метод стимулирует обсуждение собственных вариантов по­ведения, таких как образ действий в конфликтной ситуации, отношение к зависимостям, обращение с наркотиками, восприятие самого себя и оценка жизненных ценностей. Участники лучше знакомятся друг с другом. Пре­имуществом является то, что в ходе игры в нее более активно включаются даже сдержанные участники. Из-за игрового характера можно задавать прямые вопросы, и участникам легче говорить о самих себе.

Проведение. 30—50 карточек с вопросами по данной теме расклады­вают текстом вниз на столе или на полу. Разложенные карточки должны образовать букву «Я». На каждом занятии по три человека открывают ту или иную карточку. Карту, которую выбрал участник, он открывает, про­читывает вслух и отвечает на вопрос. Затем и другие участники получают возможность высказаться по данному вопросу. Можно либо играть до тех пор, пока не будут открыты все карты, либо остановиться раньше. Во многих группах эти вопросы дают основу для дискуссии.

Вариант проведения. В группах, где более 12 участников, карточки с воп­росами можно просто тянуть или распределять по-другому, например второму, пятому и восьмому человеку от ведущего по часовой стрелке. Желательно, чтобы каждый в какой-то день выбрал одну, а может, и две карточки.

«Я-игра» (карточки)

Что ты делаешь, когда ты в ярости? Как ты больше всего хотел бы выглядеть?
Опасаются ли твои родители, что ты на­чнешь принимать наркотики, алкоголь? Ты рассказываешь своим родителям о том, что ты делаешь в свободное время?
В каких ситуациях или по какому поводу ты употребляешь алкоголь? Ты уже замечал, что в твоей школе тор­гуют наркотиками (выпивают на дискоте­ках)?
Кто-нибудь уже предлагал тебе наркотики? Ты обсуждаешь с родителями свои про­блемы?
В чем твое самое слабое место? Какие причины могут побудить тебя попробовать наркотики (алкоголь)?
Ты часто принимаешь таблетки, например от боли, бессонницы? С кем ты говоришь о своих проблемах?
Существует ли человек, на которого ты хочешь быть похожим? Если да, то кто это? Считаешь ли ты, что гашиш ужаснее, чем алкоголь?
Представь себе, что твой лучший друг/ подруга принимает наркотики. Что ты сделаешь? Как ты думаешь, по каким причинам люди первый раз принимают наркотики (алкоголь)?
Назвал бы ты алкоголь наркотиком? Если бы тебе предложили исполнить три твоих желания, что бы ты пожелал?
Что ты находишь в себе превосходным? Твои родители находят в тебе что-нибудь хорошее? Что?
Веришь ли ты в то, что если бы табак и сигареты не рекламировали, то люди бы меньше курили? Ты куришь? Как это началось?
Что бы ты хотел изменить в своей школе? Станешь ли ты говорить о своих личных проблемах со своим учителем/учительни­цей?
Достаточно ли в твоем районе возмож­ностей для проведения досуга? Чего тебе в этом отношении не хватает? Что ты делаешь, когда тебе грустно?
Какие черты характера в себе самом ты особенно иенишь? Что ты делаешь, когда чувствуешь себя одиноким?
Как ты считаешь, что в тебе особенно нравится другим? Что ты делаешь, когда ты действительно в прекрасной форме?
Что ты делаешь, когда у тебя на душе отвратительно? Ты уже бывал на какой-нибудь модной вечеринке, где принято употреблять нар­котики, алкоголь?
Следует ли в школе уделять больше внимания школьным проблемам? Будучи директором, какими бы ты в первую оче­редь занялся? Считаешь ли ты, что можешь заразиться ВИЧ?
Чего ты боишься? Когда ты впервые попробовал алкоголь? ' Имеют ли право твои родители знать об этом?
Ты уже бывал пьяным? Часто? Ты можешь представить себе, что попро­буешь гашиш? i
Что тебя раздражает больше всего? Что в тебе раздражает твоих родителей?
Как бы ты хотел проводить свое время? Можешь ли ты представить себе, что ты щ открыто говоришь обо всем со своим дру»Я гом/подругой?
Как твои родители решают свои пробле­мы? Представь себе, что у тебя проблемы с наркотиками. У кого ты будешь искать ПОМОЩИ?
Ты в компании, где пьют много алкоголь­ных напитков. Ты тоже пьешь вместе со всеми? Как ты справляешься со стрессом?
Может ли девочка первая подойти к мальчику, если он ей нравится? Есть ли у тебя три заветных желания?

Процедура 4—6. Релаксация — 20 минут



Наши рекомендации