Переход страны на мирный путь развития.

Задание обучающимся: на основе данных «Потери СССР в войне» сделайте вывод об экономическом состоянии Советского Союза и установите задачи, стоящие перед Совет­ским руководством в послевоенный период.

Потери СССР в войне:

• 27 млн человек;

• 1710 городов;

• 70 тыс. сел и городов;

• 31850 заводов и фабрик;

• 1135 шахт;

• 65 тыс. км железнодорожных путей;

• 76 тыс. паровозов;

• 428 тыс. железнодорожных вагонов;

• 36,8 млн га посевных площадей;

• 30 % национального богатства.

Обучающимся рекомендуется вспомнить позиции в руководстве СССР о путях восстановления народного хозяйства:

1. Позиция Н. А. Вознесенского, Г. М. Маленкова: - расширить демократические права граждан;

- признать, что в СССР нет классовых врагов социализма;

- допустить элементы смешанной экономики;

- возможность роспуска колхозов;

- разрешение частной предпринимательской деятельности.

2. Позиция И. В. Сталина:

- сохранение и укрепление командной экономики;

- местная централизация управления и распределения ресур­сов;

- мобилизационные методы.

УТОЧНИТЬ, что в русле идей позиции Н. А. Возне­сенского, Г. М. Маленкова:

1945 г. - упразднен Государственный комитет обороны;

1945 г. - отменено чрезвычайное положение;

1946 г. - Совет Народных Комиссаров переименован в Совет Министров;

1947 г. - отменена смертная казнь.

Обучающиеся приходят к выводу, что победила позиция И. В. Сталина. Почему?

• Победа в войне окончательно убедила И. В. Сталина в пра­вильности ранее проводимой политики. К чрезвычайным мерам подталкивала и сложность положения Советского Союза.

• Народное хозяйство понесло огромный ущерб в годы войны.

• 1946 г. засуха сгубила озимые культуры в ряде районов России, Украины, Молдавии. Разразился голод.

• Серьезные проблемы возникли на землях, подвергшихся оккупации.

• Достижение второго уровня обороноспособности Совет­ского Союза в условиях «холодной войны» явилось приоритет­ным направлением.

Вопросы:

- Какие факторы могли способствовать успешному восста­новлению послевоенной экономики СССР?

(Огромное желание поднять СССР из руин. Массовый энту­зиазм населения.

Использование бесплатного труда военнопленных и заклю­ченных.

Выплаты Германией репараций СССР.)

- Какие проблемы требовали безотлагательного решения?
2. Проблемы сельского хозяйства.

Самостоятельная работа обучающихся с фрагмен­том исторического документа «Из письма членов правления «Кызыл Маяк» Горно-Алтайской автономной области» (13 сен­тября 1948 г.) (см. Документальные материалы: § 29, с. 277).

Учитель говорит о том, что основным источником ресур­сов для восстановления экономики страны стала деревня.

- Какие мероприятия проводило советское правительство в отношении сельского хозяйства?

1946 г. - приняты постановления «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущению его разбазариванию, хище­нию и порчи»; «Обеспечение сохранности государственного хлеба».

Вопросы:

- Охарактеризуйте состояние сельского хозяйства в стране после Великой Отечественной войны.

- Почему основным источником ресурсов для восстановле­ния экономики Советского Союза стала деревня?

- Назовите причины тяжелого положения крестьян в деревне.

- Как государство решало проблему нехватки продовольст­вия в стране? Как это отразилось на материальном положении крестьянства?

Итоги четвертой пятилетки.

Организуется р а б о т а по вариантам.

Задание обучающимся:

I вариант: познакомьтесь с фрагментом исторического документа и ответьте на вопросы.

Используется раздаточный материал.

Из «Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.» от 18 марта 1946 г.:

«Восстановить пострадавшие регионы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти этот уровень в значительных размерах.

- Опираясь на фрагмент текста закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства в СССР на 1946-1950 гг., назовите основные задачи на ближайшую пяти­
летку (1946-1950 гг.).

- Какие направления явились приоритетными? Почему? Аргументируйте ответ, опираясь на текст закона.

II вариант: познакомьтесь с материалом учебника (§ 29, с. 278-279) «Итоги четвертой пятилетки» и подготовьте развер­нутый план-конспект по изученному материалу.

В итоге обсуждения выполненной работы обучающиеся ус­танавливают соответствие (несоответствие) между «Законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяй­ства в СССР на 1946-1950 гг.» и достигнутыми итогами четвер­той пятилетки.

Рекомендуется предложить обучающимся ответить на вопрос № 2 § 29, с. 283:

- Что позволило народам нашей страны добиться быстрого восстановления экономики в послевоенные годы и успешного выполнения четвертого пятилетнего плана?

Послевоенные репрессии.

Вопросы:

- Почему в конце 1940-х - начале 1950-х гг. по стране пошла новая волна репрессий?

- Как могло случиться, что она обрушилась и на тех людей, стойкость которых была только что проверена тяжелейшими испытаниями военного времени?

Беседа с обучающимися:

- Почему в конце 1940-х - начале 1950-х гг. начинается но­вая волна репрессий?

- Против кого были направлены репрессии? Аргументируй­те свой ответ.

- Согласны ли вы с мнением о том, что после войны числен­ность заключенных ГУЛАГа не только выросла, но и расшири­лась его социальная база? Ответ аргументируйте.

- Почему обрушились репрессии Советской власти против ряда военачальников после окончания Великой Отечественной войны?

- Как реагировала общественность на виток политических репрессий в Советском Союзе?

- Как сложилась судьба советских военнопленных, возвра­щавшихся после войны на Родину?

Наши рекомендации