Переход страны на мирный путь развития.
Задание обучающимся: на основе данных «Потери СССР в войне» сделайте вывод об экономическом состоянии Советского Союза и установите задачи, стоящие перед Советским руководством в послевоенный период.
Потери СССР в войне:
• 27 млн человек;
• 1710 городов;
• 70 тыс. сел и городов;
• 31850 заводов и фабрик;
• 1135 шахт;
• 65 тыс. км железнодорожных путей;
• 76 тыс. паровозов;
• 428 тыс. железнодорожных вагонов;
• 36,8 млн га посевных площадей;
• 30 % национального богатства.
Обучающимся рекомендуется вспомнить позиции в руководстве СССР о путях восстановления народного хозяйства:
1. Позиция Н. А. Вознесенского, Г. М. Маленкова: - расширить демократические права граждан;
- признать, что в СССР нет классовых врагов социализма;
- допустить элементы смешанной экономики;
- возможность роспуска колхозов;
- разрешение частной предпринимательской деятельности.
2. Позиция И. В. Сталина:
- сохранение и укрепление командной экономики;
- местная централизация управления и распределения ресурсов;
- мобилизационные методы.
УТОЧНИТЬ, что в русле идей позиции Н. А. Вознесенского, Г. М. Маленкова:
1945 г. - упразднен Государственный комитет обороны;
1945 г. - отменено чрезвычайное положение;
1946 г. - Совет Народных Комиссаров переименован в Совет Министров;
1947 г. - отменена смертная казнь.
Обучающиеся приходят к выводу, что победила позиция И. В. Сталина. Почему?
• Победа в войне окончательно убедила И. В. Сталина в правильности ранее проводимой политики. К чрезвычайным мерам подталкивала и сложность положения Советского Союза.
• Народное хозяйство понесло огромный ущерб в годы войны.
• 1946 г. засуха сгубила озимые культуры в ряде районов России, Украины, Молдавии. Разразился голод.
• Серьезные проблемы возникли на землях, подвергшихся оккупации.
• Достижение второго уровня обороноспособности Советского Союза в условиях «холодной войны» явилось приоритетным направлением.
Вопросы:
- Какие факторы могли способствовать успешному восстановлению послевоенной экономики СССР?
(Огромное желание поднять СССР из руин. Массовый энтузиазм населения.
Использование бесплатного труда военнопленных и заключенных.
Выплаты Германией репараций СССР.)
- Какие проблемы требовали безотлагательного решения?
2. Проблемы сельского хозяйства.
Самостоятельная работа обучающихся с фрагментом исторического документа «Из письма членов правления «Кызыл Маяк» Горно-Алтайской автономной области» (13 сентября 1948 г.) (см. Документальные материалы: § 29, с. 277).
Учитель говорит о том, что основным источником ресурсов для восстановления экономики страны стала деревня.
- Какие мероприятия проводило советское правительство в отношении сельского хозяйства?
1946 г. - приняты постановления «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущению его разбазариванию, хищению и порчи»; «Обеспечение сохранности государственного хлеба».
Вопросы:
- Охарактеризуйте состояние сельского хозяйства в стране после Великой Отечественной войны.
- Почему основным источником ресурсов для восстановления экономики Советского Союза стала деревня?
- Назовите причины тяжелого положения крестьян в деревне.
- Как государство решало проблему нехватки продовольствия в стране? Как это отразилось на материальном положении крестьянства?
Итоги четвертой пятилетки.
Организуется р а б о т а по вариантам.
Задание обучающимся:
I вариант: познакомьтесь с фрагментом исторического документа и ответьте на вопросы.
Используется раздаточный материал.
Из «Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.» от 18 марта 1946 г.:
«Восстановить пострадавшие регионы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти этот уровень в значительных размерах.
- Опираясь на фрагмент текста закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства в СССР на 1946-1950 гг., назовите основные задачи на ближайшую пяти
летку (1946-1950 гг.).
- Какие направления явились приоритетными? Почему? Аргументируйте ответ, опираясь на текст закона.
II вариант: познакомьтесь с материалом учебника (§ 29, с. 278-279) «Итоги четвертой пятилетки» и подготовьте развернутый план-конспект по изученному материалу.
В итоге обсуждения выполненной работы обучающиеся устанавливают соответствие (несоответствие) между «Законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства в СССР на 1946-1950 гг.» и достигнутыми итогами четвертой пятилетки.
Рекомендуется предложить обучающимся ответить на вопрос № 2 § 29, с. 283:
- Что позволило народам нашей страны добиться быстрого восстановления экономики в послевоенные годы и успешного выполнения четвертого пятилетнего плана?
Послевоенные репрессии.
Вопросы:
- Почему в конце 1940-х - начале 1950-х гг. по стране пошла новая волна репрессий?
- Как могло случиться, что она обрушилась и на тех людей, стойкость которых была только что проверена тяжелейшими испытаниями военного времени?
Беседа с обучающимися:
- Почему в конце 1940-х - начале 1950-х гг. начинается новая волна репрессий?
- Против кого были направлены репрессии? Аргументируйте свой ответ.
- Согласны ли вы с мнением о том, что после войны численность заключенных ГУЛАГа не только выросла, но и расширилась его социальная база? Ответ аргументируйте.
- Почему обрушились репрессии Советской власти против ряда военачальников после окончания Великой Отечественной войны?
- Как реагировала общественность на виток политических репрессий в Советском Союзе?
- Как сложилась судьба советских военнопленных, возвращавшихся после войны на Родину?