Грузия во второй половине XV века
1. Изменения в международной обстановке. В период царствования Георгия VIII-го в международной обстановке произошли значительные изменения. Эти изменения тяжело отразились не только на Грузии, но и в определенной мере оказали влияние на текущий ход событий в мире.
29 мая 1453 года после 53-дневной осады османы под предводительством султана Мехмед II-го взяли Константинополь. Византийская империя прекратила свое существование. Всем было ясно, что рано или поздно Константинополь падет. Византийские императоры тщетно искали выхода из положения. На Ферара-Флорентийском соборе посланники Византии подписались за церковное объединение в надежде получить помощь от европейских стран. Но надежды не оправдались. В империи еще больше обострилась ситуация.
В 40-ых годах XV века в Грузию был послан посол последнего византийского императора Константина XI-го, который должен был выбрать невесту для императора. Было решено отдать Константину в жены дочь царя Георгия VIII-го. Но падение империи помешало этому браку. Сам император погиб при обороне Константинополя.
Падение Византии и господство Турции на проливах Босфор и Дарданеллы отрезало Грузию от Европы. Для Грузии был закрыт и торговый путь, проходивший на юге страны. Однако в течение определенного времени Грузия все же сохраняла свою транзитную функцию. Европейские послы и купцы, чтобы попасть на Восток, сначала сухопутным путем добирались до Крыма (там находились итальянские торговые фактории), а затем проездом через Грузию продолжали свой путь. Этот маршрут действовал особенно после взятия Трапезунда османами в 1461 году. Положение стало катастрофическим, когда в 1475 году османы заняли северное побережье Черного моря. Черное море превратилось в «Османское озеро» и все связи Грузии с Европой прервались. После падения Константинополя начинается поиск новых путей, ведущих на восток (в Индию), что дало толчок Великим географическим открытиям. В 1498 году португальский мореплаватель Васко да Гама, обогнув Африку, добрался до берегов Индии. После этого торговые сношения между Востоком и Западом осуществлялись в основном через этот морской путь. Сухопутный путь из Грузии передвинулся к югу и стал проходить через Алепо и Испаан, так что для Грузии этот путь также был недоступен.
Османское господство изменило внешнеполитические ориентиры. Европа приобрела в лице турок-османов сильного и опасного врага. Союзником Европы мог стать противник османов. Им оказался Иран, который должен был спасти Европу от османской агрессии. Поэтому грузины пытались создать антиосманскую коалицию, однако найти в Европе союзника против Ирана, было совсем непросто, почти невозможно.
После падения Византийской империи в христианском мире претензии на первенство предъявила Москва. Была выработана теория «Третьего Рима» («Вторым Римом» был Константинополь). Россия объявляла себя покровительницей всех православных и эти последние свои надежды связывали с Москвой. Освободившись от татаро-монгольского ига, Россия стала присоединять к себе территории и все активнее продвигалась с югу.
После взятия Константинополя и Трапезунда османами над Грузией нависла серьезная опасность. Вместо христианской, высокоразвитой Византии соседом Грузии становится могущественная и агрессивная османская империя.
2. Царь Георгий VIII. Соседство мусульманской империи не было бы столь угрожающим, если бы Грузия была сильным единым государством. Но, к сожалению, все обернулось иной, противоположной гранью – при царе Георгии VIII распад Грузии стал необратимым процессом. Сепаратистские устремления аквтивнее всех проявлял князь Самцхе-Саатабаго Кваркваре Джакели, который почти уже не подчинялся царю. Кваркваре еще раз попытался разъединить грузинскую церковь, но католикос-патриарх Давид IV не допустил этого и церковь сохранила свою целостность.
В 50-ых годах XV века в Европе начала создаваться крупная антиосманская коалиция, в которую должна была войти и Грузия. С этой целью в Грузию приехал посол Римского папы Пия II Людовик Болониели. Царь Георгий VIII и грузинские князья выразили ему согласие на участие в коалиции и отправили с Людовиком свое посольство.
Сохранилось интересное письмо атабага Кваркваре венецианскому дожу:
«Осведомляем ваше высочество, что мы предлагаем следующее: Я, Кваркваре, выведу 20.000 человек, в основном конницу, царь Георгий обещает 40.000 воинов, включая гурийцев и абхазов, его подданных, которые решили выступить с царем против неверных; Бедиани, правитель Мегрелии и кутаисский царь Баграт обещают вывести столько же воинов, сколько и царь Георгий. Император Трапезунда, его зять Узун-Гасан и Бердебек Армениели породнились и обещали открыть нам путь к морю и на суше и всеми силами вместе с нами выступить в поход против османов» (в коалицию входили последний император Трапезундской империи Давид, предводитель «Белых ягнят» Узун-Гасан и князь киликийской Армении).
Грузинские послы встретились с венгерским царем, с императором Священной Римской империи, королем Франции (присутствовали при короновании нового короля), с папой Римским и с миланским герцогом, но эти встречи не привели к цели – антиосманскую коалицию так и не удалось создать.
Пока существовала идея создания антиосманской коалиции, царь и князья сохраняли мирные отношения между собой, но после провала этой идеи спокойствие нарушилось. В 1462 году против царя восстал имеретский эристав Баграт. В 1463 году в Чихорской битве царь Георгий VIII потерпел поражение и Баграт объявил себя царем Имерети. В 1465 году Георгий VIII проиграл сражение при Паравани с самцхийским князем Кваркваре и попал в плен. Этим воспользовался царь Имерети Баграт и занял Тбилиси. Кваркваре освободил царя Георгия VIII в надежде, что Баграт и Георгий в обоюдной борьбе понесут большой урон и ослабят друг друга.
Единственное, что удалось Георгию VIII-ому – это воцариться в Кахети.
Во второй половине XV века борьба между «Черными ягнятами» и «Белыми ягнятами» закончилась победой последних. Их предводитель Узун-Гасан вторгался в Грузию пять раз и каждый раз жестоко опустошал страну. Однако, когда ему было нужно, он выступал в роли союзника Грузии в борьбе против османов.
С 1466 года Баграт VI считался царем Картли – Имерети, но в основном он находился в Западной Грузии. В Картли царствовал Константин II. Мирные отношения между царями вскоре переросли в острое противостояние. В 70-ых годах XV века Баграт VI пошел на противоречащий единству страны шаг. Он воспользовался тем, что в Грузии для сбора пожертвований находился патриарх Антиохии и Иерусалима Микаэл и велел ему рукоположить архиепископа Цаиши-Бедиели католикосом «Лихт-Имери и Абхазети». По его же поручению Микаэл составил «Заповеди веры», в которых утверждалась абсурдная идея: поскольку св. Нино проповедовала христианство в Восточной Грузии, а Андрей Первозванный – в Западной, то восточногрузинская и западногрузинская церкви должны были существовать раздельно.
В 1478 году Баграт VI умер. Его сын Александр не смог занять престол, так как этому воспротивились западногрузинские князья. Константин II восстановил свою власть в Западной Грузии.
В 1483 году в Арадетской битве Кваркваре Джакели нанес поражение войску картлийского царя. Этим воспользовался Александр Багратович и воцарился в Имерети. Но Константин I не собирался так легко сдавать своих позиций и мириться с распадом страны. В 1490 году он созвал большой Совет и испросил совета. Вахушти Багратиони сообщает, что царю дали совет не противиться отделению царств и княжеств: «пусть время все рассудит».
После этого царь и атабаг пришли к соглашению и установили границы своих владений. Так был официально оформлен распад Грузии.
В то время, когда Грузия стояла перед лицом большой опасности, страна была раздроблена на части: царства Картли, Кахети, Имерети во главе с династией Багратиони и княжество Самцхе во главе с Джакели.
В последующие века кровь проливалась не столько за объединение Грузии, сколько за выживание грузинской нации.