Органы государственной власти и управления: критерии классификации
Орган государства — это обособленное звено механизма государства, которое имеет собственную структуру, строго определенные функции и необходимые для этого государственно-властные полномочия. Его решения обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства.
Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви власти самостоятельны и не вмешиваются в оперативную деятельность друг друга. Реализация принципа разделения их взаимоотношений гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способного привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима.
Органы законодательной власти России включают Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Главная задача этих органов состоит в принятии законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Все органы законодательной власти являются выборными, т. е. избираются непосредственно населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Органы исполнительной власти России осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. К ним относятся Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные комиссии, российские агентства, главы администраций субъектов РФ.(Основная функция министерств – выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в определенной сфере деятельности. Основная функция федеральных служб – контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере. Основная функция федеральных агентств - оказание государственных услуг, управление госимуществом)
Органы судебной власти России - это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и суды в субъектах РФ. Судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью и действует посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства.
Существуют еще и органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти. К ним следует отнести Прокуратуру РФ, Центральный банк РФ, Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ.
Основания классификации государственных органов
1. По принципу разделения властей (горизонтальное разделение властей):
- законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент):
- исполнительные органы: создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства);
- судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов).
2. По принципу федерализма (вертикальное разделение властей):
- федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды);
- органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Законодательное Собрание Кировской области, Правительство Москвы).
3. По порядку формирования:
- выборные (первичные) органы: избираются на определенный срок непосредственно населением или иным представительным органом (президент, законодательные органы);
- назначаемые (производные) органы: назначаются на определенный срок выборными должностными лицами или выборными органами (правительство, суды, прокуратура).
4. По способу принятия решений:
- коллегиальные: решения принимаются большинством голосов (парламент, правительство);
- единоначальные: решения принимаются руководителем органа (прокуратура, министерства).
5. По месту в системе государственных органов:
- вышестоящие: издающие руководящие акты в отношении других органов, имеющие право их контролировать (Генеральная прокуратура в отношении иных органов прокуратуры);
- нижестоящие: обязанные следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически отчитываться о своей деятельности перед ними (областной департамент образования перед правительством области).
Государственный орган может одновременно быть вышестоящим по отношению к одному органу, но нижестоящим по отношению к другому (управление внутренних дел области является вышестоящим органом по отношению к районным управлениям внутренних дел, но нижестоящим по отношению к министерству внутренних дел).
6. По территориальному масштабу деятельности:
- центральные органы: расположены, как правило, в столице государства или в административном центре субъекта федерации, являются единичными (Федеральная служба безопасности);
- территориальные органы: расположены на территории каждого административно-территориального образования (в субъекте федерации, в муниципальном образовании), но подчиняются только центральному органу (управления ФСБ в каждом субъекте федерации).
7. По характеру компетенции:
- органы общей компетенции: могут принимать любые решения по любым вопросам (Глава государства, парламент, правительство);
- органы специальной компетенции: могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни (Центратьная избирательная комиссия - только по вопросам организации и проведения выборов. Прокуратура - по вопросам надзора и т.п.).
8. По времени функционирования:
- постоянные: они должны действовать всегда, хотя персональный состав может меняться (парламент, правительство, суды и т.п.)
- временные: создаются на определенный срок с определенной целью (государственная комиссия по расследованию причин аварии).