Этнополитический процесс в России прошел несколько этапов.

Первый этап (конец 1980-х - 1991 гг.) характеризуется повсеместным созданием национально-культурных обществ, декларирующих задачу возрождения этнокультурной самобытности, позднее - повышения статуса языков титульных народов.

Ведущей тенденцией второго этапа (1991-1994 гг.) является борьба внутри республик между официальной властью и национально-политическими движениями по поводу государственного устройства республик и их политического статуса. Не менее острой является и политическая борьба руководства республик и федерального центра по поводу перераспределения властных полномочий. (в Северо-Кавказском регионе, завершается свержением официальной власти Чечено-Ингушской Республики), развязыванием вооруженного этнотерриториального конфликта между осетинами и ингушами, массовым вытеснением русского населения и конституированием двух новых республик - Чеченской Республики и Республики Ингушетия.

Важными вехами этого этапа, повлиявшими на урегулирование этнополитических проблем, явились подписание Федеративного договора (31.03.1992) и утверждение Конституции Российской Федерации (12.12.1993).

Третий этап начался в 1995 году. характерна тенденция урегулирования межэтнических противоречий на внутриреспубликанском уровне, переход к фазе укрепления республиканской государственности, потеря инициативы национально-политическими движениями и партиями, разработка стратегии национальной политики и оптимизации пути федерализации страны.

На четвертом этапе (2000-е гг.) появились новые тенденции в этнополитическом процессе. Расторгаются двусторонние договоры между субъектами и федеральным центром, как сыгравшие свою роль и исчерпавшие себя на новом этапе развития государственности. Проявляется тенденция к укрупнению субъектов Российской Федерации. В 2003 и 2005 гг. избраны высшие органы государственной власти Чеченской Республики, что привело к стабилизации этнополитического процесса на Северном Кавказе.

52. Этнический состав российского народа, его учет в национальной политике

В Российской Федрации живут представители более 100 народов.

Подавляющее большинство населения РФ приходится на крупные этносы. Основной народ страны– русские. Шесть народов численностью от 1 до 5,5 млн чел.сти: татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы, мордва)

Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства.

Часть крупных народов увеличила свою численность, причем некоторые - очень значительно, почти в два раза и даже более (табл. 1). Это - армяне, азербайджанцы, ингуши.

На рост или сокращение численности того или иного народа России влияют три основных фактора - естественный рост (рождаемость - смертность), миграция и смена самосознания (ассимиляция).

В Российской Федерации в июне 1996 г. была принята концепция национальной политики. Концепция государственной национальной политики представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений,

концепция национальной политики основана на:

интернационализм,

защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств,

воли народов к самоопределению, самоуправлению, самоутверждению,

равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка,

свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Указ Президента РФ 19 декабря 2012 г.
"О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"

Высшая цель национальной политики Российской Федерации состоит в том, чтобы создать всем народам России необходимые условия для их полноценного социального и национального культурного развития в составе единого многонационального государства.

Это предполагает:

укрепление доверия и сотрудничества между всеми российскими народами,

развитие традиционных межнациональных контактов и связей,

эффективное и своевременное разрешение возникающих противоречий в сфере межнациональных отношений

53. Актуальные проблемы межрелигиозных отношений.

Одной из важнейших проблем современности является проблема межрелигиозных отношений. Современный мир раздирается противоречиями, многие из которых сегодня относят к межрелигиозным конфликтам. Cегодня эта категория конфликтов стала доминирующей и сегодня она угрожает самому существованию мира.

Сегодня в общественном сознании возрос престиж конфессиональных организаций в сферах культуры, образования, что является одним из важных показателей взаимного признания значимости совместных действий

рост проблем требует оперативного изучения и реагирования общественности, в последнее время наблюдается значительный интерес к выработке эффективной методологии и методики, оптимального механизма решения данных проблем.

Это связано с тем, что разные религии по-разному влияют на повседневную жизнь личности,

Очень важное в обеспечении нормального развития межконфессиональных отношений - подъем общей культуры народа, включая и правосознание, утверждение толерантных традиций в обществе, в семье, в быту.

Одной из форм проявления взаимодействия в последнее время стало планирование и совместное проведение мероприятий на различных уровнях власти – федеральных, региональных, местных с руководством различных религиозных организаций.

Нам нужно выработать и воспитать национальное самосознание, в рамках которого будут одинаково уютно чувствовать себя гражданами одной страны, одного общества представители разных наций и конфессий.

все республики СССР были объединены одной целью и страной, но и была пропаганда равенства всех народов и исповеданий.

54. Межрелигиозный и межкультурный диалог.

Межкультурный диалог понимается как открытый и уважительный обмен мнениями на основе взаимопонимания и уважения между отдельными людьми, а также группами людей различной этнической, культурной, религиозной и языковой принадлежности, имеющими разные исторические корни. Диалог действует на всех уровнях — внутри обществ, между обществами,

Заинтересованные стороны — это все группы и отдельные индивиды, принадлежащие как к меньшинству, так и к большинству, играющие определенную роль и имеющие собственные интересы в межкультурном диалоге.

важная цель — внушить молодежи понимание социального и культурного многообразия

Концепция межкультурного диалога может помочь преодолеть стереотипы, вытекающие из такого взгляда на мир, потому что она подчеркивает, что в условиях глобализации, отличительными чертами которой являются миграция, легкий доступ к международным СМИ и Интернет, культурные самоидентификации становятся все более сложными. Они накладываются одна на другую и содержат элементы из множества разных источников. Наполнение международных отношений духом межкультурного диалога является продуктивным в этих новых условиях. Таким образом, межкультурный диалог может способствовать предотвращению и урегулированию конфликтов и оказывать поддержку примирению и восстановлению общественного доверия.

55. Взаимосвязь процессов глобализации и регионализации

Глобализация и регионализация являются ведущими процессами мирового развития, главными векторами современности. Глобализация - это динамичный процесс, процесс интенсификации этапа интернационализации, обладающий количественными и качественными характеристиками.

Регионализация - это процесс взаимодействия, сближения экономик в определенных региональных рамках. Регионализацию этот автор трактует как процесс образования, функционирования, развития и расширения региональных интеграционных объединений и группировок. Регионализация - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Сегодня с появлением новых информационных технологий, бурным развитием средств телекоммуникаций, интернета, виртуализацией пространства актуальность процессов глобализации и регионализации весьма возросла.

Глобализация - процесс объективный, обладающий как позитивными, так и негативными последствиями. Глобализация позволяет углублять международное разделение труда, более эффективно распределять и использовать ресурсы, что, в конечном счете, способствует повышению благосостояния стран и расширению жизненных перспектив населения. Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут более эффективно использовать широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков. Кроме того, передовые технологии резко сокращают транспортные, телекоммуникационные и расчетные издержки и обычно облегчают глобальную интеграцию национальных рынков. Однако события 11 сентября 2001 года в Америке показали, что международный терроризм в рамках глобализированной экономики может подтолкнуть субъекты мировой экономики к меньшей открытости на пути к либерализации внешнеэкономических связей.

Взаиморазвитие и взаимовлияние процессов глобализации и регионализации в их современных формах, развертывающихся с особой силой преимущественно в последние полтора - два десятилетия, таят в себе немало неясностей и противоречий, ломают многие устоявшиеся представления и теории, становятся предметом острых дискуссий в академических и деловых кругах, на международных форумах, где нередко сталкиваются самые различные, порой прямо противоположные мнения, оценки, прогнозы. Перспективы развития современной человеческой цивилизации, интенсивно обсуждающиеся в начале третьего тысячелетия, наряду с вопросами науки, техники, культуры в немалой степени затрагивают проблемы взаимовлияния экономической глобализации и регионализации.

Основное противоречие между процессами глобализации и регионализации заключено в целях создания и развития региональных блоков. Главной целью создания региональных блоков было извлечение прибыли в результате взаимного сотрудничества стран - участниц блоков, не противодействуя общему развитию глобализации. Но когда определились негативные последствия глобализации, одной из целей региональных блоков стало коллективное противодействие этим негативным последствиям.

Глобализация, с одной стороны, и регионализация, с другой, являются главными процессами в развитии современного мира, не только оказывающими громадное влияние на экономическую жизнь, но и влекущими за собой далеко идущие политические, социальные и даже культурно-цивилизационные последствия. Эти последствия все больше ощущают на себе практически все страны мира и среди них, конечно, государства постсоветского пространства, которые вполне осознанно, активно и целеустремленно продвигаются по пути интеграции в мировую экономику.

56. Исторические особенности формирования российского государства как социокультурной общности.

Историческое развитие российской государственности, в отличие от государственности западных стран, где вопросы взаимоотношения общества и государственной власти уже давно решены, протекает не равномерно и поступательно, а зигзагообразно, путем скачкообразных переходов в новое качественное состояние Систематические кризисы российской государственности следует рассматривать не как аномальное, а как вполне закономерное явление, присущее динамике непрерывного и преемственного развития. Очевидно, что переходность представляет собой органическое свойство российской государственности, основанное на изменчивости русского культурно-исторического типа цивилизации.

Специфику формирования государственности и российской социокультурной общности предопределили следующие условия и особенности а) географический фактор - огромная территория, обладающая большим количеством природных ресурсов (полезные ископаемые, пресная вода и т д), и необходимость в связи с этим защиты внешних границ, б) полиэтнический состав населения при ведущей роли русской цивилизации и необходимость укрепления единства государства в том числе и для защиты внешних границ, в) более суровый климат, требующий значительно большего расходования природного ресурса для обеспечения жизнедеятельности общества, г) длительное отсутствие выхода к мировым торговым путям и изолированное развитие российского общества.

Наиболее важные черты российской государственности - духовность, соборность, державность, патриотизм, стремление к справедливости, уважение к труду, приоритет морали над правом, патернализм.

Непрерывность и преемственность исторического пути развития российской государственности (континуитет) в прошлом веке подвергались угрозе разрыва (дискретности) дважды: в 1917 г. (Февральская и Октябрьская революции) и в 1991 г. (распад Советского Союза). После указанных революционных преобразований российской государственности удавалось сохраняться и восстанавливаться, обеспечивая преемственность развития в своих сущностных чертах.

Современный российский федерализм характеризуется сочетанием многих элементов из советского и дореволюционного имперского государственного устройства с новейшими заимствованиями из опыта либеральных западных демократических федеративных государств, а также наличием собственных новаций, отражающих специфику политико-территориального устройства страны.

Форма правления в Российской Федерации, сложившаяся в течение переходного периода, позволяет наиболее эффективно решать социально-экономические и политические проблемы, связанные с необходимостью трансформации всех сфер жизнедеятельности российского общества. Последующее государственное развитие будет связано с дальнейшим углублением разделения власти и системы управления государством, с созданием присущих развитым зарубежным странам институтов.

57. Сущность понятия «регион» в современных федеративных отношениях.

Регион — это наиболее удобное и содержательное понятие, с помощью которого можно обозначать территорию, выделенную нами по определенным признакам и отделенную по этим признакам от другой территории.

В узком смысле политический регион — это административная единица первого субнационального уровня. Из этого ни в коем случае не следует, что политическая регионалистика занимается только административным делением государства. Политико-административный регион первого порядка является главной формальной (т.е. официально определенной в законодательстве) ячейкой политического пространства в любом государстве. Поэтому он может быть наиболее удобным объектом исследований, но не обязательно.

В широком смысле политический регион (далее — просто регион) представляет собой часть государственной территории, которая характеризуется определенными политическими качествами и характеристиками:

Регион может быть формальным, т.е. существовать де-юре, являясь, например, административной единицей;

Регион может быть неформальным, тогда его существование определяется, например, самими учеными на основании специальных исследований территориальной структуры по тем или иным политическим характеристикам (и тогда по поводу его существования и границ возможны научные споры).

Следует заметить, что политическая регионалистика активно пользуется одним важным допущением. Регион воспринимается как активная политическая единица, как политический актор. Поэтому говорят о том, что регион "голосует", "принимает решение", "выступает за..." и т.п. Конечно, реальными политическими акторами являются не сами территории, а жители, местные элиты, граждане, объединенные в территориальные сообщества. Политическая регионалистика рассматривает регион как локализованное социально-политическое сообщество, т.е. группу людей, проживающих на определенной территории. Такую группу называют региональным, или территориальным сообществом, которое по определенным признакам признается условно единым, т.е. имеющим общие (точнее, доминирующие) политические интересы. Такие политические интересы называют региональными. Дискурс, в котором регионы выступают как политические акторы, отстаивая эти интересы, оказывается возможным, хотя и с оговорками. Без оговорок можно говорить о региональных и менее масштабных — локальных сообществах.

Под региональным управлением понимают государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в административно-территориальных границах всеми подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию, и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий на основе федеративных отношений. Региональное управление отождествляется с управлением в границах территорий субъектов РФ, т.е. территорий республик, краев, областей, автономных округов и области, городов федерального значения. Такое понимание территориального управления является базовым. При этом следует учитывать, что правовое, организационное, финансово-организационное обеспечение регионального управления не может быть отвлечено от местного самоуправления, имеющего, как известно, территориальную основу в административных границах субъектов РФ.

Главной целью регионального управления является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного региона, на основе комплексного развития.

Обоснованный с точки зрения способности региональной власти осуществлять свои функции уровень хозяйственно-экономической самостоятельности региона влияет на эффективность регионального управления. По мере приобретения регионами реальной самостоятельности формируется новая, собственно региональная сфера интересов и ответственности. К наиболее значимым региональным интересам относятся:

• соответствие уровня и образа жизни населения государственным и иным стандартам;

• наличие бюджетно-финансовых и прочих материальных источников (собственности и др.);

• потенциал для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта;

• наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;

• природрресурсный и экологический потенциал региона;

• стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации.

58. Этнополитические и социально-экономические особенности регионов России

Сегодня Российская Федерация переживает критический момент в своей истории, когда в условиях социальной модернизации и демократического транзита формируется новый и в значительной степени уникальный этнополитический ландшафт При этом усложнение политической сферы является результатом не только этнополитической дифференциации. но и появления новых факторов этнополитики.

Особенность ситуации осложняется и тем, что российские регионы значительно отличаются друг от друга не только по этнической и конфессиональной структуре, но и по уровню политического, экономического и социального развития. Различна и степень включенности населения в модернизационные процессы, готовности принять идеи гражданской нации и этнотолерантности, без которых невозможно гражданское общество.

В этих условиях перспектива развития этнополитических процессов как реализации интересов различных этнических групп, включая этническое большинство и этнические меньшинства, видится все еще неопределенной и неоднозначной. В силу этого становится значимым изучение как специфики процессов этнической мобилизации и политизации, так и сущности, содержания и характера региональных этнополитических процессов, которые оказывают существенное влияние на состояние и развитие социальных и главным образом политических систем и институтов.

И, несмотря на то, что за последние годы эти процессы значительно изменили свою направленность и внутреннюю логику, они все же остаются определяющими в структуре политического пространства, существенно определяя будущее России как полиэтничного, многоконфессионального и мультикуль-турного государства.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления. В последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

Социально-экономическое развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

59. Межрегиональное сотрудничество как фактор обеспечения стабильности в сфере национальных и федеративных и государственно-конфессиональных отношений.

За последнее десятилетие существенно трансформировалось направление межрегионального сотрудничества. Изменилась политическая карта Европы, новые государства упрочили свою независимость на пространстве бывшего Советского Союза. Страны, относившиеся к «третьему миру», высокими темпами приближаются по уровню экономического и политического развития к государствам-лидерам мировой экономики и политики. В современных условиях глобализации и регионализации, уровень развития регионов как составных частей федеративного государства, приобретает все большее значение для конкурентоспособности страны на международной арене. В территориально больших федерациях с ярко выраженным социально-экономическим и этническим многообразием, к числу которых, безусловно, относится и Россия, федеральному центру чрезвычайно трудно продуктивно решать внутренние вопросы регионов, в том числе и вопросы их межрегиональной деятельности. Это способствует все нарастающей тенденции участия в международных связях и межрегиональном сотрудничестве не только самого суверенного государства, но и его субъектов.

Сложности в развитии института межрегионального сотрудничества регионов разных стран связаны с функционированием различных моделей взаимодействия федеральных органов власти с региональными и одновременным недостатком в изучении институтов и механизмов межрегионального сотрудничества.

Регионы России, являющейся крупнейшим федеративным государством, обладают внушительным социально-экономическим потенциалом, что объясняет активное участие субъектов Российской Федерации в межрегиональном сотрудничестве, которое реализуется в условиях возрастающей глобализации и мировой взаимозависимости, а также в условиях международного разделения труда. Субъекты Российской Федерации осуществляют активную деятельность по развитию сложного комплекса межрегиональных связей, что оказывает прямое влияние на общее развитие Федерации и напрямую коррелируется с реализацией национальных интересов России. Традиционно считалось, что сфера внешних отношений федерации находится исключительно в ведении самой федерации. Благодаря этому положению, на сегодняшний день регионы могут сотрудничать с целым рядом международных партнеров: государствами, их регионами, местными властями иностранных государств, международными организациями, иностранными юридическими и физическими лицами. Формы межрегионального сотрудничества также носят самый разносторонний характер. Это могут быть, как торгово-экономические, научно-технические и экологические, так и культурные и гуманитарные виды сотрудничества.

Отношения со странами СНГ являются главным приоритетом российской внешней политики. Здесь концентрируются наши интересы в сфере безопасности и экономики, отсюда исходят серьезные вызовы, включая нелегальную иммиграцию и организованную преступность. Как показывает накопленный опыт, зарубежные партнеры по СНГ осознают, что торгово-экономическое сотрудничество с Россией является необходимым условием устойчивого развития стран Содружества. Речь идет о важных общих ресурсах национального развития, являющихся продуктом экономической взаимодополняемости и многолетнего совместного существования в рамках единого государства. В обозримой перспективе никакие внешние партнеры или альтернативные интеграционные форматы не смогут заменить роль России, как в двустороннем плане, так и в СНГ в целом и в форматах разноуровневой интеграции. Желательный конечный результат - создание экономической системы, которая обеспечивала бы эффективное развитие каждого из ее участников.

Межрегиональное сотрудничество субъектов представляет собой комплексную систему взаимосвязанных процессов. При этом оно подвержено влиянию очень разнородных факторов от последствий глобализации до субъективных характеристик региональных лидеров. Это объясняется, в частности, отсутствием единых международно-правовых институтов сотрудничества. Поскольку в мировой практике лишь небольшое количество субъектов государств наделено формальными компетенциями в области международной деятельности, то степень их участия в межрегиональном сотрудничестве существенно различается и во многом зависит от внутриполитического контекста и уровня регионального самосознания. Региональные интересы на международной арене охватывают постоянно расширяющийся круг вопросов от внешнеэкономического сотрудничества, противодействия современным вызовам и невоенным угрозам до обширного спектра культурных и гуманитарных направлений сотрудничества.

Развивая межрегиональное сотрудничество, субъекты Российской Федерации содействуют реализации внешней политики государства и одновременно расширяют спектр международных связей. Регионализация международных отношений также позитивна, с точки зрения формирования новых измерений, для укрепления сотрудничества между государствами.

60. Национальное самосознание в контексте трансформационных процессов в России

Национальное самосознание, как показывает исторический опыт, может не только способствовать достижению нацией высочайших социальных свершений, но и стать причиной национальных трагедий. Вот почему изучение формирования и особенностей функционирования национального самосознания является важной задачей современной общественной мысли. Проблемы национального самосознания, форм его выражения особенно актуальны в условиях многонациональной России при переходе к подлинно федеративному, правовому, демократическому государству.

Становление новой российской государственности формирует объективную потребность в стабилизирующих элементах. В научном обороте все чаще появляются понятия «национальные интересы», «национальная идея». В переломные эпохи, когда происходит смена ценностных ориентиров национального самосознания, актуализируется проблема формулировки национальной идеи, которая становится потребностью в качестве цементирующей основы нации.

Изменения во всех сферах жизни общества определяет специфику функционирования национального самосознания.

Современное национальное развитие возможно лишь на основе признания многоэтничности как естественного богатства России. Территория России является исторической родиной многих автохтонных народов. Многовековой опыт сосуществования, интенсивные контакты сформировали условия их адаптированного друг к другу отношения, самосохраниения и самореализации. Для гетерогенного общества важно сохранить национальное равновесие, не допустить дискриминацию по национальному признаку. От успеха межнационального взаимодействия зависят перспективы демократизации России как полиэтничной федерации.

Наши рекомендации