Этнополитические процессы в регионах России, их характер, способы регулирования.
Практика последних лет наглядно показала, что в многонациональном обществе при решении вопросов социально-политического устройства неизбежно выявляется этнический аспект. Проблемы политической трансформации, развития федерализма, социально-политической стабилизации оказались неразрывно связанными с решением комплекса задач по оптимизации сложного комплекса межнациональных отношений в стране, по урегулированию этнополитических конфликтов.
Произошедшие в стране изменения привели к значительным переменам в отношениях между народами и этническими группами России. В этих условиях возникает потребность в исследовании характера межнационального и межэтнического взаимодействия и его роль в этнополитических процессах в различных регионах страны. В полиэтническом обществе этнополитические процессы пронизывают все сферы общественных отношений, что делает необходимым всестороннее изучение этнического фактора в политических процессах в современной России.
В процессе трансформации российского общества возрастает потребность в регулировании этнополитических процессов, в разработке новой национальной политики. Центр тяжести разработки и осуществления такой политики смещается в регионы. Этим обусловлена необходимость изучения регулирования региональными этнополитическими процессами.
В субъектах Российской Федерации накоплен определенный опыт как регулирования этнополитических конфликтов, так и управления сферой межэтнических отношений в современных условиях. Наиболее явно влияние этнополитических процессов проявляется на Северном Кавказе, где указанные процессы приобрели форму наиболее острых конфликтов. В этом плане Юг России представляется своеобразным полигоном для отработки современных способов регулирования этнополитическими процессами и совершенствования законодательства. Опыт политико-правового регулирования этнополитическими процессами в регионах Юга России нуждается в осмыслении и дальнейшем развитии.
Урегулирование этнополитических проблем представляется также возможным эволюционными методами. Политический путь предполагает снижение доверия к националистическим элитам со стороны их избирателей. Массовое сопротивление разорению страны и страданиям способны породить общее осознание того, что нынешний конфликт, война и репрессии создадут историческое оправдание для эскалации конфликта и превращения его в перманентный.
Другой эволюционный путь может заключаться в успешном проведении экономических реформ. Выгоды, которые получат в результате проведения экономических реформ немногие, и относительные потери и утрата уверенности в завтрашнем дне, которые падут на долю большинства, могут способствовать изменению структуры конфликта, поскольку при таком повороте событий объединение, строящееся по профессиональным и классовым признакам, станет более насущно необходимым и актуальным, чем объединение, основанное на этнических различиях. В конечном итоге эти разнообразные линии общественных расколов начнут пересекаться, тем самым нейтрализуя друг друга. В итоге этнические споры будут постепенно уступать спорам материальным, а именно проблемам прав и распределения.
Кроме политического и экономического путей стабилизации этнополитического процесса может быть использован путь культурной модернизации. Он заключается в изменении такого положения дел, когда принадлежность человека к определенной этнической группе составляет сущность его идентичности, чтобы перейти к ситуации многообразия идентичностей - в ней и сам человек и другие люди, с которыми он связан, в зависимости от конкретных условий считают особо значимыми либо его свойства и качества как человеческого существа, либо его идентичность как члена национальной, профессиональной, этнической или религиозной общности.
К числу мер, ведущих к разрешению этнических противоречий, можно отнести:
передачу существенной доли власти этнорегиональным территориям;
принятие избирательных законов, стимулирующих межэтнические переговоры;
создание условий для роста благосостояния экономически неблагополучных меньшинств.
Когда этнические группы требуют определенной доли должностей в государстве (и определенной доли государственных средств) в соответствии с долей в населении, этнополитика переходит в долевой национализм, который претендует не на территориальное господство, а на господство в первую очередь над подвижными общественными финансовыми средствами.
Несомненно, консолидированные демократии имеют относительно больший успех в предотвращении и урегулировании этнополитических конфликтов, однако даже они не обладают иммунитетом против этнического насилия, и политика идентичностей не всегда легко нивелируется даже в плюралистических демократических обществах.
46. Этнорелигиозные процессы в регионах России, их характер, способы регулирования
С момента возникновения и по настоящее время место и роль религии в обществе определялись прежде всего происходящими в ней процессами. Религиозные лидеры становились вождями племенных союзов, возглавляя процесс становления государственности, главами государств и государственных союзов, способствовали восходящей эволюции религии, установлению ее господства в духовной жизни общества. Лидирующее положение религий в обществе и его духовной жизни определяет существенное влияние религиозных процессов на все виды деятельности государства, включая и его пограничную деятельность. В условиях нисходящей эволюции религии, в светских государствах сила этого влияния существенно снизилась.
В современной России как светском государстве за последние десятилетия четко проявилась восходящая эволюция религий, их возрождение, а, следовательно, может иметь место и усиление влияния религиозных процессов на пограничную деятельность государства и сотрудников соответствующих органов. Поэтому социально-философское исследование религиозных процессов, прежде всего таких, как возникновение, эволюция религий, а внутри последнего, например, оцерковление личности, ее секуляризация, представляется актуальной научной проблемой.
Самой крупной по численности среди традиционных конфессий России является Русская Православная Церковь Московского Патриархата, влияние которой в последнее время, в особенности после воссоединения с РПЦЗ и активизации ее деятельности внутри страны, чрезвычайно возросло.
Второй по численности религиозной конфессией в России является ислам, не имеющий в РФ в настоящее время единого духовного центра. Спецификой ислама как религии является то, что он не предполагает обязательность четкой духовной иерархии, характерной для ряда христианских церквей, а также наличия единого духовно-административного центра в масштабах государства. На территории РФ действуют два Духовных управления мусульман: Духовное управление мусульман Европейской части России и Сибири (г. Уфа), охватывающее все группы татар и башкир, и Духовное управление мусульман Северного Кавказа (г. Махачкала), которое объединяет народности Дагестана, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, кабардинцев, адыгов, черкесов и абазинов.
Обращаясь же к проблеме взаимоотношений религиозных конфессий и организаций с государством в настоящее время, следует отметить, что значительное количество государств официально и демонстративно позиционируют себя как государства «светские», стремясь не связывать себя какими-либо обязательствами во взаимоотношениях с религиозными конфессиями и организациями, ограничивая определенными сферами взаимодействие с ними и стараясь не вмешиваться во внутренние дела друг друга.
Государственная религиозная политика вырабатывается с помощью трех методологических подходов к сфере религиозности: правового, культурологического, социологического.
Использование трех взаимодополняющих методологических подходов позволяет учитывать многообразие форм присутствия религии в обществе. Формируя свою религиозную политику, государство различает религиозные объединения, действующие в правовом поле, разнообразные проявления религиозности в социальной, политической сфере и религиозную составляющую культурных традиций народов России.
Через правовой подход государство обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания и регулирует отношения с религиозными объединениями в соответствии с нормами светского права. В данном случае религия определяется посредством закрепления в законе:
права граждан иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
свойств религиозной организации и религиозной группы: наличие вероисповедания, совершение богослужения и других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Культурологический подход позволяет государству определить религиозную составляющую в культурных традициях народов России, опознать религию как культурную традицию (доминирующую в общероссийском или региональном масштабе) или культурную инновацию.
Культурологический подход выявляет религиозное в его сопряженности с этнокультурным, позволяет увидеть сложную взаимозависимость различных факторов: религиозного, этнического, культурного. В рамках этого подхода государство учитывает сложную иерархию идентичностей человеческой личности. При таком подходе становится понятным феномен культурной сопричастности к религии.
В своей религиозной политике государство учитывает, что помимо культурных традиций, имеющих длительную историю, на территории Российской Федерации существуют и развиваются новые формы религиозности, являющимися новыми для народов России религиозными субкультурами (таковы, например, новые религиозные движения иностранного и российского происхождения, неопротестантские деноминации и неоориенталистские религиозные течения).
Субкультура - это система норм и ценностей, которая отличает культуру определенной группы от доминирующих культур. Под религиозной субкультурой понимается общность (община, система общин), членов которой объединяют мировоззренческие установки, нравственные представления, поведенческие ориентиры, способы внутри- и внеобщинных отношений, языковые особенности, формируемые под определяющим воздействием религиозного учения и практики.
В своей религиозной политике государство учитывает, что религиозные субкультуры могут быть как традиционными для России (например, старообрядчество), сопряженными с этнокультурным фактором (например, языческие традиции народов России), так и новыми. В свою очередь, новые религиозные субкультуры могут быть российского или иностранного происхождения.
Уважая доминирующие религиозные культуры, государство с особой заботой относится и к религиозным субкультурам как традициям меньшинства, чьи права должны быть защищены в соответствии с ценностями демократического и правового государства.
Через социологический подход государство учитывает проявления религиозности в общественной жизни, в том числе в политической сфере. В рамках этого подхода государство реагирует на проявления религиозности в сфере общественно-религиозных отношений, то есть в сфере отношений между общественными организациями и религиозными объединениями. В сфере общественно-религиозных отношений, в частности, осуществляется обсуждение религиозных представлений по социально-политическим вопросам, выработанных в социальных доктринах религиозных организаций.
47. Пути достижения межнационального согласия в России, формирование гражданского общества.
Проблема является актуальной. Особенно требует внимания изучение межнационального и межконфессионального согласия на современном этапе.
Межнациональное общение, как и любое другое общение, представляет собой диалог.
Межнациональное согласие служит специфическим законом развития национальных отношений, обусловленным необходимостью взаимосближению, взаимоуважения наций, народностей, национальных и этнических групп, и стран.
Характер межличностного согласия, чувства и настроения людей тех или иных национальностей не изолированы, а тесно связаны с характером складывающихся взаимоотношений между нациями и народностями на общегосударственном уровне в процессе их повседневной деятельности: объективное, общественное, социальное, политическое, национальное превращается в субъективное, личностное, индивидуальное и обратно. Межличностные национальные отношения находят свое проявление в поступках людей, в их мировоззрении, нравственных устоях, нормах поведения, то есть в формах общения, реализуемых через социально-психологические, политические, правовые механизмы.
В соответствии с этим можно выделить следующие основные направления формирования гражданского общества в современной России:
1) восстановление свободной и независимой личности, создание экономических и юридических гарантий ее свободы и независимости;
2) формирование самостоятельных экономических субъектов на основе плюрализма форм собственности и рыночных отношений как сферы их деятельности;
3) формирование самостоятельных общественных субъектов во всех других сферах и видах деятельности (национальной, культурной, научной и т.д.);
4) установление институциональных (т.е. правовых) отношений между различными субъектами гражданского общества, а также между обществом и государством.
48. Социальные функции русского языка как государственного в Российской Федерации.
Современный русский язык литературный является одним из наиболее универсальных языков мира. С его помощью абсолютно любую мысль и понятие можно выразить несколькими способами и закрепить в сознании слушателя с различной степенью точности и подробности. В грамматиках и справочниках структура и лексический состав русского языка описаны в той степени полноты, которая соответствует современному уровню лингвистических знаний.
Русский язык обладает развитой понятийно-смысловой структурой, наличием всеобъемлющего корпуса оригинальных текстов во всех функциональных разновидностях и социальных функциях. Это обеспечивает возможность функционирования русского языка как одного из мировых языков. Представления о русском языке как государственном языке Российской Федерации требуют специального истолкования, поскольку их можно трактовать в двух равноправных и взаимодополняющих аспектах.
Во-первых, русский язык, понимаемый как целостная знаково-коммуникативная система, в статусе государственного языка законодательно выделяется среди языков других коренных народов России. Понимание особой роли русского языка в жизни нашей страны соответствует первому пункту статьи 1 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» (№53-ФЗ от 1 июня 2005 г.), в котором сказано, что «в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык». Русский язык признается языком, распространенным во всех регионах России и объединяющим всю территорию нашей многоязычной страны. Это самый универсальный язык России – на нем выражены и зафиксированы в обширном корпусе текстов (оригинальных и переводных) все важнейшие знания о мире и обществе.
Во-вторых, государственный статус языка, понимаемый как практическая, социальная функция, выделяет ту часть русского литературного языка, которая используется органами государственной власти и управления в качестве не только языка законов и постановлений, но, что не менее важно, в качестве языка официального общения.
В целях поддержания национального суверенитета в сфере международного информационного обмена государство должно активно развивать практику публичной речевой деятельности на русском языке. До последнего времени русский язык выступал в качестве удобного и полноправного канала связи с иноязычными партнерами. Однако теперь, когда информационные технологии используют латинский алфавит и англоязычную лексику, в качестве рабочего языка научных конференций используется английский, международные переговоры часто ведутся с обеих сторон без переводчика на английском языке, престиж других официально признанных мировых языков падает. Соответственно, языковой и культурный суверенитет стран, говорящих на других языках, подвергается существенному ограничению.
Новый «региональный» статус бывших мировых языков приходится трактовать как явный признак сокращения их культурной и научной значимости. В целях предотвращения дальнейшего снижения статуса и роли русского языка в мире следует активно развивать и совершенствовать национальное языковое строительство. Для этого необходимо добиваться не только того, чтобы тексты, содержащие мировые достижения научной мысли в гуманитарных, социально-политических, экономических исследованиях, лучшие художественные произведения и т.п., были представлены на русском языке, но также и того, чтобы авторы и читатели текстов имели ясное представление о семантико-грамматических правилах и нормах речевого использования языковых средств.
49. Механизмы реализации государственной национальной политики.
Проведение государственной национальной политики осуществляется прежде всего посредством обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработки и выполнения государственных программ а также налаживания плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями.
Для этого важно реализовать следующие меры:
рассмотреть вопрос об образовании Ассамблеи народов России для налаживания диалога между органами государственной власти и национальными общностями, ее участия в законотворческом процессе, осуществлении миротворческой деятельности.
Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
согласовывать цели национальной политики с основными приоритетами экономических и политических реформ,
совместно решать межрегиональные проблемы в сфере федеративных и национальных отношений;
разрабатывать и финансировать федеральные и региональные программы, направленные на национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Российской Федерации;
осуществлять информационное обеспечение основных направлений национальной политики, в СМИ и распространению знаний об истории и культуре народов России;
организовать подготовку и повышение квалификации кадров государственных служащих, специализирующихся в области национальной политики;
учитывать отечественный и зарубежный опыт при разработке федеральных и региональных программ предотвращения и разрешения конфликтов на этнической почве.
На первом этапе реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации
Повысить роль Министерства Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям:
50. Адаптация и интеграция мигрантов в принимающих сообществах, опыт, проблемы.
Под выражением «интеграция мигрантов» понимают три разных вещи.
Во-первых, ассимиляцию. полного растворения в населении принимающей страны. Они должны отказаться от всего, что каким-либо образом отличает их от принимающего сообщества.
Во-вторых, культурная адаптация мигрантов к новому для них окружению. В этом случае от них не ожидают отказа от любых проявлений культурной принадлежности, связанных со страной происхождения.
В-третьих, интеграция мигрантов может означать их структурную адаптацию к новой среде, а именно такую степень включенности в жизнь принимающей страны, когда они практически не отличаются от большинства местного населения по объективным (социально-экономическим) показателям. Культурные показатели при этом отодвинуты на второй план. Единственный из значимых параметров культурного свойства в этой связи - владение языком.
Как выглядят и как реализуются программы интеграции
1. Интеграционные курсы (включая языковые , курсами гражданской интеграции. Их объем - несколько сот часов. Остальное время - базовых знаний о стране.
2. Горячие линии на нескольких языках.
3. Настольная книга мигранта
4. Продуманная система социокультурной медиации. сопровождение
Представляется, что для успешной интеграции мигрантов в нашей стране необходимы следующие условия.
Оздоровление в сфере трудовых отношений.
Плотная система правовой защиты.
Доступ к гражданству в строгом соответствии с законом.
Помощь в овладении русским языком.
В итоге инстанций, готовых (за деньги) провести тест на знание языка, предостаточно, а структур, помогающих его выучить, практически нет
работа в этом направлении начата. Запущены программы школьного образования, учитывающие недостаточное знание русского языка многими учениками.
51. Этническая история России и современные межнациональные процессы
Россия обрела свои естественные границы к концу 19 века, что признавалось международным сообществом и отражалось в международных договорах.
Необходимо учитывать, что Россия складывалась в многонациональную державу под давлением специфических геополитических обстоятельств, необходимость объединения с Россией многими народами, принимавшими решение в целях самосохранения воспользоваться ее государственным покровительством.
когда присоединение достигалось посредством принуждения, Внезапные набеги на Россию крымских татар, ногайцев, горцев и т. д.) совершались каждый год и были, по сути, обычным явлением. После этих набегов подвергшиеся им области длительное время оставались в запустении. Невольников продавали в Турцию и другие страны Востока.
Присоединенные к России народы не подвергались унизительной дискриминации в системе управления.(как например черные в америки или рабы у португалов