Этапы становления и развития федеративных отношений в Российской Федерации
Этапы развития федеративных отношений
Первый этап (1991 — 1993 гг.) характеризуется развитием тенденции децентрализации и стремлением выйти из состава РФ ряда субъектов. Определенной формой компромисса центральной и региональной власти явились Федеративные договоры от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. После их подписания началось активное реформирование исполнительной вертикали власти, ее централизация и подчинение Президенту РФ. Был учрежден институт представителей Президента в субъектах РФ в целях координации деятельности федеральных и региональных властных структур. Этот этап завершился роспуском Верховного Совета РФ, что привело к острому противоборству и дестабилизации ситуации в стране.
Второй этап (12 декабря 1993 г. — февраль 1994 г.) начался с принятием Конституции, которая создала рамочные основы для взаимодействия властей. Особенностью данного этапа является несовершенство законодательного регулирования взаимоотношений федеральных и региональных органов государственной власти. В этих условиях субъекты РФ самостоятельно определяют свои системы государственной власти и политические режимы (парламентский, президентский), выстраивают взаимоотношения с федеральным центром. Уступки федерального центра наиболее влиятельным в политическом отношении субъектам Федерации (Татарстан) способствуют стабилизации ситуации в стране.
Третий этап (15 февраля 1994 г. — конец 1994 г.) ознаменовался подписанием Договора Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов веления и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.
Четвертый этап (конец 1994 г. — 1999 г.) отличается массовым подписанием Федеративных договоров. В эти годы прошли выборы губернаторов, и регионы получили значительную независимость от центральной власти. Данный этап характеризуется новой волной децентрализации. В условиях определенной разбалансированности федерально-региональных взаимоотношений широкое распространение получила практика заключения двухсторонних договоров и соглашений между федеральным центром и субъектами РФ, которая в определенной степени компенсировала несовершенство законодательной базы федерально-регионального взаимодействия, сняла напряжение и обеспечила определенный уровень стабилизации отношений федеральных и региональных органов государственной власти. Вместе с тем усугубилась проблема асимметрии федеративных отношений.
Пятый этап (1999—2000 гг.) начался с принятия Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" (далее — Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), установившего общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о таком разграничении между органами государственной власти субъектов РФ и федеральным центром, который обязал субъекты РФ в течение двух календарных лет со дня вступления в силу соответствующего федерального закона привести законодательство субъектов в соответствие с Конституцией РФ и действующим федеральным законодательством.
Шестой этап (2000—2004 гг.) характеризуется изменением порядка формирования верхней палаты федерального парламента — Совета Федерации Федерального Собрания РФ, созданием института федеративных округов, реорганизацией института полномочных представителей президента в регионах, а также созданием Государственного совета РФ.
Седьмой этап (2004—2006 гг.) связан с процессом укрепления вертикали власти: в сентябре 2004 г. был изменен порядок формирования высших должностных лиц объектов РФ. Были внесены изменения и дополнения в Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, в частности он был дополнен главами, определяющими общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами и органами власти субъекта РФ и экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ.
Восьмой этап начался в 2006 г. и связан с внесением изменений и уточнений в порядок выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти. В частности, политическая партия, набравшая большинство мандатов в законодательном собрании субъекта, получила право инициировать рассмотрение предложения Президенту РФ о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ.
28. Коренные малочисленные народы Российской Федерации. Национальные меньшинства в современной Российской Федерации, законодательные основы реализации их прав.
ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ". Этот документ дает этносам право на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности.
Коренные малочисленные народы РФ – это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, численностью не более 50 тыс. человек, осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Их правовой статус в РФ определяется особой конституционной охраной народов России.
Коренным малочисленным народам России гарантируются права: 1) на замену военной службы альтернативной гражданской службой; 2) на сохранение и развитие своей культуры; 3) на территориальное общественное самоуправление; 4) на объединение в общины и иные общественные объединения; 5) на представительство в законодательных органах субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления; 6) на судебную защиту
Коренным малочисленным народам России гарантируется право на социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования. Это право обеспечивается деятельностью всех органов государственной власти РФ и субъектов РФ, на территории которых проживают представители этой народности.
Национальное меньшинство регулируется ФЗ 1996 "О национально-культурной автономии"
Национальным меньшинствомможет быть, как компактно проживающая этническая общность в составе суверенного государства, имеющая свое национально-государственное образование, так и рассредоточено живущие лица некоренной национальности
Национально-культурная автономия форма национально-культурного самоопределения,объединение граждан , относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры
основывается на принципах:
5. свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;
6. самоорганизации и самоуправления;
7. многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии;
8. сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой;
9. уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;
10. законности.
29. Культура межнациональных отношений. Принципы толерантности, опыт реализации.
Культура межнационального общения – это сложное явление, которое включает следующие структурные компоненты: 1) когнитивный – знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики (долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.), проблем теории и практики межнациональных отношений; 2) мотивационный – желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей; 3) эмоционально-коммуникативный – способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке;
самокритичность, толерантность; 4) поведенческо-деятельностный – владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и вероисповедания.
В соответствии с этим процесс воспитания культуры межнационального общения включает:
• ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях;
• формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания;
• развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий;
• обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе межличностного общения.
Межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях. Из этого следует, что культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества. Для этого учащиеся должны иметь представление:
1) о месте и роли ООН в регулировании отношений народов как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ;
2) сути деятельности Совета Европы, Европейского союза, Лиги арабских государств, Организации американских государств, Организации африканского единства, Содружества Независимых Государств и др.;
3) содержании международных документов о правах человека и народов, которые регулируют отношения народов, позволяют принимать действенные меры по разрешению межэтнических конфликтов;
4) культуре народов и государств мира, взаимовлиянии культур и традиций;
5) экономических основах взаимодействия стран и народов, разделении труда между народами, кооперировании предприятий различных стран, передвижении капиталов, рабочей силы и товаров, создании производственных филиалов за пределами национальных территорий;
6) требованиях ООН о недопустимости эксплуатации и неравенства между народами, истинных причинах отсталости народов бывшего колониального и полуколониального мира, обосновании необходимости оказания им помощи, что должно обеспечить преодоление пережитков идеологии расизма, апартеида, национальной и религиозной исключительности;
7) политических, экономических, технических, хозяйственных, культурных изменениях, происходящие в мире.
Для развития культуры межнациональных отношений важное значение имеет так называемая кросс-культурная грамотность, которая проявляется в способности сопереживать другим людям, чувствовать и понимать их проблемы, уважать и принимать культуру другого народа. При этом особое внимание необходимо обратить на воспитание исторической памяти, донесение до учащихся правды о становлении и развитии нашего многонационального государства, что очень важно для установления объективной истины и формирования личной позиции.
Формирование культуры межнационального общения – длительный и многогранный процесс, связанный с формированием культуры межличностных отношений.
30. Государственная национальная политика Российской Федерации: основные направления.
Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства и обеспечивает реализацию интересов всей нации.
Внутренняя политика государства в отношении этнических общностей и межэтнических отношений обычно называется этнической политикой, или политикой в отношении этнических меньшинств. Национальная политика — это и целенаправленная деятельность по регулированию этно-политических процессов, содержащая в своей основе цель, принципы, главные направления, систему мер по их реализации.
Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на принципах добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этнонацио-нальных особенностей в жизни общества должен осуществляться в границах соблюдения прав человека.
В разное время и в различных странах национальная политика может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.), искусственной ассимиляции (политика и практика насильственного обращения лиц одной социально-культурной, этнонациональной, конфессиональной и иной принадлежности в другую (соответствующую) принадлежность) до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства.
Национальная политика в Российской Федерации представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Документами, определяющими национальную политику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Российской Федерации».
После распада СССР начался новый этап в развитии нашего государства на основе традиций российской государственности, принципов федерализма и гражданского общества.
Для нашей многонациональной страны значима продуманная демократическая национальная политика, которая включает следующие направления:
- развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;
- развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;
- обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;
- достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
- поддержка соотечественников, проживающих в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, содействие развитию их связей с Россией.
31. Проблемы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в области реализации государственной национальной политики.
Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции РФ и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов РФ, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Совершенствование федеративных отношений входит в число приоритетных задач внутренней политики и реализует на практике конституционные принципы федерализма, особенно принцип равноправия всех субъектов РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, обеспечить равенство всех национальных общностей в каждом субъекте РФ и в России в целом при осуществлении ими своих социально-экономических, политических и национально-культурных прав.
Оптимизация федеративных отношений не преследует цель «губернизации» республик или, наоборот, «республиканизации» краев и областей.
Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании территориального и национального начал.
Для развития федеративных отношений необходимы:
1) принятие федеральных законов, заключение договоров и соглашений, конкретизирующих принципы организации и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в целях укрепления общероссийской государственности и повышения самостоятельности субъектов РФ;
2) совершенствование механизма учета интересов субъектов РФ на федеральном уровне, расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ, повышение их ответственности за положение дел не только в своем регионе, но и в стране;
3) осуществление мер политического, экономического и правового характера, обеспечивающих государственную поддержку и стимулирование экономической активности регионов;
4) разработка правовых механизмов реализации совместных полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
5) совершенствование экономического механизма федеративных отношений, в том числе бюджетной системы и системы налогообложения;
6) совместная реализация федеральных и региональных программ развития.
Эффективность власти в государстве во многом зависит от того, насколько обоснованно разграничены функции, предметы ведения и полномочия и, одновременно, насколько конструктивно организовано согласование интересов и взаимодействие между ветвями и уровнями власти. Особенно важен баланс разграничений и взаимодействий в федеративном государстве, которое отличается от унитарного, прежде всего, неизмеримо большим политическим значением и объемом предметов совместной деятельности органов власти разных уровней.
32. Региональная политика России: концепция и механизмы ее реализации
Государственная региональная политика России основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законах и настоящей концепции и представляет собой деятельность по управлению развитием государства, исходя из необходимости согласования интересов государства, субъектов Федерации, национально- культурных автономий и различных субъектов собственности (в том числе предпринимательских структур), формирования и сохранения экологического «каркаса» России.
Неравнозначность регионов позволяет государственной региональной политике исходить из факта дискретности пространства по факторам развития, многонациональному составу населения, историческим особенностям вхождения регионов в состав Российского государства.
Региональная политика понимается как деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в пространственном (региональном) аспекте. Следовательно, региональная политика должна строиться дифференцированно.
Территория России, разделенная на экономико-географические районы, в числе которых территории субъектов Федерации, местные самоуправленческие структуры, а также механизмы их взаимодействия являются объектами государственной региональной политики России.
Государственная региональная политика Российской Федерации строится на принципах федерализма, социально-экономической самостоятельности субъектов Федерации и развития форм местного самоуправления, с учетом разнообразия условий развития регионов в процессе формирования механизма рыночного хозяйствования.
Данная политика направлена на обеспечение максимально самостоятельного социально-экономического развития субъекта Федерации на основе использования им внутреннего потенциала, координации и кооперации создаваемых технологий регионального развития в рамках единого государственного и политического пространства Российской Федерации. Цели региональной политики
Цели государственной региональной политики достаточно многообразны и сложны. Среди них, с точки зрения приоритетов развития Российской Федерации, выделяются следующие:
- укрепление социально-экономических основ Российского государства и сохранение его целостности, обеспечение военной и экономической безопасности, экологической устойчивости;
- обеспечение социального равновесия в жизненном уровне отдельных социальных групп, сбалансированности их интересов с социально-экономической политикой государства;
- формирование в регионах социально-ориентированной рыночной экономики, механизмов обеспечения социальной защиты населения;
- повышение уровня жизни населения различных регионов России;
- создание условий для полноценного национально-культурного развития всех народов Российской Федерации, включая русский народ.
Механизм реализации государственной региональной политики включает:1.государственные и социально-политические институты: государственные органы и организации республиканского и регионального уровня, социально-политические институты - это общественные объединения, политические партии, региональные и местные инициативы, объединения граждан; 2.комплекс мер норм.-правового характера; 3.экон. инструменты: 1.местный бюджет. -Бюджетная система должна быть регионально ориентированной, а у нас только республиканский и местный бюджет; размер бюджетных поступлений должен соответствовать реализации компетенции местн. органов; д.б. соответствующая бюджетно-налоговая система : закрепление постоянных налогов и поступлений в регион. бюджет.
-выравнивание финансовой обеспеченности с учетом увеличения собственных доходов, нормативов бюдж. обеспеченности по расходам непроизводственной сферы на 1 жителя.2.эк. помощь государства через субсидии, дотации, целевые инвестиции в произв., соц., эколог. инфраструктуру; важным критерием для выделения государственной помощи является: -бюджетная обеспеченность расходов соц. характера; -высокая безработица; неудовлетворительное состояние жилого фонда ; -неудовлетворительное состояние объектов соц.-культурного быта; -высокий уровень оттока рабочей силы из региона; -зависимость эк. региона от внешних условий; низкий уровень соц.-эк. развития.3.эк. стимулирование- необходимо установить равновесие между соц. справедливостью и эк. целесообразностью. Это налоговые льготы, льготные кредиты, меры содействия развития малого и среднего бизнеса, льготные ставки арендной платы, ускоренная амортизация.4.инвестиционная политика-2 направления:1совершенств-ние механизма распределения централиз. инвестиций; 2механизм стимулирования привлечения инвест., привлечение частных инвест.5.гос. прогназирование и програм-ние: необходимо обеспечить преемственность региональных и республик. программ.
33. Основные направления и приоритеты государственной национальной политики России на современном этапе.
В объединяющей множество этносов России национальная политика является важнейшим компонентом внутренней и внешней государственной политики. Специфическая черта - существенное различие населяющих ее народов по своей национальной психологии, менталитету и социокультурным особенностям, характеру экономического поведения, формам организации общественной и государственной жизни. Это наряду с интеграционными процессами, обусловленными известными преимуществами объединения различных народов в едином государстве, объективно порождает национальный эгоизм и центробежные тенденции, имеющие деструктивный характер. Основная задача национальной политики, - максимально способствуя интеграционным тенденциям и противодействуя дезинтеграционным процессам, обеспечить гармонизацию национальных интересов, возрождение и дальнейшее развитие всех народов Российской Федерации в составе единой и неделимой России.
Концентрированно суть национальной политики состоит в максимально полном учете интересов и национальных особенностей населяющих Россию народов и этнических групп, в проведении государственного строительства, экономической, социальной, правовой, культурной и других направлений внутренней политики в общих интересах всех народов России. Фактически это означает деунификацию прежнего, предельно унифицированного российского государства, являющегося федеративным лишь по форме, а не по существу. Только такой подход к формированию национальной политики адекватен современным политическим реалиям и тем процессам, которые охватили сейчас практически все народы России.
Государственная национальная политика должна стать органичной частью всех осуществляемых руководством страны мер по реформированию экономических и социально-политических отношений в России. Направления государственной национальной политики должны быть нацелены на разрешение следующих основных противоречий между:
растущим стремлением народов к национальной консолидации (этнической идентификации) и объективным, социально и экономически обусловленным процессом интеграции российского общества;
суверенизацией частей федерации и объективной потребностью сохранения и упрочения единой российской государственности, отвечающей интересам всех народов;
выявившимися в ходе демократических реформ специфическими национальными интересами народов и необходимостью взаимного поиска компромиссов при их реализации;
необходимостью согласованного проведения экономических и политических реформ на территории федеративного государства и наличием национальной специфики, существенных различий в уровнях социально-экономического развития регионов, их готовности к преобразованиям;
отчетливо проявляющейся тенденцией к геополитической консолидации на этнической и религиозной почве (исходя из приоритета титульных наций) ряда республик в составе Российской Федерации с отдельными иностранными государствами, расположенными вблизи границ России (такими, как Иран, Турция, Азербайджан и др.).
34. Местное самоуправление в системе федеративных отношений.
Местное самоуправление неотъемлемо связано с демократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации определяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, которое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-бытовым и иным условиям форму публичной власти. Местное самоуправление есть первичное звено федеративных отношений. И до этого уровня местного самоуправления необходимо довести принцип разграничения предметов ведения и полномочий, тем более что Конституция предусматривает возможность делегирования властных полномочий органам местного самоуправления (ст. 132), что и реализуется в новом варианте закона о местном самоуправлении (2003 г.).
Конституционно-правовые основы местного самоуправления. Статья 130 Конституции Российской Федерации подчеркивает:
«1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется только через выборы и при наличии выборного органа, который создают сами граждане для решения совместно с населением местных вопросов. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, но органы государственной власти обязаны оказывать содействие населению в осуществлении их прав на местное самоуправление, в том числе правовое, материальное, финансовое».
Государственно-правовая система не заканчивается на уровне субъектов федерации. Местное самоуправление, как власть публичная, не может быть выведено из этой системы, а значит, и из системы федеративных отношений. Это отдельный уровень самостоятельного и непосредственного осуществления власти самим населением, без делегирования кого-либо в органы власти. Местное самоуправление наряду с государственной властью выступает нормой единой власти народа.
Местное самоуправление осуществляется согласно ст. 131 Конституции Российской Федерации в городах и сельских поселках. Местное самоуправление и муниципальная власть имеют свою собственность, свой бюджет и свои органы управления. Изменение границ местного самоуправления возможно только с согласия местного сообщества. Основные вопросы данного сообщества — здравоохранение, образование, обустройство народов и поселков и другие проблемы, имеющие местное значение — также решаются органами местного самоуправления. Следует подчеркнуть, что Конституция Российской Федерации закрепляет гарантии местного самоуправления, запрещая всякое его ограничение.
Таким образом, конституционно-правовая система Российской Федерации включает местное самоуправление в систему федеративных отношений, не нарушая ее равновесия. Правовую основу местного самоуправления кроме Конституции Российской Федерации обеспечивает также Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления. После вступления России в Совет Европы существенное влияние на правовое обеспечение организации и деятельности местного самоуправления оказывают основные принципы и положения Европейской хартии местного самоуправления (ратифицирована в Российской Федерации в 1998 г.).
Один из основных принципов местного самоуправления — это принцип разграничения полномочий вплоть до каждого гражданина и местного самоуправления. Игнорирование этого принципа вызывает целый ряд трудностей и создает противоречия в ходе организации и развития местного самоуправления в Российской Федерации.
Организационные основы местного самоуправления. Современное понимание государства уходит от имперско-царско-ханских традиций управления всем и вся из одного центра и одним человеком. Россия как сложносоставное государство имеет десятки специфических сфер, в которые государственная власть как организатор и гарант защиты интересов людей может не проникать. И здесь особую роль играет местное самоуправление.
35. Русский народ в системе межнациональных отношений России.
В Концепции государственной национальной политики Российской Федерации подчеркивается, что межнациональные отношения в стране будут определяться самочувствием русского народа, являющегося опорой Российской государственности.
Русский народ, совместно с другими народами России, исторически выполнял государствообразующую и объединяющую миссию,
Сегодня русский народ, играет существенную роль в стабилизации межнациональных отношений сохранении ее государственного единства и территориальной целостности.
От социально-экономического состояния и национального самочувствия русских, зависит состояние и самочувствие других народов нашей многонациональной страны. В этом контексте положение русского народа обретает особую значимость.
Необходимость решения сложившегося проблем русского народа обусловлена тем, что, может способствовать укреплению его роли в системе межнациональных отношений
Наиболее адекватной формой выражения интересов русского народа, представляется федерализм - форма государственного устройства, позволяющая максимально учитывать интересы и потребности всех субъектов федерации. В процессе совершенствования федеративных отношений открывается возможность эффективного решения ряда ключевых проблем русского народа, и, в частности, вопроса об особенностях его самоопределения, без ущемления интересов других народов страны.
Такой подход подразумевает, выравнивание политико-правового статуса административно и национально-территориальных субъектов РФ, рационализацию принципов экономических взаимоотношений Центра, республик, краев и областей. Важно учесть, что экономическое благосостояние и позитивные настроения в регионах РФ являются первичным условием сохранения единства и территориальной целостности России.
36. Миграционные процессы, их влияние на межнациональные отношения
Миграция, являющаяся следствием глобальных изменений, сама стимулирует дальнейшие изменения межнациональных отношений, как в регионах, принимающих мигрантов, так и в регионах, служащих источником миграции. Массовая миграция, приобретая глобальный характер, стала носителем противоречия между переселенцами и местными жителями. Россия является привлекательной в миграционном отношении страной, и из страны отдающей население, превратилась в страну, принимающую население.
В свою очередь миграции деструктируют сложившиеся демографические и этнонациональные системы, становясь, таким образом, источником межнациональных конфликтов.
Россия переживает серьезный демографический кризис, ее население стареет и быстро сокращается. Темпы экономического роста явно недостаточны. Разница в доходах различных регионов и разных групп населения заметно возрастает. Расслоение происходит не только среди постоянного населения, но и среди мигрантов. Корни миграционных проблем в основном из-за неравенства групп.
Незаконная миграция влечет за собой рост теневой экономики, коррупции и преступности. Власти оказались не в силах справиться с этой проблемой. По-прежнему нет системы эффективного контроля выявления и депортации незаконных мигрантов.
По оценкам экспертов, Россия в ближайшие годы способна- сделать экономический рывок. В качестве одного из факторов, благоприятствующих этому, можно назвать, миграционную привлекательность некоторых регионов. При определении сложившегося баланса издержек и выгод, получаемых от миграции, возникают определенные трудности: отсутствуют научно обоснованные миграционные программы, происходит смешение народов, одновременно обостряется соперничество между различными национальностями. Различия культур, языков, этносов формируются исторически. И сами по себе различия не причина конфликтов. Особенности культуры, языка, нравов, традиций, - таково примерно содержание духовной жизни наций.
37. Сепаратизм: сущность, природа, пути преодоления.
Сепаратизм - это движение, развивающееся в рамках определенного региона нацеленное на его территориальное отделение для образования независимого государства или присоединения к другому государству и остро конфликтное по отношению к национальным политикам государств. Его источниками обычно являются диспропорции в развитии отдельных регионов, и игнорирование центральными властями специфики отдельных территорий, и внешнеполитические факторы.
Сепаратизм лишь зарождается на почве объективных факторов. Но на деле все не так просто и прозрачно
Сепаратизм принято подразделять на два вида: этнический и религиозный, то есть в первом случае — движение этнического меньшинства за отделение, в другом — религиозного. Сепаратизм также различается по целям, Во-первых, целью которого является отделение и образование нового независимого государства, яркими примерами в Турции. Во-вторых, с целью отделения и присоединения к другому государству, например движение за присоединение к Монголии автономного региона Китая Внутренней Монголии. В-третьих, целью которых являются только получение большей автономии при сохранении региона в составе государства, например, борьба за расширение прав автономии Корсики во Франции.