Вопрос №63: Права и обязанности детей и родителей.
Под содержанием семейных правоотношений понимают права и обязанности членов семьи, в том числе родителей и детей.
1. Личные неимущественные права и обязанности родителей:
– родители имеют право на определение фамилии, имени, отчества ребёнка
– родители имеют право защищать интересы и права детей (в том числе и в суде)
– родители определяют место жительства ребёнка и своё
– право родителей на воспитание и обучение своих детей (это и обязанность): забота о физическом здоровье детей, о нравственном воспитании, об обучении.
2. Имущественные права и обязанности родителей: в разделе 5 СК регламентируются алиментные обязательства членов семьи. Алименты (определение, их размер и т.д. см. в вопросе №62).
3. Права и обязанности детей.
Дети не имеют каких-либо имущественных прав на семейное имущество, но есть и исключения – ст.257 ГК: фермерское хозяйство, приватизация.
Дети могут иметь свою собственность: имущество, полученное в дар или по наследству, приобретённое на свой заработок, стипендию.
Совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей (размер участия каждого из детей в содержании родителей см. в вопросе №62).
Во всех указанных случаях правоотношения возникают при наличии удостоверенного происхождения детей от данных родителей.
***А также смотри вопрос №61 – Семейный кодекс РФ, раздел 4, «Права и обязанности родителей и детей (главы 10, 11, 12).
Вопрос №64: Понятие административного права. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное право регулирует управленческие отношения, существующие в сфере гос. управления, связанные с функционированием и развитием системы исполнительной власти на всех территориальных уровнях РФ.
*Слово «администрация» в переводе с латинского означает «управление» =>административное право называют управленческим.
Предмет административного права – управленческие отношения в системе исполнительной власти:
1) отношения, возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех территориальных уровнях РФ
2) отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления
3) отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т.д.).
=>во всех этих отношениях обязательно присутствует исполнительный орган.
Метод административного права – это совокупность правил, средств, способов воздействия права на управленческие отношения.
Функции административного права:
– правоприменительная
– правотворческая
– правоохранительная.
Субъекты административного права – это физические и юридические лица, наделённые правами, обязанностями, ответственностью в отношениях, регулируемых административным правом. К ним относятся:
– физические лица
– органы исполнительной власти (федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ)
– органы местного самоуправления
– гос. служащие (должностные лица)
– предприятия, учреждения
– общественные объединения.
Источники административного права (это разнообразные нормативно-правовые акты):
1) КРФ 1993 г.
2) федеральные законы, содержащие нормы административного права, например:
– ФЗ «О милиции» (от 18 апреля 1991 г.)
– ФЗ «О правительстве» (от 17 декабря 1997 г.)
– ФЗ «Об основах гос. службы в РФ» (от 5 июля 1995 г.)
– ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (от 20 июля 1995 г.) и др.
3) кодифицированные акты, например, кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. + с изменениями от 25 июня 1998 г. + в декабре 2001 г. принят новый кодекс РФ «Об административных правонарушениях» (он вступил в действие 1 июля 2002г.) – подписан В.В. Путиным.
4) указы президента РФ, постановления правительства РФ, приказы и постановления министерств и ведомств по вопросам гос. управления
5) законы субъектов РФ
6) распоряжения и постановления органов местного самоуправления.
=>все они содержат огромное множество административно-правовых норм.
По характеру правового режиманормы административного права делятся на виды:
– материальные (закрепляющие права, обязанности и ответственность участников управленческих отношений)
– процессуальные (определяющие порядок реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального права). Процессуальные нормы определяют полномочия органов управления по правовой оценке поведения физических и юридических лиц и применению к ним мер административного/принудительного характера.
По другим основаниям нормы административного права делят на следующие виды:
– запрещающие
– уполномочивающие
– стимулирующие
– рекомендательные
– регулятивные
– охранительные
– законные и подзаконные и т.д.
Административно-правовые нормы исходят от государства. Это не просто правила поведения, а властные предписания. При этом нужно обратить внимание на один из важнейших признаков административно-правовой нормы: при своём воздействии на поведение людей она на одного субъекта возлагает юридические обязанности (например, на водителя автомобиля), а другому субъекту она предоставляет права (например, инспектору ГИБДД) =>подобная связанность субъектов, обусловленная действием правовой нормы, образует конкретное административно-правовоеотношение. Назовём особенности административно-правовых отношений:
1) административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделён властными полномочиями по отношению к другому =>поэтому административные отношения называют властеотношениями
2) неравенство сторон: сторона, обладающая властными полномочиями, имеет доминирующее положение по отношению к другой стороне, находящейся у неё в подчинении
3) для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон (той, которая обладает властными полномочиями)
4) административные отношения по своей сути являются организационными =>оказывают регулирующее воздействие на поведение всех, кто связан со сферой гос. управления
5) возникающие в административно-правовых отношениях споры могут разрешаться во внесудебном порядке (хотя по новому кодексу об административных правонарушениях – главным образом в суде)
6) если одна из сторон нарушит требование административной нормы, то нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством.
Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей. Административное правоотношение «орган исполнительной власти <–> гражданин» является центральным в административно-правовой действительности, а его участники – основными субъектами административного права.
Можно выделить следующие виды административно-правовых отношений:
1) внутриаппаратные: это административно-правовые нормы, закрепляющие систему органов исполнительной власти, компетенцию этих органов + должностных лиц и гос. служащих, их взаимоотношения, формы и методы борьбы
2) отношения между органами исполнительной власти и гражданами
3) административно-правовые отношения между самими гражданами: они складываются в сфере общественного порядка (который охраняет милиция общественной безопасности, ГИБДД, СЭС и др.) =>к нарушителям общественного порядка они применяют меры административного принуждения:
a) административно-предупредительные меры (применяются в целях предупреждения возможных правонарушений при несчастных случаях, авариях, стихийных бедствиях и т.д.), например:
– прекращение движения транспорта и пешеходов при ДТП
– введение карантина в определённой местности если там эпидемия
b) меры административного пресечения (применяются когда необходимо пресечь противоправные действия и предотвратить их вредные последствия), например:
– запрещение эксплуатации предприятия в случае нарушения правил безопасности, нарушения норм СЭС, противопожарной безопасности
– принудительное лечение лиц, страдающих заразными болезнями
– отстранение нетрезвого водителя от управления автомобилем
c) административно-восстановительные меры (применяются в целях восстановления прежнего положения вещей или возмещения причинённого ущерба), например:
– снос самовольных строений
– административное выселение лиц из самовольно занятых ими жилых помещений (без ордера)
– возмещение родителями ущерба, который нанесли их несовершеннолетние дети
d) меры административной ответственности: этот вид административного принуждения применяется на основе факта правонарушения (он рассмотрен в следующем билете).