Признаки реализации права.
1) реализация права осуществляется в рамках правовых отношений, когда граждане и организации на основе норм права приобретают субъективные права и юридические обязанности.
2) реализация норм права и возникающих на их основе субъективных прав и юридических обязанностей состоит в фактическом поведении людей.
3) право в отличие от иных возможностей (планов, программ, намерений и т. д.) характеризуется повышенной способностью к реализации, обеспечено гарантиями. Это означает, что если появляются препятствия, затруднения в реализации права, то заинтересованное лицо может обратиться в компетентные органы и, используя специальные юридические процедуры по применению права, добиться в конечном счете осуществления своих прав.
Формы реализации права.
В зависимости от характера действий субъектов выделяют 4 формы реализации права:
1) соблюдение запретов- с помощью чего осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться. Особенности данной формы реализации:
а) реализуются запрещающие и охранительные нормы. Все охранительные нормы содержат запрет, который, хотя и не формулируется прямо, логически вытекает из смысла нормы: если за какие-то действия в санкции нормы установлена юридическая ответственность, то очевидно, что такие действия запрещены законодателем. Подобного рода запреты установлены нормами Особенной части УК РФ и нормами КоАП РФ.
б) это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий. Например, «Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей».;
в) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;
г) осуществляется вне конкретных правоотношений;
д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.
2) исполнение обязанностей- связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны. Специфика данной формы:
а) это реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности;
б) предполагает активные действия субъектов: уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору и т. п.;
в) отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции;
г) в большинстве случаев правоисполнительные действия, в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются.
3) использование субъективногоправа - выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, ценности.
а) реализуются главным образом управомочивающие нормы;
б) для использование субъективногоправа не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон. НО в некоторых случаях необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, вручить паспорт, оформить завещание, доверенность и т.д.).
в) м/б как активные действия субъектов так и пассивная форма поведения субъектов;
г) характерный признак – добровольность, свобода выбора. Никто не может заставить гражданина использовать свое право.
д) может быть осуществлено путем
i) собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению),
ii) посредством совершения юридических действий (передача вещи в залог, дарение, продажа и т. д.),
iii) через предъявление требования к обязанному лицу (требование к должнику вернуть долг)
iv) в форме обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном порядке).
4) применение права- это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. В большинстве случаев реализация права происходит без их участия. Но в некоторых ситуациях возникает необходимость властного вмешательства в виде применения права.
76. Применение права: признаки, особенности и роль в правовом регулировании.
Применение права - это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу.
Признаки:
1) применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т. п.);
2) носит властный характер;
3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);
4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);
5) вынесение индивидуального юридического решения.
6) направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав и юридических обязанностей.
Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права – соблюдения запретов, исполнения обязанностей и использования субъективного права. При использовании субъективного права, нередко тоже требуется "вмешательство" соответствующих агентов власти, но оно носит характер содействия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак).
Применение права является особой формой реализации права, поскольку индивидуальное властное решение по делу лишь направлено на реализацию применяемой нормы права, но еще не реализует ее. Реализация наступает в результате исполнения правоприменительного решения.