Мышление и деятельность. Труд и игра, общение

Деятельность – человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Обладает мотивом

Структура:

− Субъект

− Цель

− Средства

− Действия

− Результат (совпадает или нет с целью)

− Объект

Мотив – побуждение к деятельности, связано с удовлетворением потребностей

Деятельность:

❖ Практически-материальная

❖ Духовная: познавательная, ценностно-ориентировочная, практическая

По результату:

1. Созидательная

Виды:

− Продуктивная

− Репродуктивная

− Образовательная

− Рекреационная

− Трудовая

− Досуговая

− Трудоустройственная

− Потребительская

− Высшая нервная

2. Разрушительная

Характерные черты деятельности:

1) Сознание

2) Продуктивность

3) Преобразовательность

4) Общая направленность

Труд и игра.

Труд – вид деятельности, направленный на достижение результата

Увольнение: -только по трудовому договору

✓ По собственному желанию

✓ По желанию работодателя

✓ По статье

Игра – форма деятельности в условных ситуациях

− Направлена не на результат, а на процесс

− Воссоздание общественного опыта

− Обеспечивает усвоение действительности

− Восприятие норм человеческой жизни

− Развивает личность

Общение.

Общение – вид деятельности, при котором взаимодействие между людьми заключается в форме обмена информации, а также в понимании и восприятии партнера.

Виды:

− Бытовое

− Фронтальное (обучение)

− Убеждающее

− Деловое

− Культурное

− Научное

− Межкультурное

− Ритуальное

− Светское

Структура:

• Субъект

• Цель

• Содержание

• Средства

• Получатели

• Воображение

Получатель может быть: реальным, иллюзионным, воображаемым

Средства общения:

1. Вербальное

➢ Внутреннее

➢ Внешнее

o Письменное

o Устное

2. Невербальное

➢ Знаковое (рисунки)

➢ Сигналы

➢ Внешний облик человека

➢ Тактильное мышление

Особые невербальные средства общения: - жесты (профессиональные, специальные)

- татуировки (профессиональные, уголовные)

- перстни

- аббревиатуры

Основные элементы невербального общения:

• Язык тела

• Манера говорения

Формы общения:

1) Монолог

2) Диалог

3) Полилог

4) Обмен репликами

Функции общения:

1. Социализация

2. Познавательная

3. Психологическая

4. Отождествление

5. Организационная

Человек, индивид, личность. Социализация личности

Человек — общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Индивид – единственный представитель человеческого рода, имеющий определенные природные особенности

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявления человека, подчеркивающее непохожесть на других людей

Личность – человеческий индивид, является субъектом сознательной деятельности, обладает совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в жизни

Нормативные Модальные Материальные
Принятый культурой, соответственно общества, тип личности отражающий особенности данной культуры Человек, разделяющий культурные образцы, что и большинство членов данного общества Человек, который порвал со своей окружающей средой или не вошел в нее, не захотел войти в другую

Социализация личности.

Социализация – процесс усвоения индивидом социальных нормативных образцов поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих ему адаптироваться к действительности и определенным функциям

Социализация бывает: первичная (агент – семья); вторичная (агент – трудовой коллектив)

Самоутверждение – стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, может выражаться как в реальных достижениях, так и путем словесных утверждений

Самореализация – высшее желание человека, стремление проявить себя в обществе с положительной стороны

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

1. Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

2. Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

- Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д.

- Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

I. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.

II. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

III. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

IV. После трудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Понятие и виды познания.

Познание – процесс деятельности, содержание которого является отражение объектов реальности в сознании человека, а результатом получения новых знаний об окружающем мире

Участниками являются субъект и объект

Ученые о познании мира:

I. Агностицизм: утверждает невозможность познания мира и получение достоверных знаний

II. Скептизм: не отрицает возможность познания мира, но сомневается в достаточности знаний

III. Оптимизм: утверждает возможность познания мира и достоверность полученных знаний

Виды:

➢ Обыденное

➢ Научное

➢ Религиозное

➢ Мифологическое

➢ Художественное

➢ Социальное

Мышление и деятельность. Труд и игра, общение - student2.ru Мышление и деятельность. Труд и игра, общение - student2.ru Познание

Чувственное рациональное

− Ощущение (только у человека) получается

− Восприятие через мышление

− Представление - понятие

- суждение

Умозаключение(вывод)

Индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, синтез, эксперимент, наблюдение)

Знания – результат познания действительности, содержащее познание, полученное человеком в ходе активного отражения идеального восприятия, объективных закономерностях, связей и отношений реального мира

Виды:

➢ Житейское

➢ Научное

➢ Практическое

➢ Художественное

➢ Образы

➢ Рациональное

➢ Иррациональное

➢ Личностное

Наши рекомендации