В рамках программы обменов и консультаций в области Управления (GAEP)
(4-18 мая 2007 года)
С 4 по 18 мая 2007 года наша группа из двенадцати человек, в которую входили региональные Уполномоченные по правам человека (УПЧ или «омбудсманы») и представительницы Консорциума женских неправительственных объединений проходила в Канаде стажировку по направлению «Права человека и гендерное равенство». Группа была сформирована по итогам совместной работы сотрудниц Консорциума, региональных омбудсманов и представителей GAEP на одном из этапов реализации проекта Консорциума «Права женщин в системе прав человека: новая модель правозащитной деятельности женской организации в России».
Данный проект направлен на развитие контактов женских неправительственных организаций - членов Консорциума с региональными Уполномоченными по правам человека. Эта деятельность имеет особое значение, т.к. Россия переживает сейчас период активной перестройки властных структур, разграничения ответственности различных уровней власти за обеспечение социальных прав граждан, реформирования политической системы страны за счет новаций в избирательном законодательстве и т.д. В этих условиях особую значимость приобретает контроль за соблюдением прав человека со стороны таких институтов как региональные Уполномоченные по правам человека, региональные женские организации, а также оперативная гендерная экспертиза принимаемых властями решений и правозащитная реакция на эти решения.
Идея стажировки в Канаде возникла осенью 2006 года, в ходе планового семинара-тренинга для региональных омбудсманов. Выдвигая эту идею, сотрудницы Консорциума подчеркивали, что нас особенно интересует опыт Канады по преодолению дискриминации женщин как в сфере труда и занятости, так и в сфере политики. А также - организация сотрудничества органов государственной власти и женских неправительственных объединений в деле преодоления дискриминации по признаку пола и обеспечения гендерного равноправия, формы государственной поддержки женских НПО, методы работы женских НПО, репертуар действий и способы продвижения «гендерной повестки дня», совершенствование методологии гендерного просвещения. И главное - формы сотрудничества уполномоченных по правам человека и женских НПО, роль уполномоченных по правам человека в обеспечении прав женщин в качестве прав человека. Наша идея была поддержана Канадской стороной. Мы получили возможность самым полным образом познакомиться как с деятельностью канадских правозащитных организаций, особенно женских, так и с деятельностью Уполномоченных по правам человека.
Программа нашего пребывания в Канаде была предельно насыщенной. Нас принимали:
Министерство исторического и культурного наследия Канады, которое, в числе прочего, занимается вовлечением граждан в общественную жизнь, поддержкой гражданских инициатив;
Департамент по вопросам положения женщин в Канаде, отвечающий за реализацию программ гендерного равенства и преодоление дискриминации по признаку пола;
Центр по правам человека при Юридическом факультете Оттавского Университета, накопивший громадный архивный материал по проблематике прав человека не только в Канаде, но и во всех уголках мира;
Правозащитная организация «Equitas», в которую входят ведущие канадские юристы и правозащитники, занимающиеся разработкой специальных образовательных программ, направленных на утверждение идеалов демократии, социальной справедливости, толерантности;
Оттавская Канцелярия следователя по делам исправительных учреждений, в задачи которой входит контроль за соблюдением прав человека в тюрьмах;
Могавский совет Кахнаваке (Монреаль, Квебек) – организация коренных народов Канады, развивающая программы альтернативного правосудия с применением методов медиации;
Квебекская комиссия по правам человека и правам молодежи, которую возглавляет региональный Уполномоченный по правам человека;
Монреальский офис омбудсмена – первый в Канаде орган местной власти, возглавляемый муниципальным Уполномоченным по правам человека;
Женская организация «Дом Паран-Робак», под крышей которой совместно работают Федерация женщин Квебека, Центр документации по вопросам просветительской деятельности и по вопросам положения женщин, Провинциальное объединение приютов для женщин и другие организации;
Форум канадских омбудсманов, представляющий собой ассоциацию омбудсманов различных уровней и направлений деятельности;
Комиссия по беспристрастному рассмотрению споров при Совете по вопросам охраны труда и страхования провинции Онтарио, которую возглавляет омбудсман по вопросам охраны труда;
Офис омбудсмана провинции Онтарио, который осуществляет надзор за системой органов государственной власти данной провинции;
Совет провинции Онтарио по борьбе с насилием над женщинами;
Кризисный центр-убежище для женщин г.Торонто.
В ходе поездки группа прошла несколько тренингов и прослушала целый ряд лекций по вопросам защиты прав человека, включая права женщин; по эффективному применению гендерно дифференцированного анализа в сфере принятия решений; по эффективному урегулированию конфликтных ситуаций омбудсманами; а также - о программах восстановительного правосудия.
Готовясь к поездке, мы, естественно, попытались предварительно разобраться в том, в какой институциональной среде, как и на каких основаниях выстраивается правозащитная деятельность в Канаде, какую роль в этом процессе играют, с одной стороны, органы государственной власти, включая омбудсменов, а с другой – НКО. Самые общие данные, приведенные, в частности, в проекте «Политический атлас современности»[42], свидетельствовали о том, что Канада входит в число самых «успешных государств», которые обеспечивают своим гражданам высокое качество жизни, создают благоприятные условия для демократического развития и отличаются низким уровнем «внутренних и внешних угроз». То есть, Канада по праву занимает свое место в «восьмерке» самых влиятельных стран мира. И в этой «восьмерке» именно Канаде принадлежит роль лидера, обладающего самым высоким рейтингом развития институциональных основ демократии[43]. Причем, именно демократизация, партнерское взаимодействие с разветвленными структурами гражданского общества обеспечивают прочность и мощь канадского государства. То, что мы увидели в ходе поездки, полностью подтвердило эти выводы. Канада являет собой пример государства нового типа – государства современного, модернизированного. Деятельность его органов ориентирована не столько на применение насилия, как это свойственно государствам «традиционным», сколько на согласование интересов различных групп граждан, установление диалога с ними и между ними, на восстановительное, а не «карающее» правосудие, на профилактику насилия и девиантного поведения, наконец - на контрактные и проектные формы сотрудничества с институтами гражданского общества.
Наиболее эффективным инструментом такого рода деятельности оказался институт Уполномоченных по правам человека. В Канаде, в отличие от многих стран, в том числе и России, институт Уполномоченных крайне диверсифицирован. Существуют Уполномоченные так называемого классического типа, назначаемые либо исполнительной, либо законодательной властью, и призванные следить за соблюдением прав человека самими органами государственной власти – и на федеральном, и на региональном уровнях. Как правило, омбудсманы возглавляют те или иные Комиссии по правам человека – с разным по численности аппаратом и разными финансовыми возможностями. Кроме того, в стране, во-первых, начинают развиваться институты омбудсманов на муниципальном, то есть максимально приближенном к гражданам, уровне власти; а во-вторых, действуют своего рода «отраслевые» омбудсманы – в сфере охраны труда; в системе отбывания наказаний; в сферах образования и здравоохранения и т.д.
Омбудсман провинции Онтарио назначается законодательным собранием провинции сроком на 5 лет и может работать на своем посту не более двух сроков подряд. Как следует из «Закона об омбудсмане» этой провинции, он не обязан заниматься конкретными жалобами граждан, его задача - обеспечить общий надзор за «предоставлением государственных услуг», проводить системные расследования по тем или иным проблемам, которые могут обернуться нарушением прав человека. Все государственные органы провинции обязаны предоставлять омбудсману самую полную информацию по его запросам. Проведя расследование, омбудсман готовит свои рекомендации органам власти и размещает их в средствах массовой информации. Закон не требует обязательного исполнения таких рекомендаций, но авторитет омбудсмана столь высок, что в 95% случаев они учитываются. Как подчеркивали сотрудники офиса омбудсмана Онтарио, их деятельность направлена не столько на наказание конкретных лиц, сколько на слом «коррупционных механизмов», профилактику коррупции.
Омбудсман провинции Квебек назначается ее Национальной Ассамблеей. В своей деятельности он также руководствуется нормами ее Закона об омбудсмане. И также обязан осуществлять контроль за деятельностью провинциальных министерств и ведомств. Но он же рассматривает жалобы от граждан, которые посчитали себя пострадавшими от произвола государственных чиновников и вносит свои рекомендации по исправлению ситуации. При этом омбудсман Квебека имеет свою стратегическую программу, рассчитанную на срок действия его полномочий. В ней подчеркивается, что руководящими принципами его деятельности являются законность и справедливость, а также – социальная солидарность, позволяющая более равномерно распределять наличные ресурсы, избавиться от социальной изоляции и способствовать сплочению общества.
Омбудсман города Монреаля (уровень муниципалитета) видит свою основную задачу уже не столько в решении системных проблем защиты прав граждан, сколько в конкретных вопросах сохранения окружающей среды, защиты прав наиболее уязвимых групп населения – инвалидов, детей, иммигрантов. В свою очередь, омбудсманы высших учебных заведений или колледжей считают, что их роль заключается в том, чтобы отстаивать права конкретных лиц в конкретных ситуациях.
Независимо от типа деятельности, все омбудсманы называют себя «сторожевыми псами канадского правопорядка». И все они очень активно сотрудничают с организациями гражданского общества, с НКО, руководствуясь общим принципом «сильное государство – сильное гражданское общество».
Это сотрудничество поставлено на прочную законодательную основу. Оно опирается на Канадскую Хартию прав и свобод человека. Каждая из провинций имеет свою аналогичную Хартию, а также свой Кодекс прав человека. Провинция Квебек, например, очень гордится тем, что ее Хартия прав и свобод человека – документ более современный и продвинутый, чем федеральная Хартия. В нем говорится не только о правах и свободах, но и об ответственности, об обязанностях всех граждан. Такого рода Кодексы прав человека, как правило, содержат специальные разделы, запрещающие дискриминацию – или ущемление прав человека – по возрасту, расовой или половой принадлежности и т.д. во всех областях общественной жизни, включая трудовую деятельность, образование, здравоохранение. Кодекс прав человека провинции Онтарио обращает, например, особое внимание на недопустимость дискриминации при предоставлении медицинских услуг пожилым людям – как в больницах, так и на дому или в домах престарелых.
В 2001 году между правительством Канады и канадскими НКО, которые здесь называют «добровольческим сектором», было заключено специальное Соглашение о сотрудничестве. К концу 2002 года оно было дополнено Кодексом эффективного политического диалога и Кодексом, регулирующим финансовые вопросы этого сотрудничества[44]. Заключение такого прямого «общественного договора» между государством и гражданским обществом Канады стало возможным благодаря упорству и настойчивости инициативных гражданских групп, настаивавших на необходимости формализации, нормативного упорядочения контактов между органами государственной власти и гражданами. Целью договора являлось расширение возможностей для вовлечения граждан в процесс принятия решений – во имя повышения благосостояния и качества жизни канадцев. Главным принципом Соглашения была объявлена независимость НКО. Государство обязалось создать на уровне всех министерств федерального (а затем – и региональных) правительства механизмы для практического взаимодействия с НКО и оказывать им финансовую поддержку. НКО – анализировать новые вызовы и новые проблемы общественного развития и предлагать органам государственной власти пути их решения.
Понятно, что только достаточно высокая степень влияния НКО могла обеспечить заключение договоров такого рода. В ходе наших встреч в Канаде мы поняли, что канадские НКО действительно обладают и креативностью, и напором, и способностью к мобилизации сограждан для защиты общих интересов. Важно, например, уже то обстоятельство, что некоммерческий сектор Канады по своей величине, точнее - по доле граждан, занятых в этом секторе, от общей численности экономически активного населения, является вторым в мире. Канаду обгоняют по этому показателю только Нидерланды. В некоммерческих организациях Канады работает 12% ее экономически активного населения. Две трети занятых в НКО - это оплачиваемый персонал, одна треть – волонтеры. Особенностью некоммерческого сектора Канады является то, что к нему отнесены и такие учреждения как больницы, учебные (университеты и колледжи) и научные учреждения. Считается, что все эти учреждения, которые по канадскому законодательству не имеют права на распределение получаемой прибыли между своими учредителями и предоставляют гражданам Канады свои услуги бесплатно (образование и здравоохранение в Канаде являются бесплатными), также могут рассматриваться как некоммерческие объединения. Государство работает с ними по специальным проектам, обеспечивая их финансирование и со своей стороны, и параллельно - со стороны различных Фондов. Нам показалось, что это очень интересный подход к развитию сфер здравоохранения и образования, который может быть стоило бы учесть при дальнейшем развитии наших, российских, приоритетных национальных проектов в области образования и здравоохранения. Во всяком случае, такой подход явно способен существенно сократить коррупционные издержки при реализации этих проектов. А кроме того, он может рассматриваться как реальная альтернатива приватизации учреждений образования и здравоохранения, о которой всерьез сегодня говорят российские чиновники.
Естественно, что кроме этого сегмента добровольческий сектор Канады включает и традиционные правозащитные объединения, женские, экологические, благотворительные организации. Их основная масса работает «у корней травы», на местном уровне, решая проблемы местных сообществ. Только в провинции Квебек активно действуют более 5 000 различных НКО. Все они финансируются государством и наряду с этим получают поддержку благотворительных Фондов, частных спонсоров. Каждый из канадцев жертвует в среднем 230 канадских долларов в год в пользу добровольческого сектора. Эти пожертвования собирают специальные Фонды, крупнейшим из которых является всемирно известный «Юнайтед Вэй». И затем на конкурсной основе они распределяют их среди НКО.
Для представительниц Консорциума женских неправительственных объединений особый интерес представлял опыт работы женских НКО. Канадские женские организации имеют столетнюю историю борьбы в защиту прав женщин. Благодаря усилиям своих прабабушек сегодня канадские женщины обладают конституционными гарантиями равных с мужчинами прав и свобод. На обеспечение этих гарантий по-своему работают Закон о равной оплате труда и равных правах при приеме на работу и Федеральная гендерная стратегия. Еще в 1954 г. А Канаде было организовано Бюро по делам женщин в составе Министерства труда, а в 1971 г. назначен Министр по делам женщин. Этот пост сохраняется и в наши дни; наряду с ним в рамках правительства действует Департамент по вопросам положения женщин в Канаде, отвечающий за реализацию Стратегии гендерного равенства и преодоление дискриминации по признаку пола, гендерные отделы в различных министерствах и ведомствах, как на федеральном, так и на региональном уровнях, постоянный Комитет по статусу женщин в парламенте страны; а также созданная при правительстве Экспертная группа по подотчетности для обеспечения гендерного равноправия. Начиная с 1995 года, реализуется Канадский план гендерного равноправия, принятый после подписания страной одного из главных документов ООН - Пекинской платформы действий.
Канадские эксперты считают, что итогом всех этих мер стало признание гендерного равноправия гражданами страны в качестве одной из основных общественных ценностей. Не случайно, практически все социально значимые решения властей принимаются с учетом т.н. гендерно дифференцированного анализа; а в школах внедрены гендерные учебные программы. И не случайно, пост генерал-губернатора Канады занимает женщина; женщина же возглавляет Верховный суд страны; а среди канадских парламентариев насчитывается 21% женщин. Показательно и то, что по данным ООН за 2005 год, по индексу развития человеческого потенциала Канада занимает 5 место в мире. Этот же показатель с поправкой на гендерное равноправие вывел Канаду на 10 место в мире.
Канадские женские организации, также как и остальные НКО, работают за счет поддержки их программ федеральными, региональными и местными властями, а также благотворительными Фондами. О размерах этой поддержки позволяет судить история с покупкой «Дома Паран-Рабак» в Монреале. Она очень показательна. Любому активисту известно, что одна из самых острых проблем для всех общественных организаций – это проблема помещения, его аренды или покупки (российские женские организации о последнем не могут и мечтать). Как же это может быть в Канаде? В 90-х годах инициативная группа, объединившая представительниц различных женских организаций провинции Квебек, решила выкупить пятиэтажный особняк, который по замыслу должен был стать их общим домом. Группа получила определенную сумму от регионального правительства, ссуду под очень низкий процент от благотворительной организации католических монашек; такую же ссуду от профсоюзных и кооперативных организаций Монреаля. За полгода инициаторам удалось набрать деньги, необходимые и для покупки дома, и для реконструкции и ремонта его помещений. После открытия Дом был назван в честь двух активисток канадского женского движения 40-50-х годов – Мадлен Паран и Лео Рабак. Там разместились офисы Федерации женщин Квебека, Центра документации по вопросам просветительской деятельности и по вопросам положения женщин, Провинциального объединения приютов для женщин и другие организации. Такое «общежитие» помогает всем им координировать свои действия, проводить совместные акции – пресс-конференции, выставки, собрания, тренинги и т.д.
Своими главными задачами канадские женские организации считают борьбу с женской бедностью и насилием над женщинами, защиту женщин из социально уязвимых групп населения; а также установление паритета между мужчинами и женщинами в органах государственной власти. Тема гендерного равноправия и преодоления дискриминации скрепляет воедино все эти направления деятельности.
Особое впечатление произвело на нас посещение одного из женских кризисных центров в г. Торонто. В Торонто действуют 18 таких центров. Все они содержатся на средства государства. В них находят убежище женщины, пострадавшие от домашнего насилия. Их направляют в эти убежища полицейские, моментально откликающиеся на сигналы о том, что в том или ином месте женщина подверглась насилию. Зачастую женщины приходят в эти убежища в одном платье, без всяких средств к существованию, без работы и с ребенком на руках. Их принимают, кормят, лечат. С ними работают психологи, социальные работники. Им помогают либо уладить семейные отношения, либо устроиться на работу, снять жилье, поместить ребенка в детский сад. Иногда женщины живут в таких убежищах около года – живут на полном содержании государства. 80% из них – это иммигрантки, недавно прибывшие в страну.
Чтобы таким образом отладить работу кризисных центров, женские организации Канады приложили массу усилий для просвещения работников полиции и медицинских учреждений, которые должны освидетельствовать случаи насилия над женщинами; а также - для преодоления традиционных стереотипов, согласно которым женщины сами провоцируют своих насильников. Благодаря их деятельности, в Канаде созданы специальные суды, занимающиеся исключительно проблемами домашнего насилия и его профилактикой. Они действуют как органы раннего реагирования и вмешательства, направленного на предотвращение случает домашнего насилия. Кроме того, созданы специальные Комитеты, в которые входят представительницы женских организаций, врачи, работники прокураторы, правоохранительных органов, помогающие этим специализированным судам четко выстроить процедуру работы не только с жертвами насилия, но и с потенциальными насильниками. При этом прокуроры получили право выдвинуть обвинения против насильника без согласия жертвы. Пресечение домашнего насилия регламентируется нормами не только Уголовного, но и Семейного, Миграционного законодательства.
Все это свидетельства очень высокой степени защищенности канадских граждан и гражданок, обеспеченные совместными усилиями органов государственной власти и организаций гражданского общества.
Наверное, именно поэтому, основной вывод, который невольно напрашивается после того, как заново прокручиваешь ленту впечатлений, полученных от этой двухнедельной стажировки в Канаде, это вывод о том, что государство может быть активным участником в процессе привлечения граждан к участию в социальной деятельности, в развитии гражданского общества. Но при одном условии – притом, что государственные чиновники, например, Уполномоченные по правам человека, ощущают себя не «винтиками» государственной машины, а гражданами, ответственными за судьбу своей страны. И здесь их интересы совпадают с интересами активистов НКО (добровольческого сектора, или гражданского общества).
[1] Анализ этих стратегий см.: Поленина С.В. Гендерное равенство: проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. М. Агент-Пресс. 2005.; Шведова Н.А. Просто о сложном. Гендерное просвещение. М.2002.
[2] «Женщины мира 2005: Прогресс в области статистики»: http://unstats.un.org/unsd/demographic/products/indwm/wwpub.htm
[3] Подробнее см.: Степанова Н.М. Гендерные квоты – стратегия продвижения женщин в органы власти». Доклад на Всероссийской конференции РАПН – декабрь 2004 г.// Женщина в российском обществе. 2004. № 3-4. С. 26-32.
[4] См.: Гидденс А. Социология. М.: Эдиториал УРСС. 1999. С. 311. А также данные Межпарламентской Ассамблеи Европы на 29 февраля 2008 г.: http// www.ipu.org.wmn-e/|classif.htm.
[5] http://ec.europa.eu/employment_social/emplweb/news/news_en.cfm?id=373.
[6] http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=9219
[7] В их числе: Бангладеш, Германия, Ирландия, Латвия, Либерия, Мозамбик, Новая Зеландия, Сан-Томе и Принсипи, Финляндия, Чили, Филиппины.
[8] Альманах издательского дома «Коммерсант» «Первый рейтинг главных событий и тем 2007 года». / 14 января 2008 г. С. 94-95.
[9] Следует учитывать, что данный расчет велся только по показателю представленности женщин в Государственной Думе – нижней палате Федерального собрания РФ после выборов 2007 г. В другой его палате – Совете Федерации женщин еще меньше: 8 в числе 169 сенаторов, что составляет 4,7% от его состава.
[10] The Global gender gap. Report 2007. – World Economic Forum. 2007; The Global gender gap. Report 2008. – World Economic Forum. 2008. The Global gender gap. Report 2009. – World Economic Forum. 2009.
[11] Шубин А. Россия – 2020: будущее страны в условиях глобальных перемен. М.: «Европа».2005. С.62
[12] Там же. С. 59.
[13] Там же. С.60-61.
[14] Тили Ч. Демократия. М.: АНО «Институт общественного проектирования». 2007. С.40
[15] Там же. С.136.
[16] Там же, с.137
[17] Приложение 2 к докладу содержит подборку копий наиболее характерных объявлений о приеме на работу содержащие дискриминационные ограничения по полу и возрасту.
[18] «Всеобщая декларация прав человека». Принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН
[19]Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
[20] «Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин». Принята 07.11.1967 г. Резолюцией 2263 (XXII) на 1597-м пленарном заседании 22-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН
[21] Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята 18.12.1979 г. Резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН
[22] Рекомендации № 111 Международной организации труда «О дискриминации в области труда и занятий». Приняты в г. Женеве 25.06.1958 г. на 42-й сессии Генеральной конференции МОТ
[23] Принята в г. Вене 25.06.1993 г. на 2-й Всемирной конференции по правам человека
[24] Приложение 1. Решение Судебной Палаты по информационным спорам Российской Федерации о равноправии женщин от 11 марта 1994 г. № 5
[25] Согласно статье 8 Закона неэтичной является реклама, которая:
содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;
порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;
порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы;
порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.
2. Е.Ярская-Смирнова. Дискриминация в сфере труда/Словарь гендерных терминов. – М., 2002.
[27] Данное исследование СМИ проведено студентом кафедры ПОВТ Гавриловым Д.В. (гр.2091) под руководством Луковицкой Е.Г.
[28] И.Калабихина. Гендерные вопросы в России в конце 20 века. М.: Акисфлат. 2004. с. 74.
[29] Отчет о деятельности государственного учреждения «Центр занятости населения Великий Новгород» за 2006 год от 15.01.2007.
[30] Данные экономического комитета Администрации Новгородской области. (Вход №831 от 31.08.2007). Средняя зарплата по крупным и средним предприятиям В.Новгорода – 13024 рублей.
[31] Д.Л.Томпсон, Д.Пристли. Социология. Львов: Инициатива. 1998. С. 261-262.
[32] Данные социального комитета за 2001 г. (свежих данных, к сожалению, нет, но ситуация сейчас примерно такая же)
[33] Данные комитета по охране здоровья населения Новгородской области. От 31.08.2007 №2881.
[34] Там же.
[35] Данные комитета образования Новгородской области от 27.08.07 за №652
[36] М. Мид. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире. М.: РОССПЭН. 2004. С. 345.
[37] Данные экономического комитета Администрации Новгородской области. (Вход №831 от 31.08.2007).
[38] И.Калабихина. Гендерные вопросы в России в конце 20 века. М.: Акисфлат. 2004. С. 141.
[39] Комитет государственной гражданской службы Новгородской области. №840 от 7.09.2007.
[40] Р. Зидер. Социальная история семьи в западной и Центральной Европе. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 1997. С. 249.
[41] У. Бек. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция. 2000. С.184.
[42] См. Мельвиль А.Ю., Ильин М.В., Мелешкина Е.Ю., Миронюк М.Г., Полунин Ю.А., Тимофеев И.Н. Опыт классификации стран. //Полис, 2006, № 5. С. 19.
[43] Там же. С. 23.
[44] История развития канадского добровольческого сектора, а также заключения Соглашения детально описана в недавно вышедшей книге Е.В.Исраэлян. Диалог государства и общественности: опыт Канады. Институт США и Канады. 2006 г. Там же приведены тексты Соглашения и двух сопровождающих его Кодексов.