Мониторинг позиций региональных УПЧ о нарушениях прав женщин
по материалам Интернет- конференций Консорциума в 2008-2009 г.г.
(Основные сюжеты Интернет-конференций: дискриминация женщин в сфере труда и занятости; насилие в семье; возможности законодательного урегулирования этих проблем и достижения гендерного равноправия; сотрудничество УПЧ и женских НПО, включая реализацию данного проекта Консорциума).
Уполномоченный по правам человека Алтайского края Ю.Вислогузов:
1. По вопросу «Дискриминация в сфере труда и занятости»:
За 2008 г. в мой адрес поступило 125 обращений граждан о нарушении трудовых прав, что на 51 меньше к уровню 2007 г.
В связи с начавшимся экономическим кризисом, увеличения количества обращений по указанной тематике за январь месяц 2009 г. не зафиксировано. На 01.02.09 г. поступило 13 обращений, в том числе от женщин, по поводу увольнения - 6. Среди обратившихся одиноких женщин с ребенком, девушек, потерявших свое первое рабочее место, нет.
Для сведения направляется ответ и.о. начальника Управления Алтайского края по труду и занятости населения Т.И. Козыревой от 29.01.08 г.
2. По вопросу «Насилие в семье»:
- Обращения по вопросу насилия в семье имеют место, хотя их количество незначительно и в нашей статистике они не фиксируются как самостоятельная категория обращений. В нашей статистике такие обращения заносятся в раздел «межличностные отношения».
- При рассмотрении обращений о насилии в семье, в соответствии с действующим законодательством никакие специальные меры не предусмотрены.
- В Алтайском крае работают Краевые кризисные центры для женщин и для мужчин, общественные организации, оказывающие помощь женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Иные механизмы межведомственного взаимодействия для предотвращения домашнего насилия в Алтайском крае мне не известны.
- Считаю, что имеющегося законодательства недостаточно для предотвращения насилия в семье, необходимо принятие закона, объединяющего усилия разных ведомств ГУВД, Главалтайсоцзащиты, Управления по образованию и делам молодежи и представителей гражданского общества.
- Принятие такого закона приведет к изменению работы указанных ведомств.
- Как показывает зарубежная практика, основным звеном предотвращения насилия в семье должны стать социальные службы при тесном взаимодействии с правоохранительными органами и общественными организациями.
Проект развития сотрудничества Уполномоченных по правам человека и женскими организациями по вопросам защиты прав женщин позволил глубже раскрыть проблему женской дискриминации в различных областях: домашнее насилие, торговля людьми, в области труда и занятости. Знакомство со специалистами в вопросах женского движения, учёными и практиками, углубленное изучение имеющихся материалов и опыта работы позволяют ориентироваться в правильном выборе направления деятельности Уполномоченного, его аппарата, представителей Уполномоченного в районах края в области гендерной политики органов власти, местного самоуправления.
Считаю основной причиной существования проблемы гендерного неравенства - отсутствие на федеральном уровне власти политической воли и стремления решить эти вопросы в той постановке, которая присуща всем женским организациям. Уже затем, в соответствии со структурой власти, - субъекты федерации и муниципалитеты, т.к. принцип «делай как я» как никогда в ходу. На последней нашей встрече мною высказаны некоторые предложения по улучшению положения дел, они предусматривают следующее:
В части законодательных мер:
1) Необходим Федеральный закон о государственных гарантиях по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин (в I чтении прошел в Государственной Думе ФС РФ).Введение гендерных квот - минимальных количественных норм участия во властных структурах, применимые в принципе к обоим полам.
2) Создание государственных органов и учреждений, специальных комитетов и комиссий, министерства по наблюдению за эффективным проведением в жизнь принципа равных возможностей, отслеживания соблюдения гендерного законодательства.
3) Принятие нормативно-правовых актов, способствующих первоочередному трудоустройству женщин, имеющих малолетних детей и воспитывающих их без мужа.
4) Укрепление гендерной (в законодательном плане) составляющей в семье, т.е. равных прав и равной ответственности родителей за детей, за благополучие семьи.
5) Необходима государственная поддержка материнства и детства. Семейная политика государства должна способствовать росту женской занятости путем льготного налогообложения.
6) В законы «О занятости», «О пенсионном обеспечении» внести изменения, позволяющие считать работающими женщин, ведущих личное подсобное хозяйство в случае, если часть продукции производится и реализуется в виде товара.
В части организационных мер на правительственном уровне:
1. В качестве предложения могло бы быть обязательное лицензирование, подготовка, переподготовка вновь назначенных, избранных руководителей на предмет знания Трудового кодекса, других законов, регулирующих трудовые отношения во всех отраслях хозяйства. Этот контроль можно было бы возложить на Гострудинспекции, предусмотрев их право лишать не прошедших такую подготовку руководителей права подписи банковских документов (либо не наделять им после назначения).
2. Во всех профессиональных учебных заведениях (ПУ, ССУЗ, ВУЗ) ввести подготовку и экзамен по Трудовому кодексу.
3. Создание для женщин и мужчин равных условий на рынке труда, с учетом особенностей женщин как матерей, предлагают предоставить им гибкий график работы, неполный рабочий день, осуществлять оплату домашнего труда.
4. В целях позитивного влияния на рынок труда женщин необходимо преодолеть гендерные стереотипы мышления работодателей при приеме на работу, обеспечить развитие системы трудовой реабилитации женщин, особенно после их выхода из отпуска по уходу за малолетними детьми.
В части содержательных мер:
1. Необходимы открытые публичные дебаты, которые дадут возможность парламенту, женским группам и движениям, другим социальным группам контролировать экономическую политику и стимулировать принятие решений, затрагивающих благополучие населения.
2. Неоплачиваемый труд и домашние обязанности должны быть включены, с одной стороны, в экономический анализ, а с другой — расцениваться государством как социально значимый вклад женщин в экономику.
3. Повышение роли НКО в проведении политики равных прав и равных возможностей мужчин и женщин во всех областях жизнедеятельности;
4.Широкое использование позитивной пропаганды гендерного равенства в СМИ и искоренение гендерных перекосов, которыми изобилуют сегодня все СМИ, особенно электронные (насилие, эротика, порно и т.д.), а также наружная реклама.
Что хотелось – бы получить от дальнейшего сотрудничества?
Во-первых, оно не должно прекращаться.
Во-вторых, сотрудничество имеет право на расширение, т.к. Уполномоченных по правам человека теперь уже больше сорока в России. Насколько я осведомлён, с Консорциумом общались еще не все. Думаю, не лишним будет и общее для всех Уполномоченных мероприятие. Это может быть круглый стол, конференция, совещание, координационный Совет Уполномоченных и другие мероприятия.
Проблема дискриминации женщин в Алтайском крае особенно значима в части занятости. Это обусловлено объективным фактором. В крае большой удельный вес сельскохозяйственного производства. И если проблема женской занятости стоит вообще остро, то занятость женщин работой в селе – особо, т.к. она чрезвычайно мала. Специалисты считают, что среди безработных женщин 75 % жительницы села. Есть и другие примеры дискриминации (в области трудовых отношений, насилия и т.п.). Усиливается тенденция к натурализации домашнего хозяйства с падением уровня доходов семьи.
- Вакансии, представляемые работодателями в органы службы занятости, ориентированы на мужскую рабочую силу.
- Работодатели, отдающие предпочтение на некоторых видах работ женщинам, аргументируют это дешевизной рабочей силы и сговорчивостью при найме на работу.
Анализ обращений показывает, что чаще всего женщины жалуются на низкую заработную плату, невыплату положенных надбавок, несправедливое увольнение, сложности с трудоустройством, не качественное медицинское обслуживание. В своих обращениях женщины не квалифицируют нарушение их прав как дискриминацию, только потому, что не имеют достаточных знаний в этом вопросе.
Количество обращений по тематике за 2007 год.
Категория тематики обращения | Общее количество обращений | Обращения женщин |
Вопросы жилищного законодательства и ЖКУ | ||
Вопросы землепользования и садоводства | ||
Вопросы образования | ||
Вопросы Уголовно-исполнительного права | ||
Градостроительная деятельность | ||
Гражданское право | ||
Гражданство, регистрация, вопросы миграции | ||
Другие | ||
Жалобы на действия (бездействие) должностных лиц | ||
Жалобы на правоохранительные органы | ||
Здравоохранение, медицинское обслуживание | ||
Неисполнение решений судов и жалобы на судебных приставов | ||
Обжалование судебных постановлений | ||
Права детей | ||
Права потребителей | ||
Социальная защита и социальное обеспечение | ||
Трудовые права | ||
Экология и природопользование | ||
ВСЕГО |
Исходя из анализа обращений, можно сделать вывод, что по своему характеру обращения женщин ничем не отличаются от обращений мужчин. Так же как и мужчины женщины чаще всего обращаются по вопросам социальной защиты и социальному обеспечению, вопросам жилищного законодательства и ЖКУ, с жалобами на правоохранительные органы.
Для профилактики нарушений прав женщин в нашем регионе используются различные формы и методы работы:
· Личный прием граждан с выездом в муниципальные образования края;
· Публичные выступления в СМИ по вопросу преодоления дискриминации женщин;
· Данный вопрос включен в программу правового просвещения жителей края и Концепцию защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае;
· Сотрудничество с женским кризисным центром, Общественной женской палатой при губернаторе Алтайского края, «Краевым советом женщин - отделение ООО Союз женщин России», региональным отделением НКО «Женское лидерство и партнерство», Алтайская региональная общественная организация «Мать и дитя», Алтайская Краевая общественная Организация родителей детей инвалидов и инвалидов с детства «Незабудка».
· В крае подписано «Соглашение о социальном партнерстве» администрации Алтайского края с краевым Советом женщин и женскими общественными организациями.
В дальнейшем планируется проводить мониторинг дискриминации по гендерному признаку, включить этот раздел в ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае.
Уполномоченный по правам человека Амурской области Л. Хащева :
Считаю очень полезным проведение семинара – тренинга в рамках проекта «Права женщин в системе прав человека: новая модель правозащитной деятельности» по отработке взаимодействия региональных Уполномоченных по правам человека с женскими неправительственными организациями. Полагаю, что эту тему можно продолжить, но больше внимания уделить изучению и распространению конкретного опыта такого взаимодействия.
Среди обращений граждан, поступивших в адрес Уполномоченного за 2006 – 2007 г.г. отдельно проблема дискриминации женщин не выделяется. Вместе с тем, практически каждая третья жалоба приходится на нарушения социальных прав граждан в сфере и социального обеспечения, в том числе при предоставлении льгот социально уязвимым категориям населения, в частности беременным женщинам и детям. Выросло общее количество и доля жалоб, связанных с вопросами трудового и миграционного законодательства, защиты прав детей, прежде всего, предоставления жилья детям-сиротам, медицинского обслуживания населения в части льготного лекарственного обеспечения, прав граждан при выплате пенсий, пособий, льгот. Именно эти проблемы чаще всего выделяет женская часть обратившихся.
Уполномоченный по правам человека в Амурской области входит в состав Правления Амурского Союза женщин и принимает активное участие в его работе. В городе Благовещенске уже создан первый на Дальнем Востоке кризисный центр для женщин. Опыт его работы показывает необходимость расширения данного учреждения и распространения опыта деятельности на другие территории области.
На международной конференции, которая пройдёт в нашей области 23-25 апреля т.г. по теме «Мониторинг соблюдения прав человека: роль государственных органов и общественных правозащитных организаций в развитии института защиты прав граждан» среди других проблем предполагается рассмотреть доклады: «Межведомственное взаимодействие в вопросах предотвращения домашнего насилия, торговли людьми и помощи жертвам», «Опыт работы женского кризисного центра г.Благовещенска».