Власть монарха наследственна, она переходит от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке.

Порядок престолонаследия устанавливается:

1) конституциями,

2) конституционными законами, которые дополняются обычаями.

Законодательная практика зарубежных стран знает три системы престолонаследия:

1) Салическая система - наследование пре­стола осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция).

2) Кастильская система не исключает женщин из очереди пре­столонаследия, но отдает предпочтение мужчинам - младший брат исключает старшую сестру (Великобритания).

3) Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства.

Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

Эта система была введена в России в 1797 году, после чего, как известно, женщин на российском престоле не было.

*Определенными особенностями обладает порядок престоло­наследия в арабских государствах:

1)Обычно наследником назна­чается старший сын царствующего монарха. Этот обычай не всегда соблюдается.

2) В Кувейте, например, наследником может быть назначен любой сын монарха, а в Катаре - любой из его родственников.

3)Иногда предложенная монархом кандидатура под­лежит одобрению национальным собранием.

Наследственный принцип является генеральным для всех мо­нархий, хотя в истории известны случаи, когда монархи избирались. В наше время существует избирательная монархия в Малайской Федерации.

Избирательная монархия представлет собой сочетание монар­хического и республиканского элементов, однако республиканский элемент несуществен и не меняет характера самого ин­ститута.

-в случае вакантности престола, малолетства, болезни или дли­тельного отсутствия монарха устанавливается регентство, т.е. правление за монарха, вместо него, осуществляемое либо едино­лично регентом, либо

- коллегией — регентским советом. Регентство - институт чрезвычайно гибкий, эластичный. Он неоднократно ис­пользовался дворцовыми камарильями для устранения нежела­тельных венценосцев или для недопущения их на вакантный престол, не прибегая при этом к более радикальным средствам.

В новейшее время регентство также применялось неодно­кратно. В июле 1952 года был учрежден регентский совет при малолетнем наследнике египетского короля Фарука, отрекшегося от престола. В августе 1952 года король Трансиордании Талал был признан парламентом душевнобольным и власть была передана регентскому совету. В Испании с 1947 года, т.е. после восстанов­ления монархии, регентский совет возглавлял генералиссимус Ф. Франко. После смерти Ф. Франко осенью 1975 года на престол вступил король Хуан Карлос I из династии испанских Бурбонов.

Отстранение наследственного монарха от должности юри­дически невозможно, однако монарха можно принудить отречься от престола, наконец, свергнуть его или устранить физически. Все это практиковалось неоднократно.

Монарх обладает целым рядом почетных прав и прерогатив, совершенно не свойственных президенту. Среди них наиболее характерны атрибуты монархической власти - корона, мантия, трон, скипетр и держава и т.д., а также титул, в котором обычно перечисляются владения монарха, подчеркивается божественное происхождение его власти и т.д.

Денежное содержание монарха складывается из доходов от его 1)личного имущества и 2) ассигнований из государственного бюджета, получаемых им по цивильному листу, принимаемому парла­ментом.

Монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит зна­чительное число чиновников (королевский двор), составляющих его штат.

Роль монарха в государственном управлении обществом номинальна, сфера его дискреционных полномочий весьма невелика. Видный английский государствовед XIX века Беджгот говорил, что монарх имеет «право советовать, право поощрять и право предупреждать».

Сами по себе эти полномочия достаточно весомы, особенно в тех случаях, когда монарх является не­заурядной личностью. При острых политических ситуациях спящая прерогатива монарха может быть гальванизирована. Так, английская корона около 280 лет не пользуется своим правом абсолютного вето, но это право не отменено и оно может быть использовано при чрезвычайных обстоятельствах.

В послевоенный период в ряде случаев монархия была ликвидирована конституционным путем (Италия, Индия, Гана, Пакистан, Нигерия, Кения, Сьерра-Леоне), при этом в названных странах установление республиканской формы правления было обусловлено серьезными политическими предпосылками.

Во многих случаях ликвидация монархии была результатом пере­воротов (Египет, Ирак, Йемен, Афганистан, Эфиопия) либо революций (Болгария, Вьетнам, Албания, Югославия, Венгрия, Румыния).

Прерогатива монарха является своеобразным конституционным резервом, который может быть использован в критических слу­чаях.

Республика.

В странах с республиканской формой правления главой госу­дарства является президент, который, как высшее должностное лицо республики, всегда избирается, за исключением тех случаев, когда этот пост занимается в результате государственного пе­реворота.

В зависимости от вида республики и особенностей конституции можно наметить три системы избрания президента:

1) Прямые выборы президента применяются во многих прези­дентских республиках, где, как правило, глава государства за­нимает свой пост согласно процедуре, не предусматривающей участие парламента (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Панама, Парагвай, Перу, Колумбия, Коста-Рика, Ю. Корея). Результаты голосования за выдвинутых кандидатов определяются по мажори­тарной избирательной системе абсолютного либо относительного большинства. В выборах президента юридически принимают участие все избиратели, внесенные в списки для голосования.

2) Косвенные выборы президента также в основном применяются в президентских республиках (США).

При косвенных выборах президента избиратели выбирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента. Эта система наиболее тщательно разработана конституцией, обычным законодательством и практикой США, хотя следует заметить, что подлинная картина этой процедуры значительно отличается от идеального образца, описанного в научной и пропагандистской литературе.

Президент США согласно конституции избирается коллегией выборщиков. Каждый штат избирает столько выборщиков, сколько сенаторов и представителей он посылает в конгресс. ХХШ поправка к конституции (1961 г.) предоставила Федеральному округу Колумбия право избрания трех выборщиков. Таким образом, число членов коллегии выборщиков равно 538 (435 + 100 + 3).

Выборщиков избирают списком по мажоритарной системе относительного большинства. Партия, набравшая наибольшее число голосов, получает все места выборщиков от данного штата. Подобная система создания коллегии электоров, которую в США именуют «системой общего списка» или «системой все или ни­чего», порождает резкие диспропорции между количеством голосов избирателей и количеством выборщиков, полученных конкурирующими кандидатами.

Косвенные выборы президента по сути своей мало отличаются от прямых, так как они также создают для главы государства возможность противопоставить себя парламенту.

В парламентарных республиках (за исключением Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы президента прямые) президент избирается путем многостепенных выборов (чаще всего двухстепенных). Воля избирателей при многостепенных выборах опосредствуется в основном общенациональным представи­тельным учреждением - парламентом. В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности.

1. Президент избирается парламентом, в голосовании при­нимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается. Такой порядок избрания президента принят в Израиле, Турции, Ливане. Согласно ст. 49 конституции Ливанской Республики президент избирается палатой депутатов боль­шинством в 2/3 голосов при тайном голосовании. В том случае, если в первом туре ни один кандидат не наберет квалифи­цированного большинства голосов, проводится второй тур, на ко­тором требуется для избрания простое (абсолютное) большинство голосов.

2. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления крупнейших административно-терри­ториальных единиц. Наиболее типичный в этом отношении порядок устанавливает Конституция Итальянской Республики (ст. 83): «Президент республики избирается парламентом на сов­естном заседании его членов.

В выборах участвуют по три делегата от каждой области, избираемых областным советом с обеспечением представитель­ства меньшинства. Область Валль д'Аоста имеет лишь одного де­легата.

Избрание президента Республики производится тайным голо­сованием большинством двух третей собрания. После третьего голосования достаточно абсолютное большинство. Термин «со­брание», содержащийся в этой статье, имеет в виду избирательную коллегию, создающуюся на основе обеих палат парламента».

Участие делегатов областей носит символический характер, так как на их долю приходится лишь 7% голосов. Выборы фактически проводятся на совместном заседании обеих палат парламента.

3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Например, в ФРГ федеральный президент, согласно конституции и закону о выборах федерального президента Федеральным собранием 1959 года, избирается Федеральным собранием, состоящим из членов бундестага (нижняя палата парламента) и представителей земель, избранных ландтагами на началах пропорционального представительства. Для избрания президента нужно абсолютное большинство голосов членов Федерального собрания. Если в двух первых турах голосования ни один кандидат не наберет абсолютного большинства, то президент избирается в следующем туре относительным большинством голосов.

Схожий порядок был установлен индийской конституцией 1950 года, согласно которой президент избирается особой изби­рательной коллегией, состоящей из выборных членов обеих палат центрального парламента и выборных членов законодательных собраний (нижних палат) штатов. И в ФРГ, и в Индии количество членов избирательной коллегии от союзного парламента равно количеству членов, представляющих соответственно земли и штаты. При избрании президента Индийской Республики приме­няется пропорциональная система представительства посредством единого передаваемого голоса.

Во всех трех вариантах выборов президента парламентарной республики глава государства получает мандат от парламента, его власть производна и он не может самостоятельно противопо­ставить себя общенациональному представительному учреж­дению. Избранный таким путем президент обладает номи­нальными полномочиями и не играет существенной роли в государственной жизни страны.

Вопрос №2.

Главы государств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности.

1) В области государственного управления полномочия главы государства невелики даже формально, на практике же они выглядят еще скромнее. Однако следует оговориться, что в некоторых парламентарных республиках ему предоставляются обширные полномочия, но в действительности все его консти­туционные права осуществляются правительством.

Такая система действует, например, в Индии. Конституции всех парламентарных стран наделяют главу государства правом участия в формировании правительства. Так, ст. 92 итальянской конституции гласит: «Президент республики назначает председателя совета министров и по его предложению министров». Еще категоричнее говорит об этом конституция Дании: «Король назначает и увольняет премьер-министра и других министров. Он определяет их число и обязанности» (ст. 14). В Конституции Королевства Нидерландов (редакция 1983 г.) ска­зано: «Премьер-Министр и другие министры назначаются и смещаются Королевским Указом» (ст. 43).

Примерно в таком же духе трактуют этот вопрос конституции других парламентарных стран. На практике же роль главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Он может назначить премьером лишь лидера победившей партии или главу партийной коалиции .

Наши рекомендации