Неделя 75, или 17 с небольшим месяцев

Во время предыдущего скачка развития ваш ребёнок начал понимать, что такое принципы. Применение им этих принципов однако пока не отличалось гибкостью - оно всегда было одинаково, независимо от обстоятельств.

Мы, взрослые, в состоянии приспосабливаться к постоянно меняющимся обстоятельствам. Мы видим, как отдельные принципы формируют систему. Системой мы называем единство взаимозависимых элементов. Системы бывают как конкретные (механические часы, человеческая мускулатура), так и абстрактные (семья, общество, закон).

В результате следующего скачка развития ваш малыш окажется в мире систем. Впервые он окажется лицом к лицу с системами, на более близкое знакомство с которыми ему потребуются годы. Он начнёт с себя - он тоже система. Вместе с папой и мамой он является частью системы - семьи. Он обратит внимание, что его семья - не та же самая, что у его приятеля, а дом соседей - не его дом.

Около 75 недели вы заметите, что ребёнок начинает делать что-то новое. Приближение скачка он стал ощущать ещё раньше - с 71 недели. Тогда малыш начал чувствовать, что его мир меняется, он не может справиться с потоком новых впечатлений. В попытке привнести порядок в этот хаос он возвращается к самому надёжному, что у него есть: наступает время "подзарядиться мамой".

Признаки приближения скачка

­ Ребёнок становится плаксивым, ноет, хнычет.

­ Настроение часто меняется на противоположное.

­ Чаще требует, чтобы его развлекали.

­ Цепляется за вас, хочет быть рядом.

­ Может быть очень ласковым или, наоборот, очень много шкодить.

­ Могут случаться истерики.

­ Ревнует.

­ С недоверием относится к посторонним.

­ Протестует, когда вы обрываете телесный контакт.

­ Хуже спит.

­ Случаются ночные кошмары.

­ Хуже ест.

­ Иногда сидит в задумчивости.

­ Чаще берёт мягкие игрушки.

­ Может впадать в младенчество.

Около 75 недели ребёнок вновь становится активным и предприимчивым, капризы и истерики идут на спад. Вы замечаете, что ребёнок стал по-другому думать и поступать. В этом возрасте ребёнок начинает воспринимать системы и применять понятие системы на практике. Для него как бы открывается новый мир, полный разнообразных систем. Какие из них он выберет первыми, зависит от его склонностей, предпочтений и темперамента.

Скачок - мир систем

Малыш начинает проявлять гибкость в применении принципов и примеряться к обстоятельствам. Пример тому - моральные принципы: в этом возрасте начинается формирование совести, систематического использования норм и ценностей.

Самосознание ребёнка, его представление о самом себе с вхождением в мир систем начинают развиваться. Это имеет множество последствий: например, осознание собственного тела и контроля над ним. Он понимает, что его действия приводят к определённым событиям, что он обладает властью над вещами, что он способен принимать решения. Всё это связано с осознанием им собственного "я".

Он интересуется различиями в строении тел папы и мамы, начинает оперировать понятиями "ты" и "я".

Впервые ребёнок замечает, что другие люди имеют отличные от его собственных предпочтения. Он стал менее эгоцентричным - может, например, утешать, подражает, развивается его фантазия. Его интересуют другие живые существа, искусства, усложняется представление о времени, возможно, он начнёт говорить предложениями. Он занимается элементарным естествознанием, толкая всплывающий из-под воды мяч, и изучает основы строительного дела, собирая железную дорогу.

Что ваш ребёнок предпочитает из всего многообразия систем?

Один малыш больше всего заинтересован собой и контролем над своим телом, его речь при этом ограничивается несколькими словами. Другой занят семьёй, друзьями и окружающим миром. Или увлечённо рисует, или слушает музыку. Каждый ребёнок уникален и выбирает то, что ему больше всего подходит. Именно в этот период можно установить, какими способностями и склонностями он наделён.

Дайте ребёнку возможность познакомиться с разнообразными системами. Поощряйте его новые умения и интересы.

Я и моя совесть

Ваше чадо отныне будет всё время пытаться везде обнаружить систему и ищет правила. Он пытается проверить границы дозволенного.

Моё "Я"

Тело/контроль над ним.

Воля и способность принимать решения.

Стремление к власти.

С глаз долой - не значит из сердца вон

Теперь ребёнок знает, что другие, отличные от него люди и предметы, не исчезают бесследно, выпав из его поля зрения. Он сам продолжает существовать для мамы с папой, когда они его не видят. Он сообразил, что люди, скрывшись от него, могут перемещаться, и ищет их не только там, где видел в последний раз.

"Я" и "ты"

Замечает различия между собой и другими.

Играет с игрушками, которые представляют собой самостоятельно действующих лиц, способных совершать действия.

Другие живые существа

Ребёнок увлечённо наблюдает за ними.

Моя семья, друзья, их семьи

Осознаёт свою семью как систему, единство. Отличает её от других семей.

Мой дом, ориентация в пространстве

Ребёнок создаёт мысленную карту окружающего мира. Это тоже система.

Моя собственность

На практике ребёнок учится отличать своё от чужого, запоминает, что является чьей собственностью.

Любовь к порядку

Наслаждайтесь, ибо это повторится только много лет позже! Сейчас ребёнок хочет, чтобы всё лежало аккуратно на своём месте.

Паззлы и мелкие детали

Ребёнок с удовольствием собирает паззлы. Обращает внимание на мелкие детали.

Сам придумывает игры

"Искусства"

Способность оперировать символами расширяет круг изображаемых предметов. Ребёнок рисует машинки, собак и себя самого. Строит целые конструкции или "играет" на игрушечном пианино.

Представление о времени

Ребёнок намного лучше помнит события прошлого и прогнозирует будущие.

Элементарное естествознание, строительство

Речь

Между 17 и 22 месяцами происходит эксплозивное её развитие. В развитии речи наблюдается большая индивидуальная вариативность.

Непонятные страхи

Перед ребёнком возникают всё новые и новые явления, которые он пока не в состоянии понять. Он открывает новые опасности. Только когда он лучше в них разберётся, его страхи исчезнут.

Игры

­ вместе подурачиться

­ устроить шумную возню

­ узнавание

­ стоять на голове, лазить, упражнения на равновесие

­ рисовать

­ пускать мыльные пузыри

­ прыгать и делать упражнения на равновесие на высоте 1,5 м

­ просто подурачиться

­ пощекотаться и побуйствовать

­ шумные весёлые игры с папой

­ игры на улице

­ другие дети, игрушки, устроить балаган

­ играть в мяч

­ покормить собаку изюмом

­ поиграть в привидения

­ бегать кругами, чтобы закружилась голова, и быть брошенным на кровать

­ играть в цирк

­ "еду к бабе, еду к деду"

­ покататься на ком-нибудь, как на лошадке

­ сейчас я тебя поймаю

­ прятки

­ читать

­ языком выпятить щёку, дать ребёнку нажать на неё и высунуть язык

Игрушки

­ машинки

­ глина (особенно пожевать)

­ детские передачи по телевизору

­ книги

­ баночки, бутылочки и другие предметы, которые можно собирать

­ гараж с машинками

­ аэропорт Fisher Price

­ Рисовать на бумаге

­ ведро, песок, вода

­ машинка, на которой можно кататься

­ пластиковый стульчик

­ ветки

­ мяч

­ велосипедик

­ мягке игрушки и куклы

­ наклейки

­ песочница

­ копаться в саду

­ детские песенки в записи

­ горка

­ цветные карандаши

­ грузовичок с прицепом

­ Буратино

­ поезда

­ всё, на чём можно сидеть и качаться

­ например, лошадь-качалка

­ паззлы до 20 элементов

­ вертушка на велосипед

Наши рекомендации