Развитие политического процесса
Политический смысл нэпа. Переход к новой экономической политике был воспринят в российском обществе неоднозначно. Часть интеллигенции, не разделявшей большевистских взглядов, увидела в нэпе признание большевиками того факта, что Россия не готова к быстрому прыжку в коммунизм. Она рассматривала нэп как возвращение к исходной точке эволюционного развития российского общества и считала, что логическим следствием экономической либерализации должна стать либерализация политическая, т. е. установление в России демократической формы правления.
Более сложным было отношение к нэпу среди сторонников большевиков. Многими из них, особенно воспитанными на бескомпромиссных лозунгах времен гражданской войны и «военного коммунизма», нэп был воспринят как измена идеалам Октябрьской революции. За что боролись, зачем проливали свою кровь, если бал в стране снова правят буржуи? Пессимизм и разочарование охватили определенную часть партийных рядов. Почти во всех парторганизациях наблюдались случаи выхода из РКП (б) из-за несогласия с политикой нэпа.
Известную эволюцию в понимании нэпа можно увидеть во взглядах большевистского руководства. Вначале В. И. Ленин и его сторонники рассматривали нэп как временный тактический ход, как вынужденное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил, как вынужденную передышку перед решительным штурмом сияющих высот коммунизма. Чтобы подчеркнуть это, в оборот было пущено выражение «экономический Брест». Но уже осенью 1921 г. В. И. Ленин приходит к пониманию нэпа как одного из возможных путей перехода к социализму. Нэп — это всерьез и надолго, заявляет он. Сутью этого длительного переходного периода должно стать мирное экономическое соревнование между различными укладами в экономике, в результате которого социалистический уклад постепенно вытеснит частнокапиталистические формы хозяйства. Несомненным залогом этой победы, считал В. И. Ленин, будут два решающих фактора: политическая власть пролетариата, а точнее, его партии, вооруженной марксистской теорией, и сосредоточение в руках пролетарского государства «командных высот» в экономике, т. е. наиболее важных сфер промышленного производства, внешней торговли и финансов.
Поэтому нэп не только включал в себя комплекс определенных экономических мероприятий, призванных стабилизировать внутреннее положение в стране, он затронул и политическую сферу. И если либеральная логика неизбежно выводила формулу—экономическая либерализация равна или, во всяком случае, стремится к политической либерализации, то логика радикального большевизма представляла этот процесс несколько иначе — экономический плюрализм должен компенсироваться ужесточением политического и экономического режима, иначе нэп приведет не к социализму, а повернет страну на старые рельсы.
Формирование однопартийной политической системы. Реализация политических уроков Кронштадта, так же как и экономических, началась на Х съезде РКП (б). Среди решений съезда была не только резолюция о замене продразверстки продналогом, но и строго секретная, хотя и не менее значимая для дальнейшей судьбы страны резолюция «О единстве партии». Она запрещала создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения и отстаивающих ее на всех уровнях и различными методами (очень популярными в тот период были общепартийные дискуссии).
Введя единомыслие в своих рядах, большевистское руководство принялось за своих политических оппонентов вне рядов РКП (б).
В декабре 1921 г. по предложению председателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского ЦК РКП(б) принял решение провести открытый судебный процесс над эсерами.
Суд над эсерами состоялся в июне—августе 1922 г. Трибунал ВЦИК обвинил арестованных в разное время органами ВЧК видных деятелей партии социалистов-революционеров в организации заговоров с целью свержения советской власти, в пособничестве белогвардейцам и иностранным интервентам, а также в контрреволюционной пропаганде и агитации. И это при том, что сами большевики приступили к практической реализации экономических и хозяйственных требований, выдвинутых эсерами и меньшевиками еще в 1919—1920 гг., облачив их в одежды «новой экономической политики». Двенадцать подсудимых приговорили к смертной казни. Но после протестов мировой общественности казнь была отложена и поставлена в зависимость от поведения членов партии, оставшихся на воле. Естественно, что после судебного процесса партия эсеров была обречена.
В июне 1923 г. в ЦК РКП (б) была разработана секретная инструкция «О мерах борьбы с меньшевиками», в которой ставилась задача «вырвать с корнем меньшевистские связи в рабочем классе, окончательно дезорганизовать и разбить партию меньшевиков, совершенно дискредитировать ее перед рабочим классом». Большевики не рискнули провести над меньшевиками такой же «показательный» процесс, как над эсерами, учитывая негативную реакцию мирового социалистического движения. Однако большевики развернули мощную кампанию по шельмованию своих недавних партийных товарищей. Слово «меньшевик» на долгие годы встало в ряд самых негативных идеологических понятий. В 1923 г. начался распад меньшевистской партии.
Политическая оппозиция вне большевистской партии прекратила свое существование. В стране окончательно утвердилась однопартийная политическая система.
РКП(б) в структуре государственной власти. Вместе с тем был завершен начатый в годы гражданской войны и «военного коммунизма» процесс превращения большевистской партии в главное звено государственной структуры. Наиболее значительные государственные решения принимались сначала Центральным Комитетом РКП (б). Но предварительно все они проходили обсуждение в более тесном кругу большевистских лидеров — руководящем органе партии, а по сути и всей страны — Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП (б), в состав которого в 1921 г. входили Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, В. И. Ленин, И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий, а также Н. И. Бухарин, М. И. Калинин, В. М. Молотов в качестве кандидатов. И только после этого все вопросы закреплялись в решениях государственных, т. е. советских, органов. Впрочем, в числе руководителей государства мы встречаем все те же, знакомые нам по партии, имена: 1 В. И. Ленин — председатель СНК; М. И. Калинин — председатель ВЦИК (с марта 1919 г.); Л. Д. Троцкий — народный комиссар по военным и морским делам; И. В. Сталин — народный комиссар по делам национальностей; Л. Б. Каменев — заместитель председателя СНК.
Предпосылки образования СССР. Еще в 1918 г. большевики рассматривали созданную ими Республику Советов как ядро будущей мировой федерации советских республик. Но после первых разочарований по поводу перспектив мировой революции они были вынуждены обратить более пристальное внимание на территории, входившие некогда в состав Российской империи, дабы за их счет расширить поле для социалистического эксперимента, а значит, и плацдарм для неизбежной, но приглушенной временными факторами мировой социалистической революции.
К тому же сама организационная структура большевистской партии, ее принципиальный центризм при явной претензии на роль станового хребта в государстве требовали и адекватной, централизованной формы государства.
Выбор такого варианта облегчался существованием ряда объективных факторов. Несмотря на то что после Февральской и еще стремительнее после Октябрьской революции наблюдался процесс распада Российской империи, ни на одной национальной территории, кроме Финляндии и Польши, не проявился зрелый «буржуазный национализм», вылившийся в образование действительно самостоятельных государств. Все остальные территории, объявляя о своей государственной самостоятельности, пытались лишь спасти себя в условиях гибнущей центральной власти империи. В этом плане показательно, что во время гражданской войны почти все национальные элиты были вынуждены в конечном счете опираться на союз с «белыми» либо с «красными», т. е. на силы хотя и окрашенные в разные цвета, но претендующие на центральную власть. Это свидетельствовало о том, что национальные движения стремились, в лучшем случае, к региональной самостоятельности, но не к национальной государственности. «Красные» лучше учли этот фактор, предложив федералистские принципы построения единого государства и провозгласив право каждой нации на самоопределение. «Белые», более импонировавшие национальным буржуазным элитам, все же оттолкнули последних своим непреклонным великодержавным принципом единой и неделимой России, нежеланием дать национальным районам хотя бы автономию.
После окончания гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовал ряд формально независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР (в марте 1922 г. три последние республики образовали Закавказскую Федерацию).
В каждой республике были свои органы государственной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически в большинстве из них власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Это значительно облегчало процесс объединения суверенных республик в единое государство. Вместе с тем к государственному объединению подталкивали и экономические обстоятельства: веками складывавшаяся хозяйственная взаимозависимость и экономическая взаимосвязь национальных районов. Но самое главное, что идея принадлежности к единому великому государству жила в умах и настроениях народов, населявших бывшую Российскую империю.
Сказывалось также и то обстоятельство, что, придя к власти и не получив поддержки мирового пролетариата, большевики неизбежно должны были стать выразителями государственных интересов России, хотя бы даже для того, чтобы сделать ее «факелом мировой революции». И чем больше и мощнее будет этот «факел», тем сильнее он будет притягивать к себе пролетариев других стран.
Принципы построения СССР. В самой большевистской партии существовали различные точки зрения на вопрос о принципах построения единого многонационального государства. Комиссия Политбюро ЦК РКП (б) под руководством И. В. Сталина подготовила проект о вхождении советских республик в РСФСР на правах автономных объединений. Но В. И. Ленин подверг «план автономизации» резкой критике. Он считал, что все советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. При этом за каждой республикой должно сохраниться право свободного выхода из государственного союза. ЦК РКП(б) одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства.
Актом учреждения нового государства — Союза Советских Социалистических Республик стал договор, заключенный 27 декабря 1922 г. между четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией.
30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию об образовании союзного государства. Значительную часть своих полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, пересмотр границ, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, связь, денежное обращение. В ведении союзных республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.
Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов. Он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей — и имел свой руководящий орган — Президиум ЦИК. Высшим исполнительным и административным органом стал Совет Народных Комиссаров СССР. Эти положения были закреплены в принятой 31 января 1924 г. первой Конституции СССР.
Во второй половине 20-х гг. происходят значительные изменения в национально-территориальном устройстве СССР. В 1925 г. на территории Туркестанской АССР, входившей в состав РСФСР, были образованы новые союзные республики: Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. Таджикистан, ранее входивший в состав Узбекской ССР, получил статус союзной республики.
В других республиках происходили подобные изменения: в 1924 г. в составе Украинской ССР возникла Молдавская АССР. В том же году ряд территорий, населенных главным образом белорусами, был передан из РСФСР в БССР.
Таким образом, большевики собрали большую часть территории Российской империи в единое государство. Начался очередной этап развития Российского государства теперь уже в форме Союза Советских Социалистических Республик. По мере его развития федералистские принципы организации, заложенные в основу Союза, постепенно заменялись прежними, унитарными.
Борьба за власть. Возвышение И. В. Сталина. Политический режим, сложившийся в стране в годы нэпа, носил авторитарный характер. В реальной российской политике авторитаризм выражался в централизации власти, командном методе руководства, безусловном исполнении воли правящей коммунистической партии. Роль Советов как представительных органов власти была номинальной в условиях полного господства партийного аппарата. В стране отсутствовала политическая оппозиция правящему режиму, утверждалась однопартийная политическая система, насаждалось идеологическое единомыслие, была фактически упразднена свобода слова и печати. Но особый колорит авторитарной власти придавала личность лидера, стоявшего во главе государства. Таким лидером, пользующимся безусловным авторитетом в партии и у значительного большинства населения, был В. И. Ленин.
Однако в период болезни Ленина (1922—1923 гг.) и особенно после его смерти (21 января 1924 г.) ситуация в верхних эшелонах власти значительно усложнилась. С одной стороны, сформировавшийся авторитарный режим остался без верхушки властной пирамиды. Настоятельно требовалось выдвижение нового лидера. Однако в партии не было другого человека, который бы пользовался таким авторитетом, как В. И. Ленин. На слуху у всех были имена его ближайших сподвижников: Л. Д. Троцкого, Л. Б. Каменева, Г. Е. Зиновьева, И. В. Сталина, Н. И. Бухарина, ни одного из которых, впрочем, сам Ленин не назвал своим преемником. Между этими людьми существовали довольно сложные отношения, у каждого были свои политические амбиции, которые мешали им сообща выдвинуть наиболее приемлемую для всех кандидатуру на роль нового «вождя». С другой стороны, политическая традиция большевизма официально отрицала вождизм, традиционно отождествляя это явление с народничеством. Оставался, казалось бы, единственный вариант — коллегиальное управление. Но тогда необходимо было перестроить всю работу партии, приблизить ее к социал-демократической модели, отменить решение Х съезда РКП(б) о единстве партии. Ведь за каждой крупной партийной фигурой стояли не только личные амбиции, но и свое видение пути дальнейшего развития страны, свои единомышленники. Решиться на этот вариант, неминуемо ведущий к реформированию всей политической системы в сторону ее демократизации, никто не отважился. Поэтому у партийных лидеров оставался единственный выход — битва за единоличную власть. Эту битву выиграл член Политбюро, бывший нарком по делам национальностей, генеральный секретарь ЦК РКП(б) И. В. Сталин.
Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) (1879—1953) родился в небольшом грузинском городке Гори в семье сапожника. Детство Сосо, как звала его мать, прошло в обстановке острой нужды и непрекращающихся семейных конфликтов. Поступив в 1888 г. в духовное училище, Сосо стал одним из лучших учеников, получив в 1894 г. диплом с отличием. После успешных вступительных экзаменов он был принят в Тифлисскую духовную семинарию.
Семинария слыла одним из самых «бунтарских» учебных заведений Грузии. Иосиф Джугашвили стал организатором кружка молодых социалистов. Он забросил учебу, преуспевая только по двум, наиболее интересующим его предметам — гражданской истории и логике. Изменился и характер Иосифа. .Он стал скрытным, угрюмо-отчужденным молодым человеком. Его отличало также нетерпимое отношение к иным мнениям, стремление к власти, чрезмерная обидчивость.
В мае 1899 г. пятикурсник Джугашвили, имея прочную репутацию смутьяна, покидает семинарию, чтобы полностью посвятить себя революционной борьбе. В ноябре 1901 г. его избирают в состав Тифлисского социал-демократического комитета. Из официальной биографии Сталина (этот партийный псевдоним он взял себе в 1913 г.) можно узнать, что с 1902 по 1913 г. его восемь раз арестовывали, семь раз отправляли в ссылку, шесть раз он совершал побеги.
В начавшихся спорах между большевиками и меньшевиками он без колебаний встал на сторону Ленина, с которым впервые встретился в конце 1905 г. на одной из конференций РСДРП. В 1912 г. по предложению Ленина Иосиф Джугашвили был кооптирован в состав большевистского ЦК, где ему поручили заниматься национальным вопросом.
Февральскую революцию Сталин встретил в Сибири. Но уже 12 марта он вернулся из ссылки в Петроград и был введен в состав редакции «Правды». С апреля 1917 г. Сталин осуществлял связь ЦК с местными партийными организациями.
В период подготовки и проведения Октябрьского вооруженного восстания мы не находим Сталина в рядах его активных организаторов. (На политическом небосклоне тогда блистал Троцкий.) Но II Съезд Советов ввел его в состав первого советского правительства в качестве наркома по делам национальностей.
В годы гражданской войны И. В. Сталин назначался членом Реввоенсовета ряда фронтов. Вступил в ожесточенный конфликт с Л. Д. Троцким по вопросу использования военспецов. Весной 1919 г. стал членом первого состава Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б), наркомом Госконтроля.
Назначение Сталина в 1922 г. на непристижный, по меркам революционных романтиков, пост генерального секретаря РКП(б), созданный для сугубо аппаратной работы, стало одним из решающих факторов его победы над своими политическими конкурентами. Он завладел партийной кадровой машиной, так как очень хорошо понимал, что тот, кто управляет кадрами, в конечном счете управляет государством.
«Наследник» вождя. Сразу же после смерти В. И. Ленина, стремясь упрочить свое положение, И. В. Сталин выступил инициатором так называемого «ленинского призыва» в партию. Целью этой акции он провозгласил выполнение «ленинского желания» о привлечении в партию пролетариев, «рабочих от станка». С февраля по август 1924 г. в партию было принято 203 тыс. человек, что увеличило ее состав в полтора раза. Интеллектуальный уровень партии резко упал. Это создавало трудности для компетентного решения политических проблем, облегчало развитие авторитарных тенденций, возможность повернуть массы в нужную сторону.
Исподволь, опираясь на отдельные высказывания В. И. Ленина, Сталин начинает подменять центральную идею большевизма — идею мировой революции — на не менее эффектную теорию возможности строительства социализма в одной, отдельно взятой стране. Более того, дав партии эту новую установку, позволяющую выпутаться из щекотливой ситуации, когда пролетариат европейских стран не очень спешил совершать мировую социалистическую революцию, Сталин указал и на виновника создания этой неприятной для большевиков ситуации — Л. Д. Троцкого с его теорией «перманентной революции» и предложениями об относительной демократизации правящей партии.
Согласно этой теории, российская буржуазно-демократическая революция перерастет в социалистическую, которая, в свою очередь, станет прологом мировой революции. Сталин конструирует изумительный термин «троцкизм», которому противопоставляет тоже свое изобретение — «ленинизм». Он обвиняет «троцкизм» прежде всего в том, что тот не верит в возможность построения социализма в СССР «как отдельно взятой стране». Присвоив себе функции главного «блюстителя» ленинизма, насаждая культ Ленина, Сталин тем самым, с одной стороны, укреплял вождистские настроения в партии и обществе, с другой — как бы автоматически переносил на себя и ленинский авторитет и те его качества, которыми он сам не обладал. Итак, враги были найдены: Троцкий, «троцкисты», оппозиционеры, которыми теперь были все те, кто не разделял взглядов Сталина и способов его действия.
ДОКУМЕНТЫ