Военно-техническое сотрудничество
Активизируются связи между Москвой и Дели в области военно-технического сотрудничества. В суммарном объеме экспорта российских вооружений, который по итогам 2000 г. составил около 3,7 млрд долл., на долю этой страны пришлось более 30% всех экспортных поставок России. В портфеле заказов Рособоронэкспорта индийские контракты также составляют 1/3. В начале и середине 90-х гг. Россия в основном продавала Индии готовые вооружения. Затем Дели стал заказывать российским оружейникам технику по новым, уникальным проектам. Наиболее масштабные среди них — контракты на строительство трех фрегатов. Стоимость контракта составляет более 1 млрд долл.
В конце мая 2001 г. со стапелей Балтийского завода в Санкт-Петербурге был спущен на воду последний (третий) фрегат из серии боевых кораблей, строящихся по заказу Индии. Корабли проходят швартовые и ходовые испытания систем и механизмов. Первый фрегат Индия получила в мае 2002 г. Корабли оснащены но-
13. Индия в монополярной геополитической системе 425
вейшими образцами вооружений и по своим параметрам соответствуют, а по некоторым даже превосходят зарубежные аналоги. Так, зарубежных аналогов ракет системы «Клаб-Н», которыми вооружены индийские фрегаты, не существует. Они предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок различных классов и типов, наземных стационарных и ограниченно — подвижных целей с заранее известными координатами.
С вводом в боевой состав национальных ВМС трех фрегатов Индия получит возможность эффективного решения широкого круга задач как в морской, так и в океанской зоне. В дуэльной ситуации с новейшими многоцелевыми подводными лодками фрегат данного проекта гарантированно уничтожит субмарины на дистанции, с которой те не смогут произвести пуск торпед. В классическом морском бою один фрегат, используя штатное вооружение, способен разгромить отряд надводных кораблей1.
Был также подписан крупный контракт на поставку Индии 310 танков Т-90С: на 800 млн долл. Срок реализации контракта составляет восемь — десять лет. В соответствии с достигнутым соглашением 124 танка поставлены как готовые изделия в 2001 — 2003 гг., остальные 186 машин будут собираться по лицензии в городе Авали. По требованию Дели русские специалисты провели испытания трех Т-90С в пустынных и горных районах Северной Индии в крайне тяжелых климатических условиях. По желанию заказчика на танках были установлены импортные телевизоры. Головным исполнителем контракта является нижнетагильский «Уралвагонзавод», который наряду со смежниками сможет существенно улучшить свое финансовое положение2.
«Контрактом века» назвали специалисты и СМИ договоренность с Индией в сфере авиации. Речь идет об организации лицензионного производства в Индии 140 многофункциональных истребителей СУ-30 МКИ стоимостью 3,3 млрд долл. Срок его реализации 17 лет3. Производством самолетов этого типа будет заниматься корпорация «Хиндустан аэронотикс лимитед» с помощью Иркутского авиационного производственного объединения. Контракт по-
1 См.: Азимов А. Москва и Дели в многополярной системе // Международная жизнь. — 2000. - № 7. - С. 38.
2 См.: Коротченко И. Дели подписан танковый контракт века //Независимая газета. — 2002. — 16 февраля.
3 См.: Сокут С. Индия получит бомбардировщики из России // Независимая газета. — 2001. — 8 ферваля.
426 II. Геополитика в современном мире
зволит Дели освоить принципиально новые технологии и продвинуть собственные авиастроительные программы. Подписан контракт на поставку в Индию партии вертолетов К-31, самолетов МИГ-29К. Эта машина корабельного базирования оснащена мощным радаром, позволяющим контролировать воздушное и морское пространство в радиусе 150 км. Вертолеты К-31 «пропишутся» на модернизированном авианосце «Адмирал Горшков». Возможная сумма контракта модернизации корабля и поставки на него оружия, которое хочет приобрести Индия, составляют около 2 млрд долл. Но эта сделка продвигается с трудом1.
Ведутся переговоры о передаче Дели в аренду четырех дальних бомбардировщиков ТУ-22 М3. Самолеты, оснащенные ракетами X-22, коренным образом меняют возможности индийских ВВС, значительно увеличивают геостратегические планы Дели2. Подписано соглашение о разработке детального плана и технико-экономического обоснования программы создания самолета нового поколения Ил-214. Этот двухмоторный реактивный самолет сможет перевозить до 18,5 т груза или до 130 человек. Кроме того, Индия, принявшая решение о восстановлении стратегического баланса с КНР, ведет программу строительства своей ядерной субмарины.
13.8. Экономическое сотрудничество: все впереди?
Пока можно утверждать, что между Россией и Индией хорошо складывается политическое взаимодействие, налажено широкомасштабное сотрудничество в военно-технической и научно-технической областях, но экономические связи не соответствуют потенциалу двух стран, их возможностям и потребностям. Взаимный товарооборот без учета военно-технического сотрудничества, которое динамично развивается на основе долгосрочной программы до 2010 г., составляет сейчас всего около 1,5 млрд долл. Доля России во внешнеторговом обороте Индии сократилась до 1,7%, в то время как в начале 90-х гг. она составляла около 10%, а товарооборот превышал 5 млрд долл.
1 См.: Шварев В. Большой контракт быстро не подписывается //Независимое военное обозрение. — 2003. — № 41.
2 См.: Сокут С. Индия - лучший партнер России //Независимая газета. - 2001. -8 февраля.
13. Индия в монополярной геополитической системе 427
13. Индия в монополярной геополитической системе 429
ского корабля на Луну. А в 2015 г. Индия планирует высадить на ее поверхности своего космонавта. Определенно, без помощи России реализация этих проектов сомнительна. Индия располагает техническими и кадровыми возможностями по осуществлению проектов в изучении космоса. Россия оказывала и оказывает Индии помощь в создании исследовательской базы. Поэтому реализацию «лунной программы» можно считать совместными1.
13.9. Станет ли Индийский океан зоной мира?
Все большее значение для Дели приобретает Индийский океан. Морская граница страны протянулась почти на 6 тыс. км. Морем идет основная масса энергоносителей. Индоокеанский регион, а это почти 2 млрд человек, представляет огромный потенциальный рынок, источник сырья и дешевой рабочей силы. Поэтому в конце прошлого века Индия, ЮАР и Австралия стали создавать Ассоциацию регионального сотрудничества прибрежных государств Индийского океана (АРС ПГИО). Сейчас в нее входят 15 государств — от Южной Африки на Западе до Австралии на Востоке.
Аналитики Института стратегических исследований при министерстве обороны Индии полагают, что численность стран — участников Ассоциации может возрасти до 35, а с учетом стран, зависящих от океанских транспортных путей, — до 52 государств, включая бывшие советские республики Средней Азии. Ассоциация в силу военно-стратегического и геополитического значения региона привлекает самое пристальное внимание США и Китая. В связи с этим в документах встреч на высшем уровне между Индией и ЮАР записано, что стремление США поставить под контроль ресурсы нефти и газа Каспия и других районов бывшего СССР, тяготеющих к акватории Индийского океана, создает потенциальную угрозу интересам обеих стран. В переговорах с Австралией обсуждались вопросы создания коллективной безопасности в акватории океана.
Одна из важнейших задач, которую ставят перед собой члены Ассоциации, заключается в установлении доверия между ними, обмена информацией военных бюджетах, о перемещении военных кораблей и намечаемых маневрах, проведении совместных учений, подготовке военных кадров и т.д. Это суперобъединение может стать одним из альтернативных полюсов влияния в мире.
1 Кочук Г. Указ. раб.
430 II. Геополитика в современном мире
13.10. Третий - не лишний!
Объективно Москва и Дели способны противопоставить однополюсному миру как минимум двухполюсный мир. Они обладают огромными возможностями стать новым мощным полюсом формирующегося миропорядка. Взаимодействие между ними создает большой регион стабильности и оказывает позитивное влияние на развитие мировой ситуации. Регион будет расширяться, так как в этом процессе также объективно заинтересован Китай, не принимающий идей США о включении Тайваня в одну из наземных баз «звездных войн». Следовательно, исторически возрастает ответственность России, Индии и Китая в формировании прочной системы безопасности и стабильности в Азии и во всем мире.
Постепенное налаживание трехстороннего взаимодействия будет в решающей степени зависеть от процесса укрепления двусторонних связей. Все три государства это осознают и понимают стратегическую важность долгосрочного партнерства по линии Москва — Дели — Пекин. Следует отметить, что возрастает роль важнейшей составляющей внешней политики — дипломатического обеспечения внешнеэкономических связей. Они помогут осуществить постоянный мониторинг и оценку возникающих ситуаций с точки зрения защиты интересов стран Востока, Южной Азии и России.
В Москве, Дели и Пекине все больше осознают, что однополосная конструкция ограничивает свободу выбора во внутренней и внешней политике, позволяет одной сверхдержаве навязывать свою волю всему мировому сообществу, диктовать правила игры в международных экономических и политических отношениях, вмешиваться во внутренние дела суверенных государств. Все три страны сближает подход США к решению вопроса «этнического национализма». Все они затронуты противоречиями (порой острыми) между различными социальными группами населения и между государствами на религиозной, культурной и этнической почве. Китай и государства Южной Азии (Индия в том числе) не застрахованы от «этнонациональных» конфликтов. Россия, как и названные страны, в любой момент может стать объектом «миротворческих» акций. Поэтому, Москва, Пекин и Дели увидели в «миротворческой» операции в Косово опасный прецедент и решительно осудили бомбардировки Югославии. В связи с этим они взяли курс на дальнейшее укрепление вооруженных сил и оснащение их новейшим оружием. Их отношение к гегемонизму США разделяет подавляющее большинство развивающихся стран.
13. Индия в монополярной геополитической системе 431
432 И. Геополитика в современном мире
Сложностей в отношениях между СССР и Индией, Россией и Индией практически не было никогда. Разрушение СССР и поворот Москвы в сторону Запада стали, по выражению политолога Сурджита Мансингха, профессора Университета имени Дж. Неру, «холодным душем» для Индии, которая потеряла в лице СССР надежного политического союзника и крупного делового партнера. Возобновление крупномасштабного торгово-экономического, научно-технического, военного сотрудничества между Россией и Индией отвечает интересам обоих государств. Москва заинтересована в скорейшем обретении Индией статуса великой державы де-юре. Обе страны придерживаются близких или одинаковых взглядов на многие мировые проблемы, в частности на глобализацию.
Решая проблемы создания «стратегического треугольника», Дели и Пекин, безусловно, оценивают не только свои двусторонние отношения (а они далеко не просты), но и отношения с Вашингтоном, Исламабадом. Обе страны заинтересованы в американских инвестициях, тонких технологиях и в американском рынке сбыта своей продукции. Анализ показывает, что идея «стратегического треугольника» осуществима в обозримом будущем и ее базой может стать экономическая интеграция. В политической сфере идеей, объединяющей три столицы, является противостояние американскому диктату, а также противодействия религиозному и этническому экстремизму, в равной мере угрожающему всем трем странам.
В любом случае реализация идеи «треугольника» коренным образом изменит геополитическую ситуацию в Азии и в мире в целом. Хорошие отношения России с Индией и Китаем позволили бы ей стать одной из «несущих конструкций» такого «стратегического треугольника».
Вопросы для повторения
1. Что привело русских в Бомбей?
2. Чем объясняется усиление влияния русских в Индии во второй половине XIX в.?
3. Имеет ли перспективу «вестернизация» Индии и России?
4. Какие существуют объективные основания для превращения Индии в великую державу?
5. В чем причина агрессивности соседа Индии — Пакистана?
6. Как удалось Индии победить США?
7. Назовите основные объективные причины сближения Москвы, Дели и Пекина.