Символика византийского искусства
Тема 1
ИМПЕРСКАЯ ВЛАСТЬ
Ф. Симокатта об образе идеального государя
Феофилакт Симокатта — византийский историк конца VI — первой половины VII в Приведен отрывок из «Истории», 628—638 гг.
Держи в узде разума произвол своей власти, с помощью философии, как рулем, управляй кораблем своей империи
Бойся думать, что ты превосходишь всех умом, если судьбой и счастьем ты поставлен выше всех
Стремись заслужить не страх, а расположение своих подданных, льстивым речам предпочитай упреки — они лучший наставник жизни
Пусть пред глазами твоими вечно находится справедливость, которая по поступкам нашим воздает нам достойную награду
Пусть кротость управляет твоим гневом, а страх — благоразумием
Будучи любителем мудрости, считай, что эта порфира1 — дешевая тряпка, которой ты обернут, а драгоценные камни
1 Порфира — длинная пурпурного цвета мантия, один из символов императорской власти.
твоего венца ничем не отличаются от камешков, лежащих на берегу моря.
Мрачен цвет пурпура, и государи должны быть сдержанны в благополучии, не терять разума в счастье, не предаваться гордости из-за злосчастного царского одеяния: ведь императорский скипетр говорит не о праве на полную свободу действий, а о праве жить в блестящем рабстве
Прокопий Кесарийский. Тайная история, 550 г.
Прокопий Кесарийский — выдающийся византийский историк VI в.
Характер императора Юстиниана I1
Итак, был этот василевс исполнен хитрости, коварства, отличался неискренностью, обладал способностью скрывать свой гнев, был двуличен, опасен, являлся превосходным актером, когда надо было скрывать свои мысли... Неверный друг, неумолимый враг, страстно жаждущий убийства и грабежа, склонный к распрям, большой любитель нововведений и переворотов, легко податливый на зло .. Ко всему прочему он отнюдь не брезговал доносами и был скор на наказания. Ибо он вершил суд, никогда не расследуя дела, но, выслушав доносчика, тотчас же решался вынести приговор Он не колеблясь составлял указы, безо всяких оснований предписывающие разрушение областей, сожжение городов и порабощение целых народов
Тема 2
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
А. П. Каждан. Византийская культура
А. П. Каждан — современный историк. Работа написана в 1968 г.
Христианский храм
Знаменательно, что раннее христианство вообще начинало с негативного отношения к культу, с призыва к упрощению культа Напротив, победившее христианство создало пышные формы
1 Император Юстиниан (527—565) — один из наиболее ярких политических деятелей Византии. Провел серию реформ по ограничению произвола чиновников и наместников в провинциях, под его началом было кодифицировано римское право. Юстиниан вел активные наступательные действия против варварских королевств, образовавшихся на месте Западной Римской империи. В годы его царствования был заново отстроен императорский дворец и храм святой Софии.
богослужения, напоминавшие и театральные зрелища, и церемонии императорского дворца. Богослужение шло в специальных помещениях, храмах, функция которых принципиально отличалась от назначения античных храмов. Греко-римские храмы были жилищем статуи бога (кроме того, в некоторых случаях, казнохранилищем города), и доступ внутрь святилища был открыт лишь жрецам. Верующие не выступали участниками религиозных церемоний, но наблюдали их извне. Христианство, распахнув двери храма, сделало верующих соучастниками богослужения. Поэтому в греческом храме основную художественную нагрузку нес экстерьер: зритель воспринимал храм преимущественно снаружи. Византийская церковь (особенно ранняя), наоборот, была лишена бросающихся в глаза наружных украшений — зато ее внутреннее пространство украшалось мозаикой и фресками, колоннадами и арками. Здесь горели сотни свечей, причудливо отражавшихся на мраморе стен и пола, на стеклянных кубиках мозаик; священник и диакон выходили в парадных одеяниях; певчие исполняли гимны, славившие Христа и богородицу.
Символика византийского искусства
Исходным принципом христианского культа был символизм, благодаря которому реальные предметы наделялись сверхъестественным смыслом. Все элементы культа становились символами, аллегориями, обнаруживали иное, внутреннее, тайное значение. Самый храм оказывался символом космоса, и вся его архитектура, вся система мозаик и росписи предназначалась к тому, чтобы воплощать в зримых образах христианскую идею связи земного и небесного.
Храм заключал в себе все пространство: небо — купол, рай —алтарную апсиду... и даже ад, западные части здания, где первоначально стояли во время богослужения те, кто еще не принял крещения и только стремился стать христианином. Здесь, в западной части храма, помещалось иной раз изображение Страшного суда.
Храм также заключал в себе и все время' изображения истории Христа (и его предыстории — ветхозаветных патриархов и пророков) рассматривались не как напоминание о прошлом, но именно как воспроизведение его, как его повторение.
Тема 3
ВИЗАНТИЯ И ЗАПАД