Общественно-экономические формации
Тема 1 Обществознание
Обществознание– это сводный учебный курс, содержащий основные выводы
современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.
Система наук об обществе:
Социальная философия | Частные социальные науки | Исторические науки |
Изучают общество как целостную систему, общие законы его развития и функционирования. | Изучают отдельные стороны жизни общества: - социология; - этика; - психология; - экономика; - этнология; - политология; - эстетика; - культурологи; - педагогика; - юриспруденция. | Изучаю историю развития общества: - всеобщая история; - история культуры; - история права; - история науки; - история экономики; - другие. |
Что такое общество? Узкое значение:
Тема 2 Общество и его типы
Этап исторического
Страна, государство
Объединение людей Группа людей,
развития человечества (тип социальной системы) Древневосточное общество, буржуазное
общество
Широкое значение:
(отдельный социальный организм) Всероссийское общество, американское общество
по интересам и целям
Спортивное общество, общество защиты животным
объединённых происхождением, ценностями Крестьянское общество, дворянское общество
Общество – это часть материального мира, выделившаяся из природы (т. е. естественных условий существования человека), но тесно связанная с ней.
По способу социальной дифференциации (или расслоению)
Простые: нет руководителей и подчинённых, нет богатых и бедных (это догосударственные образования)
Сложные: несколько уровней управления, несколько социальных слоёв населения
Общественно-экономические формации
Первобытность | Рабовладение | Феодализм | Капитализм | Коммунизм |
Все равны | Рабы и рабовладельцы | Феодал и зависимые крестьяне | Капиталист и пролетариат | Первая фаза - социализм |
Модернизация (способ производства)
Доаграрное | Аграрное (традиционное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
Общество охотников и собирателей | Скотоводство и земледелие | Промышленность | Информация и сфера услуг |
Тема 6 Свобода
Статья 3 Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет право на
жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность».
Личная неприкосновенность– это первая предпосылка (условие) свободы.
Свобода | |||
Естественное право человека | Высшая ценность человеческой жизни | Идеал (основная идея) либералов | Одна из основных составляющих мирового стандарта демократии |
Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств | |||
Объект свободы является критерием социального прогресса |
Свобода– это способность человека действовать соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Условия существования свободы:
Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от
ответственности за использование ею;
Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.
Свобода в деятельности человека | |
Относительная свобода во внешних условиях жизни | Абсолютная свобода во внутренней жизни |
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности | В деятельности человека отсутствует внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями |
События истории, устанавливающие свободу:
Первая Конституция (США 1787г.);
Декларация прав человека (Франция 1789г.);
Всеобщая декларация прав человека и гражданина (ООН 1948г.); Конституция РФ (референдум 12 декабря 1993г.).
Тема 7 Равенство
Статья 1 Всеобщей декларации прав человека: «все люди рождаются свободными и
равными в своём достоинстве и правах».
Равенство
Идеал (основная идея) социалистов Одна из основных составляющих мирового стандарта демократии
Равноправие– это формально равное отношение всех к правам и законам, а также формально равное отношение закона ко всем.
Что понимают под равенством? | ||
Равенство прав (равноправие) Р | авенство в имуществе | Равенство перед Богом |
Социальное равенство- это наличие равных условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества, одинаковое социальное положение людей в обществе.
Неравенство | |
Социальное | Имущественное |
Ведёт к образованию сословий | Ведёт к образованию классов |
Тема 10 Деятельность
Что такое деятельность?
Развитие общества – результат деятельности людей. Отличия деятельности человека от поведения животных:
Животное | Человек | |
Взаимодействие с окружающей средой | Приспособление к окружающей среде | Приспособление и преобразование природных и социальных условий |
Цель | Задаётся инстинктом | Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком |
Поведение | Целесообразное, т.е. сообразующееся с целью | Целесообразное и целеполагающие (целеполагание – это способность ставить новые цели и определять средства их достижения) |
Деятельность– это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Структура деятельности | ||||
Мотив– это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворение м потребностей | Цель– это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность | Средство– это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы | Действия– это проявление волеизъявления людей | Результат– это конечный итог, завершающий деятельность |
Субъект– это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество
в целом;
Объект– это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.
Человек, начиная любую деятельность, всегда ставит (полагает) цель.
Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.
Если результат совпал с целю, значит, результат положителен. Отрицательный результат - тоже результат, т. к. он увеличивает опыт (т. е. известно как не надо делать).
Для достижения цели любые средства хороши. Для достижения благородной цели
годятся не любые средства, а только благородные.
Мотивы деятельности | ||||
Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития | Социальные установки – это ориентация человека на что-либо. | Убеждения – это эмоционально- ценностные отношения к действительности | Интересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивами | Влечения – это психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость) |
Действия по мотивам:
Целерациональные | Ценностно- рациональные | Аффективные | Традиционные |
Характеризуются постановкой цели, а также средствами и предполагаемым результатом | Характеризуются направленность ю и ориентацией на убеждения и ценности | Характеризуются эмоциональным состоянием человека и стремлением немедленно удовлетворить потребности | Характеризуются зависимостью от длительной привычки |
Тема 14 Теория познания
Познание– это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знаний.
Источник познания – внешний мир, окружающий человека.
Формы познания | ||
Чувственное познание (познание с помощью органов чувств) | Рациональное познание | Иррациональное познание |
Ощущение; Восприятие; Представление. | Понятие; Суждение; Умозаключение. | Интуиции; Мистические «озарения» |
Даёт представление об отдельных, внешних сторонах вещей | Раскрывает внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития |
Цель познания– в достижении истины в правильном, достоверном знании об окружающей действительности.
Процесс познания
От живого созерцания К абстрактному мышлению К практике Ощущение– это отражение свойств сторон предметов и явлений объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие– это целостное отражение предметов и явлений при воздействии на органы чувств.
Представление– это мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки
предмета или явления.
Суждение– это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий.
Умозаключение– это вывод (следствие) из нескольких логически связанных суждений.
Философы | |
Эмпирики | Рационалисты |
Признают чувственный опыт источником знаний | Считают разум основой познания |
Субъектпознания – это человек или общество в целом, а объектпознания – это отдельный предмет или весь окружающий мир.
Истина– это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности (Аристотель).
Правда– это истина в соотношении между людьми (Истина = правда).
Истина | ||
По содержанию | По применению | По форме |
Объективна | Конкретно | Субъективна |
Т. е. существует независимо от человека (от людей) | Т. е. всегда относятся к определённой, конкретной области действительности в конкретные время | Т.е. носителем истины является субъект |
Относительная | Абсолютная | |
Т. е. налицо неполное, ограниченное знание | Т. е. полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания |
Критерии истины– это общественно-историческая практика, т. е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира.
Практика | ||
Как материальное производство | Как накопительный опыт | Как научный эксперимент |
Так как потребность в познании действительности во многом зародилась из
практических нужд человека, то практика не только критерий истины, но основа и движущая сила познания.
Роль практики в познании | ||
Исходный пункт познания, или основа познания | Движущая сила и цель познания | Критерий истины |
Здравый смысл
Помогает ориентироваться в окружающей реальности Верно указывает направление и способ деятельности Противостоит выдуманным схемам и штампам
Не поднимается до уровня научного объяснения реальности
Не проникает в сущность явлений, даёт поверхностное суждение
Создаёт иллюзию абсолютной правды и истины
Паранаука– это обозначение гипотез и представлений, объяснение которых не имеет строго научного объяснения, но иногда приводят к научным знаниям. Познание средствами искусства, или художественное познание, даёт эмоциональное и яркое представление об облике героев прошлого, их чувствах, мыслях, поведении, помогает ощутить дух времени.
Социальное познание:
Социальное познание– это познание обществом самого себя с помощью изучения социальных явлений.
Естествознание | Обществознание | |
Объект познания | Природа (объективно реальные вещи и их свойства) | Общество (материальные и идеальные отношения людей, субъективный мир человека) |
Выводы | Иногда затрагивают интересы людей или отдельных групп в обществе | Непосредственно затрагивают интересы каких-либо общественных сил, людей |
Цель изучения | Сходное, общее, повторяющееся в форме закона природы (закономерность) | Люди, наделённые сознанием, со стремлениями, желаниями, скрытыми, целями и мотивами |
Форма постижения объекта | Монолог (говорящий субъект, «природа молчит») | Диалог (говорящие субъект и объект; диалог личностей, текстов, культур и т.д.) |
Методы исследования | Различные | Не все; некоторые ограничены или невозможны (наблюдения, эксперимент) |
Знание | Научно-утилитарное, прикладное, функциональное | Ценностное (всегда есть оценка), эмоциональное, значимое |
Истина | «истина разум» (истина) | «истина сердца» (правда) |
Самопознание:
Самопознание– это познание собственного «Я», его специфики и границ, его ошибок и реакций, его предрасположения и способности, его силы и слабости.
Самопознание (познание особого объекта – самого себя) Самоузнавание – это обнаружение себя в окружающем мире. Представление о внешности
Создание образа – это активное восприятие себя
Самосознание – это образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости
Самонаблюдение – это наблюдение собственного психического состояния и собственных действий
Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей
Самовосприятие – это восприятие, понимание и оценка себя самим Самоотчёт – это полный внутренний отчёт перед самим собой, открытие для себя своих мыслей и взглядов
Особенности формирования самооценки:
1. Соотношение реального с идеалом (реальный образ идеальный образ);
2. Самооценка себя, через оценку других;
3. Самооценка себя, через отношения к своим успехам.
Успех– это достижение чего-либо.
Притязание– это цели и требования, проставленные человеком пред собой
Деформация самооценки:
Самооценка | Причина деформации |
Самооценка завышена | Постижение возможностей и результатов деятельности других |
Занижения уровня притязания | |
Самооценка занижена | Завышение возможностей и результатов деятельности других |
Завышения уровня других |
Тема 17 Искусство
Искусство | |
Узкое значение | Широкое значение |
Это одна из форм общественного сознания и специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира | Это высокий уровень мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство её продукта |
Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоение деятельности.
Функции искусства | |
Повествовательная, познавательно- эвристическая | Это знание и просвещение |
Информационно-коммуникативная | Это общение, обобщение, сообщение |
Концептуально-рефлекторная | Это философско-эстетический и художественно- эстетический анализ и диагноз состояния мира |
Прогностическая, футурологическая | Это предвосхищение, предсказание |
Общественно-преобразующая | Это духовно-практическая деятельность |
Интеллектуально-нравственная | Это фактор развития личности, её ценностно- смысловых ориентиров |
Эстетическая | Это развитие способностей художественного восприятие и творчества |
Гедонистическая | Это наслаждение |
Психологическое воздействие на подсознание человека | Это воображение, внушение, гипноз |
Художественные образцы | ||
Пространственные (что В видим) | ременные (что слышим) | Пространственно- временные |
Архитектура; Скульптура; Живопись, графика; Фотографии; | Устное творчество; Музыка | Литература; Театр; Кино; Цирк; |
Различные виды искусства взаимосвязаны между собой |
Стили в искусства Запада:
Романский X - XIII | В архитектуре простота, строгость и массивность. Находилось под влиянием античного, сирийского и арабского искусства. |
Готический XIII - XVI | Зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на рёбрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений. |
Барокко XVI - XVIII | В архитектуре роскошная причудливая пластика, динамизм и слитность текучих, криволинейных форм. |
Рококо XVIII | В архитектуре преимущественно орнаментальная, декоративная направленность – пышно оформленные интерьеры с относительной строгостью внешнего облика. |
Классицизм XVII - XIX | Обращение к образам и формам античной литературы и искусства как к эталону. |
Сентиментализм XVIII - XIX | В литературе, музыке, живописи главное познание и творчество. |
Романтизм XIII - XIX | Характеризуется возвышенными устремлениями и идеалами, мечтательностью. |
Реализм XIX – XX | Достоверность в воспроизведении действительности без искажения и приукрашивания. |
Импрессионизм XIX | Стремление передать непосредственное впечатление от окружающей среды живописными средствами. |
Модерн XIX - XX | Стремление к внешней декоративности с обилием кривых линий и нагромождением декоративных элементов. |
Авангард XX | Художественное направление, объединяющее все новейшие, экспериментальные взгляды, концепции, течения, школы. |
Тема 18 Религия
Первоначальные формы религии | |||||
Фетишизм | Магия | Анимизм | Тотемизм | Шаманизм | Спиритизм |
Поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъест. свойства | Действия и обряды для сверхъест. воздействия на окружающий мир | Вера в душу и в духов и их влияние на людей | Вера в таинственную связь (родство) между человеческими группами и животными и растениями | Вера в способность особых людей быть посредниками между людьми и духами | Вера в посмертное существ. душ умерших и контакт с ними |
Религия– это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.
Ядром религии является вера.
Религия | ||
Родоплеменные | Национальные | Мировые |
Иудаизм; Конфуцианство; Синтоизм; | Буддизм; Христианство; Ислам; |
Буддизм с VI – V вв. до н. э. в Индии:
«Будда» - просвещённый (с санскрита)
Основы вероучения: «четыре благородные истины» Будды
1. Сущность бытия (жизнь) – страдания (зло);
2. Причина страданий – желание человека (жажда жизни, удовольствий,
наслаждений, счастья, власти, богатства и т. д.;
3. Для прекращения страдания надо отказаться от желаний (от всех);
4. Путь избавления от страдания: следование учению Будды о восьмеричном пути («праведное воззрение, праведное учение, праведное стремление, праведная речь, праведное поведение, праведная жизнь, праведное созерцание, праведное погружение»).
Цель жизни верующего: достижение нирваны, т. е. небытия, блаженства, покоя.
Типитака(Типитака) – священная книга буддистов.
С I в. направления (ветви) в буддизме | |
Хинаяна («узкий путь спасения») | Махаяна («широкий путь спасения») |
Признаёт Будду человеком, нашедший С путь спасению, большое значение имеет л личные усилия, упор на личное спасение д через уход от мира в монашество д б | пастись может не только монах, но и юбой мирянин; необходимость спасать ругих, активная проповедническая еятельность, превращение Будды в ожество, усложнение обрядности |
Шри-Ланка, Юго-восточная Азия С | редняя Азия, Дальний восток |
Ислам с VII в. в Аравии:
Ислам– покорность (с арабского); Мусульмане– последователи ислама; Муслим– верный (с арабского);
Магометанство– устаревшее название мусульманства;
Коран– главная священная книга мусульман; Города Мекка и Медина– самые святые места. Бог– аллах;
Пророк– Мухаммед (Магомет);
Основные вероучения: «пять столпов культа» | ||||
Вера в единство Бога и пророчество «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его» | Обязательная молитва (салам, намаз), совершаемая пять раз в день в определённое время | Пост (саум, ураза) в течение месяца по лунному календарю (рамадан) | Налог в пользу П бедных и неимущих (закят) | аломничество в Мекку (хадж) к храму Кааба |
Наиболее тяжкие грехи: ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская
неверность.
Основные течения ислама: Сунниты (суннизм), Шииты (шиизм), Хариджиты,
имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты, исамиты, зейдиты, суфиты, ваххабиты.
Христианство с I в. в Палестине и др. восточных провинциях Римской империи: Триединый Бог(один в трёх лицах): Бог-отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух.
Библия– свод книг священного писания;
Ветхий Завет– первая часть библии (39 книг);
Новый завет– вторая часть библии (27 книг);
Евангелие– главные книги Нового Завета, ранние христианские писания о жизни Иисуса Христа и его учении (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна); Нравственные заповеди христианства:
«Почитай отца и мать»
«Не убивай»
«Не прелюбодействуй» «Не кради»
«Не произноси ложного свидетельства»
«Не желай ничего, что у ближнего твоего»
Основные аспекты | Православие | Католичество |
Организация церковь | Автокефальная (самовозглавляемая, самостоятельная) | Централизованная |
Глава | Патриарх (у каждой церкви свой) | Папа Римский (единый для всех католиков) |
Отношение с государством | Цезарпапизм (государь выше патриарха, т. е. свыше светская власть выше) | Папоцецаризм (Папа Римский выше государя, т. е. духовная власть выше) |
Богопознания (ощущение Бога) | Бог отделён от мира, непознаваем и неописуем; он и конечен, и бесконечен, он таинственен | Бог познаваем (т.е. сошёл на землю); Бога можно описать словами |
Главный праздник | Пасха (конец земной жизни и начало небесной) | Рождество (начало земной жизни) |
Атеизм– это система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существования религии вообще.
Формы атеизма (формы критики религии) | |
Межконфессиональная | Свободомыслие |
Это в рамках своей религии критикуется «чужая», «неправильная» религия | Это свободная критика религии на основе человеческого разума |
Свобода совести– это право исповедовать любую религию или не исповедовать
никакой (т. е. быть атеистом)
Тема 19 Основа философии
Философия(с греч. любовь к мудрости) – это наука о наиболее общих законах
развития природы, общества и мышления.
Философия как наука зародилась в Древней Греции, этому способствовало:
Личная свобода граждан;
Свобода от физического труда;
Свобода от власти аристократии.
Основной вопрос философии: отношение сознания к материи, духа к природе, мышление к бытию.
Материальные явление– явления, существующие независимо от человека.
Бытие– это философское понятие, которое употребляют для обозначения природы, материи, внешнего мира, в отличие от сознания и мышления. Идеальное, духовное– это то, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности (мысли, чувства).
Название направления | Учёные-философы | Что первично | Основной вопрос философии: Познаваем ли мир? |
Материализм– это учение, рассматривающее мир как материальное целое, видящее основу всего в материи | Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д. Локк, Д. Дидро, Л. Фейербах, К. Маркс | Материя, природа | Мир познаваем |
Идеализм– это учение, рассматривающее, что сознание, мышление, психическое, духовное первично и лежит в основе сущего | Д. Беркли, Д. Юм, И. Фихте, Ф. Ницше | Дух, идея, сознание | Нет, мир не познаваем |
Объективный | Платон, Ф. Аквинский, Г. Лейбниц, Г. Гегель, Ф. Шеллинг | Да, мир познаваем через познание абсолютной идеи, мирового разума |
Агностицизм– это учение, отрицающее возможность познания мира.
Агностика– это приверженцы агностики.
Содержание любой философии определяется не только решением вопроса «Что первично?», но и методом философии, т. е. способами, приёмами теоретического исследования и практического действия при достижения цели.
Два основных метода мышления и познания:
Метафизика– это особый метод познания, когда отрицаются противоречия, а мир постоянен, устойчив.
Диалектика материалистическая– это учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и мышления, а также метод познания и преобразования мира.
Тема 20 Образование
Образование– это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства… (из ФЗ РФ «Об образовании»)
Образование
Как система знаний об основах наук, традициях и навыках, необходимых для их применения в практической деятельности
Как система учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение, и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации специалистов
Образование как социальный институт общества оформилось в XII – XV вв. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.
Концепция непрерывного образования в сложном современном изменяющемся мире: образование следует за человеком всю жизнь, составляет неотъемлемую часть его образа жизни.
Основной путь получения образования – обучение в учебных заведениях.
Функции образования | |
Профессионально- экономическая | Воспроизводство рабочей силы различной квалификации; Переподготовка и повышение квалификации кадров; Участие образовательных учреждений в повышении производительности труда и создании новых технологий |
Социальная | Социализация и воспитание личности; Институт образования – это один из основных каналов социальных перемещений |
Культурно- гуманистическая | Обучение новых поколений знаниям, навыкам, умениям, социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь; Участие института образования в производстве новых знаний; Использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности |
Политико- идеологическая | Государственное регулирование деятельности институтов образования во избежание политических, научных, религиозных и прочих разногласий; Контроль со стороны государственных институтов; Формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества |
Формы образования: очное, очно-заочной (вечернее), заочная, самообразование, экстернат, семейное образование.
Принципы образования | ||
Принцип гуманизации | Принцип гуманитаризации | Принцип интернационализации |
Большее внимание общества у личности, её психологии, интересам; сосредоточений усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимся и преподавателями, переход от объект-субъективных отношений к субъект- объективным | Усиление внимания общества к изучению социально- гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека | Создание единой системы образования для разных стран, т. е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения, проведение более активного обмена учащихся |
Система образования РФ:
Дошкольное | Ясли, детсад | |
Общее | Начальное (1 – 4 класс) | Общеобразовательная школа |
Основное (5 – 9 класс) | ||
Среднее (10 – 11 класс) | ||
Профессиональное | Начальное (НПО) | ПТУ, лицей, училище |
Среднее (СПО) | колледж, техникум | |
Высшее (ВПО) | университет, академия, институт | |
Послевузовское |
Тема 21 Наука и НТР
Признаки науки | ||
Предмет изучения | Системность знаний | Специфические методы познания, связанные с сущностью предмета изучения |
Наука – одна из форм духовной культуры.
Функции современной науки | |
Культурно-мировоззренческая | Определяет мировоззрение, которое превращает в составную часть культуры |
Непосредственная производительная сила общества | Наука – это мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства |
Начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом | Данные науки используются для разработки социально-экономических программ |
Классификация наук:
Точные науки | Технические науки | Естественные науки | Гуманитарные науки |
Это науки о числах и количественных отношениях | Это науки о технике и механизмах | Это науки о природе | Это науки об обществе |
Математика, информатика | Техника, металловеденье, физика | Химия, биология, география, экология, генетика | История, политология, эстетика, этика, экономика, социология |
По направленности и по непосредственному отношению к практике:
Фундаментальные науки | Прикладные науки |
Изучают «в чистом виде» законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления | Служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач |
Исторически наука возникла из практики и развивается на её основе.
Главный двигатель развития науки – общественные потребности, и прежде всего потребности материального производства.
Возникновение и становление науки | |
Возникновение элементов научного знания (преднаука) IV тыс. до н. э. | Общества Древнего Востока (Шумер, Египет, Китай, Индия) |
Возникновение науки (возникновение первых теоретических систем – Фалеса, Демокрит) VI в. до н. э. | Античность (Древняя Греция) |
Оформление науки как социального института: в Европе первые научные общества и академии, начало издания научных изданий. XVI – XVIII вв. | Европа |
Новый способ организации науки: в Европе крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. XIX – XX вв. | Европа, США, Япония |
Самые глубокие открытия в наше время можно сделать либо на стыке наук, либо на стыке их переплетения.
Дифференциация | Интеграция |
Э Наши рекомендации
|