Международное сотрудничество Республики Беларусь с зарубежными странами в области внешней разведки
Когда речь заходит о внешней разведке, следует отдавать себе отчет в том, что это не война всех против всех и существует достаточно острая необходимость тесного сотрудничества со странами-союзниками и установления прочных связей, осуществления взаимопомощи в вопросах внешней разведки, что подразумевает под собой обмен информацией, опытом работы и иные виды сотрудничества.
В данном вопросе Беларусь находится в достаточно выгодном положении. Благодаря некоторым исторически и географически обусловленным моментам между Республикой Беларусь и целым рядом зарубежных стран установлены прочные партнерские отношения в большинстве сфер. Внешняя разведка не является исключением. Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь принимает участие в совещании руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ по вопросам разведывательной деятельности. Точкой отсчета для Совещания является декабрь 2000 года. Тогда на московской встрече руководителей спецслужб стран Содружества было подписано Соглашение «О принципах и основных направлениях сотрудничества органов безопасности разведывательных служб государств-участников СНГ в области разведывательной деятельности» (обновленное Алма-Атинское соглашение), участниками которого стали спецслужбы всех стран СНГ (за исключением Туркмении), и утверждено «Положение о Совещании руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ по вопросам разведывательной деятельности»[4, с. 5].
В соответствии с Положением, Совещание – постоянно действующий совещательный орган. В нем участвуют руководители органов безопасности и разведывательных служб, заключивших Соглашение. Основной формой работы являются заседания, проводимые на регулярной основе на территории государств-участников Совещания, на которых обсуждаются актуальные вопросы многостороннего сотрудничества, подготавливаются рекомендации по реализации положений Соглашения. В то же время результаты обсуждения вопросов, включенных в повестку дня, носят рекомендательный характер.
Принятые решения позволили задействовать принцип многостороннего партнерства, что наиболее полно отвечало интересам развития позитивных интеграционных тенденций Содружества. Встречи руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ стали проводиться ежегодно как на территории России, так и других стран Содружества (Сочи, Алма-Ата, Минск, Киев, Кишинев, Баку, Душанбе, Москва).
Ежегодные заседания Совещания позволяют:
- в принципиальном плане оценивать складывающуюся международную обстановку, вопросы региональной безопасности, выявлять угрозы, затрагивающие Содружество и каждую из стран-участниц, обсуждать актуальные проблемы, требующие более тесной координации действий;
- накапливать и развивать опыт сотрудничества суверенных спецслужб, на практике доказывать очевидность взаимовыгодного партнерства, проводить конструктивный обмен мнениями в отношении путей дальнейшего совершенствования механизмов и организационных форм взаимодействия[20, с. 26].
Трибуна Совещания рассматривается его участниками как удобная площадка для выражения позиции своих ведомств по внесенным в повестку дня вопросам, а также для выступления с собственными инициативами и конкретными предложениями.
В принятых по итогам встреч заявлениях (меморандумах) формулировались выработанные Совещанием подходы к обсуждаемым проблемам, обозначались формы и методы их решения на основе дальнейшего углубления взаимодействия партнерских служб[3, с. 4].
На важность этих встреч указывает тот факт, что все они неизменно находились в поле зрения высшего руководства стран-участниц. Сложилась практика приема глав делегаций президентом государства, где проводится заседание. В работе форумов участвуют представители политического руководства и силовых структур принимающей стороны. А главы государств обязательно информируются об итогах заседаний, принятых решениях и достигнутых договоренностях[46].
Продуктивными и насыщенными являются осуществляемые в рамках работы Совещания двусторонние и многосторонние контакты руководителей спецслужб. Они позволяют обменяться мнениями по широкому кругу проблем, обсудить «острые» и «деликатные» вопросы, передать партнерам актуальные сведения по отдельным интересующим их темам, договориться о проведении совместных мероприятий в различных областях оперативной деятельности. Двусторонние встречи полезны и с точки зрения установления личных контактов со вновь назначенными руководителями партнерских спецслужб, выяснения их позиций по широкому спектру оперативных, политических и организационных вопросов.
В сочетании с работой других форумов по линии Советов безопасности, контрразведывательных и иных специальных органов и оборонных ведомств деятельность Совещания позволяет создать цельную картину в многогранном процессе обеспечения безопасности Содружества Независимых государств.
Сегодня можно констатировать, что на платформе Совещания в полном соответствии с базовыми принципами СНГ - равноправием, самостоятельностью и максимальным учетом интересов каждого участника, осуществляется формирование надежного механизма взаимовыгодного сотрудничества, призванного стать важной составной частью межгосударственных отношений.
В сложный период существенных изменений во внешней политике и мировой экономики, глобализации вызовов и угроз перед разведывательными службами стоит задача по повышению качества и результативности работы по всем основным направлениям их деятельности. Объединение усилий позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы и добиваться лучших результатов. И Совещание является оптимальной площадкой для придания процессам сотрудничества дополнительного импульса[13, с. 4].
Основными задачами Совета руководителей органов безопасности и специальных служб являются:
- обеспечение эффективного взаимодействия в области борьбы с организованной преступностью международного характера и в других сферах деятельности спецслужб;
- реализация решений Совета глав государств СНГ по вопросам, относящимся к компетенции спецслужб;
- выработка предложений по сближению национального законодательства государств – участников Содружества и развитию договорно-правовой базы международного сотрудничества в сфере деятельности спецслужб.
Необходимость эффективно противостоять современным вызовам и угрозам, исходящим в первую очередь от международного терроризма, различных форм транснациональной организованной преступности, обусловила установление и поддержание устойчивых и продуктивных связей КГБ Республики Беларусь со специальными службами, правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств. В связи с этим Комитет государственной безопасности Беларуси на постоянной основе в рамках международных договоров межведомственного характера осуществляет взаимодействие со специальными службами и правоохранительными органами Польши, Литвы, Латвии, Германии, Италии, США, Китая, Вьетнама, Сирии и ряда других стран.В ходе этого сотрудничества на постоянной основе проводится обмен информацией об объектах оперативно-розыскной деятельности, а также об усилиях, предпринимаемых Республикой Беларусь в сфере борьбы с организованной преступностью и противодействия международному терроризму[31, с. 137].
Руководству Комитета государственной безопасности Республики Беларусь также представлены региональные официальные представители Федеральной криминальной полиции (БКА) и Федеральной разведывательной службы (БНД) Федеративной Республики Германии, Национальной службы криминальной разведки Королевства Нидерландов, Центрального разведывательного управления (ЦРУ) и Федерального бюро расследований (ФБР) Соединенных Штатов Америки, МОССАД (разведка) и Министерства внутренних дел (МВД) Государства Израиль, Миграционной службы, Службы криминальной разведки МВД и таможни Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Службы внешней разведки Республики Ангола, таможни и полиции Королевства Швеция, МВД Королевства Испания, МВД Канады, Департамента государственной безопасности (ДГБ) Литовской Республики, Бюро по защите Конституции (БЗК) Латвийской Республики, которые взаимодействуют с КГБ Республики Беларусь без установления непосредственных договорно-правовых отношений на основании межгосударственных договоров и ратифицированных Республикой Беларусь международных конвенций.
Через возможности официальных представителей осуществляется обмен информацией по вопросам оперативно-служебной деятельности. Для обсуждения вопросов взаимодействия как на территории страны, так и в ходе зарубежных визитов, в рамках своей компетенции они оказывают содействие в организации и проведении совместных операций, конференций и семинаров по проблемам, представляющим взаимный интерес, исполнении запросов о правовой помощи, встреч делегаций спецслужб и правоохранительных органов. Кроме того, через официальных представителей доводится до руководства специальных служб и правоохранительных органов их стран политическая, экономическая и другая информация, которая способствует развитию сотрудничества между государствами[31, с. 163].
Как упоминалось ранее, основной задачей внешней разведки является обеспечение государственной безопасности, и, говоря о ней нельзя не затронуть проблему терроризма в современном мире. Основную работу по противодействию терроризму в нашей стране осуществляет Комитет государственной безопасностиРеспублики Беларусь, который также осуществляет внешнюю разведывательную деятельность. Борьба с терроризмом этодеятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности. Ввиду того, что КГБ имеет широкую агентурную сеть как в Республике Беларусь, так и за ее пределами, зачастую он может располагать информацией о запланированном или готовящимся теракте, которая впоследствии будет использована для его предотвращения, службы вооруженных сил Республики Беларусь располагают значительными ресурсами, которые могут быть задействованы в исключительных случаях, а службы пограничных войск Республики Беларусь осуществляют контроль за государственной границей и имеющие возможность выявить и предотвратить террористическую угрозу еще до того как она проникнет на территорию нашего государства. В совокупности же, все органы Республики Беларусь, осуществляющие внешнюю разведку, образуют мощную систему противодействия террористическим угрозам, способную ликвидировать их на всех подготовительных стадиях.
Поскольку на сегодняшний день терроризм является глобальной угрозой и террористические акты проводятся во всех регионах мира, а успешно противодействовать ему невероятно сложно, высока роль международного сотрудничества в данной сфере, направленного на создание прочных взаимосвязей между странами. Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом является одним из наиболее приоритетных направлений внешней политики Республики Беларусь. Наше государство является участником множества международных договоров о сотрудничестве в данной области. Вот их неполный перечень:
-Токийская Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 14 сентября 1963 года);
- Гаагская Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 16 декабря 1970 года;
- Монреальская Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 23 сентября 1971 года;
- КонвенцияГенеральной ассамблеи ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 14 декабря 1973 года;
- КонвенцияГенеральной ассамблеи ООН о борьбе с захватом заложников 18 декабря 1979 года;
- Венская Конвенция о физической защите ядерного материала 26 октября 1979 года;
- Монреальский Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 24 февраля 1988 года;
- Римская Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 10 марта 1988 года;
- Монреальская Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1 марта 1991 года;
- Нью-Йоркская Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 15 декабря 1997 года;
- Нью-ЙоркскаяКонвенция о борьбе с финансированием терроризма 9 декабря 1999 года;
- Нью-ЙоркскаяМеждународная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 13 апреля 2005 года.
Все эти нормативные правовые акты направлены на объединение стран в борьбе с общей проблемой посредством обмена информацией, опытом, предоставления материальной помощи, что бесспорно увеличивает эффективность национальных служб осуществляющих борьбу с терроризмом. Помимо национальных служб, существуют также и международные организации по борьбе с терроризмом, Республика Беларусь является участницей таких из них как:
- Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ);
- Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ);
- Антитеррористический центр государств-участников СНГ.
Но самой масштабной организацией в этой области по праву считается Интерпол. С 1995 года КГБ через Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола в Республике Беларусь взаимодействует с Международной организацией криминальной полиции (Интерпол), что дает возможность информационного обмена с правоохранительными органами других государств-членами Интерпола из 184 стран.По линии Интерпола осуществляется сбор, обработка и обмен на постоянной основе информацией в сфере борьбы с международной организованной преступностью, международным терроризмом, обеспечения экономической безопасности, борьбы с хищением автотранспорта, предметов, составляющих историческую, научную, художественную или культурную ценность, незаконным оборотом наркотических и психотропных средств, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также обеспечения информационной безопасности, международного розыска[4, с. 6].
Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь. Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека, взаимодействия в установленном порядке с правоохранительными и иными государственными органами Республики Беларусь, а также правоохранительными органами иностранных государств-членов Интерпола, сочетания гласных и негласных методов работы.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что в современном мире, где информация является ценнейшим ресурсом, позволяющим государству полноценно функционировать, развиваться и представлять свои интересы на международной арене, поддержание и развитие внешней разведки является одним из важнейших направлений деятельности страны. Это косвенно подтверждается колоссальными объемами материальных средств, выделяемых из бюджета на нужды разведки. Помимо этого, на фоне общемировой тенденции к глобализации возрастает значение международного сотрудничества, формирующего прочные взаимосвязи между государствами, в том числе в области внешней разведки и борьбы с терроризмом. Руководство нашей страны, прекрасно понимая это, прилагает огромные усилия для достижения данной цели и на сегодняшний день, Республика Беларусь является участницей как региональных, так и глобальных международных организаций, осуществляющих деятельность в этих сферах, являясь полноценной их функциональной единицей, выступая наряду с другими мировыми державами. Хотя в нашей стране и нет специальной службы внешней разведки, и основная работа по ее осуществлению возложена на Комитет государственной безопасности, что несколько усложняет ее нормативное регулирование, нельзя недооценивать вклад разведки в развитие Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена широким кругом отношений, на которые направлена деятельность внешней разведки.Так, к поставленным перед государственным органам, осуществляющим внешнюю разведку задачам относится обеспечение Президента Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях, обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Республики Беларусь в сфере безопасности, содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Республики Беларусь.
Так же, на сегодняшний день, сложно переоценить значимость внешней разведки для государства, поскольку ни для кого не секрет что в нынешних реалиях информация является наиболее ценным ресурсом. А обеспечение Президента Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях, обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Республики Беларусь в сфере безопасности, содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Республики Беларусь является основной задачей службы внешней разведки Комитета государственной безопасности. Аналогичные задачи стоят и перед службами внешней разведки иностранных государств.
Проведенное исследование позволяет сделать соответствующие выводы:
- Служба внешней разведки Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, наряду с аналогичными службами стран постсоветского пространства, являясь странами правопреемниками СССР, имеют богатейшую историю развития и становления;
- В Республике Беларусь нет отдельной структуры внешней разведки, и обязанности по ее осуществлению возложены на Комитет государственной безопасности, следует отметить, что он успешно справляется с возложенной на него работой. Однако многие ученые и специалисты считают, что нашей стране необходим отдельный орган, задачей которого будет осуществление внешней разведки;
- Существует необходимость в более обширном и детальном правовом регулировании деятельности внешней разведки в Республике Беларусь.
В дипломном исследовании подробно рассмотрены цели, принципы и структура служб внешней разведки Республики Беларусь и зарубежных стран. Проанализировав динамику развития служб внешней разведки по всему миру, мы пришли в выводу, касательно того, что внешняя разведывательная деятельность должна являться одним из наиболее приоритетных направлений развития и совершенствования, поскольку на современном этапе, поскольку может дать толчок к развитию как оборонной промышленности, так и научно-технического развития государства в целом, не говоря уже об обеспечении защиты государства от внешний угроз.
В связи с тем, что ввиду специфики осуществления разведывательной деятельности в открытом доступе находится лишь малая часть информации о деятельности органов внешней разведки, хотя и существует большое количество научных работ по данной теме, к сожалению, большинство из них носят исторический характер. Это усложняет более детальное исследование данной темы, поскольку в основном при работе приходится опираться исключительно на сведения предоставленные пресс-службами органов внешней разведки, которые в свою очередь могут быть недостоверны.
Изучив общемировую тенденцию к развитию органов внешней разведки, увеличению финансирования и расширению штата, мы считаем целесообразным предложить сформировать в Республике Беларусь специальный обособленный орган внешней разведки, подотчетный Президенту Республики Беларусь и Национальному собранию. А ввиду многолетних традиций и схожести национального законодательства предложить взять за основу нормативное регулирование данного вопроса Российской Федерации и использовав как шаблон Федеральный закон "О внешней разведке" от 10 января 1996 года № 5-ФЗ, путем доработки и внесения правок адаптировать его под нужды Республики Беларусь.