Реформирование Екатериной II местного самоуправления

В силу наличия в обществе четырех основных сословий — дворян, крестьян, горожан и духовенства — наряду с общегосударственным централизованным управлением в России сложилось и особое сословное управление, в сферу которого входили некоторые вопросы местного хозяйства. Екатерина II успешно завершила три тяжелейшие войны: с Польшей, Турцией и со своим "воскресшим супругом" Пугачевым. Линия Екатерины II на укрепление абсолютизма в государственном управлении, его централизацию и полицеизацию. 21 апреля 1764 г. указом «Наставление губернаторам» усовершенствован институт губернаторства, его государственный статус и функции. Указ направлен на укрепление и усиление роли местного управления, которое представлялось слабым звеном, но упрочение его могло повлиять на всю систему государственного управления. Губернатор объявлен представителем императорской особы, главой, хозяином и опекуном вверенной ему губернии, исполнителем императорской воли, законов, обеспечивающим «недремлющим оком соблюдение и выполнение указов, узаконений, изобличение с помощью губернского прокурора лихоимцев, взяточников, казнокрадов как врагов отечества, попечительство о земледелии, как источнике всех сокровищ и богатств государства. 7 ноября 1775 г. издан Указ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» а) разукрупнение и увеличение губерний более чем вдвое — с 23 до 51; б) ликвидация 66 провинций как ненужного промежуточного звена между губернией и уездом; в) многократное увеличение числа уездов; г) введение 19 наместничеств двух-трех и более губерний каждое. Реорганизован, укреплен институт губернаторства, изменено устройство губернского управления. Губернатор представлял корону и местную власть, являлся главным должностным лицом губернии. В его руках сосредоточена вся полнота власти и управления. Как и прежде, он назначался монархом, но именовался теперь главнокомандующим, государевым правителем губернии, мог иметь статус не только гражданского, но и военного губернатора. Он контролировал деятельность всех учреждений и должностных лиц, выполнение законов, указов, повелений, имел в подчинении все воинские части и команды на территории губернии. Вместо прежней губернской канцелярии учреждалось губернское правление, присутствие которого состояло из государева правителя и двух советников. Губернские учреждения строились по функциональному признаку, выполняли строго определенные административные, финансовые, судебные и другие функции: палаты Домостроительных дел и управления Казенных доходов императорского высочества, уголовных и гражданских судов (в каждой председатель, по два советника и асессора), поручик правителя или вице-губернатор, директор экономии или домоводства, губернский казначей, землемер, верхний земский суд (председатель, 10 заседателей), прокурор, стряпчие казенных и уголовных дел, совестный суд. В каждой губернии учрежден своеобразный орган — приказ общественного призрения для управления народными школами, больницами, госпиталями, богадельнями, сиротскими, смирительными и работными домами. Возглавлял его губернатор, в присутствие входили также по два выборных заседателя от верховного земского суда, губернского магистрата, верхней расправы. Широкими функциями, высоким статусом наделена казенная палата, глава которой — вице-губернатор назначался Сенатом по поручению монарха. Главная задача ее — попечение об исправном поступлении доходов. Распоряжалась собранными казенными доходами Штатс-коллегия.

14. Формирование министерств и другие реформы Александра I в сфере государственного управления

Принципиальная основа нового устройства управления отра­жена в манифесте «Об учреждении министерств» (8 сентября 1802 г.). Во-первых, подчеркнута преемственность реформы с преобразованиями Петра I. Во-вторых, учреждение министерств мотивировано необходимостью приведения всех частей государ­ственного управления в прочное и намерению императора соот­ветственное устройство. В-третьих, выражена надежда, что ми­нистерства помогут утвердить народное спокойствие, тишину, правосудие, благоустройство империи, оживить промышленность, торговлю, все хозяйство, распространить науки и художества, возвысить общее благосостояние, обеспечить благоденствие на­родов. В-четвертых, государственными делами отныне должны были управлять восемь министерств: военных сухопутных сил; военных морских сил; иностранных дел; юстиции; внутренних дел; финансов; коммерции; народного просвещения. В-пятых, при разделении государственных дел каждое министерство веда­ет определенной частью их, и все министерства обеспечивают ес­тественную связь, единство управления. В-шестых, министры на­значаются императором, перед ним ответственны, непосредствен­но управляют всеми вверенными им частями, представляют императору через Сенат ежегодные письменные отчеты, где долж­но быть обосновано расходование средств структурами министер­ства, указаны успехи в содеянном, состояние дел и возможные перспективы. В-седьмых, Сенату надлежало рассматривать и ана­лизировать деятельность министров, представлять доклады им­ператору с соответствующими заключениями, мнением о состоя­нии управления каждым министром. В-восьмых, министр управ­ляет и местными вверенными ему структурами, получает еженедельные мемории о всех текущих их делах, имеет постоянные связи с ними. Учреждалась должность «товарища министра» — помощни­ка министра. Совмещены должности министра юстиции и гене­рал-прокурора Сената. Определены функциональные направле­ния, предметы и параметры деятельности каждого министра, под­ведомственные ему сохраненные государственные коллегии и другие учреждения, что обеспечивало преемственность управле­ния и эволюционный характер преобразования его аппарата при переходе на качественно иной уровень единоначалия, ответствен­ности, исполнительности и формирования ведомственности. Своеобразный статус получил министр внутренних дел, ко­торый обязан был заботиться («пешись») о повсеместном благо­состоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи. Главные управления — новые органы центрального управ­ления — возникли наряду с министерствами. Учреждение их углубило отраслевое разделение функций управления. Они име­ли тоже высокий государственный статус, возглавлялись ди­ректорами в ранге министра, назначенными императором из придворной знати. Возросла роль Минфина в разработке бюджета, составлении единой росписи доходов и расходов на основании представляв­шихся министрами смет не позднее 15 ноября. Вновь созданное Министерство государственных имуществ (1837 г.) имело целью умножение государственного сектора эко­номики и увеличение от него поступлений в казну. Министерство просвещения не осуществило программу все­сословного школьного обучения. В 1854 г. имелось 77 гимназий, в том числе в Тобольске, Томске, Иркутске. Более 100 городов не имели школ. Не были открыты они в селах. Не имели гимна­зий многие губернские города. Центральное управление приобретало на министерской основе характер централизованной и бюрократической ведомственной си­стемы, представленной в середине XIX в. девятью министерства­ми и тремя главными управлениями, подчиненными непосред­ственно императору, который координировал их совместные меж­ведомственные усилия через Комитет министров. Генезис цент­рального отраслевого управления через путных бояр—приказы-коллегии увенчался министерствами.



Наши рекомендации