Понятие тип государства и его значение.
Типология -это учения о типах гос-ва. Тип гос=ва - наиболее значимые, устойчивые св-ва.
Подходы к типологии различны:
1. Формационный подход
2. Цивилизационный подход
1.Формационный
Суть подхода состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория общественно-экономической формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения. Общественно-экономическая формация представляет собой исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень поступательного развития человечества.
выделяют 5 общественно-экономических формаций:
-первобытная (основанная на присваивающей эк-ке и реципроктности и реципродуктности)
-Рабовладельческая(производ.сила - рабы)
-Феодальная(част.собств.на землю, труд зависимых крестьян)
-Капиталистический(свободная продажа труда, и ч.с. на средства производства)
-Социалистический(коллектив.собственность на осн.средства произ-ва)
и соответственно 4 типа государств и правовых систем:
Рабовладельческий,Феодальный,буржуазный(Капиталистический),Социалистический.
Существует жесткая линейная смена формаций (последовательная)
Учение о соц.революции.
Посл.тип гос-ва рассматривается с 2х позиций:1. соц-ое - это полугос-во, отмирающее гос-во. 2. а с др. стороны - это высший тип гос-ва.
Отмирающее, т.к. на его смену д.б. прийти коммунистич.самоуправление.
Достоинства:1. учение о соц.рев-ции, 2.историчность подхода(можем проследить, как формации др.др.сменяли), 3.тип гос-ва действительно зависит от типа эк-ки.
но этот подход не объясняет всех нюансов развития гос-ва, не все гос-ва последовательно проходили эти формации.
2.Цивилизац.подход(Тойнби)
Тип гос-ва связывается с типом цивилизации.
основатель-Тойнби, книга Постижение истории.Цивилизация замкнутый. локальный уровень развития общ-ва, определяяемый национ., соц.-культ., религ.особенностями развития общ-ва.
Выделял более 100 типов развития цивилизации. а потом сводит к 24 или 26 типам. этот подход больше определяет тип общ-ва, а не тип гос-ва.
Теперь говорят, что оба подхода надо изучать совместно.
-одно из направлений Теория стадий эк.роста-разоработана эк. и социологом Ростоу.
Он связывал тип гос-ва с уровнем эк.развития общ-ва. Выделял:
1.традиционные общ-ва(основанные на агр.секторе пр-ва и отношениях натур.обмена)
2.общество эк.сдвига9где начинает форми-ся мануфак.пр-во)
3.переходное(переход к машинному пр-ву)
4.индустриальное9основано н амашин.пр-ве)
5.общ-во высокого потребления(стираются соц.грани и у всех возможность потреблять по своим потребностям) Ему соотвествует гос-во всеобщего благоденствия.
ДРУГИЕ ПОДХОДЫ:
-историческ.подход (тип гос-ва связывается с периодом его возникновения)древнейшее. древнее, средневековье, новое, новейшее
-формально-правовой подход (тип гос-ва связывается со степенью правовой свободы личности)древневост.деспотич.гос-ва9свободен 1 еспот), античные(свобдны некоторые), сословные. социальные(свободны все)
-по религиоз. критерию: теократическое, клерикальное, светское, атеистическое
Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.
Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационно.
Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.
Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.
Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.
Достоинства формационной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Недостатки: 1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.
В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.
А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.
Достоинства цивилизационной типологии:
1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств
Недостатки:
1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.
В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.