Принципы формирования и деятельности государственного аппарата.
Аппарат гос-ва есть система гос-ных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию гос-ных органов. Принципы:
П. приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает обязанности гос-ных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;
П. демократизма - выражается в широком участии граждан в формировании и организации деятельности гос-ных органов, в отражение разнооб-ных интересов большинства населения в политике гос-ва;
П.разделения властей (на З.И.С.) - создает механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
П. законности - означает обязательность соблюдения всеми органами гос-тва, гос-ыми служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;
П. гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных гос-ных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников;
П. федерализма учет интересов регионов;
П. профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности гос-ного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов гос-ой жизни в интересах населения страны;
П. сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал гос-ого аппарата;
П. сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
П. иерархичности - органы гос-ва занимают в гос-ом аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
Учет принципов при образовании гос-ных органов, и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность гос-ого управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.
Принцип разделения властей.
Принцип разделения властей представляет собой основополагающее начало в механизме гос-ной власти и представляет собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение гос-ой власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение государственной власти по "ветвям" не лишает ее основного качества - целостности и единства.
Смысл разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) гос-ного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов.
Цели такой системы построения власти:
1) создать гарантии от ее произвола, узурпации власти. 2) обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти; 3) наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.
В системе разделения властей одна ветвь гос-ной власти ограничивается контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов, предотвращая узурпацию власти, ее монополизацию.
Разделение властей является одним из главнейших демократических принципов, направленных на предотвращение узурпации гос-ной власти и использования ее в ущерб публичным интересам. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических гос-в, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Конституционный принцип разделения властей не лишает гос-ую власть ее основного качества - целостности и единства. Сущность "разделения властей" состоит в том, что ветви власти отделены друг от друга и независимы, закрепление принципа разделения властей в качестве основы организации гос-ной власти является важным показателем признания общедемократических ценностей. Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость отдельных ветвей гос-ной власти, но и их координацию, взаимосдерживание и взаимоконтроль. В настоящее время Конституция РФ располагает механизмами взаимоконтроля ветвей власти.
Анализ разделения властей предполагает в двух направлениях: по горизонтали и вертикали, т.е. законодательной, исполнительной и судебной ветвями и о разделении власти между федеральным центром и регионами.
Принцип разделения властей в современной России конституционно закреплен и применяется в построении и функционировании государственных институтов. Принцип разделения властей в Конституции РФ закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя.
Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляется народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст.3). Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ. При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более, сливаться с другой властью. Это обеспечивается: а) различными источниками формирования ветвей власти; б) различными сроками полномочий; в) степенью защиты одной власти от другой. Взаимодействие разных ветвей власти есть одна из важных предпосылок их собственного существования и развития, а также обеспечения единства государственной власти, основанного на принципе разделения властей.