Российская земельная реформа.
Земельная реформа — комплекс правовых, экономических, технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение совершенствования земельных отношений, переход к новому земельному строю, соответствующему характеру регулируемой социально-ориентированной рыночной экономики страны.
Суть земельной реформы состоит в создании условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле за счёт перераспределения земель с одновременной передачей их в частную и коллективную собственность, она обеспечивает формирование многоукладной экономики, рациональное использование и охрану земель.
Для реализации земельной реформы была разработана специальная Республиканская программа проведения земельной реформы на территории РСФСР, утвержденная Постановлением Совета Министров РСФСР от 18.01.91. В соответствии с этой программой земельная реформа проводится поэтапно:
I этап (1990 -91 гг.) - закрепление земель в федеративную собственность РСФСР и собственность республик, входящих в нее, уточнение границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, организаций и учреждений, формирование специального фонда земель для последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены за землю.
II этап - передача и закрепление земли в собственность, владение, пользование и в т.ч. аренду гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям.
Российская земельная реформа была призвана:
- осуществить переход к многообразию форм собственности на землю, владения и пользования ею;
- обеспечить социально-справедливое и экономически-обоснованное перераспределение земель;
- создать равные экономические условия для всех форм хозяйствования;
- сформировать экономический механизм регулирования земельных отношений;
- остановить процессы деградации земли и других природных ресурсов.
В результате осуществления Программы были созданы условия для равноправного развития различных форм собственности, повышения эффективности сельскохозяйственного производства, рационального использования и охраны земель.
Необходимые сведения, содержащиеся в ГКН.
ГКН является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и населенных пунктов и иных предусмотренных законом сведений.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения, содержащиеся в ГКН, являются общедоступными.
Сведения, которые можно получить из ГКН:
· кадастровая выписка об объекте недвижимости;
· кадастровая справка о кадастровой стоимости на объект недвижимости;
· кадастровый паспорт;
· кадастровый план территории.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» порядок и условия предоставления сведений из ГКН определены приказами Минэкономразвития РФ.
Система документов ГКН.
Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:
1) реестр объектов недвижимости;
2) кадастровые дела;
3) кадастровые карты.
Реестр объектов недвижимости представляет собой документ, в котором содержатся записи об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.
Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории РФ, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. Орган кадастрового учета ведет кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц (далее - публичные кадастровые карты). Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети «Интернет».
Результатом кадастровых работ являются следующие документы:
· межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка);
· технический план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, об учете его изменений или учете его части);
· акт обследования (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства).