Информационное обеспечение ГКН.
Под информационным обеспечением кадастра недвижимости следует понимать процесс сбора и предоставления обработанной соответствующим образом информации о земельных участках и иных объектах недвижимости, о территориальных зонах, об обременениях на объекты недвижимости и иных сведений в целях фиксации в документах государственного кадастра недвижимости (ГКН), а также обмен информацией между заинтересованными пользователями в соответствии с их информационными потребностями.
Для информационного обеспечения ГКН проводят топографо-геодезические, картографические, землеустроительные, оценочные, почвенные, геоморфологические и иные обследования.
Данные ГКН имеют правовой статус и обязательны при ведении единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними. Сведения государственного земельного кадастра доступны, платны, предоставляют их в виде выписок из форм государственного земельного кадастрового учета и копий земельно-кадастровых карт (планов).
Задачи информационного обеспечения системы ГКН следующие:
- обеспечение функционирования системы ГКН;
- наполнение, ведение и обновление банка данных ГКН, документирование сведений о земельных участках и объектах недвижимости;
- предоставление крайне важной информации (пакета документов) заинтересованным органам, структурам и лицам;
- анализ эффективности системы ГКН, использования земельных участков и объектов капитального строительства;
- прогноз развития рынка объектов недвижимости;
- прогноз развития информационного рынка;
- защита информации и др.
Для формирования государственного кадастра недвижимости источниками информации служат данные различных органов, ведомств и организаций:
· органы, осуществляющие ведение земельного, градостроительного, водного, лесного и иных государственных и ведомственных кадастров, реестров и баз данных;
· органы государственной власти;
· территориальные органы министерств и ведомств, располагающе информацией о земельных участках и иных объектах недвижимости (Росреестр, Министерство юстиции, Министерство сельского хозяйства, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и др.);
· органы, учитывающие объекты недвижимости и регистрирующих права на недвижимое имущество и сделки с ним [федеральные государственные учреждения «Земельные кадастровые палаты» (далее — ФГУ ЗКП) и их филиалы, регистрационные палаты (РП);
· бюро технической инвентаризации (БТИ)];
· организации, осуществляющие операции с объектами недвижимости и действующих на рынке недвижимости (риэлтерские фирмы, нотариальные конторы и др.).
6. Процессы, обеспечиваемые ведением ГКН:
· регулирования земельных отношений и процессов землепользования;
· формирования государственного и муниципального управления земельными ресурсами; - планирования инвестиционной и налоговой политики;
· осуществления различных видов планирования и проектирования в области использования и охраны земель;
· ведения государственного контроля за использованием и охраной земель;
· оценки хозяйственной деятельности субъектов земельных прав;
· создания оперативного и устойчивого земельного оборота;
· защиты прав физических и юридических лиц на земельные участки и разрешения земельных споров;
· ведения учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
· проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
· мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель.
Основные задачи ведения государственного земельного кадастра: сбор, систематизация, хранение, обобщение, обновление и предоставление пользователям информации о землях и размещенной на них недвижимости. Данные ГКН позволяют решить следующие проблемы:
- передача земельных участков и иной недвижимости в собственность;
- развитие ипотеки;
- оценка антропогенного воздействия на окружающую среду;
- совершение сделок с недвижимостью и формирование земельного оборота;
- контроль за объективностью и достоверностью данных;
- территориально-пространственное планирование;
- формирование рынка ценных бумаг;
- информирование населения;
- определение месторасположения объекта недвижимости.
7. Проблемы, решаемые с помощью данных ГКН:
1) передача земельных участков и иных объектов недвижимости в собственность;
2) совершение сделок с недвижимостью и формирование земельного оборота;
3) территориально-пространственное планирование;
4) описание местоположения;
5) оценка влияния на земельные ресурсы и окружающую среду различных негативных факторов;
6) контроль за объективностью и достоверностью данных;
7) предоставление сведений и информирование заинтересованных лиц.
Принципы ведения ГКН.
1) Многоцелевой и многоуровневый характер. ГКН является многоцелевой, многоуровневой системой информации о земельных ресурсах страны и ее административно-территориальных образований и содержит необходимые сведения и документы о правовом режиме земель, их распределении по субъектам земельных отношений,
На уровне муниципального образования в ГКН содержатся сведения обо всех объектах кадастрового учета, расположенных на территории муниципального образования, о территориальных зонах и ведется реестр земель, находящихся в собственности муниципального образования.
На уровне субъекта РФ в ГКН содержатся сведения о границах входящих в его муниципальные образования, о землях в границах муниципальных образований, о территориальных зонах, учитываемых на уровне субъекта РФ, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности субъекта РФ.
На федеральном уровне в ГКН содержатся сведения о государственной границе РФ, границах субъектов РФ, сведения о землях в границах субъектов РФ, о территориальных зонах, учитываемых на уровне РФ, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности государства.
2) Единство системы кадастра недвижимости согласованность и единство методов и технологий ведения земельного кадастра, формирования системы земельно-кадастровой информации и документации как с точки зрения охвата земель всех категорий земельного фонда, так и с точки зрения охвата всей территории РФ или ее субъектов.
3) Совместимость и сопоставимость земельно-кадастровой информации с информацией других видов государственных ведомственных кадастров. Выполнение этого принципа обеспечивается сбором информации для различных видов кадастров природных ресурсов по единой методике, единой степени полноты и детализации.
4) Непрерывность ведения земельного кадастра. В процессе владения и пользования землей, изменения количественных и качественных характеристик земельного фонда страны и его отдельных категорий, происходят различные изменения в составе и распределении земельного фонда.
5) Достоверность и точность земельно-кадастровой информации. Достоверность кадастровых сведений определяется степенью их соответствия фактическому состоянию и использованию земельного фонда. В земельном кадастре достоверно то, что признано государством. Какие бы фактические изменения ни происходили с объектом
6) Полнота сведений земельного кадастра. Совокупность земельно-кадастровой информации для различных административно-территориальных уровней и форм собственности, владения и пользования землей должна быть достаточной, но без излишней детализации.
7) Всесторонность и всеохватность кадастровой информации. Для создания достоверной системы земельного кадастра информация должна отражать все направления в использовании земельного фонда.
8) Юридическая равнозначимость кадастровой информации на электронных и бумажных носителях. При наличии расхождений приоритет имеют данные на бумажных носителях.
9) Бессрочность действия земельно-кадастровых документов. Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и карты являются документами вечного пользования. Документы, утратившие актуальность, хранят уполномоченные государственные органы (архивы).
10) Формирование системы ГКН снизу вверх. Ввиду того, что организационной основой системы ГКН являются земельные органы муниципальных образований, то государственный земельный кадастр должен формироваться с учетом приоритетного значения этого низшего организационного уровня.
11) Одновременность создания ГКН на всех административно-территориальных уровнях.
12) Обязательность применения земельно-кадастровых данных. Сведения, регистрируемые в ГКН, юридически предполагаются законными для всех пользователей, включая судебные, налоговые и финансовые органы
13) Доступность и открытость земельно-кадастровых данных. Данные земельного кадастра должны быть максимально доступны для всех заинтересованных юридических и физических лиц. Они должны быть представлены в наглядной форме. Орган, осуществляющий ведение ГКН, обязан предоставлять сведения ГКН органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам в соответствии с правилами и в форме, установленной федеральным законодательством.
14) Эффективность земельного кадастра. При организации и ведении земельного кадастра необходимо применять методы, технологии, способы и приемы, обеспечивающие получение, систематизацию и поддержание земельно-кадастровых данных с учетом экономической, экологической, социальной и других видов эффективности системы ГКН.
15) Централизованность руководства системой ГКН. Необходимость проведения кадастровых работ по единой методике в масштабе РФ, обеспечения сопоставимости данных о состоянии и использовании земельного фонда страны, обеспечения государственного контроля возможны при руководстве из единого центра, ныне Росреестра.