Субъект Российской Федерации (субъект федерации) — административно-территориальная единица Российской Федерации.
При принятии Конституции Российской Федерации в 1993 году, было образовано 89 субъектов федерации. В рамках ликвидации национальных автономий в России с 2003 по 2007 год были упразднены 6 из 10 автономных округов. После вхождения Крыма в состав России в 2014 году, были образованы ещё 2 новых субъекта — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Таким образом в России стало 85 субъектов Федерации
В совокупности все субъекты образуют Российскую Федерацию. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из ее состава.
Каждый субъект Российской Федерации обладает равными правами со всеми остальными субъектами в отношениях с федеральными органами государственной власти.
Субъекты Российской Федерации имеют собственные законы: конституции (для республик) или уставы (для остальных видов субъектов федерации).
В составе Российской Федерации находятся:
Областей;
Республики;
Краев;
Автономных округа;
Города федерального значения;
Автономная область.
Субъекты Российской Федерации объединены в 9 федеральных округов.
Согласно закону № 6-ФКЗ, возможно принятие новых территорий в состав Российской Федерации и образование новых субъектов. Присоединяться могут субъекты иностранных государств или их части. Для этого принятия новых субъектов в состав Российской Федерации необходимо наличие волеизъявления проживающих на присоединяемых территориях народов или наличие международных отношений.
83. Профессиональные союзы, их место и роль в системе политических субъектов.
Профессиона́льный сою́з (профсою́з) — добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников.
Чтобы определить место профсоюзов в политической системе общества необходимо изучить историю их возникновения.
Появление наёмного труда при зарождении классового общества привело к разделению общества на две части: наёмных работников и работодателя.
Тяжёлые и вредные условия труда, в которых оказывались рабочие, неизбежно вызывали возмущение и сопротивление работников. Вопрос о формах сопротивления растущего численно рабочего класса стал представлять острую проблему. Сами работники не в состоянии были противостоять работодателю и защитить свои интересы. В состоянии это сделать могла организация работников. Такой организацией стали профсоюзы. Профессиональные союзы возникли как добровольные объединения рабочих и служащих по профессиям. Появление профсоюзов вызвало сопротивление работодателей и государства. С целью подавления профсоюзов стали вводиться уголовная ответственность для организаторов профсоюзов и другое антирабочее законодательство, которым объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор, и деятельность профсоюзов запрещалась на протяжении большей части XIX века.
84. Края, области, федеральные города как субъекты РФ.
Статья 84.7. В составе Российской Федерации находятся края, области, города федерального значения.
Статья 84.8. Край, область, город федерального значения имеют свои уставы, соответствующие Конституции и законам Российской Федерации и учитывающие их особенности.
Уставы краев, областей, городов федерального значения и иные правовые акты краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятые в пределах их компетенции, подлежат государственной защите на соответствующих территориях так же, как и законы Российской Федерации.
Статья 84.9. Территории края, области, города федерального значения не могут быть изменены без согласия соответствующих края, области, города федерального значения.
Статья 84.10. Законы Российской Федерации обязательны и имеют одинаковую силу на территориях всех краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга.
85. Республика в составе Российской Федерации. Правовое положение, компектенция.
Статья 78. Республика в составе Российской Федерации - государство, обладающее на своей территории всей полнотой государственной власти, кроме тех полномочий, которые отнесены к ведению Российской Федерации
Республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции Российской Федерации и учитывающую особенности данной республики.
86. Местная администрация: правовой статус, порядок формирования, компетенция.
Термин "местная администрация" равнозначен термину "исполнительно-распорядительный орган муниципального образования". Исполнительно-распорядительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. Законодательство не содержит норм о возможности и порядке прекращения полномочий местной администрации. Институт прекращения полномочий предусмотрен лишь для должностных лиц местного самоуправления, в том числе и глав местной администрации.
Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и правами для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в порядке наделения федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Местная администрация образуется для реализации полномочий местного самоуправления. Она, как правило, является органом общей компетенции в сфере исполнительно-распорядительной деятельности и наделяется правами юридического лица.
Структура местной администрации. Структура утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые, функциональные и территориальные органы местной администрации. Для организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности местной администрации образуется аппарат местной администрации. Его структура определяется либо представительным органом по представлению главы администрации, либо главой администрации единолично. Деятельность аппарата строится в соответствии с положением о нем, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Аппарат местной администрации представляет совокупность подразделений, основное назначение которых заключается в оказании содействия работе руководящих органов администрации. При этом участие аппарата в осуществлении полномочий администрации носит функциональный характер.
87. Органы территориального общественного самоуправления.
Конституция закрепляет положение о том, что единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
Осуществлять свою власть народ может непосредственно и опосредовано (через представителей). Конституцией установлено опосредованное осуществление власти только через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Форму и деятельность местного самоуправления регулирует закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Территориальное общественное самоуправление служит формой непосредственного осуществления власти. Органы территориального общественного самоуправления входят в систему органов местного самоуправления и, следовательно, являются органами, через которые осуществляется власть народа. Население части территории муниципального образования и органы территориального общественного самоуправления имеют собственные властные полномочия. Конституция РФ и законодательство предполагают наличие у территориального общественного самоуправления собственной налоговой базы и бюджетных прав.
Вместе с тем территориальное общественное самоуправление в силу его направленности на участие в реализации публичных интересов местного уровня может быть отнесено к формам общественной самодеятельности. Являясь самостоятельным уровнем публичной власти, признается одним из институтов местного самоуправления. По замыслу законодателя, на этом уровне не требуются инструменты публично властного воздействия и правотворческие полномочия, а достаточно механизмов самоорганизации населения. Определение оптимальных путей решения локальных проблем населения и добровольное исполнение жителями принимаемых на себя обязательств должны составлять основное содержание территориального общественного самоуправления.
88.Понятие автономии и виды автономных образований в РФ
В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе три вида субъектов - государства в составе РФ, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик, государственно-территориальные образования - края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами РФ, и национально-государственные образования - автономная область и автономные округа. Таким образом, в составе субъектов РФ и сейчас сохраняются традиционные автономные образования.
Автономия в РФ - это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.
Автономия в РФ построена по национальному признаку. Это значит, что она создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории. В зависимости от численности населения, уровня и перспектив развития экономики и других факторов образуются различные виды автономии - автономная область или автономный округ. При этом принимается во внимание воля населения создать то или иное автономное образование или преобразовать один вид автономии в другой.
В РФ автономия длительное время осуществлялась в двух формах: государственной, которая воплощалась в национальном государстве - автономной республике, и административной, представленной автономными областями и автономными округами.
Государственная автономия характеризовалась значительным объемом прав, наличием конституции, высших органов государственной власти, законодательства, гражданства. Административная автономия всех этих признаков, свойственных государственной автономии, не имела. В настоящее время в РФ автономия осуществляется только в одной форме - административной.
89. Сущность и организация охраны конституции.
Сущность и организация охраны конституции
— Парламентский контроль
— Контроль управленческих органов
— Судебный контроль
— Общественный контроль
— Специализированный конституционный контроль (или надзор)
— Специализированный ведомственный контроль (или надзор)
— Прокурорский надзор
Обязанности по организации правовых мер охраны конституции лежат на компетентных государственных органах. При этом дело не ограничивается собственно конституцией. Так, например, проведение работ по совершенствованию законодательства включает в себя не только подготовку поправок к конституции и новых конституционных норм. Сюда входит также разработка и совершенствование всех норм права, которые развивают нормы конституции, создают условия реального воплощения конституционных положений в жизни. Точно также любые меры защиты прав и свобод граждан в конечном счете обеспечивают юридическую защиту конституции. И меры ответственности, применяемые к правонарушителям, в итоге упрочивают конституционный правопорядок. Все виды надзора и контроля за выполнением основанных на конституции законов служат по большому счету целям охраны конституции.
Правовая охрана конституции может быть представлена и в строго специальном (узком) смысле — как совокупность контрольно-надзорных полномочий имер со стороны государственных органов, обладающих правом проверки содержания нормативных актов и действий адресатов права на предмет их соответствия Основному закону. В этом аспекте различают предварительную и последующую охрану конституции в зависимости от того, подвергаются контролю (надзору) проекты нормативных актов или уже принятые акты (совершенные действия)'.
90. Классификация и полномочия органов, призванных охранять Конституцию РФ
Как зарубежный, так и российский опыт правовой охраны конституции, свидетельствует о разных подходах к определению органов конституционного контроля и надзора, к установлению их полномочий. Но принципиальное решение состоит в том, чтобы отвести главную роль в этой сфере парламентам. Это вытекает из их положения как высшего органа народовластия, воплощающего в себе народный и государственный суверенитет.
Парламенты осуществляют предварительный контроль за конституционностью законов. Все стадии законодательной деятельности так или иначе сориентированы на то, чтобы разрабатываемый и обсуждаемый на сессии парламента закон не вступал в противоречие с конституцией. Но парламенты осуществляют и последующий контроль, поскольку наделены правом отменять свои законы, а также и нормативные акты иных государственных органов, если это предусмотрено законом.
В современных государствах правовая охрана Конституции осуществляется, как правило, не только парламентом, но и рядом других органов. Все органы вместе образуют систему органов конституционного надзора и контроля.
В науке конституционного права предпринимаются попытки классифицировать 1) системы правовой охраны конституции, 2) системы органов внепарламентского конституционного контроля и надзора. Представляется правильным идти по сути выделения следующих систем правовой охраны конституции:
1. "Парламентская" (долгое время существовала в СССР и "странах народной демократии")