Отсутствие исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупок и регулирования деятельности операторов электронных площадок.
В ходе мониторинга корпоративных закупок установлено широкое разнообразие закупочных процедур, применяемых заказчиками при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.
По информации Минэкономразвития России, отсутствие в Федеральном законе № 223-ФЗ исчерпывающего перечня способов закупок привело к тому, что заказчиками применяется около пяти тысяч способов определения поставщика, которые в том числе «маскируют» закупки у единственного поставщика (короткая закупка, исследование рынка, неконкурентная закупка, новый способ закупки, иной не запрещенный законом способ, прямой выбор, прямой контракт и другие). По данным Федерального казначейства, удельный вес таких «прочих видов» закупок в 2016 году увеличился на 19,4 % по сравнению с 2015 годом и составил 59,3 % общего объема закупок или 15 242,9 млрд. рублей.
Анализ положений о закупках 10-ти крупных корпоративных заказчиков (ООО «Газпром комплектация» (ПАО «Газпром»), ПАО «Аэрофлот», ПАО «Русгидро», ПАО «Ростелеком», ПАО «Туполев», Государственная компания «Автодор», АО «Гознак», ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России», АО «Объединенная зерновая компания», ФГУП «МЗСС») показал, что указанными заказчиками применяется 30 различных способов закупки (от 6 до 20 способов каждым), которые могут иметь определенные особенности. При этом в большинстве положений о закупке указано, что данные способы закупки могут осуществляться в электронном виде, с возможностью проведения предварительного квалификационного отбора или без него, с подачей альтернативных предложений, с возможностью переторжки или без нее (Таблица 18).
Таблица 18
Перечень способов осуществления закупок, применяемых анализируемыми заказчиками
№ п/п | Наименование способов | ПАО «Аэрофлот» | ПАО «Русгидро» | ПАО «Туполев» | АО «Гознак» | ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» | Государственная компания «Автодор» | ПАО «Ростелеком» | АО «Объединенная зерновая компания» | ФГУП «МЗСС» | ООО «Газпром комплектация» |
1. | Открытый конкурс | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2. | Закрытый конкурс | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
3. | Открытый многоэтапный конкурс | + | + | ||||||||
4. | Конкурс с предварительным отбором (ограниченным участием) | + | + | + | + | + | |||||
5. | Двухэтапный конкурс | + | + | + | + | + | + | ||||
6. | Закрытый двухэтапный конкурс | + | |||||||||
7. | Аукцион | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
8. | Редукцион | + | |||||||||
9. | Закрытый аукцион | + | + | + | + | + | + | + | |||
10. | Аукцион с предквалификационным отбором | + | + | + | |||||||
11. | Аукцион с ограниченным участием | + | |||||||||
12. | Запрос предложений | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
13. | Закрытый запрос предложений | + | + | + | + | + | + | ||||
14. | Запрос предложений с предварительным отбором | + | + | + | |||||||
15. | Двухэтапный (многоэтапный) запрос предложений | + | + | + | + | ||||||
16. | Запрос котировок | + | + | + | + | + | + | ||||
17. | Закрытый запрос котировок | + | + | + | |||||||
18. | Запрос котировок с предварительным отбором | + | |||||||||
19. | Конкурентные переговоры | + | + | ||||||||
20. | Закрытые конкурентные переговоры | + | + | ||||||||
21. | Предварительный отбор | + | |||||||||
22. | Запрос цен (сравнение цен) | + | + | + | |||||||
23. | Закрытый запрос цен | + | + | ||||||||
24. | Простая закупка (прямая закупка) | + | |||||||||
25. | Упрощенная процедура закупки | + | |||||||||
26. | Безальтернативные закупки | + | |||||||||
27. | Мелкие закупки | + | + | ||||||||
28. | Закупка у единственного поставщика (одного источника) | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
29. | Участие в процедурах, организованных продавцами | + | |||||||||
30. | Закрытые конкурентные переговоры | + | |||||||||
Итого: |
В результате такое многообразие способов закупок и порядок их осуществления затрудняет участникам закупок подготовку к процедуре закупки, создает предпосылки для сговора заказчиков с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), а также затрудняет рассмотрение жалоб.
Также, анализ показал, что заказчики, как правило, используют не все способы осуществления закупок, которые предусмотрены положениями о закупке, а у некоторых организаций преобладающую долю в структуре закупок занимают закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ФГУП «МЗСС» (99,3 %), ПАО «Туполев» (53,0 %), ПАО «Ростелеком» (42,6 %) (Таблица 19).
Таблица 19
Сведения об объемах закупок анализируемых заказчиков в разрезе применяемых способов осуществления закупок
Наименование способов | ПАО «Аэрофлот» | ПАО «Русгидро» | ПАО «Туполев» | АО «Гознак» | ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» | Государственная компания «Автодор» | ПАО «Ростелеком» | АО «Объединенная зерновая компания» | ФГУП «МЗСС» | ООО «Газпром комплектация» |
Закупка у ед. поставщика, млрд. руб. / % | 1,2 / 10,5 | 6,2 / 14,7 | 20,2 / 52,9 | 2,3 / 35,9 | 0,95 / 16,0 | 101, 9 / 42,6 | 0,9 / 1,8 | 51,8 / 99,3 | 40,4 / 10,7 | |
Запрос цен, млрд. руб. / % | 0,01 / 0,03 | 0,5 / 7,8 | 0,05 / 0,1 | |||||||
Запрос предложений, млрд. руб. / % | 10,2 / 89,5 | 3,5 / 8,3 | 16,9 / 44,3 | 0,1 / 2,1 | 0,01 / 0,3 | 53,5 / 22,4 | 48,1 / 94,5 | 0,4 / 0,7 | 181,7 / 48,1 | |
Запрос котировок, млрд. руб. / % | 1,1 / 2,8 | 0,4 / 5,7 | 4,98 / 83,7 | 0,001 / 0,0 | 75,3 / 31,4 | 0,001 / 0,0 | ||||
Конкурс, млрд. руб. / % | 26,5 / 63,2 | 2,4 / 37,5 | 159,9 / 72,9 | 7,1 / 2,9 | ||||||
Редукцион, млрд. руб. / % | 0,05 / 0,02 | 1,9 / 3,7 | ||||||||
Прямая закупка, млрд. руб. / % | 59,4 / 27,1 | |||||||||
Аукцион, млрд. руб. / % | 5,8 / 13,8 | 0,7 / 10,9 | 0,01 / 0,0 | 1,7 / 0,7 | 155,9 / 41,2 | |||||
Прямой поиск, млрд. руб. / % | 0,004 / 0,07 | |||||||||
Внутригрупповые закупки, млрд. руб. | ||||||||||
Безальтернативные закупки, млрд. руб. |
Общее количество операторов электронных площадок, на которых осуществляются закупки в электронной форме в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, в течение 2016 года увеличилось более, чем на 15 % (в настоящее время работает более 170 операторов). По информации Минэкономразвития России, в Российской Федерации действуют 174 электронные площадки, но только на 46 из них сконцентрировано 99 % закупок в электронной форме, в то время как на других 44 электронных площадках не было проведено ни одной закупки в электронной форме.
Анализ осуществления закупочной деятельности 10-ти указанных в таблице организаций показал, что в целях проведения торгов в электронной форме они использовали 12 электронных площадок, при этом каждая из компаний использовала ресурсы от 1 до 4 электронных площадок (Таблица 20).
Таблица 20
Данные об использовании заказчиками электронных площадок
при осуществлении закупочной деятельности
№ п/п | Наименование площадок | ПАО «Аэрофлот» | ПАО «Русгидро» | ПАО «Туполев» | АО «Гознак» | ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» | Государственная компания «Автодор» | ПАО «Ростелеком» | АО «Объединенная зерновая компания» | ФГУП «МЗСС» | ООО «Газпром комплектация» |
1. | ЕЭТП (комм. закупки) | + | + | + | + | ||||||
2. | В2В-Center | + | + | ||||||||
3. | OTC-tender | + | + | + | |||||||
4. | Ростелеком ЕЭТП | + | |||||||||
5. | Газпромбанк | + | |||||||||
6. | Автодор-ТП | + | |||||||||
7. | ОЗК | + | |||||||||
8. | ТС Спецстройторг | + | |||||||||
9. | Аэрофлот | + | |||||||||
10. | Фабрикант | + | + | + | |||||||
11. | Тендер-Про | + | |||||||||
12. | SETonline | + | |||||||||
Итого |
Многообразие способов закупок и большое количество электронных торговых площадок приводит к дополнительным временным, трудовым и материальным затратам для потенциальных участников закупок, выраженных в необходимости изучения положений о закупке, порядка проведения большого количества различных процедур закупок, каждая из которых носит индивидуальный характер, а также в необходимости получения аккредитации на электронных торговых площадках.
Так, потенциальному участнику закупок, в случае принятия им решения об участии в торгах компании АО «Гознак», нужно пройти аккредитацию на 3 электронных площадках, при этом, например, стоимость аккредитации на одной площадке (Тендер Про) составляет от 3 500 рублей до 66 000 рублей (в зависимости от периода аккредитации и вида тарифа).