Мониторинг развития контрактной системы в сфере закупок.

Объемы, структура и эффективность осуществления закупок[1].

В рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон
№ 44-ФЗ) в 2016 году в Российской Федерации объявлено 3,05 млн. открытых закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на общую сумму около 6,47 трлн. рублей, что на 1,5 % (по суммовому значению) превышает уровень 2015 года, в том числе:

на федеральном уровне – более 798 тысяч закупок на сумму 2 471,0 млрд. рублей;

на уровне субъектов Российской Федерации – более 1,37 млн. закупок на сумму 2 745,2 млрд. рублей;

на муниципальном уровне – более 874 тысячи закупок на сумму 1 258,2 млрд. рублей.

Общий объем закупок, объявленных в 2016 году, в разрезе уровней заказчиков представлен на Рисунке 1.

Мониторинг развития контрактной системы в сфере закупок. - student2.ru

Рис. 1. Общий объем закупок по уровням осуществления, млрд. руб.

Структура объявленных закупок по уровням заказчиков в стоимостном выражении по сравнению с 2015 годом претерпела изменения в сторону увеличения доли муниципальных закупок (объем закупок для муниципальных нужд увеличился на 9,4 %). На федеральном уровне объем закупок по сравнению с 2015 годом увеличился на 0,1 %, на региональном уровне – снизился на 0,5 %.

При этом в 2016 году произошло снижение количества закупок по сравнению с 2015 годом для федеральных и муниципальных нужд на 3,6 % и 2,5 % соответственно, количество закупок для нужд субъектов Российской Федерации за тот же период увеличилось на 4,9 %. Данное обстоятельство свидетельствует об увеличении среднего размера (по сумме) закупки для федеральных и муниципальных нужд и уменьшении среднего размера (по сумме) закупки для нужд субъектов Российской Федерации.

По итогам 2016 года отмечается снижение общего объема закупок товаров, работ, услуг стоимостью свыше 1 млрд. рублей. Так, из общего количества закупок объявлено 285 закупок стоимостью свыше 1 млрд. рублей на общую сумму 1,25 трлн. рублей (19,4 % к общему объему закупок 2016 года), что в стоимостном выражении на 13,5 % ниже уровня 2015 года. Основная доля таких закупок, по-прежнему, осуществляется федеральными заказчиками (65,0 % от общего объема закупок свыше 1 млрд. рублей). При этом в 2016 году по сравнению с 2015 годом доля закупок стоимостью свыше 1 млрд. рублей на федеральном, региональном и муниципальном уровне сократилась на 12,4 %, 15,1 % и 22,6 % соответственно.

Информация о крупнейших за 2016 год заказчиках (все уровни бюджета) и поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в рамках осуществления открытых закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе приведена в Таблице 1 и Таблице 2.

Таблица 1

10 крупнейших заказчиков в 2016 году

(по начальной (максимальной) цене контрактов (лотов)[2]

Заказчик Суммарная начальная (максимальная) цена контрактов (лотов), указанная в извещениях, млрд. рублей
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» 369,1
Министерство обороны Российской Федерации 154,0
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 137,1
Департамент строительства города Москвы 132,6
Министерство внутренних дел Российской Федерации 71,9
Министерство здравоохранения Российской Федерации 64,3
ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги» 53,9
Управление делами Президента Российской Федерации 51,8
Федеральное агентство железнодорожного транспорта 51,8
ГКУ города Москвы «Агентство по закупкам (контрактная служба) Департамента здравоохранения города Москвы» 49,1

Таблица 2

10 крупнейших поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в 2016 году

(по сумме заключенных контрактов)[3]

Поставщик (подрядчик, исполнитель) Общая стоимость контрактов, млрд. рублей
Публичное акционерное общество «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королёва» 121,6
ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» 94,0
Публичное акционерное общество «Сбербанк России» 81,3
ФГУП «Строительное объединение» Управления делами Президента Российской Федерации 40,4
АО «Ракетно-космический центр «Прогресс» 38,3
Публичное акционерное общество «Мостотрест» 33,3
Акционерное общество «Р-Фарм» 28,1
Публичное акционерное общество «Совкомбанк» 26,2
Трансстроймеханизация 23,3
Открытое акционерное общество «Московская инженерно-строительная компания» 22,5


Структура объявленных закупок по способам их осуществления по сравнению с показателями 2015 года не претерпела существенных изменений – основная доля объявленных закупок (по сумме) приходится на электронные аукционы (59,6 %).

В разрезе закупок, осуществленных за счет средств всех уровней бюджета, структура реализованных заказчиками способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных статьей 24 Федерального закона № 44-ФЗ, представлена в Таблице 3.

Таблица 3

Структура применяемых способов закупок (по уровням заказчиков)[4]

Способ закупки[5] 2015 год 2016 год
Суммарная начальная (максимальная) цена контрактов, млрд. рублей Доля в общем объеме, % Суммарная начальная (максимальная) цена контрактов, млрд. рублей Доля в общем объеме, %
Федеральный уровень
Открытый конкурс 384,4 15,6 387,9 15,7
Закрытый конкурс 101,4 4,1 25,5 1,0
Конкурс с ограниченным участием 113,3 4,6 120,8 4,9
Электронный аукцион 959,4 38,9 1045,8 42,3
Запрос котировок 20,4 0,8 17,9 0,7
Закупка у ед. поставщика (подрядчика, исполнителя) 849,7 34,4 812,9 32,9
Региональный уровень
Открытый конкурс 490,3 17,8 343,4 12,5
Конкурс с ограниченным участием 301,6 10,9 128,9 4,7
Электронный аукцион 1718,6 62,3 1957,8 71,3
Запрос котировок 32,0 1,2 29,8 1,1
Закупка у ед. поставщика (подрядчика, исполнителя) 177,3 6,4 220,2 8,0
Муниципальный уровень
Открытый конкурс 127,5 11,1 71,8 5,7
Конкурс с ограниченным участием 34,4 3,0 34,9 2,8
Электронный аукцион 785,2 68,2 855,0 68,0
Запрос котировок 19,9 1,7 18,5 1,5
Закупка у ед. поставщика (подрядчика, исполнителя) 164,6 14,3 246,5 19,6
           

Необходимо отметить, что в целом по всем уровням заказчиков по итогам 2016 года доля закупок (в количественном выражении) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – единственный поставщик), включая несостоявшиеся закупки, снизилась на 2,6 процентных пункта и составила 42,81 % (в 2015 году составила 45,43 %).

При этом без учета несостоявшихся закупок доля закупок у единственного поставщика по итогам 2016 года увеличилась на 7,4 % и составила 1 279,6 млн. рублей (в 2015 году составила 1 191,6 млн. рублей), или 19,8 % общего объема объявленных закупок.

Кроме того, на федеральном уровне, несмотря на преобладание доли закупок (в стоимостном выражении), осуществленных путем проведения электронного аукциона, по-прежнему сохраняется значительная доля закупок у единственного поставщика (без учета несостоявшихся закупок), значение которой в 2016 году уменьшилось на 1,5 процентных пункта по сравнению с уровнем 2015 года и составило 32,9%. На региональном и муниципальном уровнях доля закупок у единственного поставщика (без учета несостоявшихся закупок), продолжает увеличиваться в 2016 году по сравнению с уровнем 2015 года - на 2,6 и 5,3 процентных пункта соответственно.

В 2016 году среднее количество заявок, подаваемых участниками конкурентных способов закупок, осталось на уровне 2015 года. Так, на 1 лот по итогам 2016 года в среднем подавалось около 3 заявок (в 2015 году – 2,9).

Зафиксировано увеличение экономии по итогам осуществления закупок, которая по итогам 2016 года составила 417,9 млрд. рублей (в 2015 году аналогичный показатель составлял 380,4 млрд. рублей). Аналогичный рост имеет показатель относительной экономии (отношение общего снижения начальных (максимальных) цен к общему объему начальных (максимальных) цен закупок): 8,8 % - за 2016 год (7,6 % - за 2015 год), - причем такая тенденция отмечена только по закупкам для федеральных и муниципальных нужд (Рисунок 2).

Мониторинг развития контрактной системы в сфере закупок. - student2.ru

Рис. 2. Относительная экономия по итогам закупочных процедур, %.

В 2016 году по результатам осуществления закупок в целом по Российской Федерации было заключено государственных и муниципальных контрактов (с учетом закупок, объявленных в 2015 году) на общую сумму около 5,3 трлн. рублей. Суммарная цена заключенных контрактов снизилась на 1,3 % (Рисунок 3).

Мониторинг развития контрактной системы в сфере закупок. - student2.ru

Рис. 3. Общая стоимость контрактов, млрд. руб.

Одной из заявленных целей контрактной системы является расширение возможностей участия субъектов малого предпринимательства (далее – СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНО) в закупках для государственных и муниципальных нужд.

Согласно статье 30 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНО в объеме не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок (заказчик может осуществлять закупки как непосредственно у СМП и СОНО, так и установить в документации о закупке требования о привлечении субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНО).

В 2016 году заказчиками объявлено более 1 млн. закупок у СМП и СОНО в общем объеме 1 903,3 млрд. рублей, что на 35 % превышает уровень 2015 года. Объем закупок, осуществленных непосредственно у СМП и СОНО в 2016 году, составил 802,2 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с показателями 2015 года на 26,3 %. При этом значительный прирост объема указанных закупок по сравнению с 2015 годом произошел в основном за счет роста объема закупок, в которых СМП и СОНО привлечены в качестве субподрядчиков, соисполнителей (Таблица 4).

Таблица 4

Объем закупок у СМП и СОНО

в млн. рублей

Наименование показателя Общая стоимость объявленных закупок
за 2015 год за 2016 год Прирост, %
Закупки у СМП и СОНО, в том числе: 1 405 793 1 903 288 35,4
непосредственно с СМП и СОНО 635 371 802 247 26,3
в которых СМП и СОНО привлечены в качестве субподрядчиков/соисполнителей 776 013 1 113 050 43,4

Доля объявленных закупок у СМП и СОНО (в стоимостном выражении) по итогам 2016 года составила 29 % (в 2015 году составляла – 22,0 %).

Общая стоимость контрактов у СМП и СОНО, заключенных по итогам осуществления закупок, в 2016 году составила 1 580,3 млрд. рублей (на 26 % выше уровня показателя 2015 года).

Таким образом, по итогам 2016 года произошли определенные положительные изменения в развитии контрактной системы в сфере закупок, в частности увеличились эффективность закупок (экономия бюджетных средств составила 8,8 %) и объем закупок у СМП, СОНО.

При этом увеличилась доля закупок у единственного поставщика без учета несостоявшихся закупок по всем уровням заказчиков, что создает предпосылки для негативного влияния на уровень экономии бюджетных средств по итогам осуществления закупок. Кроме того, необходимо отметить отсутствие роста показателей конкурентности закупок (среднее количество заявок участников в 2015 и 2016 годах составило около 3 заявок на 1 лот).

Правовое обеспечение контрактной системы в сфере закупок.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено, что в соответствии с Планом мероприятий по внедрению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2016 год (направлен письмом Департамента экономики и финансов Правительства Российской Федерации Аппарата Правительства Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № П13-11353) в 2016 году необходимо было принять всего 4 постановления Правительства Российской Федерации (в части ведения каталога товаров, работ, услуг, установления случаев обязательного общественного обсуждения закупок, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг и в части определения порядка осуществления Федеральным казначейством контроля за соблюдением Федерального закона № 44-ФЗ) и один федеральный закон (внесение изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ) в части создания системы референтных (рыночных) цен на товары, работы (услуги), закупаемые для государственных и муниципальных нужд.

Мониторинг выполнения указанного Плана показал, что по итогам 2016 года в установленный срок принято два из четырех постановлений Правительства Российской Федерации в части наделения Федерального казначейства полномочиями по контролю в финансово-бюджетной сфере в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (от 13 апреля 2016 г. № 300) и в части установления случаев обязательного общественного обсуждения закупок (от 22 августа 2016 г. № 835). Изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ в части использования референтных (рыночных) цен при осуществлении закупок проходят согласование с ФАС России, Минпромторгом России и Минфином России, по итогам 2016 года согласование не завершено.

Кроме того, осуществлялась доработка ряда нормативных правовых актов, принятие которых было предусмотрено Планом мероприятий по внедрению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2015 год[6] (Таблица 5).

Таблица 5

Сведения о неисполненных мероприятиях, реализация которых предусмотрена Планом мероприятий по внедрению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2015 год

Наименование неисполненного мероприятия Срок принятия Состояние по итогам 2016 года
В части оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок Май 2015 года Минэкономразвития России подготовлен проект федерального закона в части оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Письмом от 10 января 2017 г. № 142-МО/Д28и внесен в Правительство РФ)
О порядке и условиях отбора операторов электронных площадок Март 2015 года Законопроектом № 623906-6 устанавливаются единые требования к операторам электронных площадок. При этом механизм отбора таких площадок в настоящее время не разработан.
Об утверждении перечня операторов электронных площадок Ноябрь 2015 года Нашло отражение в проекте федерального закона № 623906-6, согласно которому Перечень операторов электронных площадок утверждает Правительство РФ
Об установлении порядка формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок Каталога товаров, работ, услуг Октябрь 2015 года Минэкономразвития России: - разработана концепция ведения федерального Каталога; - произведено тестовое наполнение системы 20000 товаров, работ и услуг; - получено положительное заключение на систему Федерального центра по Каталогизации

Таким образом, на конец 2016 года не были приняты важные изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ, которые планировалось принять еще в 2015 году (не утверждены порядок отбора операторов электронных площадок, порядок формирования и ведения Каталога товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, порядок проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме). Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования указанного Каталога утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145.

В конце 2016 года принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 2933-р «О проведении электронных аукционов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ», согласно которому новой (шестой) электронной площадкой для проведения аукционов в электронной форме в рамках Федерального закона № 44-ФЗ стало ПАО «Российский аукционный дом», изначально ориентированное на организацию продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме[7]. С учетом того, что в 2016 году так и не были установлены единые требования к операторам электронных площадок, а также механизм отбора таких площадок, ПАО «Российский аукционный дом» определено оператором электронной площадки без проведения соответствующего отбора.

По итогам экспертно-аналитического мероприятия необходимо отметить, что в 2016 году завершено принятие следующих изменений в законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок:

по расширению перечня единых требований к участникам закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (отсутствие судимости за незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве);

по внесению изменений, в соответствии с которыми на заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок не распространяются ограничения в части установления цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышающей ста тысяч рублей;

по введению особенностей закупок, предусматривающих заключение государственных контрактов со встречными инвестиционными обязательствами поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации;

об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Также в июле 2016 года были внесены изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ, согласно которым, начиная с 2017 года, государственные, муниципальные унитарные предприятия будут осуществлять закупки в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в рамках законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц (в случае если предприятие является исполнителем по контракту и привлекает третьих лиц, а также в случае, если закупки финансируются за счет грантов и грантодатель не предусмотрел иное). Данные изменения были внесены в том числе с учетом мнения Счетной палаты.

Вместе с тем Федеральным законом от 28.12.2016 № 474-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ, согласно которым федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, продолжат осуществлять закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 2931-р утвержден перечень из 64 федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства.

Таким образом, в конце 2016 года был внедрен механизм исключения отдельных федеральных государственных унитарных предприятий из-под действия Федерального закона № 44-ФЗ.

По данным ЕИС «Подсистема мониторинга» объем заключенных в рамках Федерального закона № 223-ФЗ договоров ГУП и МУП в 2016 году более 1 520 млрд. рублей (без учета договоров, заключенных федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства).

В результате более 1,5 трлн. рублей дополнительно будет расходоваться в рамках Федерального закона № 44-ФЗ (с учетом того, что общий объем открытых государственных и муниципальных закупок в 2016 году составил 6,47 трлн. рублей, прирост составит примерно 23,2 %).

Вместе с тем в 2016 году не был принят нормативный акт, регламентирующий применение Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Каталог).

При этом в действующем законодательстве о контрактной системе в сфере закупок не изменен срок внедрения Каталога (с 1 января 2017 года).Так, согласно части 4 статьи 23 Федерального закона № 44-ФЗ с 1 января 2017 года наименование объекта закупки указывается в соответствии с Каталогом. С учетом того, что не был внедрен Каталог в 2016 году у заказчиков отсутствует возможность реализации требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Следует отметить, что разработка Каталога была начата еще в 2014 году, однако Правила формирования и ведения в ЕИС закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования указанного каталога утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145.

Указанными правилами предусмотрено формирование и ведение Каталога в качестве подсистемы ЕИС, а его реализация будет обеспечиваться Минэкономразвития России и Федеральным казначейством.

В целях методического сопровождения формирования и ведения Каталога предполагается создать экспертный совет по формированию и ведению каталога при Минэкономразвития России.

Ведение и использование Каталога обеспечит:

повышение прозрачности закупок и снижение коррупционных рисков за счет введения единообразных наименований товаров, работ, услуг, использование которых заказчиками будет обязательно при планировании и осуществлении закупок;

повышение конкуренции при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет улучшения условий поиска участниками закупок рыночных цен товаров, работ, услуг;

снижение издержек заказчиков за счет стандартизации подходов к описанию объектов закупок;

повышение эффективности контроля закупок за счет расширения возможностей по поиску и анализу информации о закупках.

Результаты экспертно-аналитического мероприятия за 2016 год показали, что, по-прежнему, продолжается формирование нормативной правовой базы в сфере закупок путем внесения значительного количества изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ и принятия подзаконных актов. Так, по результатам 2016 года внесено 14 изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ и принято 44 постановления/изменения в постановления Правительства Российской Федерации, из них 15 – вновь принятых, в том числе 4 постановления Правительства Российской Федерации в рамках реализации антикризисного плана на 2016 год[8], 28 – о внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации, 1 – о признании утратившим силу.

В целом за 2013 – 2016 годы в целях формирования контрактной системы, а также в рамках реализации государственной экономической политики в сфере закупок, в Федеральный закон № 44-ФЗ было внесено 35 изменений, принято 190 нормативных правовых актов, из них фактически действующих в настоящее время более 100 актов (Таблица 6).

Таблица 6

Количество нормативных правовых актов, принятых в развитие Федерального закона № 44-ФЗ (2013 – 2016 гг.)

Период Постановления Правительства РФ Распоряжения Правительства РФ Ведомственные нормативные акты
всего из них: всего из них: всего из них:
о внесении изменений утратили силу о внесении изменений утратили силу о внесении изменений   утратили силу
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
Всего
Итого принято: 190 документа, из них 111 действующий, в том числе: 81 постановление Правительства РФ; 8 распоряжений Правительства РФ; 22 ведомственных приказа.

Необходимо отметить, что столь значительное количество принимаемых подзаконных актов в сфере закупок, большинство из которых вступают в действие с момента их опубликования, затрудняет правоприменительную практику. В этой связи видится целесообразным ввести последовательное (поэтапное) внесение «пакетных» изменений в законодательство в сфере закупок, вступающих в силу с начала следующего финансового года.

В течение 2016 года Минэкономразвития России совместно с заинтересованными органами государственной власти дорабатывали законопроект № 623906-6 ко II чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ в части регламентации проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (211 страниц текста законопроекта), принятие которого предполагает серьезную работу как заказчиков, так и участников закупки в части изучения и практического применения таких изменений, что повлечет необходимость дополнительного обучения и работу в новых условиях.

По информации Минэкономразвития России, проект поправок к законопроекту № 623906-6 одобрен на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности (протокол от 27 декабря 2016 г. № 42). Рассмотрение законопроекта включено в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2017 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению.

Кроме того, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не регламентирован порядок подготовки решений об осуществлении закупок у единственного поставщика в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации.

Результаты проверок Счетной палаты показывают, что при осуществлении закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, такие поставщики (подрядчики, исполнители) в ряде случаев никаких работ своими силами не выполняют (услуги не оказывают), а заключают в свою очередь субподрядные договоры, в том числе с дочерними или аффилированными организациями на неконкурентной основе, что не способствует эффективному расходованию бюджетных средств.

Наши рекомендации