Основные риски и убыточность по облигациям

Процентный риск.

Процентные ставки на финансовом рынке отражают стоимость денег. В зависимости от экономической ситуации процентные ставки со временем меняются. В связи с этим эмитент и инвестор несут процентные риски по облигациям. Риск заключается в следующем. Если облигация выпускается с фиксированным купонным доходом, то в случае роста ставок инвестор недополучает доход, так как по облигации он получает доход ниже, чем текущие процентные ставки на рынке. Например инвестор купил облигацию со ставкой 8%, которая соответствовала средней рыночной ставке на тот момент. Через год рыночные ставки выросли до 10%, а инвестор по прежнему получает 8%. Разница 2% — потенциальная недополученная прибыль.

Для эмитента риск заключается в снижении процентных ставок — если облигации выпущены с купоном 8%, а ставки на рынке снизились до 5%, то эмитент все равно вынужден платить 8%, то есть заемные деньги ему обходятся дороже, чем сейчас.

Основные риски и убыточность по облигациям - student2.ru

Процентный риск по облигациям

Чтобы избежать подобных рисков, эмитент выпускает облигации с переменным купонным доходом или с правом досрочного погашения.

Риск дефолта — риск того, что эмитент не сможет выполнять свои обязательства по долгам. Некоторым выпускам облигаций присваиваются кредитные рейтинги, по которым можно судить о надежности облигаций. Обычно, если риск дефолта велик, это видно по доходности облигаций к погашению — она заметно выше среднерыночной.

Инфляционный риск — риск того, что инфляция вырастет и превысит доходность по облигациям. Тогда реальная доходность (доходность за вычетом инфляции) будет отрицательной. Например, доходность облигации 10%, а инфляция за год составила 12%, тогда реальная доходность равна -2%, то есть в реальном выражении вложения в облигации обесценились на 2%. Доход по облигациям фиксированный, поэтому в случае роста инфляции инвестору придется либо терпеть убытки, либо перекладываться из облигаций в какой-то другой, более доходный инструмент.

Налогообложение облигаций

Доход физических лиц по облигациям облагается налогом 13%. Налог уплачивается с купонного дохода и с дохода от продажи облигаций. Налог с купонов уплачивает сам эмитент, то есть на ваш счет деньги приходят уже «чистыми». Налог с дохода от продажи удерживает ваш брокер, списывая деньги с вашего счета в начале года или при выводе вами средств.

Налоговая база при продаже облигаций рассчитывается так:

(Доход от продажи + НКД полученный) – (Расходы на покупку + НКД уплаченный) + Купонный доход

Налоговая база при погашении облигаций:

Номинал облигации – (Расходы на покупку + НКД уплаченный) + Купонный доход

Налоговая база уменьшается на суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением, хранением, реализацией и погашением ценных бумаг.

Не облагаются налогом следующие доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами:

§ купонный доход по государственным процентным облигациям (ОФЗ) за время владения ценной бумагой физическим лицом;

§ купонный доход по процентным облигациям субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Классификация облигаций

Согласно российскому законодательству возможна следующая классификация облигаций.

1. По срокам действия:

- Облигации с оговоренной датой погашения: краткосрочные (1-3 лет), среднесрочные (3-7 лет), долгосрочные (7-30 лет);

- Облигации без фиксированного срока погашения: бессрочные (консоль), отзывные, облигации с правом погашения, продлеваемые, отсроченные;

(Российское законодательство не предусматривает эмиссию бессрочных облигаций)

2. В зависимости от эмитентов:

государственные; муниципальные; корпоративные

3. По форме выпуска (для документарных):

документарные ; бездокументарные

4. В зависимости от внесения в реестр у эмитента (порядка владения):

именные ; на предъявителя, причем именные облигации могут выпускаться как в документарной, так и в бездокументарной форме; облигации на предъявителя – всегда документарные. При выпуске именных облигаций организация обязана нести реестр их владельцев

5. В зависимости от способа получения дохода:

купонные; дисконтные (с нулевым купоном)

6. По способу выплаты купонного дохода:

- с фиксированной процентной ставкой;

- с плавающей процентной ставкой (зависит от процентной ставки)

- с равномерно возрастающей процентной ставкой

- с оплатой по выбору – доход в виде купонной ставки или в форме новой облигации

- смешанного типа – часть срока выплачивается фиксированный процент, а часть срока – плавающий

7. По характеру обращения:

обычные ; конвертируемые – владельцы таких облигаций имеют право в течение всего срока, на который выпущены облигации обменивать их на обыкновенные или привилегированные акции

8. По признаку надежности:

«достойные» - выпускаются надежными заемщиками с твердой репутацией; «макулатурные» - спекулятивные облигации с высокой степенью риска и высок купонным доходом

9. По способу обеспечения займа:

обеспеченные залогом имущества организации- эмитента (закладные); облигации, обеспеченные третьими лицами ( гарантированные); облигации без обеспечения.

10. В зависимости от вида обеспечения:

ипотечные – облигации, выпущенные под залог земли или недвижимости;

с плавающим залогом – в качестве обеспечения выступают машины, оборудование, материалы и др;

под залог ЦБ.

11. В зависимости от формы погашения долга заемщиком:

с возмещением в денежной форме; с возмещением в натуральной форме

12. По методу погашения облигаций:

с разовым погашением номинальной стоимости; с распределенным по времени погашением; с последовательным погашением фиксированной доли общего количества облигаций.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 458 "О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов":

По срокам обращения облигации федеральных займов могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными.

Владельцами облигаций федеральных займов могут быть российские и иностранные юридические и физические лица.

Владелец облигаций федеральных займов имеет право на получение при их погашении основной суммы долга (номинальной стоимости), а также дохода, если это предусмотрено условиями выпуска, в виде процентов, начисляемых на номинальную стоимость облигаций либо непогашенную часть номинальной стоимости облигации при погашении номинальной стоимости частями.


Генеральным агентом по размещению, выкупу и обмену выпусков облигаций федеральных займов является Центральный банк Российской Федерации.

Агентами по размещению, выкупу, обмену, обслуживанию и погашению выпусков облигаций федеральных займов являются кредитные организации или другие специализированные финансовые организации, заключившие с Министерством финансов Российской Федерации соглашения об осуществлении указанных функций.


Размещение, обращение, включая обмен и выкуп, облигаций федеральных займов, осуществляются на торгах организатора торговли в соответствии с установленными им правилами организованных торгов и (или) на внебиржевом рынке в соответствии с условиями эмиссии и обращения облигаций федеральных займов.

Министерство финансов Российской Федерации вправе осуществлять выкуп облигаций федеральных займов до срока их погашения с возможностью их последующего обращения с соблюдением требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет выкуп облигаций федеральных займов до срока их погашения при предъявлении облигаций федеральных займов их владельцами к выкупу, в случае если такая обязанность эмитента установлена условиями эмиссии и обращения облигаций федеральных займов.


Согласно федеральному закону от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О рынке ценных бумаг":


Передача выплат по именным облигациям осуществляется депозитарием лицам, являющимся его депонентами:

1) на конец операционного дня, предшествующего дате, которая определена в соответствии с решением о выпуске именных облигаций и на которую обязанность по осуществлению выплат по именным облигациям подлежит исполнению;

2) на конец операционного дня, следующего за датой, на которую эмитентом раскрыта информация о намерении исполнить обязанность по осуществлению последней выплаты по именным облигациям, если такая обязанность в срок, установленный решением о выпуске именных облигаций, эмитентом не исполнена или исполнена ненадлежащим образом, а в случае, если эмитент не обязан раскрывать информацию в соответствии с настоящим Федеральным законом, на конец операционного дня, следующего за датой поступления денежных средств, подлежащих передаче на специальный депозитарный счет депозитария (счет депозитария, являющегося кредитной организацией), которому открыт лицевой счет номинального держателя в реестре.

Согласно федеральному закону об "Условиях выпуска Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом" (утв. Минфином РФ 28.06.1996 N 60):

4. Эмиссия Облигаций осуществляется в форме отдельных выпусков в сроки, устанавливаемые Эмитентом. Каждый выпуск имеет государственный регистрационный номер.

При этом Облигации с одинаковым объемом прав и датой погашения имеют одинаковый государственный регистрационный номер.

5. Номинальная стоимость Облигаций выражается в валюте Российской Федерации и составляет 1000000 (один миллион) рублей.

6. Эмитент по согласованию с Банком России устанавливает для каждого отдельного выпуска Облигаций его объем; размер купонного дохода; дату размещения; дату погашения; даты выплаты купонного дохода; ограничения на долю объема выпуска, приобретаемую нерезидентами.

Указанные условия в числе прочих фиксируются в глобальном сертификате и объявляются не позднее, чем за семь дней до начала размещения.

Оферта эмитента облигации – обязательство эмитента выкупить облигации у любого желающего их продать инвестора по заранее оговоренной цене (обычно по номиналу) в оговоренную дату.

Наличие оферты эмитента облигации придает уверенности инвесторам, поскольку гарантирует возможность продать облигации по цене оферты, не дожидаясь даты погашения при резком изменении экономических условий.

Механизм выпуска облигаций.

Процедура выпуска облигаций прописана в соответствующих законодательных актах и состоит из 5 этапов. Но для полного описания процесса к ним можно добавить еще два: предварительный и заключительный.

1. Предварительный этап: разработка концепции эмиссии. Она должна содержать: цели готовящейся эмиссии, общую инвестиционную программу и концепцию развития предприятия, определение потенциальных инвесторов, описание и сравнение нескольких вариантов эмиссий, а также планы по выводу облигаций на вторичный рынок. Данная информаций позволит принять взвешенное и обоснованное решение о необходимости эмиссии облигаций или же отказа от нее.

2. I этап: решение о выпуске облигаций – это и является началом процесса. Для этого необходимо принять решение на совете директоров компании (для акционерных обществ) или на общем собрании участников общества (для обществ с ограниченной ответственностью). После этого решение должно быть опубликовано в прессе (периодическом издании). Тираж издания должен составлять не менее 10 000 экземпляров. Достаточно популярные и используемые для этих целей издания – «Российская газета», «Налоговый вестник».

3. II этап: утверждение решения. После публикации решения в течение 6 месяцев необходимо утвердить решение о проспекте эмиссии и выпуске облигаций. Федеральная служба финансового регулирования заверяет это решение и ставит отметку, в которой отражены регистрация выпуска и номер выпуска облигаций. Решение о выпуске должно содержать информацию о виде облигаций, номинальной стоимости, способах размещения, а также сроках. При условии обеспечения облигаций активами предприятия, отметка об этом ставится в решении.

4. III этап: государственная регистрация. С момента предоставления всех необходимых документов в ФСФР в течение 30 дней эмиссия облигаций предприятия должна пройти процедуру государственной регистрации. Этот срок регламентирован законом, но при необходимости может быть увеличен ФСФР для проверки достоверности сведений. Пакет документов для эмиссии облигаций достаточно невелик. В него входят заявление на регистрацию, анкета предприятия-эмитента и копия свидетельства о государственной регистрации предприятия.

5. IV этап: размещение облигаций. Если принято решение о эмиссии облигаций в количестве определенной партии (например, 10 000 облигаций), то предприятие может выпустить для начала меньшую партию (5 000 облигаций), а потом довыпустить оставшиеся. А вот выпускать количество облигаций больше, чем заявлено, категорически нельзя. Выпуск облигаций на рынок ценных бумаг производится в течение 1 года с момента утверждения решения о выпуске. Размещение облигаций на рынке ценных бумаг лучше всего осуществлять через профессионального посредника – андеррайтера. Работа с этим специалистом осуществляется на договорной основе. Все средства от эмиссии облигаций автоматически попадают на счет предприятия-эмитента.

6. V этап: регистрация отчета об итогах выпуска. По окончании процедуры выпуска (фактически после продажи последней облигации) эмитент обязан предоставить в ФСФР отчет о результатах выпуска. Срок предоставления – 30 дней с момента выпуска.

7. Заключительный этап: поддержание обращения облигаций на вторичном рынке. Одна из важных задач эмитента после выпуска облигаций – поддержание интереса к ним на рынке, который, в свою очередь, обеспечивается их ликвидностью. Когда инвестор без труда может найти нового покупателя и продать свой пакет облигаций. Активное обращение ценных бумаг на рынке играет на руку эмитенту, так как это и реклама и престиж компании. Кроме того – это возможность в будущем без проблем выпускать новые облигации. Данная процедура не является одномоментной и требует постоянного внимания.

Предположим, эмитент принял решение выпустить/эмитировать облигации. После того, как решение утверждается Правительством (государственные облигации), или органом местного самоуправления (муниципальные облигации), или Советом Директоров (корпоративные облигации), выпуск облигации и Проспект облигации должны быть зарегистрированы. Облигации и проспекты облигаций регистрируются в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) РФ. Выпуски облигаций банков — в ЦБ РФ. Некоторые корпоративные облигации регистрируются напрямую на бирже (К примеру группа "Московская Биржа": http://moex.com). Это сделано для упрощения процедуры регистрации, тогда такие облигации получают обозначение БО или боб — биржевые облигации — облигации, зарегистрированные на бирже.

Проспект облигации — это документ, состоящий из 5 разделов, в которых содержится информация об эмитенте, сведения о финансовом состоянии эмитента, сведения о предыдущих выпусках облигаций, данные о размещаемых в данный момент облигациях, и последний раздел — дополнительная информация.

Если эмитент ранее не выпускал облигации/ценные бумаги, такой выпуск называется Первичная эмиссия. Если выпускал — то Последующая эмиссия.

После регистрации выпуска и проспекта выпуска регистрирующий орган присваивает выпуску государственный регистрационный номер, например:

Сбербанк-1-2-об — облигации Сбербанка, серия 01. Данные госрегистрации №40701481B от 26.10.2015, ЦБ РФ — выпуск зарегистрирован ЦБ РФ.

(законодательство о регистрации)

Согласно Постановлению ФКЦБ РФ от 19.10.2001 N 27 (ред. от 12.02.2003) "Об утверждении Стандартов эмиссии облигаций и их проспектов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.12.2001 N 3121)

7.1. Не может быть осуществлена государственная регистрация выпуска облигаций:

до полной оплаты уставного капитала акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью;

если сумма их номинальных стоимостей (объем выпуска) в совокупности с суммой номинальных стоимостей всех непогашенных облигаций эмитента, являющегося акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью, превышает размер его уставного капитала или величину обеспечения, предоставленного ему в целях выпуска облигаций третьими лицами.

7.2. Заключение гражданско-правовых сделок с облигациями до государственной регистрации их выпуска запрещается.

До государственной регистрации выпуска облигаций эмитент и посредники имеют право проводить переговоры о приобретении облигаций с их возможными приобретателями при условии, что предложения о приобретении облигаций не предназначены для неопределенного круга лиц, а адресованы конкретным лицам. При этом допускается заключение предварительных договоров по приобретению облигаций. В таком случае возможным приобретателям представляются для ознакомления представленные в регистрирующий орган решение о выпуске и проспект облигаций, на титульном листе каждого из которых содержится текст следующего содержания, напечатанный наибольшим из шрифтов, которые использовались для печати остального текста, за исключением наименования документа: "Облигации, указанные в настоящем решении о выпуске облигаций (проспекте облигаций), относятся к выпуску, не прошедшему государственную регистрацию, в государственной регистрации настоящего выпуска облигаций может быть отказано. Настоящее решение о выпуске облигаций (проспект облигаций) может измениться. Сделки с облигациями до государственной регистрации их выпуска запрещены".

7.4. Документы на государственную регистрацию выпуска облигаций должны быть представлены не позднее одного месяца с даты утверждения решения об их выпуске.

7.5. Государственная регистрация выпусков облигаций осуществляется регистрирующими органами.

7.6. Регистрирующие органы несут ответственность только за соответствие состава сведений, содержащихся в решениях о выпуске и проспектах облигаций, требованиям, установленным в настоящих Стандартах, но не за их достоверность.

7.7. Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска облигаций или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации не позднее 30 дней с даты представления всех документов и магнитных носителей в соответствии с настоящими Стандартами, если законодательством Российской Федерации или настоящими Стандартами не предусмотрен иной срок.

Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска облигаций, оплата которых при размещении и выплата номинальной стоимости и процентов по которым в соответствии с решением о выпуске облигаций осуществляются денежными средствами и которые не предоставляют иных имущественных прав, не позднее 15 дней с даты представления всех документов и магнитных носителей в соответствии с настоящими Стандартами.

7.8. Эмитент вправе внести изменения и (или) дополнения в документы, представленные для государственной регистрации выпуска облигаций.

Эмитент обязан представить в регистрирующий орган изменения и (или) дополнения в проспект облигаций, отражающие любые обстоятельства, которые могут повлиять на принятие решения о приобретении облигаций (в частности, изменение конкурентных условий, изменение законодательства Российской Федерации).

7.9. Изменения или дополнения в документы, представленные для государственной регистрации выпуска облигаций (за исключением изменений сведений о цене размещения облигаций), могут быть представлены не позднее чем за 10 дней до окончания срока, предусмотренного пунктом 7.7 настоящих Стандартов.

Изменения сведений о цене размещения облигаций, или документ, содержащий указание на цену размещения облигаций, в случае, если она не была указана при представлении документов на государственную регистрацию выпуска облигаций, должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее чем за 5 дней до окончания срока, предусмотренного пунктом 7.7 настоящих Стандартов. При этом допускается изменение сведений о цене размещения облигаций только в случае, если она была определена в твердой денежной сумме. Информация о цене размещения облигаций или изменения сведений о цене размещения облигаций представляются в регистрирующий орган в форме уведомления, которое является обязательным приложением к решению о выпуске (а в соответствующих случаях и к проспекту) облигаций и на котором проставляется отметка регистрирующего органа о государственной регистрации.

7.10. Одновременно с государственной регистрацией выпуска облигаций осуществляется регистрация решения о выпуске облигаций и проспекта в случае, если государственная регистрация выпуска облигаций должна в соответствии с настоящими Стандартами сопровождаться регистрацией проспекта облигаций.

7.11. В случае принятия решения о государственной регистрации выпуска облигаций заявителю выдаются:

два экземпляра решения о выпуске облигаций с отметками о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска облигаций

два экземпляра проспекта с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска облигаций (в случае, если государственная регистрация выпуска облигаций сопровождалась регистрацией проспекта облигаций);

уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска облигаций.

Присвоенный выпуску облигаций государственный регистрационный номер проставляется на титульных листах каждого экземпляра решения о выпуске облигаций (и проспекта облигаций, в соответствующих случаях).

7.12. Копия уведомления о государственной регистрации выпуска облигаций должна быть передана регистрирующим органом в Федеральную комиссию не позднее 5 дней по окончании месяца, в течение которого была осуществлена государственная регистрация выпуска облигаций, если иное не установлено нормативными актами Федеральной комиссии.

Порядок взаимодействия Федеральной комиссии и регистрирующих органов по обмену информацией о государственной регистрации выпусков облигаций устанавливается Федеральной комиссией.

7.14. При отказе в государственной регистрации выпуска облигаций регистрирующий орган обязан не позднее трех дней с даты принятия соответствующего решения направить эмитенту:

уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска облигаций, содержащее основания отказа в государственной регистрации выпуска облигаций.

Следующий этап — эмитент размещает облигации для продажи среди инвесторов. На этом этапе эмитент передает облигации в собственность новым владельцам, например, облигации могут быть размещены по подписке, то есть проданы эмитентом:

· Ограниченному кругу лиц, — Закрытая подписка, или

· Неограниченному кругу лиц, — Открытая подписка, когда любой желающий может купить облигации этого выпуска.

Кроме подписки, облигации могут размещаться путем Конвертации, когда новый выпуск облигации меняется на какой-то другой на заранее установленных условиях. Например, ТГК-2 разместил таким образом новый выпуск облигаций ТГК-2 БО-2 взамен дефолтного предыдущего.

Если облигации размещаются по открытой подписке, например, на бирже, то размещаться они могут не ранее, чем через 2 недели после раскрытия информация о регистрации выпуска, чтобы у потенциального покупателя была возможность узнать о размещении выпуска. Для этого эмитент обязан опубликовать информацию о размещении облигаций в СМИ тиражом не менее 50.000 экземпляров.

Облигации могут регистрироваться и размещаться собственными силами эмитента, либо при помощи посредника — андеррайтера. Андеррайтер может сам выкупить весь или часть выпуска, и дальше действовать по своему усмотрению, а может быть посредником, который организует процесс регистрации-размещения облигаций или вообще ценных бумаг.
В первом случае риск возможной недореализации выпуска ложится на андеррайтера, во втором случае — на эмитента.

После размещения облигаций эмитент должен зарегистрировать отчет об итогах выпуска серии облигаций. В отчете указываются общие данные о выпуске, данные об эмитенте, наименование регистратора, данные об андеррайтерах, сколько бумаг было продано, по какой цене, сколько крупных сделок, и так далее.

Эмиссия может быть признана несостоявшейся, если были выявлены какие-то нарушения, например, непредоставление какой-то информации, предоставление ложной информации, неуплата каких-то налогов итд. В случае, если эмиссия была признана несостоявшейся, государственная регистрация выпуска аннулируется, а эмитент должен вернуть полученные деньги инвесторам, а инвесторы — вернуть эмитенту облигации аннулированного выпуска.

Обычно перед принятием решения о размещении выпуска облигаций эмитент вместе с финансовыми консультантами разрабатывает концепцию облигационного займа. Насколько потенциальные инвесторы заинтересованы в покупке облигаций этого эмитента, насколько хорошо кредитное качество эмитента, какова финансовая история, объем планируемого займа, конъюктура рынка, и так далее.

Наши рекомендации