Тропическая и Южная Африка во второй половине XX в.
Политические маневры колониальных держав. После войны метрополии особенно остро нуждались в сырьевых ресурсах и продовольствии из африканских стран. За счет усиленной эксплуатации колоний метрополии рассчитывали восстановить свою порушенную экономику. Однако на пути осуществления этих планов возникли препятствия. Послевоенный мир стал качественно иным. Возросли роль и влияние СССР в международных делах. Под напором национально-освободительного движения распалась колониальная система в Азии. Соединенные Штаты становятся соперником метрополий, проникая в экономику их колоний в Африке. Наконец, созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций (ООН) установила контроль за положением в колониях. Для некоторых бывших подмандатных территорий, переименованных в подопечные территории, были определены сроки предоставления им в будущем самоуправления. О сроках предоставления независимости колониям не говорилось, но, согласно статье 73 Устава ООН, метрополии обязаны были информировать международную организацию о своих действиях по их развитию.
В условиях общего ослабления империализма метрополии наряду с методами подавления, от которых они никогда не отказывались, шире стали прибегать к политическому маневрированию. Франция, например, заявила, что образует с заморскими народами союз, основанный якобы на равноправных отношениях. Действительно, африканцам даже разрешили избирать своих депутатов в Национальное собрание Франции (парламент). Но если депутат-африканец представлял 800 тыс. своих сограждан, то депутат-европеец — 80 тыс. С приходом де Голля к власти в 1958 г. 21 африканец-депутат был изгнан из парламента, а политика Франции в колониях была ужесточена.
В британских владениях в Африке коренным жителям предоставили право создавать свои законодательные советы. Однако 9/10 населения были лишены избирательного права. Единственной привилегией избранных в советы депутатов было право критиковать действия колониальной администрации.
Португалия и Испания, чтобы выйти из-под контроля органов ООН и не отвечать перед ними за положение дел в своих колониях, вносят в свои конституции изменения. Теперь все колонии двух стран объявлялись их заморскими провинциями. Правительство Португалии пошло еще дальше: всем жителям колоний в 1961 г. было предоставлено португальское гражданство. Деятельность бельгийских колонизаторов в Конго не претерпела существенных изменений и проходила под лозунгом: «Работа, а не избирательное право для африканцев».
Вынужденные маневрировать метрополии предпринимали все попытки, чтобы сохранить свое политическое и экономическое влияние в колониях, обеспечить себе «постоянное присутствие» (Великобритания) в Африке или хотя бы «длительное постоянное присутствие», на что рассчитывала Франция.
Подъем национально-освободительного движения и освобождение Африки. Для большинства стран Тропической Африки послевоенные годы стали временем создания политических партий и организаций, зарождением профсоюзного движения. Призыв V Панафриканского конгресса (1945 г.) к политической самоорганизации и активным действиям против колонизаторов нашел широкий отклик в среде африканского населения.
В 1946 г. возникло Демократическое объединение Африки (ДОА), членами которого стали представители 13 колоний. Это была массовая и сплоченная политическая партия, поставившая перед собой цель до конца бороться за независимость стран французской Тропической Африки. Примерно в одно время с ДОА образовались партии и в британской Тропической Африке: Национальный совет Нигерии и Камеруна, Объединенный конвент Золотого Берега, Союз африканцев Кении, Демократическое движение за малагасийское возрождение, Лига молодых сомалийцев и др. Они ставили перед собой те же самые цели — мобилизация масс в борьбе за независимость.
Борьба приняла невиданные ранее масштабы. Ею была охвачена вся Африка. В национально-освободительном движении 1945 — 1980-х годов выделяются два этапа: до середины 50-х — этап преимущественно «мирного» (демонстрации, забастовки, акты гражданского неповиновения) натиска африканских народов на позиции колонизаторов; а с конца 50-х — стремительное развитие антиколониальных революций, которые и привели к окончательному распаду колониальных империй в Африке.
Первой страной в Тропической Африке, добившейся независимости в 1957 г., стала Гана (Золотой Берег). За ней последовала Гвинея, ставшая самостоятельным государством в 1958 г. В колониальной системе империализма в Тропической Африке появились первые бреши. В дальнейшем процесс распада этой системы резко ускорился.
1960 г. вошел в историю как «год Африки». Действительно, в этот год завоевали независимость 17 новых государств. Суверенными стали все колонии ФЗА и ФЭА, французская подопечная территория — Камерун, Мадагаскар, Бельгийское Конго, Сомали. В октябре 1960 г. стала независимой и крупнейшая по населению британская колония Нигерия.
В начале 60-х годов добились независимости Танганьика (1961), Уганда (1962), Кения, Руана и Бурунди (1963). В 1964 г. -Замбия (Северная Родезия), Малави (Ньясаленд), в 1965 г. — Гамбия. В 1966 г. независимыми становятся Ботсвана (Бечуаналенд) и Лесото (Басутоленд), в 1968 г. — Свазиленд.
Все эти страны добились независимости невооруженным путем. Страны-метрополии — Англия и Франция — под напором мощных массовых выступлении в колониях и под давлением мирового общественного мнения вынуждены были отказаться от дальнейшей колониальной практики. В тех же африканских странах, где мирными средствами не удалось достичь желаемого результата, народы поднялись на вооруженную борьбу. Она развернулась в португальских колониях — Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау, а также в тех странах, где верховная власть была узурпирована представителями белого меньшинства, проводившими расовую политику. Это Юго-Западная Африка (Намибия), Южная Родезия (Зимбабве), Южно-Африканская Республика.
Народы этих стран боролись под руководством международно признанных организаций — Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА), Фронта освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), Африканской партии независимости Гвинеи-Бисау (ПАИГК), Народной организации Юго-Западной Африки (СВАПО), Патриотического фронта Зимбабве (ПФЗ), Африканского национального конгресса (АНК). Эти партии возглавлялись выдающимися деятелями освободительного движения в Африке Агостиньо Нето, Саморой Машелом, Амилкаром Кабралом, Сэмом Нуйемом, Робертом Мугабе, Нельсоном Манделой, После обретения независимости и крушения расистских режимов все они были избраны главами своих государств.
В 1973 г. свободной становится Гвинея-Бисау, в 1975 г. — Ангола и Мозамбик. В 1980 г. формируется первое нерасистское правительство в Зимбабве, а в 1989 г. — в Намибии. Последним пал расистский режим белого меньшинства в ЮАР в 1994 г. Таким образом, в Африке южнее Сахары образовалось 47 политически независимых государств с населением в середине 90-х годов около 400 млн чел.
Тропическая Африка после деколонизации. Итак, на развалинах колониальных империй — Англии, Франции, Португалии и других европейских держав — возникли самостоятельные государства, причем в границах, соответствовавших прежним колониальным территориям.
Политическая независимость стала огромной победой африканских народов: они достигли той цели, чтобы самим определять свое будущее. Однако колониальная эпоха оставила им тяжелое наследие, и прежде всего экономическую отсталость и зависимость от западных держав. Сохранившаяся специализация только сырья на экспорт делала экономику африканских стран легкоуязвимой.
С экономической точки зрения свободная Африка с 60-х годов и по сегодняшний день — поставщик нефти, металлических руд, древесины, бокситов, хлопка, арахиса, какао — одним словом, сырья, и потребитель машин, механизмов, одежды, продовольствия, стройматериалов, химикатов, т.е. готовой продукции. Цены на сырье всегда снижались, на готовую продукцию — росли. Например, для того чтобы купить один грузовик, Танзания в конце 60-х годов должна была продать 7 т хлопка. В 1980 г. этот же грузовик ей стоил уже 28 т хлопка. Возникли «ножницы» цен, выстригающие ежегодно миллионы долларов в пользу производителей готовой продукции — стран Запада. Не обладая первоначальными капиталами в момент освобождения, африканские страны вынуждены были обратиться за кредитами к европейским странам, бывшим своим господам. Так появился внешний долг, который с каждым годом все более увеличивался: к концу 80-х годов он достиг 250 млрд долл., к началу нового тысячелетия он поднимется до 550 млрд. Многие африканские государства половину всех доходов тратят на выплату своим кредиторам, главным образом по процентам. Возникла ситуация, когда Африка стала выплачивать Западу больше, чем получать от него, т.е. фактически превратилась в донора богатых западных стран.
Огромная внешняя задолженность похоронила надежды многих африканских правительств на возрождение своих государств. В Тропической Африке сейчас находится 26 из 36 беднейших стран мира. Недаром даже в докладе генерального секретаря ООН за 1985 г. прозвучало обвинение в адрес европейских стран, а также Соединенных Штатов за проводимую ими «эгоистическую политику».
Трудности экономического положения во многих африканских странах усугубляются неблагоприятными природно-климатическими условия-ми — постоянными засухами и наступлением пустынь Сахары и Калахари, усилившимися в последние десятилетия. Возник целый засушливый пояс -от Западной Африки до Судана и Эфиопии. Часто наступают годы, когда от голода, вызванного засухой, умирает огромное число людей. Так было в начале 60-Х, В Начале 70-Х, В Середине 80-х годов. Эта ситуация периодически повторяется. Только в 80-е годы засухой была поражена почти половина стран континента. От голода умерли 2 млн африканцев. Наступление Сахары называют крупнейшей в современной истории экологической катастрофой. Здесь сказалось и вмешательство самого человека. Жители африканских стран, вынужденные увеличивать производство экспортной сельхозпродукции, истребляют леса под дополнительные пашни. Через некоторое время почва становится неплодородной, поскольку чрезмерная жара и палящее солнце уничтожают органические вещества и превращают ее в песок.
В 1960 г. Тропическая Африка давала менее 1% от всей мировой промышленной продукции. В первое десятилетие независимого существования в африканскую промышленность были вложены немалые средства, но их оказалось далеко недостаточно для ликвидации промышленного отставания. В отсутствии местных частных капиталов государству пришлось брать на себя задачу развития индустрии. Просьба к западным странам оказать в этом помощь не дала результатов. Они считали невыгодным вкладывать капиталы в африканскую промышленность и предпочитали инвестировать торговлю и разработку сырьевых ресурсов. Помощь и поддержку в строительстве промышленных предприятий африканские страны получили от Советского Союза, европейских социалистических стран, Китая. Однако сооружение многих промышленных объектов так и не было доведено до конца. Необеспеченность финансами, острая нехватка квалифицированных кадров (среди взрослого населения всего 30% грамотных) и другие причины стали препятствием на пути промышленного развития африканских стран.
Самой большой переменой в Африке с момента обретения ею независимости было создание системы школьного образования и здравоохранения. Многократно увеличилось и продолжает увеличиваться число учеников в школах и образованной молодежи. Прививки населению и потребление чистой воды быстро снизили детскую смертность. С I960 по 1985 г. население Африки удвоилось (с 200 до 400 млн человек) и продолжает расти быстрее, чем в любой другой части света. Почти половина населения в странах Африки стала состоять из подростков при средней продолжительности жизни африканца в конце 80-х годов — около 40 лет. Ассигнования на образование и здравоохранение стали составлять большие суммы. Сложилось положение, когда темпы экономического роста, до конца 70-х годов не превышавшие 1,5 % в год, стали вдвое уступать темпам роста населения. И с начала 80-х годов среднегодовое снижение дохода на душу населения в африканских странах за исключением ЮАР составляло 4,4 %. Эта тенденция сохраняется и поныне. Экономический рост во многих странах стал равняться нулю или даже «уходить в минус*.
Эпоха послеколониального развития — это время поиска форм и путей государственного строительства, выбора общественно-политических ориентации, налаживания межгосударственных отношений.
С обретением политической самостоятельности перед лидерами освободительного движения встал неотложный вопрос государственного обустройства. Некоторые африканские деятели, в частности президент независимой Ганы Кваме Нкрума, выступали с идеей создания единого федеративного государства США — Соединенных штатов Африки. Свою позицию они обосновывали единством исторических судеб африканских народов, единой борьбой против колониализма, еще не утратившей силу идеей панафриканской солидарности. Однако большинство выступило за создание отдельных самостоятельных государств, но согласилось с идеей создания такого регионального органа, который бы помогал решать общие насущные проблемы. Появилась Организация африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г., членами которой стали все независимые страны Африки. ОАЕ стала организацией, деятельность которой охватывает широкий круг проблем политического, экономического, социального и культурного характера. Важным достижением ОАЕ стало провозглашение ею принципа сохранения существующих государственных границ, доставшихся в наследство от колониальных времен.
Стремление африканских стран к сплочению проявилось в возникновении и других политических и экономических союзов, сообществ (Афро-Малагасийский Союз, Восточно-африканское экономическое сообщество и др.)- Некоторые организации распадались, чаще из-за политических интриг европейских стран и их экономического нажима, другие существуют уже не одно десятилетие. Активную политическую роль африканские страны демонстрируют в Движении неприсоединения, в ООН. Впервые на должность генерального секретаря этой международной организации в 1996 г. был избран африканец — Кофи Аннан.
Становление системы межгосударственных отношений в Африке не было гладким и бесконфликтным. Причин много. Это и разный уровень социального развития, постоянно обострявшаяся национально-религиозная рознь, территориальные притязания, не всегда обоснованные политические амбиции тех или иных лидеров. Разъединяет их и тот факт, что до сих пор африканские страны экономически теснее связаны с бывшими метрополиями, чем друг с другом. Многие из них являются ассоциированными членами Европейского экономического сообщества, входят в британское Содружество, во французский Союз и т.п.
Эти и другие причины приводили к взаимным претензиям, пограничным столкновениям и даже войнам. Примерами могут служить вооруженные конфликты — дважды между Эфиопией и Сомали в 1964 и 1977 г., между Танзанией и Угандой во второй половине 70-х годов.
Проблема выбора формы государственного устройства и пути социально-экономического развития встала перед африканскими странами сразу после провозглашения политической независимости. Политического опыта государственного строительства у лидеров освободившихся стран не было. Использование традиционных, родоплеменных институтов в качестве основы строительства современного государства явно не годилось. За образец были приняты парламентские системы европейских стран. Однако в конечном итоге это заимствование не дало положительных результатов, не стало залогом политической стабильности в африканском обществе. Наоборот, образование множества партий в преддверии первых парламентских выборов внесло в политическую жизнь молодого африканского государства раздоры и конфликты. Например, в Сомали, с населением около 2 млн чел., накануне первых выборов в 1960 г. возникло 8 политических организаций. Объясняется это тем, что каждая из партий, быстро сколоченная, как правило, из соплеменников или представителей клановых сообществ, боролась и отстаивала лишь свои узкоэтнические и корпоративные интересы. Первый опыт парламентской демократии в большинстве африканских стран закончился безрезультатно.
Следующим этапом в государственном строительстве становится установление однопартийных политических систем, причем разных ориентации. Формально эта система государственного устройства была заимствована у таких стран, как СССР, Китай, европейских социалистических обществ. Одновременно с этим идеалом развития африканских государств, во всяком случае большинства из них, становится социализм в различных его моделях и выражениях.
С конца 60-х годов ряд африканских государств — Конго (1969), Бенин (1972), Сомали (1972), Эфиопия (1976), Ангола и Мозамбик (1977), Зимбабве (1980) — провозгласили развитие своих стран на базе идей марксизма-ленинизма. Разумеется, реальных оснований для этого было слишком мало, подоплека такого выбора стала объяснимой с развалом в 1991 г. Советского государства и стран европейского социалистического сообщества, которые исходя из идеологической схожести и принципов развития в бытность своего существования оказывали африканским государствам значительную материальную помощь. С ее прекращением правящие партии изменили и свои идейно-политические установки.
На пороге XXI столетия африканские страны остаются с множеством нерешенных проблем. Ни путь капиталистической ориентации, ни социалистической не помог их решению. Экологические катастрофы, экономическая отсталость, голод, политическая нестабильность, демографический рост были и до сих пор остаются постоянными спутниками жизни африканских народов.