Глава 8. арабские страны азии и африки
Ирак
От монархии к республике (1946—1958 гг.). Военное положение в Ираке было отменено только в 1946 г. Вслед за этим первый кабинет мирного времени принял решение о легализации деятельности политических партий и создании комиссии для пересмотра договора 1930 г. В результате с 1946 г. в стране активно начинают действовать Национально-демократическая партия Ирака (НДПИ), выступающая за проведение буржуазно-демократических реформ и активизацию антиимпериалистической борьбы, Коммунистическая партия (ИКП) и Демократическая партия Курдистана (ДПК), возглавившая борьбу курдов Ирака и сопредельных стран за создание собственного государства. ИКП и ДПК, правда, оставались на нелегальном положении.
Позднее, с 1954 г., среди политических сил Ирака выделилось национальное отделение Партии арабского социалистического возрождения (ВААС). Баасисты выдвигали простые и понятные лозунги социальных реформ. Наибольшую поддержку они находили среди мелкой буржуазии и сторонников идеи арабского национализма.
В январе 1948 г. был подписан новый ирако-английский договор, который подводил итог английской оккупации, но сохранил зависимое положение Ирака. По-прежнему англичане осуществляли контроль над армией, внешней политикой и пр.
Подписание договора вызвало всплеск массового выступления протеста, переросший в национальное и антимонархическое восстание. Однако вовлечение Ирака в палестинскую войну 1948-1949 гг. позволило ввести военное положение, в стране установилась военная диктатура во главе с бывшим премьером Нури Саидом.
В области внешней политики монархический Ирак пошел на более тесное сближение с реакционными режимами соседних мусульманских стран. В 1955 г. при активном участии Англии в Багдаде был оформлен военно-политический блок с участием Ирака, Ирана, Турции и Пакистана. В соответствии с англо-иракским соглашением 1955 г., заменившим договор 1930 г., Англия сохранила военно-политический контроль над Ираком и втягивала его в свои агрессивные акции на Ближнем Востоке, что вызывало бурное недовольство в обществе.
Военно-монархический режим полностью дискредитировал себя внутри страны. Против него объединились рабочие и крестьяне, интеллигенция, национальная и мелкая буржуазия. Военный режим даже упускал из-под влияния армию — свою главную опору: в 1956 г. в ней были созданы ячейки тайной революционной организации «Свободные офицеры*. В феврале 1957 г. на основе объединения ряда политических партий был создан Фронт национального единства (ФНЕ). Программа Фронта предусматривала свержение монархии, выход из Багдадского пакта, предоставление демократических свобод и др.
14 июля 1958 г. две бригады иракской армии во главе с полковниками Керимом Касемом и Салямом Арефом вступили в Багдад и при поддержке населения заняли столицу и королевский дворец. Король Фейсал И, Сайд и некоторые другие деятели были убиты. В Ираке была провозглашена республика.
Переход к политике личной диктатуры. Первыми мероприятиями правительства республики, возглавляемого Касемом, были введение временной конституции, легализация массовых организаций, аграрная реформа, ограничившая крупное землевладение, ограничение позиций иностранного капитала.
Был сделан ряд важных шагов во внешнеполитической сфере. В марте 1959 г. Ирак аннулировал неравноправные соглашения с Англией и США, вышел из Багдадского пакта, установил экономическое и политическое сотрудничество с СССР.
Однако с середины 1959 г. в действиях Касема стала заметна определенная двойственность. С одной стороны, его правительство продолжало осуществлять планы экономического развития, с другой — усиливало репрессивные меры против демократических организаций. Устанавливалась личная диктатура Касема.
Характерно, что такая политика сохранилась и после свержения Касема 8 февраля 1963 г. Захватившие власть в стране функционеры партии БААС и военная группировка Саляма Арефа (он стал президентом) казнили Касема и его сторонников, но продолжили их политический курс. Более того, после гибели Саляма Арефа в авиационной катастрофе (1966) его брат Рахман Ареф — новый президент — узурпировал власть, отстранив на время от руководства партию БААС. Не располагая общественной поддержкой, правящая верхушка Р. Арефа опиралась на высшие чины в армии и госаппарате. Она пыталась балансировать между помещиками и буржуазией, с одной стороны, и трудящимися — с другой. Но политическая нестабильность лишь углубила кризис в стране.
Баасисты у власти. 17 июля 1968 г. баасисты при поддержке своих приверженцев в армии взяли власть в свои руки. Президентом стал лидер баасистов генерал Хасан аль-Бакр. В его окружении заметно выделился молодой тогда офицер и партийный активист Саддам Хусейн.
16 июля 1970 г. Ирак был провозглашен «народной демократической республикой». В качестве первоочередной выдвигалась задача сотрудничества всех политических партий и групп Ирака.
Очень важной для общества стала экономическая политика новых властей. С 1972 г. по 1975 г. были национализированы все нефтяные богатства страны. Тем самым был нанесен серьезный удар по позициям иностранного капитала. Стала развиваться нефтяная промышленность на юге страны, создавая основу национальной экономики. В это же время углублялась объявленная ранее аграрная реформа: были отменены компенсации помещикам за конфискованные земли. Новый закон 1970 г. сократил максимальную площадь земли, принадлежащей отдельному помещику. Осуществлялось активное кооперирование крестьянских хозяйств.
В 70-х годах баасистам удалось добиться заметных сдвигов в курдском вопросе — центральной этнической и внутриполитической проблеме, угрожавшей стабильности государства. Курдские повстанцы были разбиты, и населенная этой народностью часть страны перешла под контроль правительственных сил. Временному примирению способствовало предоставление автономии Иракскому Курдистану. Но, утвердив свой политический авторитет в борьбе с оппозиционными силами, партия БААС не смогла избежать внутренней борьбы за власть.
Режим С. Хусейна. Ирано-иракская война (80—90-е годы). 17 июля 1979 г. в результате внутрипартийного переворота Ха-сан аль Бакр был отстранен от всех постов в армии и государстве. Власть захватил С. Хусейн, который стал одновременно президентом республики, премьер-министром, главнокомандующим и генеральным секретарем партии БААС. Таким образом, он сосредоточил в своих руках абсолютную власть в стране. Одной из очередных задач правящей партии и ее лидера стало установление своего полного идеологического, политического и административного контроля. Было введено чрезвычайное положение, разгромлена единственная серьезная оппозиционная сила — коммунистическая партия и установлена однопартийная тоталитарная система.
Учитывая политические перемены на Ближнем Востоке (Кэмп-Дэвид и исламскую революцию в Иране), С. Хусейн усиленно пропагандировал идею об особой миссии Ирака и стал претендовать на роль всеарабского лидера.
22 сентября 1980 г. началась ирано-иракская война. Поводом для ее начала стал отказ Ирана от договора 1975 г., по которому он должен был передать Ираку некоторые приграничные территории. Но главной причиной следует считать непримиримую враждебность политических систем и религиозных идеологий разных направлений ислама — суннитской в Ираке и шиитской в Иране. К тому же лидеры обеих стран стремились установить свою гегемонию в районах Персидского залива.
Эта война приобрела затяжной характер, в ходе которой обе страны потеряли более миллиона убитыми и несколько миллионов ранеными и пропавшими без вести. Материальный ущерб оценивался в сотни миллиардов долларов.
«Буря в пустыне». Ирак сегодня. Война была использована С. Хусейном для утверждения своего диктаторского режима, но, столкнувшись с внутриполитическим кризисом, в августе 1990 г. диктатор сделал неожиданный политический ход. Он согласился с иранскими условиями урегулирования военного конфликта, вывел войска из Ирана, а 2 августа 1990 г. ввел войска в Кувейт.
С. Хусейн рассчитывал молниеносно захватить небольшой и богатый эмират и решить этим иракские экономические трудности, вызванные войной. Обладание кувейтской нефтью дало бы Ираку возможность регулировать мировые цены на нефть, утвердить его ведущие позиции в заливе.
Совет Безопасности ООН предъявил Ираку ультиматум— до 15 января 1991 г. вывести войска из Кувейта. Иракское руководство отвергло мирные предложения, игнорируя огромные силы США, Англии и ряда других стран, сосредоточенные у границ Кувейта на территории Саудовской Аравии. Но начавшуюся войну под кодовым названием «Буря в пустыне» Ирак проиграл и 28 февраля 1991 г. капитулировал, согласно ультиматуму Совета Безопасности ООН освободив Кувейт.
Военная агрессия против Кувейта обострила политическое положение Ирака. ООН ввела жесткие экономические санкции против багдадского режима, запретив, в частности, экспорт нефти.
Вновь восстали курды, требуя создания собственного государства. Противники партии БААС призывали к демократизации государства и свержению режима С. Хусейна. Удержать власть С. Хусейну удается пока лишь благодаря ужесточению репрессивных мер в отношении противников диктаторского режима.
Сирия
Внутриполитический кризис (40-е — середина 50-х годов). Несмотря на то, что в ходе второй мировой войны Сирии удалось добиться независимости, на ее территории продолжали оставаться англо-французские войска, нарушающие суверенитет страны. И лишь 17 апреля 1945 г. все иностранные части покинули территорию этого государства.
Во второй половине 40-х годов у власти в независимой Сирии находились сменявшие друг друга правительства национальной буржуазии, объективно заинтересованные в создании буржуазно-демократического государства. В 1947 г. после выборов президентом страны стал Шукри аль-Куатли, занимавший этот пост еще при французских колонизаторах.
Большое влияние на общественную жизнь страны оказали последствия провозглашения государства Израиль и первая арабо-израильская война. Поражение в палестинской войне вызвало внутриполитический кризис, усугубленный недовольством военных. Армейские офицеры объявили гражданское руководство виновным в неудаче в войне, в результате после трех лет относительной политической стабильности в стране наступил период следовавших один за другим военных переворотов. При этом реальная власть узурпировалась каким-нибудь военным лидером, хотя формально по-прежнему сохранялся пост президента. Дольше всего (с 19 декабря 1949 г. по 25 февраля 1954 г.) продолжалась диктатура полковника Адиба Шишекли.
В конце 1953 г. руководители ведущих политических партий страны призвали к объединению усилий с целью свержения Шишекли. В результате военный режим был свергнут, и 28 февраля 1954 г. лидер Народной партии Хашим аль-Атаси стал временным президентом Сирии. В августе 1955 г. на этом посту его сменил Шукри аль-Куатли.
Создание ОАР. Причины ее распада. Провал тройственной агрессии против Египта в 1956 г., отказ Сирии и других арабских стран от присоединения к Багдадскому пакту способствовали консолидации прогрессивных сил в стране. В конце 1956 г. набиравшая силу Партия арабского социалистического возрождения (БААС), Сирийская коммунистическая партия и левое крыло Национальной партии объединились в Национальный фронт. Одним из основных положений политической платформы Фронта стал вопрос об укреплении межарабской солидарности. Поэтому не случайно то, что лидеры партии БААС предложили проект слияния Египта и Сирии в единое государство на федеративной основе. Насер принял эту идею, тем более что представители Фронта согласились на все выдвинутые им условия, включая роспуск политических партий и отстранение армии от участия в политической жизни.
1 февраля 1958 г. была подписана декларация о создании Объединенной Арабской Республики (ОАР). Столицей государства был объявлен Каир, а Г.А. Насер избран президентом ОАР. Кроме того, было сформировано правительство, в котором, впрочем, все руководящие посты заняли египтяне.
Осуществлявшиеся в период объединения республик (1958-1961) социально-экономические преобразования можно рассматривать как объективно прогрессивные. Среди них — аграрная реформа 1958 г., пытавшаяся упорядочить арендные отношения, декреты 1961 г. о национализации крупнейших промышленных предприятий, торговых и страховых компаний и др. Однако различные уровни и темпы развития, противоречия между египетской и сирийской буржуазией из-за стремления первой к преобладанию в экономике Сирии не позволили в полной мере претворить в жизнь эти программы. Заметного улучшения в экономическом положении ОАР в эти годы не произошло. Не обошлось и без острой борьбы за руководящие посты. Недовольство сирийской общественности вызывали и жесткая централизация управления ОАР, и атмосфера полицейского террора, установившаяся в стране. Эти и ряд других факторов привели к военному перевороту 28 сентября 1961 г. Вечером того же дня командование объявило о выходе Сирии из состава ОАР и провозглашении Сирийской Арабской Республики (САР).
Борьба за власть. Смена курсов развития в 60-е годы. При « режиме отделения» (сентябрь 1961 г. — февраль 1962 г.) произошло сокращение государственного сектора и его собственности. Новое правительство возвратило частным владельцам национализированные при Насере банки и некоторые крупные промышленные компании, приостановило проведение аграрной реформы и действие многих экономических и социальных проектов.
Однако борьба за власть в правящем руководстве продолжалась и в результате привела 28 марта 1962 г. к новому военному перевороту, организованному участниками событий 1961 г. Они заявили о намерении исправить ошибки гражданского руководства и возобновить «строительство социализма», начатое при Насере. Было распущено Учредительное собрание, арестован президент и весь кабинет министров. Власть перешла в руки верховного военного командования.
В дальнейшем события развивались весьма бурно. Происходили военные столкновения и смены кабинетов министров. На фоне внутриполитического кризиса постепенно укреплялись позиции сирийского отделения партии БААС, особенно после того, как в Ираке в 1963 г. к власти пришли баасисты. Тогда же (после переворота 8 марта 1963 г.) изменился социальный состав руководства страны: на смену буржуазно-помещичьим кругам пришли представители средних и промежуточных слоев сирийского общества.
Опять началось расширение сферы вмешательства государства в экономику, введено планирование экономического развития. В мае 1963 г. правительство приняло законы о повторной национализации банков и ряда промышленных предприятий. В сельском хозяйстве, однако, сохранились сильные позиции частного сектора: он все еще создавал 90 % стоимости национального дохода от сельского хозяйства. Частный сектор продолжал занимать сильные позиции в торговле и транспорте.
Поражение Сирии, Египта и Иордании в «шестидневной войне» (июнь 1967 г.) привело к оккупации Израилем части территорий арабских стран, в том числе г. Эль-Кунтейра и Го-ланских высот в Сирии (общей площадью около 1 тыс. кв. км). Эти события вызвали острые разногласия в правящем руководстве сирийской партии БААС. Наибольшее недовольство высказывала военная фракция баасистов во главе с министром обороны Хафезом Асадом, требовавшая более реалистичного подхода в деле противостояния Израилю и межарабского военного сотрудничества. В результате, хотя гражданские лица и продолжали доминировать в руководстве БААС, их позиции ослабли. Воспользовавшись этим. X. Асад 13 ноября 1970 г. отдал приказ об аресте президента и генерального секретаря сирийской партии БААС. Длительный внутриполитический кризис завершился победой армейской группировки. Их лидер X. Асад стал президентом страны (март 1971 г.) и генеральным секретарем сирийского отделения БААС (май 1971 г.).
От новой модели социализма к политике «либерализации». Событием, определившим дальнейшую политическую жизнь Сирии, стало создание в марте 1972 г. Национального прогрессивного фронта (НПФ), объединившего под руководством БААС пять прогрессивных партий, в том числе коммунистов и социалистов. Программное заявление нового Фронта — хартия -не содержало принципиально новых моментов, ибо по-прежнему опиралось на концепцию некапиталистического развития.
Главной задачей провозглашалось построение «единого арабского социалистического общества» и «народного строя», основанного наместных советах.
Руководящей силой Фронта объявлялась БААС. В экономической области был взят курс на «социалистическое плановое хозяйство» , в рамках которого будут изжиты все формы эксплуатации.
Однако при реализации планов развития страны X. Асад столкнулся с отсутствием достаточных финансовых поступлений как из внутренних источников, так и за счет внешних займов и кредитов. Поэтому с 1974 г. правительство решило проводить политику «либерализации», которая открывала возможности широкой деятельности частному капиталу и иностранным фирмам.
Трудности в экономике привели к активизации различных оппозиционных исламских организаций, в том числе и «братьев-мусульман», чья деятельность была запрещена еще в 1963 г. Особенно острой была ситуация в 1978 — 1980-х годах, когда вдохновленные победой шиитской революции в Иране (1979) «братья-мусульмане» перешли к решительным действиям, организовав открытые выступления в ряде городов, а также серию политических убийств и террористических актов. С помощью армии правительство жестоко подавило все очаги волнений, но одновременно вынуждено было принять ряд мер по улучшению положения трудящихся. Были изданы указы о повышении зарплаты рабочим и служащим, а также о сокращении размеров земельной собственности, излишки которой должны были быть розданы крестьянам-арендаторам.
Внешняя политика Сирии в 70—90-е годы. Основой международной политики Сирии декларировалась борьба с сионизмом и империализмом, а также необходимость расширения сотрудничества с СССР и «прогрессивными силами мира», реализация идеи арабского единства и поддержка «палестинской революции*.
6 октября 1973 г. на Ближнем Востоке возобновились военные действия, и обстановка в регионе вновь накалилась. Редкое для арабских стран единство в ходе данной войны и успешное использование «нефтяного оружия» привело к вмешательству западных держав и признанию ими необходимости политического решения конфликта. После долгих согласований 31 мая 1974 г. в Женеве было подписано соглашение, предусматривавшее отвод израильских войск из районов, захваченных в ходе октябрьской войны, а также из оккупированной в 1967 г. Эль-Кунейтры. Устанавливалась «буферная» зона, где были размещены контингенты сил ООН.
В 1975 г. Сирия оказалась втянутой в гражданскую войну в Ливане, оказывая поддержку Организации освобождения Палестины (ООП), что позволило Асаду осуществлять активное воздействие на политическую жизнь Ливана и деятельность ливанского правительства. Именно при участии Сирии в 1985 г. был денонсирован мирный договор, навязанный Ливану Израилем в 1983 г.
Успех в Ливане позволил САР на протяжении 80-х годов довольно уверенно претендовать на роль регионального «центра силы» и оказывать заметное влияние на развитие всей ситуации на Ближнем Востоке. В 1979 г. Сирия осудила сепаратные переговоры и Кэмп-Дэвидские соглашения между Израилем и Египтом, а в 1980 г. выступила в поддержку Ирана в ирано-иракской войне. Правительство САР обосновывало это тем, что якобы недопустимо развязывание военных действий против исламской страны, защищающей интересы арабских народов в их противоборстве с Израилем. Но наряду с этим в основе антииракской позиции сирийцев лежал как стратегический фактор (озабоченность Дамаска укреплением режима Саддама Хусейна), так и конфессиональный фактор (в Сирии насчитывается около 1,5 млн шиитов, а сам президент X. Асад является представителем наиболее крупной шиитской общины — алавитов). Не последнюю роль играла также борьба за верховенство между С. Хусейном и X. Асадом в арабском мире в целом, а также в руководстве межарабской партии БААС.
В 1990 г. сирийское руководство резко осудило агрессию Ирака против Кувейта (август 1990 г.), в последующем оказав эмирату дипломатическую, материальную и политическую поддержку. В условиях дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке, вызванной ирако-кувейтской войной, Асад предпринял ряд мер по укреплению связей с арабскими странами. В 90-е годы был подписан ряд договоров о сотрудничестве и координации между Сирией и соседними государствами.
Ливан
Заключение Национального пакта. Формирование оппозиции существующему режиму. Становление независимого ливанского государства было сложным процессом, отражавшим особенности политической и демографической структуры страны. В Ливане проживают мусульмане — шииты, сунниты и друзы (отделившиеся от ислама сектанты), а также христиане -православные, католики и марониты (приверженцы особой христианской церкви). Чтобы создать независимую ливанскую государственность, понадобился компромисс, и его основы были достигнуты еще в 1943 г. созданием так называемого Национального пакта — соглашения между мусульманскими и христианскими частями населения.
Одно из важнейших положений пакта заключалось в том, что государственные должности будут справедливо распределяться между религиозными общинами. Три главных поста в государстве распределяются следующим образом: президент республики — маронит; премьер-министр — мусульманин-суннит, председатель парламента — мусульманин-шиит.
Но по существу Национальный пакт стал компромиссом между верхушкой маронитской и суннитской общин. Другие общины, прежде всего шиитская и друзская, оказались на вторых ролях.
Будучи членом ЛАГ, Ливан принял в 1948 г. участие в первой арабо-израильской войне. В результате этой войны в Ливан бежали 100 тыс. палестинцев.
В конце 40-х годов усилилось проникновение в страну американского капитала. Провозгласив Ливан страной «свободной экономики», правительство предоставило широкие льготы иностранному капиталу. Обогащалась местная торгово-финансовая буржуазия, но положение широких народных масс оставалось тяжелым.
В стране росло недовольство режимом. Оппозиция включала как правые, так и левые силы. В 1949 г. друзами была создана Прогрессивно-социалистическая партия (ПСП). Правохрис-тианская маронитская оппозиция была представлена партией «Фаланга». Позднее видный маронитский деятель (с 1952 г. -президент) Камиль Шамун возглавил так называемый «Национальный блок». Шииты составили базу движения «Амаль».
Провал «доктрины Эйзенхауэра» в Ливане. В период правления Шамуна происходило широкое политическое и экономическое проникновение Англии и США. В марте 1957 г. Ливан первым из арабских стран присоединился к «доктрине Эйзенхауэра», которая предусматривала оказание «помощи» арабским Странам против «коммунистической опасности». На деле это была попытка США утвердить свое влияние в арабском мире.
Отход от политики нейтралитета и в результате изоляция от арабских государств, проводивших самостоятельный политический курс, ухудшение отношений с социалистическими странами, нарушение выгодных экономических связей с Египтом и Сирией нанесли значительный ущерб ливанской экономике.
В стране стал назревать политический кризис. И в конце концов в мае 1958 г. в Ливане началось вооруженное восстание. Основными требованиями восставших были отказ от «доктрины Эйзенхауэра», сохранение независимости и суверенитета, установление сотрудничества с арабскими странами и непредоставление западным государствам военных баз на территории страны. Шамун обратился за помощью к США. В Бейруте высадились американские войска. Однако это не спасло режим. Шамун вынужден был уйти, в октябре 1958 г. были эвакуированы американские войска, что доказало несостоятельность «доктрины Эйзенхауэра».
С 1958 г. у власти находились патриотические силы во главе с президентом Шехабом (с 1958 г.) и его преемником Хелу (с 1964 г.). За годы их пребывания у власти были осуществлены некоторые мероприятия в интересах развития национальной экономики, проводилась взвешенная этническая и религиозная политика.
Однако период относительного спокойствия приближался к концу, и причиной этого стала агрессия Израиля против арабских стран в июне 1967 г. Отныне на долгие годы Ливан оказался ареной ожесточенного политического и военного противоборства Запада, Израиля, местной реакции с арабским освободительным движением, — противоборства, осложненного этноконфессио-нальными противоречиями.
Ливан в 1968—1984 гг. Сразу после июньской войны Ливан, где проживало около 400 тыс. палестинских беженцев, стал одним из главных центров деятельности Палестинского движения сопротивления (ПДС). Палестинцев поддерживала мусульманская община. Христианская же община, наоборот, воспринимала палестинское движение как фактор, дестабилизирующий страну.
Из-за деятельности ПДС начиная с 1968 г. страна стала объектом постоянных вооруженных нападений Израиля, от которых больше, чем палестинцы, страдало мирное население Ливана. Политическое противоборство вокруг палестинского вопроса совпало с ухудшением экономического положения и ростом социальной напряженности. Все это было использовано право-христианскими кругами для усиления своих позиций.
В августе 1970 г. состоялись выборы нового президента, на которых победил Сулейман Франжье, поддержанный «Хель-фом» (блоком трех христианских партий). В сентябре 1972 г. израильские войска снова вторглись в Южный Ливан. Военные действия длились несколько дней, в них участвовали десятки тысяч солдат, сотни танков и бронемашин. Стремление Израиля вызвать конфликт между ливанскими властями и ПДС совпало с желанием правохристианской верхушки, требовавшей запретить деятельность ПДС в Ливане.
В мае 1973 г. ливанская армия обстреляла лагерь палестинских беженцев в Бейруте. Против этого выступили ливанские мусульмане, и президенту Франжье пришлось прекратить военные действия.
Однако с начала 1975 г. в Бейруте и других городах прошла новая волна вооруженных столкновений между палестинцами и армией.
Тактика правых христиан имела крайне негативные последствия для единства Ливана. Страна фактически оказалась расколота на два лагеря по конфессиональному признаку — мусульманский и христианский, поддержанный США и Израилем. Столица, Бейрут, также оказалась поделена на две части — восточную (христианскую) и западную (мусульманскую). Конец 1975 г. и первая половина 1976 г. прошли в ожесточенной гражданской войне на большей части страны.
Все усилия примирить противоборствующие стороны путем переговоров оказались безрезультатными. Возникла угроза иностранного вмешательства. В этой обстановке Сирия 1 июня 1976 г. ввела в Ливан свои войска, выступившие на стороне палестинцев и мусульман страны.
Продолжавшаяся более полутора лет война нанесла огромный материальный и моральный ущерб стране. Однако конфликт так и не был разрешен. Сирия не поддалась израильскому давлению, а ПДС сохранило свое присутствие на юге Ливана. Поэтому, несмотря на достигнутое в июле 1981 г. соглашение о прекращении огня, израильское правительство приступило к осуществлению широкого вторжения в Ливан. Помимо главной цели — ликвидации ПДС — Израиль стремился нанести удар по сирийским войскам в Ливане и добиться установления в Бейруте диктаторского прозападного и произраильского режима.
К середине июня израильские войска с помощью правохристианских формирований захватили большую часть территории к югу от Бейрута. Оказавшись в сложном положении, ООП дало согласие на вывод своих сил из этого города. Эвакуацию палестинцев контролировали воинские части НАТО (американские отряды). Израильтяне же продолжали оккупировать около трети страны к югу от Бейрута. На этих территориях стало разворачиваться массовое сопротивление, которое зачастую возглавлялось экстремистскими группировками. Наиболее влиятельными из них стали шиитские организации «Исламская Амаль» и «Хизбалла».
17 мая 1983 г. правительства Ливана и Израиля при участии США подписали «соглашение о мире». Этот документ предусматривал прекращение войны и вывод израильских войск на условиях, ущемлявших суверенитет Ливана. К тому же все военные и политические ограничения распространялись только на Ливан.
Национально-патриотические силы Ливана выступили против такого компромисса. 23 июля 1983 г. было объявлено о создании Фронта национального спасения (ФНС), объединившего основные патриотические партии. В результате и правительственная армия раскололась на христианскую и мусульманскую части. В феврале 1984 г. при поддержке перешедших на их сторону армейских частей ПСП и ФНС взяли под свой контроль Западный Бейрут и вынудили американские части эвакуироваться из Бейрута. 5 марта 1984 г. ливанское правительство официально аннулировало «мирное соглашение» с Израилем.
Современный Ливан. Ликвидация соглашения 17 мая создало новое, до сих пор продолжающееся, крайне шаткое и взрывоопасное положение в стране. США и их союзники из НАТО ушли из страны. Израильские войска покинули большую часть Южного Ливана. Военное присутствие Тель-Авива сохранилось в «зоне безопасности* вдоль ливано-израильской границы. Там же находится база правохристианских формирований «Лахада».
Усилилось размежевание как в правохристианском, так и особенно в мусульманском лагере. Регулярно происходят столкновения между шиитским движением «Амаль» и палестинцами. Израильская агрессия и гражданская война, сопровождавшиеся экономической деградацией страны и прежде всего обездоленной шиитской общины, привели к активизации нового политического течения — исламского фундаментализма. Его активисты требуют, не считаясь с реалиями Ливана, создания в стране «исламской республики».
Вторая половина 80-х годов прошла под знаком постоянных мятежей и столкновений борющихся партий. В 90-е годы положение в Ливане также остается далеким от нормализации. Регулярно происходили и происходят вспышки этноконфессиональной непримиримости, вооруженные конфликты, угрожающие новым витком гражданской войны. Это создает возможности для продолжения израильского вмешательства, постоянных военных акций, дальнейшего разжигания военного конфликта в стране.
§ 4. Арабские государства Аравии: Саудовская Аравия, малые княжества залива, Иордания
После второй мировой войны на территории Аравийского полуострова произошли большие перемены. Изменился облик ранее существовавших стран — Йемена, Иордании и Саудовской Аравии. Появился ряд новых самостоятельных государств -Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Кувейт, Бахрейн, Катар и Оман, которые вместе с Саудовской Аравией составили как бы отдельную группу «нефтедобывающих монархий».
Саудовская Аравия. Причины развития экономики в 40— 60-х годах. После окончания второй мировой войны внутренняя и внешняя политика страны определялась новым, нефтяным, фактором. Буквально в течение нескольких лет некогда бедное королевство превратилось в могучего экспортера жидкого топлива.
9 ноября 1953 г. скончался основатель Саудовской Аравии король Абдальазиз Ибн Сауд. В своей жизни он имел несколько десятков законных жен и оставил после себя 34 сына. Общее число прямых потомков монарха превысило 300 человек. Узкая группа старейшин от имени всех этих родственников до сих пор избирает короля и его преемника, что, впрочем, не исключает борьбу за власть между братьями.
В 1953 г. королем стал Сауд, старший сын Абдальазиза, а наследным принцем его младший брат — Фейсал.
Группа старейшин во время кризиса 1958-1964 гг. передала наследному принцу королевскую власть, обвинив Сауда в плохом управлении страной. Эта замена оказала положительное влияние на внутреннюю ситуацию в стране, и прежде всего на экономику. Огромные средства, поступавшие от продажи нефти, не расходовались бесконтрольно, как прежде. При Фейсале преимущественное внимание стало уделяться развитию нефтеперерабатывающей промышленности, строительству дорог, аэропортов, радиостанций и других важных объектов.
Взаимоотношения страны с соседними государствами. Поражение Египта в июньской войне 1967 г. и смерть Насера в 1970 г. значительно усилили позиции Саудовской Аравии в арабском мире. Король Фейсал согласился предоставить странам, наиболее пострадавшим от действий Израиля, финансовую помощь в 100 млн долл. Были выработаны общие принципы политики арабских стран по ближневосточному урегулированию. В 1972 г. на конференции мусульманских стран в Джид-де (одном из крупнейших городов Саудовской Аравии) было принято решение о создании фонда «священной войны» против Израиля.
Этот шаг оказался весьма предусмотрительным: 6 октября 1973 г. началась новая арабо-израильская война. Саудовское руководство, претендовавшее на роль общеарабского лидера, помимо огромной финансовой помощи воюющим арабским странам применило еще одно мощное оружие. 17 октября было принято решение о введении 5% эмбарго (запрета) на поставку нефти в США. Использование «нефтяного оружия» еще более увеличило престиж Саудовской Аравии.
«Нефтяной бум» и его итоги. В начале 1970-х годов многократно возросли мировые цены на нефть. Доходы нефтяных стран, и в первую очередь Саудовской Аравии, выросли в десятки раз. Увеличение финансовой мощи страны вывело королевство в лидеры развивающихся стран всего мира. Огромные средства вкладывались в экономику страны, причем развиваются многие отрасли, не связанные с нефтяной промышленностью. Всемерно развивалось также образование, здравоохранение, социальное обеспечение местных жителей. В то же время в трудоемких областях производства саудовцы предпочитают использовать в основном иностранных рабочих из бедных стран.
26 марта 1975 г. во время приема король Фейсал был застрелен своим племянником (позднее убийца был за это обезглавлен). Подлинные мотивы убийства остались неясными. На престол вступил Халед, а после его смерти в 1982 г, королем стал Фахд, правящий до сих пор.
Роль Саудовской Аравии в ССАГПЗ. Вспыхнувшая в сентябре 1980 г. ирано-иракская война подтолкнула клан Саудидов на поиск укрепления связей с княжествами Персидского залива. 4 февраля 1981 г. было принято решение создать Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В его состав вошли Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, при безусловном лидерстве Саудовской Аравии.
Члены Совета оказывали значительную финансовую и политическую помощь воюющему Ираку. Тем более негативно было воспринято Саудовской Аравией иракское вторжение и оккупация Кувейта в августе 1990 г. Были предприняты все возможные меры — дипломатические, экономические, военные, чтобы остудить пыл «зарвавшегося Саддама». В целом, по оценкам специалистов, эта война стоила стране около 70 млрд долл.
Малые княжества Персидского залива: Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман, ОАЭ. Кувейт получил независимость в 1961 г. в начале ухода Великобритании из Аравийского региона. Формально он является конституционной монархией во главе с эмиратами из династии Сабах и, следовательно, по конституции имеет парламент. На самом деле роль парламента в управлении государства пока что была ничтожной. С 1966 до 1991 г. он вообще был разогнан и его деятельность возобновилась лишь после войны в Заливе. Это и понятно, потому что традиционные исламские и монархические ценности в этом регионе до сих пор превалируют над западными демократическими.
Повышение цен на нефть в 70—80-х годах превратило это небольшое государство в обладателя многих сотен миллиардов нефтедолларов. Эти средства умело вкладывались правительством в развитие страны, решительно преобразив ее на четверть века и обеспечив ей процветание. Большую часть жителей этого небольшого эмирата составляет нанятая за немалые д<