Индокитай; Вьетнам, Камбоджа, Лаос

Послеколониальный период в истории государств ЮВА начинается в разное время. Для Индонезии, Бирмы, Филиппин, северной части Вьетнама он наступил вскоре после окончания второй мировой войны. Для Лаоса, Южного Вьетнама, Камбоджи, Малайзии — с 1954-1957 гг., Сингапура-с 1965 г. (в 1959-1965 гг. входил в Федерацию Малайзия), а для Брунея — с 1984 г. Естественно, что такая неравномерная линия политического развития государств региона сказалась как на экономике, так и на их внутренней жизни.

В послевоенный период все три государства, составляющие Французский Индокитай, испытали на практике различные модели социалистического развития: Северный Вьетнам-с 1945 г., Южный — с 1975 г., в составе объединенной Социалистической Республики Вьетнам (СРВ), Камбоджа — с 1975 по 1989 г., Лаос -с 1975 г.

Политическую историю субрегиона после второй мировой войны можно, в свою очередь, разделить на два этапа — до и после 1975 г.

Вьетнам. Война за независимость 1945—1954 гг. Раздел Вьетнама на две части. До 1975 г. история Вьетнама шла в двух направлениях: на севере возникло социалистическое государство, а на юге сначала под «опекой* Франции, а затем США предпринимались попытки построить капиталистическое государство.

К моменту ухода Японии особенно прочными оказались позиции руководства Лиги независимости Вьетнама (Вьетминь). Именно ее лидер Хо Ши Мин стал главой Национального комитета освобождения Вьетнама, воспользовавшись ситуацией «вакуума» власти, когда японцы ушли, а старые колонизаторы еще не вернулись. 2 сентября 1945 г. было провозглашено образование Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). Страна обрела независимость, прошли выборы в Национальное собрание, была принята конституция, закрепившая республиканскую форму правления и основные права и свободы граждан. Президентом был избран Хо Ши Мин.

Правительство ДРВ стало налаживать производство военного снаряжения, а также товаров для населения. Были построены десятки небольших государственных предприятий, открыт в 1951 г. Национальный банк. При этом поощрялась и деятельность частных фабрик и кустарных мастерских. В конце 40-х годов началась аграрная реформа, главным шагом которой стал закон о передаче крестьянам земли вьетнамских и французских помещиков по принципу «Земля тем, кто ее обрабатывает».

Но уже в конце сентября 1945 г. нФранция посылает во Вьетнам свои войска, которые при поддержке англичан захватили столицу Сайгон, а ,затем и весь юг страны.

В этих условиях Хо Ши Мин и его сторонники, желая расширить свою .социальную базу, создали новую организацию — Лигу Льен Вьет, куда наряду с вьетминовцами вошли националистически настроенные представители буржуазии севера. Таким образом начался процесс раскола страны на две части. В декабре 1946 г. Франция начала военные действия против ДРВ, продолжавшиеся 8 лет. Вначале успех был на стороне французов , но после принятия Хо Ши Мином затяжной тактики партизанской войны в горной местности и джунглях инициатива перешла к коммунистам. Тогда, стремясь вновь овладеть ситуацией, Франция провозгласила на юге «Государство Вьетнам», которое признали США, Англия и ряд других капиталистических ^стран. В ответ в январе 1950 г. СССР и другие социалистические страны признали ДРВ.

Вплоть до весны 1954 г. Франция при поддержке США безуспешно воевала против ДРВ. Решающим стало сражение в районе Дьенбьенфу, где войска ДРВ окружили французские войска, а затем заставили их капитулировать. Начались мирные переговоры в Женеве (апрель—июнь 1954 г.), в результате которых Вьетнам был разделен демаркационной линией по 17-й параллели. Страна оказалась расколотой на две части.

Социально-экономические преобразования в ДРВ. 50—60-е годы. В середине 50-х годов ДРВ находилась в тяжелейшем положении. В сельском хозяйстве почти 1,5 тыс. га рисовых полей было заброшено, свыше миллиона жителей жили на грани голода. В городах большинство предприятий не работало, а безработные исчислялись сотнями тысяч.

Установление мира в Индокитае создало предпосылки для восстановления и развития экономики страны в рамках провозглашенного коммунистами перехода к «социализму». Вэтом процессе большую роль сыграла помощь Советского Союза, который восстановил и построил в 50-х годах в Северном Вьетнаме 25 промышленных и коммунальных предприятий.

В 1957 г. промышленное и сельскохозяйственное производство ДРВ почти достигло уровня 1939 г. Была завершена аграрная реформа, устранившая класс помещиков и способствующая увеличению слоя среднего крестьянства. Государственный сектор занял во внешней торговле, транспорте, банковском деле основные позиции- В 60-х годах началось ускоренное создание тяжелой промышленности (металлургии, машиностроения), хотя из-за низкого социально-экономического уровня развития Вьетнам еще не был готов к этому. Кроме этого, началось форсированное кооперирование крестьянства (кооперативы объединили 86 % крестьян), создание производственных кооперативов и смешанных предприятий. Страна стала развиваться в рамках сталинской модели социализма.

Борьба с американской агрессией в Южном Вьетнаме. 1954— 1975 гг. После образования по инициативе США военно-политического блока СЕАТО (осень 1954 г.) Франция потеряла свой политический контроль в регионе. Южный Вьетнам был провозглашен республикой. В 1956 г. там состоялись выборы в Национальное собрание, была принята конституция, в которую было включено положение о преследовании любых действий, направленных на распространение в стране коммунистических идей. Начались репрессии политических противников режима. В ответ в начале 1959 г. было организовано вооруженное сопротивление оппозиции и в декабре 1960 г. образован Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), во главе которого встали коммунисты. Была принята временная программа и определены основные задачи: свержение правящего режима, установление новой власти, мирное объединение страны. На Западе сторонников фронта называли вьетконговцами.

В противовес этому президент Южного Вьетнама пытался использовать в своих целях идеи национализма. Таким образом, гражданская воина между севером и югом представлялась как «борьба национализма с коммунизмом».

Сохранение власти в руках южновьетнамской буржуазии во многом зависело от помощи США, стремившихся превратить Южный Вьетнам в свою опорную базу в Индокитае. С 1954 по 1961 г. американцы основное внимание уделяли формированию, вооружению и обучению южновьетнамской армии, которой фактически руководили 2700 американских военных советников. Однако в 1961 г. США перешли к ведению «особой войны»: было создано «специальное военное командование США», ширилось участие в карательных операциях американских ВВС и специальных антипартизанских подразделений. , Вдоль границ Южного Вьетнама и в местах партизанского движения создавались «мертвые зоны», где с помощью сильнодействующих ядохимикатов полностью уничтожались леса и сельскохозяйственные посевы.

Несмотря на американскую помощь, правительственные войска Южного Вьетнама терпели поражения, и с января 1963 г. Армия освобождения, образованная при поддержке ДРВ весной 1961 г., вместе с партизанами перешла к наступательным операциям. В глазах значительной части южновьетнамского населения НФОЮВ, обещавший широкие общедемократические реформы, выглядел более предпочтительным, чем правящий режим, и уже в 1963 г. под контролем фронта оказалось большинство провинций с почти 50 % населения. В этих условиях с 1963 по 1965 г. в Сайгоне произошло 13 переворотов, , пока у власти не утвердился Нгуен Ван Тхиеу. К тому времени США перешли к открытому участию американских вооруженных сил во вьетнамской войне, начав воздушную войну против ДРВ. На города и деревни, плотины и дамбы Северного Вьетнама были сброшены миллионы тонн взрывчатки, при-, менялись химическое оружие и напалм. Превосходство авиации США в воздухе продолжалось до тех пор, пока СССР не помог вьетнамским войскам наладить эффективную систему ПВО. Потери американцев быстро увеличивались, составив за 1964—1972 гг. более 4 тыс. самолетов. Американская воздушная война, принесшая ДРВ множество жертв и разрушений, не достигла цели.

Летом 1972 г. лидеры НФОЮВ провозгласили на территории своих <> освобожденных районов » Республику Южный Вьетнам (РЮВ) и учредили Временное революционное правительство во главе с Нгуен Хну Тхо. Руководство Фронта при поддержке ДРВ начало проводить политические и социально-экономические преобразования, которые бы позволили расширить социальную базу их сторонников. Объективно этому способствовала и неэффективная политика США в Южном Вьетнаме, вызывавшая все большее недовольство во всем мире. В этих условиях администрация Р. Никсона пошла на подписание в январе 1973 г. в Париже соглашения о прекращении военных действий и восстановлении мира во Вьетнаме. По этому договору США фактически оставили на произвол судьбы своего южновьетнамского союзника. С октября 1973 г. военные силы НФОЮВ начали наступление на ослабевший режим Тхиеу. Координировалась эта работа из Ханоя. В марте 1975 г. началось генеральное наступление на Сайгон, получившее название «Операция Хо Ши Мин». К концу апреля режим Тхиеу пал. Перед Вьетнамом открылась возможность объединения под властью коммунистов.

Государственное воссоединение Вьетнама. Движение по социалистическому пути развития: трудности и способы их преодоления. Переходный период продолжался около года и завершился проведением всеобщих выборов в Национальное собрание (апрель 1976 г.), которое приняло решение о слиянии двух частей Вьетнама в Социалистическую Республику Вьетнам, столицей СРВ стал Ханой. Фактически руководителем СРВ стал генеральный секретарь ЦК КПВ Ле Зуан, должность же президента после смерти Хо Ши Мина стала носить в основном представительский характер. В конце 1975 г. главной задачей Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) было объявлено строительство социализма во всем Вьетнаме в течение 20 лет путем перевода народного хозяйства от мелкого производства к крупному и осуществлению социалистической индустриализации страны.

В реализации этого решения руководство Вьетнама рассчитывало на поддержку со стороны Советского Союза и стран СЭВ, членом которого в 1978 г. стала СРВ. И действительно, СССР помог в реконструкции и строительстве сотен экономических объектов. В то же время ошибки в планировании, громадные капиталовложения в крупные объекты, строительство которых растянулось на многие годы, привели к тому, что значительная часть помощи была истрачена впустую. Кроме того, в 80-х годах несомненно негативное влияние на развитие мирных отраслей экономики оказали оккупация Камбоджи войсками Вьетнама и сложные отношения с КНР и другими государствами ЮВА, осудившими действия Вьетнама.

В 1986 г. скончался генеральный секретарь ЦК КПВ Ле Зуан. Его смерть совпала со стремлением ряда руководителей СРВ мачать демонтаж сталинской модели социализма, тем более что СССР уже был не способен на оказание помощи.

После засухи 1987 г. миллионы людей в течение одного-двух Месяцев голодали. В стране начались открытые выступления против местных партийных и государственных чиновников. Особенно острыми они были на юге, где население еще не успело интегрироваться в «социалистические производственные отношения».

Причины кризисных явлений, таких как рост безработицы, падение доходов населения, голод и др., различны. Это и высокий уровень прироста населения (ежегодно около 2 %), который «съедает» повышение производства, особенно сельского хозяйства, и нестабильность урожая, и высокий уровень военных расходов, и неповоротливость государственных организаций.

Для преодоления экономических трудностей власти начали осуществлять осторожные рыночные реформы, пытаясь сохранить монополию на власть. Вьетнамские войска были выведены из Кампучии и Лаоса в 1989 г., после чего началась нормализация отношений СРВ с Китаем и странами ЮВА, Эти меры | b 90-х годах дали первые положительные результаты.

Камбоджа. Борьба за ликвидацию французского колониального режима. Еще до окончания второй мировой войны король Народом Сианук объявил о расторжении всех соглашений с Францией и провозгласил независимость страны. Однако уже в начале октября Франция высадила десант в Камбодже и восстановила режим протектората.

В 1946 г. в стране были созданы первые политические партии: демократическая, выдвинувшая требование предоставления стране независимости, и либеральная, занявшая откровенно профранцузскую позицию. В 1947—1952 гг. демократическая партия доминировала на политической арене. В 1947 г. она разработала конституцию, по которой Камбоджа провозглашалась конституционной монархией. Тогда же демократы победили на выборах в Национальное собрание — законодательный орган при короле. В конце 40-х годов активизировалась вооруженная борьба за независимость Камбоджи. Возникло движение «Кхмер Иссарак», представлявшее собой пестрые, объединенные лишь общим названием вооруженные отряды. Левое крыло «Кхмер Иссарак» взаимодействовало с освободительными силами Вьетнама и пользовалось поддержкой «вьетнамских добровольцев» в национально-освободительной борьбе.

30 сентября 1951 г. была образована Народно-революционная партия Камбоджи (после раздела Коммунистической партии Индокитая), во многом контролировавшаяся Вьетнамом. В ее программе указывалось, что НРПК объединяет все патриотические и прогрессивные силы общества в борьбе против французских колонизаторов.

Политика короля Н. Сианука (1954—1970). «Кхмеро-будцийский социализм». Вопрос о независимости Камбоджи был окончательно решен летом 1954 г. в ходе Женевского совещания. Одновременно предусматривалась демобилизация вооруженных сил «Кхмер Иссарака» и вывод с территории Камбоджи вьетнамских добровольцев. Однако характерными чертами первых лет независимости стали межпартийная борьба, конфликт короля с демократами, правительственные кризисы, политическая нестабильность.

Для преодоления углубляющегося кризиса король Н. Сианук 22 марта 1955 г. объявил об образовании Народно-социалистического общества — Сангкума, общенациональной патриотической организации, объединившей широкие слои населения и почти все политические партии. Целью сообщества провозглашалось укрепление единства всех кхмеров, возрождение страны, подъем жизненного уровня населения, достижение экономического, социального и культурного прогресса. Идеологической платформой Сангкума стала националистическая теория «кхмеро-буддий-ского социализма», разработанная в конце 50-х — начале 60-х годов, которая включала «социализацию капитализма», «демократизацию монархии», «модернизацию экономики», нейтралитет на международной арене.

Сангкум создавал благоприятные возможности для постепенного, спокойного политического и экономического развития. С 1955 по 1970 г. Сангкум безраздельно доминировал в политической жизни страны.

Тем не менее в этот внешне довольно стабильный период в обществе происходила резкая поляризация политических сил, организационное оформление оппозиции правого и левого толка. В январе 1963 г. НРПК, пополненная социально неустроенной молодежью, была переименована в коммунистическую, а генеральным секретарем был избран Пол Пот, придерживавшийся экстремистских ультралевых взглядов. КПК представляла собой пестрый конгломерат различных течений и группировок. Она не имела единой разработанной программы, рбщей была лишь антисианукская направленность движения. В 1967 г. по настоянию Пол Пота КПК приняла решение о развертывании вооруженной борьбы против режима Н. Сианука.

Важным фактором второй половины 60-х годов стал также выход на политическую арену армейской верхушки в качестве активной силы правой оппозиции. Это положило начало быстрому сокращению политической власти Сианука.

Приход к власти экстремистской группировки Пол Пота. 18 марта 1970 г., воспользовавшись отъездом Н. Сианука во 'Францию, правые силы с помощью ЦРУ США совершили государственный переворот и привели к власти в Пномпене правительство во главе с генералом Лон Нолом.

9 октября 1970 г. Камбоджа была провозглашена Кхмерекой Республикой, а монархия — упразднена. Пришедший к Власти военно-бюрократический режим ориентировался в экономической области на развитие капиталистического уклада, в политической — на тесное сотрудничество с США, в военной — на установление контроля над северо-восточными районами с целью Ликвидации там вьетнамских баз.

В мае 1970 г. сторонники Сианука и НРПК образовали Национальный Единый фронт Камбоджи (НЕФК) со штаб-квартирой в Пекине и создали армию национального освобождения. К 1975 г. вооруженные силы НЕФК при помощи вьетнамских частей освободили 90 % территории страны. 17 апреля 1975 г. отряды НЕФК овладели Пномпенем. К власти в Камбодже пришла националистическая ультралевая экстремистская группировка Пол Пота.

Военно-террористическая диктатура «красных кхмеров». После прихода к власти полпотовская группировка объявила о начале «стопроцентной, полной социалистической» революции. Страна была превращена в полигон для страшного социального эксперимента. Сельских жителей переместили из одних районов в другие, города фактически уничтожили, так как около 3,5 млн чел. из них выселили. Деньги упразднили, рынки закрыли, средства связи ликвидировали. Из крестьян, бывших горожан и бывших буддийских монахов, лишенных духовного сана, создали «сельскохозяйственные коммуны» и «трудовые армии», в которых обобществлялось все, вплоть до домашней утвари.

За фасадом Демократической Кампучии (так была названа страна в 1975 г.) создавался огромный концентрационный лагерь в масштабах всей страны. Новые правители, «красные кхмеры», установили военно-террористическую диктатуру. Всех заподозренных в несогласии с новой властью физически устраняли: чтобы не тратить пуль, людей убивали лопатами, морили голодом. Итак, в Кампучии воцарился режим геноцида, жертвами которого стали около 5 млн чел. (сегодня в ней проживает около 8 млн жителей). При поддержке Китая власти Камбоджи также развязали в 1977 г. военные действия против Вьетнама, стремясь нагнетанием националистических настроений ослабить сопротивление режиму, нараставшее среди гражданского населения и в армии. Однако эти акции «пограничной войны» привели к обратным результатам.

В 1978 г. в стране начались стихийные народные выступления, увеличивалось количество районов, находившихся под контролем патриотических сил, установивших связи с Вьетнамом. 2 декабря 1978 г. в одном из освобожденных районов состоялся Конгресс народных представителей, на котором был создан Единый фронт национального спасения Кампучии (ЕФНСК), поставивший задачу покончить с режимом Пол Пота.

7 января 1979 г. вооруженные силы ЕФНСК совместно с вьетнамскими частями освободили Пномпень. Полпотовский редким был низложен, его лидеры, приговоренные к смертной ,казни, нашли убежище в КНР. Власть перешла в руки Народно-революционного совета Кампучии (НРСК), председателем .которого стал Хенг Самрин. 10 января НРСК опубликовал манифест, провозгласивший образование Народной Республики Кампучии (НРК).

Осуществление программы национального примирения. Возвращение Н. Сианука на престол. Около двух лет после падения полпотовского режима продолжалась ликвидация его сторонников в отдаленных районах страны. Кампучия с трупом восстанавливалась после периода псевдокоммунистической диктатуры. Лишь весной 1981 г. прошли выборы в местные Органы власти и Национальное собрание. НРК была признана на международной арене только социалистическими странами. В качестве главного довода в пользу ее непризнания использовали факт присутствия вьетнамских добровольцев в стране.

Начало перестроечных процессов в странах социализма, изменение геополитической ситуации в мире, нестабильное внутреннее положение в самой Кампучии, неспособность покончить с полпотовскими бандами, экономический застой вызвали серьезную корректировку политического и экономического курса в конце 80-х годов. Причем экономические реформы (широкое использование рыночных отношений и равноправное развитие всех социально-экономических укладов) значительно опережали процессы политические.

Но уже в октябре 1987 г. правительство НРК выступило с программой национального примирения, которая включала: готовность начать переговоры с Н. Сиануком, а также представителями других эмигрантских группировок, исключая Пол Пота; вывод вьетнамских войск; проведение всеобщих выборов и формирование коалиционного правительства; созыв международной конференции по Камбодже.

В результате поэтапного осуществления этой программы в мае 1993 г. состоялись выборы в Учредительное собрание и вступила в силу новая конституция страны, которая законодательно закрепила восстановление монархической формы правления. Н. Сианук вернулся на престол. Страна стала именоваться Королевство Камбоджа.

Лаос. Ликвидация французского колониального режима. «Трипартизм» (1945—1975). 12 октября 1945 г. Лаос был провозглашен независимым государством. Однако вскоре Франции удалось восстановить свой довоенный колониальный режим и королевскую власть.

К концу 40-х годов произошло объединение левых и радикальных сил в борьбе за полную независимость (поддержанную вьетнамскими коммунистами). Постепенно были образованы на востоке Лаоса рядом с вьетнамской границей освобожденные районы. В 1950 г. был создан Фронт свободного Лаоса (ФСЛ). К 1954 г. ФСЛ контролировал около половины территории страны.

Окончание первой индокитайской войны и решения Женевского совещания способствовали соглашению о прекращении военных действий в Лаосе и выводе оттуда французских и вьетнамских войск. Вооруженным силам ФСЛ гарантировалась неприкосновенность и гражданские права.

Независимый Лаос остался конституционной монархией. Согласно конституции 1947 г., во главе государства стоял король. Высшим законодательным органом являлось Национальное Собрание, избираемое на 4 года. Было введено всеобщее избирательное право.

Летом 1960 г. в стране произошел военный переворот. Для урегулирования конфликта потребовался созыв весной-летом 1961 г. Международной конференции по Лаосу, параллельно с которой в самой стране происходили переговоры между враждующими сторонами (левыми, правыми и нейтралистами). В итоге весной 1961 г. было сформировано новое правительство, что позволило успешно завершить в Женеве конференцию по Лаосу, на которой был подтвержден нейтральный статус страны.

После 1962 г. в Лаосе создалась ситуация, получившая название «трипартизма»: вновь развернулась борьба за гегемонию между тремя политическими силами, которая продолжалась вплоть до декабря 1975 г., что и составило главное своеобразие политического развития страны.

США сделали ставку на правых, пытаясь склонить страну к поддержке их политики в Южном Вьетнаме. Левые были поддержаны СССР, КНР и ДРВ. Франция, заинтересованная в сохранении своего влияния в Лаосе, поддерживала нейтралистов вместе с правительством Суванна Фумы. В 1963-1966 гг. между различными военными группировками происходили острые военные столкновения. Именно тогда закрепился территориальный раздел страны из-за выделившихся «освобожденных ; районов» под контролем Патриотического фронта Лаоса (ПФЛ), ^созданного коммунистами для легального прикрытия своей деятельности.

Социалистический эксперимент и изменения во внутренней политике правительства в конце 80-х — 90-е годы. После подписания в Париже в январе 1975 г. соглашения о прекращении военных действий во Вьетнаме в Лаосе сложилась принципиально новая политическая ситуация. В апреле 1975 г. было распущено Национальное собрание, где большинство составляли правые. К тому времени коммунисты уже победили в Южном Вьетнаме и Камбодже. Они начинают постепенно выходить (на политическую арену как реальная сила, а их лидеры — играть все большую роль в руководстве страны.

Осенью 1975 г. были проведены выборы в местные органы власти, и страна вновь была объединена в административно-; политическом отношении в единое целое. В 1975 г. на созванном Национальном конгрессе народных представителей была упразднена монархия, а также было провозглашено образование Лаосской Народно-Демократической Республики (ЛНДР) и образовано Верховное Народное собрание, объединявшее законодательную и исполнительную власть. Его председателем и одновременно президентом стал принц Суфанувонг. Премьер-министром нового правительства назначили К. Фомвихана — коммунистического лидера, в руках которого фактически оказалась реальная политическая власть в Лаосе.

С декабря 1975 г., впервые в своей истории, Лаос стал страной с республиканской формой правления. К власти пришли силы, ориентированные на форсированное развитие страны по социалистической модели. По существу, в стране, находившейся на низком, многоукладном уровне социально-экономического развития, была создана административно-командная система управления со свойственными ей издержками и перегибами. Ведущим сектором экономики стал государственный, были национализированы банки, поставлена под контроль мелкая частная собственность. Такого рода эксперимент был намного либеральнее китайского и тем более камбоджийского вариантов, но и он привел к серьезным последствиям, в частности к росту эмиграции.

В начале 80-х годов были предприняты попытки исправить положение. Например, отменили принудительное кооперирование крестьян, но ощутимых результатов это не дало. Тогда в 1985-1986 гг. началась разработка и внедрение в жизнь рыночных механизмов и был взят курс на сотрудничество со странами АСЕАН.

В конце 80-х — 90-е годы в Лаосе приступили к либерализации политической жизни. В 1991 г. была принята первая за время существования республики конституция. Но основные рычаги управления сохраняются по-прежнему в руках Народно-революционной партии Лаоса — НРПЛ (так с 1972 г. называется коммунистическая партия Лаоса), во главе которой по-прежнему продолжает оставаться К. Фомвихан.

Таиланд, Бирма, Индонезия

Период военных переворотов. Первые послевоенные годы Таиланд оставался наиболее отсталой аграрной страной мира, кроме того, он оказался в сложной политической ситуации.

В ноябре 1947 г. произошел военный переворот. К власти пришли правые силы, опиравшиеся на крупных землевладельцев, бюрократическую элиту и верхушку офицерства. Это событие совпало с началом «холодной войны» и определило на долгие годы проамериканский курс таиландского правительства. Страна стала для США форпостом в ЮВА, а Таиланду это обеспечило широкий приток американской помощи в виде субсидий, льготных кредитов, займов. Это в немалой степени способствовало изменениям в жизни страны: ускорились темпы роста промышленных отраслей хозяйства, усилился процесс концентрации производства и капитала.

После вступления Таиланда в АСЕАН (1967 г.) начался новый этап экономической модернизации страны, отмеченный переходом от политики создания импортзаменяющих отраслей производства к поощрению компаний, работающих на экспорт, созданием новых современных отраслей промышленности, строительством крупных предприятий тяжелой индустрии, повышением темпов роста сельскохозяйственного производства. Однако политический кризис так и не был преодолен.

В стране продолжались расколы в партиях, военные перевороты, принимались и отменялись конституции (к 1963 г. их было семь). Обострялись социальные противоречия, приведшие к партизанской войне против правящего режима, которую возглавила пропекински настроенная Коммунистическая партия Таиланда (КПТ). К 1971 г. произошел новый военный переворот, в ходе которого был распущен парламент, отменено действие конституции, начались жестокие репрессии против противников диктатуры. Первым открыто выступило студенчество. В число их первоочередных требований входило восстановление конституции и гражданских прав. В декабре 1973 г. начались столкновения студентов с полицией, в ходе которых погибли несколько десятков человек. Стремясь подавить сопротивление, правительство отдало приказ о вводе в столицу армейских подразделений, но командование сухопутных войск приказ не выполнило и предложило тогдашнему военному правительству покинуть страну. Король поддержал эти требования.

Изменения в жизни таиландского общества в 70—90-е годы. Этими событиями завершился почти сорокалетний период таиландской истории, связанный с правлением военных диктатур. С октября 1973 г. Таиланд переходит к правлению гражданских правительств.

В 1973-1974 гг. временное правительство приняло новую конституцию, значительно расширявшую демократические права граждан. Военные лишались права быть депутатами парламента и занимать посты в правительстве. Было объявлено о проведении аграрной реформы, упорядочивавшей землевладение и земельную аренду.

За последние 20 лет заметно изменилась социальная структура страны. К концу 80-х годов 56 % от 85 % в 40-х годах были заняты в сельском хозяйстве. Армия лиц наемного труда выросла в 4 раза (до 25% самодеятельного населения страны). Заметно увеличилась и численность предпринимательских слоев, под их контролем находится до 80 % сбыта земледельческой продукции, 52 % объема промышленных мощностей.

По своему государственному устройству Таиланд является сейчас конституционной монархией, при этом роль короля в управлении страной невелика. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, но важнейшей политической силой остается армия, которой удается все же эпизодически взять власть в свои руки на короткое время. Политическая нестабильность затрудняет использование в полной мере возможностей ускорения социально-экономического развития.

Бирма (Мьянма). Завоевание независимости. «Бирманский путь к социализму». После ухода японских войск наиболее влиятельной силой в Бирме была Антифашистская лига народной свободы (АЛНС). Под ее руководством началась компания за обретение национальной независимости. Вернувшаяся английская колониальная администрация была вынуждена считаться с АЛНС.

В августе-октябре 1947 г. прошли англо-бирманские переговоры о предоставлении независимости Бирме. 4 января 1948 г. Бирманский Союз официально был провозглашен независимым. Это была федеративная республика, во главе которой стоял президент, избиравшийся парламентом. Исполнительная власть принадлежала правительству во главе с премьер-министром. Этот пост до 1958 г. бессменно занимал У Ну.

В период независимого развития страна вступила в обстановке внутренней нестабильности, связанной прежде всего с межнациональными противоречиями и борьбой между АЛНС и коммунистами за выбор пути дальнейшего развития. С весны 1948 г. началась гражданская война, во время которой правительство получало военную поддержку от США, Англии и в которой, опять же на стороне правительства, приняла участие гоминьдановская армия Китая, покинувшая к этому времени свою страну.

К началу 1960-х годов возникла угроза распада Бирманского Союза как единого государства. В этих условиях ответственность за дальнейшее развитие событий взяла на себя армия. 2 марта 1962 г. в Бирме произошел военный переворот. Власть перешла к армейской верхушке. Ею было приостановлено действие конституции, распущен парламент, начались аресты и репрессии.

Программа деятельности нового правительства была обнародована в апреле 1962 г. под названием «Бирманский путь к социализму». Она предусматривала, во-первых, национализацию наиболее важных отраслей производства и создание «социалистической экономики», основанной на государственной и кооперативной собственности, во-вторых, отказ от парламентской демократии и эксплуатации человека человеком. В соответствии с этой программой резко ограничивалось частное предпринимательство, национализировались иностранный и крупный капитал, ликвидировались экономические позиции землевладельческой знати, объявлялась государственныя монополия в ряде важных сфер хозяйства, а затем национализировались почти все предприятия в стране.

Неудивительно, что уже на рубеже 1960—1970-х годов стали обозначаться первые серьезные проблемы, резко упала экономическая эффективность и темпы роста экономики. Подрыв позиций мелкого производителя в городе и деревне привел к упадку рынка и, соответственно, к расцвету * черного рынка» и теневой экономики. Появились инфляция и заметная безработица, причем все это сочеталось с непрекращавшейся внутриполитической нестабильностью.

Высшим законодательным органом стало однопалатное Народное собрание. В стране была узаконена однопартийная диктатура. Конституция 1974 г. официально назвала страну Социалистическая Республика Бирманский Союз (СРБС) и запретила деятельность всех политических партий за исключением правительственной — Партии бирманской социалистической программы (ПБСП).

Победа военных в борьбе с оппозицией (80—90-е годы). Однако оппозиционные партии, прежде всего коммунистическая, объединились для борьбы с военной диктатурой. Нужно отметить, что в том, что коммунисты боролись против правительства, ориентированного на марксистскую модель социализма, состоит особенность развития Бирмы.

Начались забастовки и демонстрации протеста, жестоко подавленные армией. Последующий ход событий показал, что в стране нарастает взрыв, что репрессии уже не помогут. Тогда среди военных образовалась группа сторонников более умеренного курса. Ими было объявлено о введении новых принципов управления при сохранении курса строительства социализма, а также проведены некоторые реформы, открывшие простор для рыночных отношений. Было дано согласие на восстановление норм многопартийной системы. Страна получила новое имя — Мьянма (по названию крупнейшей этнической группы в Бирме). В 1990 г. прошли выборы в парламент, на которых неожиданно для властей одержала победу Национальная демократическая лига во главе с дочерью национального героя Бирмы Аун Сана — Су Чжи. Военные не признали результатов выборов. Су Чжи была взята ими под домашний арест и даже присуждение ей Нобелевской премии мира не помогло ей освободиться. Опираясь на первые достигнутые в результате реформ экономические успехи, генералы упорно держатся за власть, лишь туманно обещая в будущем созвать Учредительное собрание.

Индонезия. Война за независимость. Сукарно и его теория «индонезийского социализма». После капитуляции Японии во второй мировой войне 17 августа 1945 г. была провозглашена независимость Индонезии. На следующий день президентом Республики Индонезия стал Сукарно.

Голландия, не успевшая вернуться в Индонезию после ухода японцев, не смирилась со сложившейся ситуацией и попыталась силой восстановить свою колониальную власть. Осенью 1945 г. начались военные действия, не давшие голландцам ощутимых результатов. В ноябре 1946 г. между двумя странами было подписано соглашение, по которому Индонезия получила суверенитет. Однако с началом «холодной войны» военные действия вновь были продолжены, и лишь в августе 1949 г. Голландия признала ограниченный суверенитет (август 1949 г.), а затем в 1950 г. и полную независимость Республики Индонезия.

Окончание войны с Голландией ознаменовало новый этап политической истории Индонезии. Государственное устройство изменилось: президент утерял свою прежнюю власть, которая отошла к парламенту и правительству. В то же время значительно возрос авторитет армии и ее верхушка стала претендовать на роль самостоятельной политической силы.

В октябре 1952 г. часть армии потребовала роспуска парламента и передачи всей власти президенту. И вплоть до 1959 г. страна представляла собой арену острейшей борьбы различных политических группировок за власть. В качестве главных центров выделились Коммунистическая партия Индонезии (КПИ), армия и мусульманские партии. В этих условиях Сукарно решил взять на себя инициативу и выдвинул теорию президентской формы правления, так называемой «направляемой демократии».

Большинство

Наши рекомендации