Малые страны» Западной Европы: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария, Австрия
Страны Бенилюкса в системе международных отношений периода «холодной войны». Разгром нацистской Германии принес свободу народам Европы. Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия восстановили национальную государственность. Однако начало «холодной войны», волна антисоветизма, охватившая Западную Европу, привели к усилению геополитического влияния ведущих держав западного блока, и в первую очередь США. В форватере «атлантического курса» оказались и страны Бенилюкса. В 1947 г. Бельгия, Нидерланды и Люксембург выступили в поддержку плана Маршалла и получили значительную инвестиционную помощь со стороны США. В апреле 1949 г. эти страны были в числе учредителей НАТО и присоединились к его военным программам. В то же время их атлантическая ориентация сочеталась со стремлением к укреплению европейских интеграционных связей.
Еще до создания НАТО, в марте 1948 г., Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали совместно с Францией и Великобританией Брюссельский пакт о создании Западного союза -организации военного, экономического и культурного сотрудничества (в 1954 г. переименованного в Западноевропейский союз). Активно участвовали они и в создании консультативной политической организации Европейский совет в 1949 г., а также в обсуждении плана Шумана о создании Европейского объединения угля и стали в 1950 г. Объединившись еще в 1948 г. в собственный таможенный союз, страны Бенилюкса вошли в состав ЕОУС с момента образования этой организации в 1951г. и в дальнейшем неизменно поддерживали все проекты углубления западноевропейской интеграции. В 1955 г. конференция министров иностранных дел стран ЕОУС приняла «Меморандум Бенилюкса», составленный по проекту голландского министра Бейена, о принципах экономической интеграции. На основании документов, подготовленных комиссией экспертов под руководством бельгийского министра Спаака, в 1957 г. было образовано Европейское экономическое сообщество. Брюссель и Люксембург наряду со Страсбургом превратились в столицы Единой Европы, разместив большую часть ее учреждений и организаций. В последующие годы Бенилюкс выступал за последовательное углубление интеграции и усиление надгосударственных институтов ЕЭС. Такой курс противоречил деголлевской концепции «Европа Отечеств», но встречал понимание и поддержку западногерманских политиков. На Гаагской конференции 1969 г. лидеры стран Бенилюкса поддержали идеи французского президента Ж.Помпиду о новом этапе западноевропейской интеграции. В развитие этого проекта в 1970-1971 гг. под руководством люксембургского премьер-министра Вернера был составлен проект валютно-экономического союза стран ЕЭС, комиссия под руководством бельгийского представителя Да-виньона разработала концепцию политической интеграции. Эти проекты остались нереализованными в 70-е годы, когда структурный экономический кризис мировой капиталистической системы приостановил и трансформацию ЕЭС, но в дальнейшем послужили основой для подготовки новых программных документов по развитию Сообщества.
Внутриполитическое развитие стран Бенилюкса в послевоенный период. Несмотря на то, что государства Бенилюкса оказались в эпицентре глобального кризиса, вызванного второй мировой войной и дальнейшей геополитической перестройкой Европы, они по-прежнему оставались оплотом политического традиционализма, влияния римско-католической церкви, идей конституционного монархизма. С первых послевоенных лет ведущие позиции прочно заняли консервативные партии — Социально-христианская партия в Бельгии, Католическая народная партия в Нидерландах, Христианско-социальная народная партия в Люксембурге. Партии либеральной и социал-демократической ориентации либо входили в состав правящих коалиций, либо выступали в роли конструктивной оппозиции.
В 50—60-е годы страны Бенилюкса совершили большой рывок в экономическом развитии, составив один из наиболее динамичных регионов Западной Европы. Однако они столкнулись и со значительными трудностями. Ускоренная модернизация, структурная перестройка промышленности, начавшаяся в эпоху НТР, вызвали социальную напряженность и рост рабочего движения. Ширилось экологическое и антивоенное движение. Болезненно реагировали правящие круги Бельгии и Нидерландов на ломку колониальных империй. При поддержке Великобритании и США Нидерланды развязали колониальную войну в Индонезии в 1945 г. Военные действия продолжались до 1949 г., когда голландское правительство было вынуждено признать независимость Индонезии. Столь же безрезультатно окончилась и война в Бельгийском Конго в 1960-1963 гг. Мировой экономический кризис середины 70-х годов еще более обострил ситуацию. Популярность христианско-демократических партий стала падать. В этих условиях их лидеры попытались пересмотреть концептуальные основы своей политики, вернувшись к идеалам политического католицизма.
Главы бельгийского и нидерландского епископатов, кардиналы Лео Суененс и Бернард Альфринк, были в числе главных инициаторов обновления церкви на II Ватиканском соборе (1962—1965), ратуя за приспособление католицизма к современным условиям, последовательную реализацию принципов соли-даризма и демократии. С начала 60-х годов правительственные кабинеты СХП в Бельгии пытались реализовать эти идеи, выдвинув программу «социального программирования» — широкой практики политических консультаций профсоюзов, предпринимателей и правительства. Важнейшим шагом на пути стабилизации политической ситуации в Бельгии стала конституционная реформа 1970 г., закрепившая официальное существование трех культурных сообществ (французского, фламандского и немецкого), а также четырех лингвистических районов (три указанных и двуязычный Брюссель). На втором этапе реформы в конце 70-х — начале 80-х годов были созданы законодательные и исполнительные органы власти этнических регионов.
В Нидерландах укрепление позиции христианских партий было связано с объединением в избирательную федерацию «Христианско-демократическая акция» Католической народной партии и протестантских Антиреволюционной партии и Христианско-исторического союза. Это событие прекратило многолетнюю конфессиональную вражду в политической элите страны. Федерация христианских партий выдвигала идею «третьего пути между социализмом и капитализмом» — социального устройства, которое совместило бы рыночную экономику с «принципиальными основами демократического государства и плюралистического общества». Ввод новой конституции 1983 г. подтвердил курс правящих партий на демократическое решение назревших политических проблем. На международной арене обновленное руководство ХДА выступало с решительной критикой гонки вооружений. Лишь под жестким давлением США правительство Нидерландов отказалось в 1979 г. от осуждения решения Совета НАТО о модернизации американских ядерных вооружений в Европе.
Внутриполитическая ситуация в Люксембурге отличалась большей стабильностью. Однако на фоне событий 60—70-х годов общественно-политические круги этой страны также заняли принципиальную позицию и осудили эскалацию напряженности в международных отношениях и кризисные тенденции в экономике, экологии, социальной сфере. В 1979 г. римско-католические епископы Люксембурга и граничащих с ним епархий Метц (Франция) и Тревир (ФРГ) выступили с совместным заявлением, где, в частности, говорилось: «Человек перестал распоряжаться экономикой, она распоряжается им. Самые существенные проблемы, возникающие в связи с теперешним кризисом, касаются всех людей и их совести. Речь идет о будущем человека, о будущем общества».
Австрия и Швейцария во второй половине XX века. Не менее заметную роль в послевоенной истории Европы сыграли и другие «малые страны» — Австрия, Швейцария. Сравнительно мало пострадавшие в годы войны, эти страны быстро восстановили темпы экономического развития. Стабильной оставалась и внутриполитическая ситуация. В Австрии была воссоздана партия политического католицизма, получившая название Австрийская народная партия. Отказавшись от преемственности с ХСП, связанной с австрофашистским режимом, АНП сохранила ориентацию на идеи солидаризма, патриотизм и христианские ценности. Тем не менее ведущей политической силой послевоенной Австрии стала социалистическая партия. Президентом республики в 1945 г. был избран ее известный лидер Карл Реннер. СПА перешла на позиции классической социал-демократии, не пытаясь больше вернуться к революционным принципам австромарксизма. Политика СПА, направленная на создание системы «социального партнерства» на производстве, эффективной модели государственного регулирования экономики, развитой системы социального обеспечения, оказалась достаточно результативной, и Австрия менее болезненно, чем многие страны Запада, пережила тяжелые кризисы 70-х-80-х годов.
Развития индустрия туризма, стабильная банковская система, устойчивое положение на международном рынке труда обеспечили экономическое процветание и социальное спокойствие в послевоенные годы и Швейцарии. Особенности конституционного устройства Швейцарии предопределили большую важность местных органов управления, кантональных институтов и, соответственно, значительную степень децентрализации политической жизни страны. В течение всего послевоенного периода на правительственном уровне существовала коалиция четырех ведущих партий: христианско-демократи-ческой, социал-демократической, радикально-демократической и партии крестьян и ремесленников. Такая ситуация не только предопределила отсутствие серьезной оппозиции в стране, но и обеспечила необходимую преемственность внутри- и внешнеполитического курса. В сочетании с постоянно действующей практикой общенациональных и кантональных референдумов сложившийся в Швейцарии государственный механизм стал одним из наиболее примечательных примеров конституционного творчества в XX в.
Столкнувшись с обострением международной обстановки в условиях « холодной войны » правительственные круги Швейцарии и Австрии попытались, в отличие от стран Бенилюкса, сохранить принципиальный нейтралитет. Так, например, Швейцария даже не стала членом ООН. Дистанцировались они и от складывания западноевропейских интеграционных структур. Причиной стало опасение внешнего политического влияния в рамках ЕЭС. В качестве альтернативы Общему рынку в 1960 г. была создана Европейская ассоциация свободной торговли, в состав которой наряду с Великобританией, Ирландией, Норвегией, Швецией, Финляндией вошли Австрия, Швейцария, Лихтенштейн. В отличие от ЕЭС ЕАСТ являлась чисто экономической организацией без каких-либо влиятельных наднациональных институтов.
«Малые страны» Европы в современной системе международных отношений. Традиции нейтралитета, конструктивная позиция по самым острым проблемам развития мирового сообщества позволили «малым странам» Европы занять видное место в современной системе международных отношений. Страны Бенилюкса уже во второй половине 70-х—80-е годы активно включились в Хельсинкский процесс в Европе, поддержали советско-американские инициативы по разоружению и укреплению международной безопасности. С середины 80-х годов Бенилюкс — один из «локомотивов» нового этапа европейской интеграции. Бельгия, Нидерланды и Люксембург активно поддержали подписание Маастрихтского договора. Символично, что одной из ключевых фигур в жизни Сообщества на ближайшие годы стал бывший премьер-министр Люксембурга Жак Сан-тер, сменивший в 1995 г. представителя Франции Жака Делора на посту председателя Европейской комиссии. Ключевая идея Сантера — переход от выдвижения грандиозных проектов к выполнению обещанного ранее, возвращение доверия избирателей, последовательная реализация коллегиального принципа в деятельности органов ЕЭС, укрепление влияния в Сообществе «малых стран» объединенной Европы.
С конца 80-х годов больший интерес к проблемам европейской интеграции стали проявлять и Австрия, Швейцария. Активизировалось их участие в деятельности Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития. Договор 1991 г. между ЕЭС и ЕАСТ о создании Европейского экономического пространства проложил дорогу тесному сотрудничеству стран обеих организаций. И если референдум о вступлении Швейцарии в европейское экономическое пространство принес отрицательный результат, то Австрия в январе 1995 г. вместе с Финляндией и Швецией стала полноправным членом Европейского сообщества. Швейцария демонстрировала в эти годы готовность к участию скорее в программах по укреплению международной безопасности, стремясь сохранить свой нейтральный статус. В 1986 г. население этой страны вновь проголосовало против вступления в ООН. Стремление сохранить в неприкосновенности собственный конституционный механизм заставляет правительственные круги Швейцарии настороженно относиться даже к международному сотрудничеству в гуманитарной и правовой сферах. Лишь после тяжелейших дискуссий в 1992 г. парламент ратифицировал Международный пакт 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах человека. А вот подписанную правительством в 1994 г. Европейскую конвенцию по защите прав национальных меньшинств парламент так и не ратифицировал.
Вопросы и задания
1. Каковы особенности внутриполитической ситуации, сложившейся в «малых странах» Европы после второй мировой войны?
2. Подготовьте сообщение «Проблемы развития стран Бенилюкса на современном этапе».
3. Какую роль играют Австрия и Швейцария в современной системе международных отношений?