Начало «холодной войны» и эволюция двухполюсного миропорядка в 50-х — первой половине 70-х годов
«Холодная война» и новый раскол мира. Вторая мировая война во многом изменила сложившуюся на мировой арене ситуацию. Противостояние двух военно-политических блоков — НАТО и Варшавского Договора, во главе с США и СССР, сформировало двухполюсную структуру международных отношений. Конфликт между двумя блоками был отражением глобального идеологического, политического и военного противостояния противоположных общественных моделей.
Практическим воплощением этого конфликта стала «холодная война» между СССР и США — идеологическая борьба и геополитическое противостояние двух сверхдержав. Противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции — США и Великобританией, с одной стороны, и СССР — с другой начали расти уже к концу второй мировой войны, когда на повестку дня встали вопросы о послевоенном урегулировании. О полном разрыве между прежними союзниками и фактическом начале «холодной войны» впервые открыто объявил бывший премьер-министр Великобритании У.Черчилль. В своей речи в городе Фултон (США) 5 марта 1946 г. он призывал создать англо-американский военный союз для борьбы с СССР и планами экспорта коммунизма в капиталистические страны. Советский Союз, в свою очередь, рассматривал успехи в борьбе с нацизмом и укрепление позиций на международной арене как предпосылку для формирования мировой социалистической системы. Жесткое противостояние держав-победительниц спровоцировало в 1947-1949 гг. образование в оккупированной Германии двух государств — Федеративной Республики Германии (ФРГ) и Германской Демократической Республики (ГДР). Раскол мира приобрел реальные черты.
В последующие годы западные страны во главе с США осуществили целый комплекс мероприятий в русле политики «с позиции силы» в отношении Советского Союза. В их числе прежде всего следует назвать принятие доктрины Трумэна (1947), провозгласившей «крестовый поход против коммунизма» в мировых масштабах, реализацию плана Маршалла (1948—1952) -программы инвестиционной помощи европейским странам, превратившейся в своеобразный тест на лояльность к американской политической линии, создание атлантического военно-политического блока НАТО (1949), а также аналогичных блоков в Азии (СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС). Влияние мирового антикоммунизма базировалось прежде всего на мощи США, вышедших из войны самой могущественной в экономическом и военно-политическом отношении державой. Американские руководители с первых дней после окончания второй мировой войны предпринимали усилия по закреплению лидирующей роли США в мировом сообществе. Вплоть до 1949 г., когда СССР произвел испытание своей первой атомной бомбы, Америка являлась единственной обладательницей атомного оружия. Официальный Вашингтон занял господствующее положение в ряде международных организаций, таких как Организация американских государств (ОАГ), Всемирный банк и Международный валютный фонд, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др. Неоднократно, особенно в конце 40-х — 50-е годы во время конфликтов на Корейском полуострове, Ближнем Востоке, в Конго, на Кипре, США удавалось использовать Генеральную Ассамблею ООН в своих имперских интересах. Поводом для этого служило их декларативное стремление «предотвратить прямое советское вмешательство». Именно в те годы известный газетный магнат Г.Льюс выступил с идеей о том, что окончание войны увеличит влияние США в такой степени, что наступит Pax Americana, т.е. американский век. Pax Americana стал символом американской политики на мировой арене во второй половине XX в.
Однако при всей своей беспрецедентной военной и политической мощи США не стали и не могли стать единоличным лидером послевоенного мира. На международном уровне США приходилось считаться с существованием другой сверхдержавы — СССР, столь же решительно борющейся с любым посторонним вмешательством в зоне своего влияния- Таким образом, Pax Americana по меньшей мере разделял мировое пространство и глобальную власть с Pax Sovietica, т.е. «советским веком».
Советский Союз вышел из войны могущественной военно-политической державой, претендующей» как и США, на роль сверхдержавы. Сыграв главную роль в разгроме гитлеровской Германии, Советский Союз добился беспрецедентного усиления своего веса и влияния в мире. В результате послевоенного урегулирования целая группа стран Восточной Европы (Болгария, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Польша, Албания и Югославия) и Азии (Китай, Вьетнам, КНДР и др.) оказалась в сфере непосредственного влияния СССР. Тем самым сложились предпосылки для образования мировой социалистической системы, к которой в начале 60-х годов присоединилась также Куба. СССР и другие социалистические страны решительно поддержали национально-освободительное движение колониальных и зависимых стран и народов. В результате значительно возросли их роль и влияние в третьем мире, образовалась целая группа стран так называемой социалистической ориентации.
Завершив послевоенное восстановление разрушенной экономики, руководство Советского Союза все больше внимания уделяло укреплению своего военного могущества. Для преодоления ядерной монополии США СССР разработал и осуществил программу создания собственного ядерного оружия. В 1949 г. в Советском Союзе было проведено первое испытание атомной бомбы. В том же году европейские социалистические страны создали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), к которому позже присоединились Монголия, Куба и Вьетнам. Эта организация сыграла большую роль в оказании социалистическими странами друг другу экономической помощи, в координации планов экономического сотрудничества и осуществлении международного разделения труда. Для консолидации социалистического лагеря и блокирования военной угрозы НАТО важнейшее значение имело подписание в мае 1955 г. в Варшаве СССР и другими странами социалистического содружества Восточной Европы — Польшей, Чехословакией, Румынией, Болгарией, Венгрией, ГДР и Албанией (которая в 1968 г. односторонне денонсировала договор) договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Варшавский военно-политический пакт, созданный на основе этого договора, сыграл большую роль в укреплении баланса сил в мировом масштабе.
Характер международных отношений в эпоху «холодной войны». Итак, к началу 50-х годов в идейно-политическом и военно-политическом отношении мировое пространство оказалось разделенным на два противоборствующих лагеря. Причем каждая из двух систем именно себя считала выразительницей и защитницей чаяний и интересов народов и, соответственно, обосновывала неизбежность своей победы и обреченности противостоящей стороны. Разработав идеологическое обоснование своих позиций, США объявили себя защитниками свободного мира, а СССР, в свою очередь, — оплотом мира, демократии и социализма.
«Холодная война» характеризовалась усилением недоверия между великими державами, форсированием гонки вооружений, созданием военных блоков, использованием силы или угрозы применения военной силы в международных отношениях, отказом от урегулирования спорных вопросов путем переговоров и т.д. Конфронтационность в отношениях друг с другом составляла как для СССР, так и для США основу глобальной внешнеполитической стратегии. Такая позиция держала в постоянном напряжении весь мир, который был разделен на сферы «жизненных интересов» двух сверхдержав. Сформировалась двухполюсная иерархическая структура мирового сообщества, в которой две сверхдержавы занимали вершину пирамиды, за ними шли великие державы – постоянные члены Совета Безопасности ООН, далее — страны, менее значимые с точки зрения веса и влияния в решении международных проблем.
В этой игре геополитических интересов конфликты в любом регионе земного шара рассматривались как составная часть глобальной борьбы двух сторон друг против друга. В глазах обеих сторон каждая из этих войн (или конфликтов) имела значимость не только и не столько с точки зрения решения той или иной конкретной проблемы, сколько с точки зрения выигрыша или проигрыша Востока или Запада. При этом любой выигрыш одной из сторон в каком-либо регионе планеты или отдельно взятой стране рассматривался как проигрыш другой стороны, и наоборот. Характерно, что главными движущими факторами поведения обеих сверхдержав и их блоков были именно взаимный страх и озабоченность собственной безопасностью. Соответственно, в центре внимания с обеих сторон стояло стремление к наращиванию военной мощи. Развитие международных отношений оказалось связано с ускоряющейся гонкой вооружений, требовавшей все большего напряжения сил ведущих стран мира и создававшей все большую опасность для судеб человечества.
Однако при всем подавляющем господстве двух враждующих блоков весь послевоенный мир не мог поместиться в прокрустово ложе двухполюсности. Более того, анализ реального соотношения сил на мировой арене послевоенного периода показывает, что двухполюсность в чистом виде существовала лишь в течение сравнительно короткого периода. На протяжении всех послевоенных десятилетий, особенно с 60-х годов, ее постоянно нарушали многие факторы. Важнейшее значение с этой точки зрения имели развернувшиеся после второй мировой войны процессы распада колониальных империй и образования множества новых независимых государств разной идеологической и политической ориентации. Фактически мир оказался разделенным на три разных «мира»: первый — капиталистический, второй -социалистический и третий — развивающийся, принципиально отличающихся друг от друга по степени экономического развития, образу жизни, мировоззренческим основам.
Страны третьего мира в системе международных отношений эпохи «холодной войны». Вторая мировая война вызвала глубокие и неоднозначные изменения во внутреннем развитии стран Азии и Африки. Как и во время первой мировой войны, народы этих стран вопреки их воле были вынуждены участвовать в противоборстве воюющих держав. Например, индийские дивизии сражались в Бирме, в Северной и Восточной Африке, обслуживая крупнейший плацдарм союзных сил на Ближнем Востоке. В ходе войны колониальные и зависимые страны понесли тяжелые потери. К примеру, за 8 лет войны с Японией потери Китая составили 18 млн погибших и раненых. Голод, поразивший в 1943 г. лишь одну из индийских провинций — Бенгалию, унес 4,5 млн жизней. За годы японской оккупации от истощения и непосильного труда умерло около 4 млн индонезийцев.
Вместе с тем вторая мировая война способствовала дальнейшему развитию национального капитализма и росту национального самосознания народов соответствующих стран. Она в еще больших масштабах, чем первая мировая война, стимулировала обострение противоречий между колониями и метрополиями и, соответственно, подъем национально-освободительного движения. Тяготы войны способствовали радикализации настроений широких масс. Большое влияние на общественное сознание оказал опыт непосредственного участия населения колоний и зависимых стран в военных действиях на своей родине и за ее пределами. Участники войны получили военный, технический и организационный опыт, который оказался весьма полезен в национально-освободительной войне послевоенных лет.
В результате войны Япония, потерпев сокрушительное поражение, не только лишилась своих колоний, но и оказалась под американской оккупацией, временно утратив статус великой державы. Освободившись от японской оккупации, Корея добилась независимости, однако в результате военного конфликта 1950-1953 гг., в котором косвенно участвовали обе сверхдержавы, она была расколота два враждебных государства — Корейскую Народно-Демократическую Республику на севере и Республику Корею на юге. Отстаивать свою независимость в длительной и кровопролитной войне с французскими и голландскими колонизаторами пришлось народам Индокитая и Индонезии.
Китай между двумя мировыми войнами проделал путь от полуколонии до признания за ним в 1945 г. статуса великой державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН. Однако во второй половине 40-х годов в этой стране разразилась гражданская война, завершившаяся образованием в 1949 г. Китайской Народной Республики. Другая великая азиатская страна — Индия — в конце второй мировой войны все еще оставалась английской колонией, но напор освободительных устремлений народных масс был настолько велик, что уже в 1947 г. были созданы независимые государства — Индийский Союз и Пакистан.
Заметные трещины в фундаменте двухполюсного миропорядка появились уже в конце 50-х годов с ухудшения и последующего разрыва советско-китайских отношений. Первоначально КНР всецело ориентировалась на Советский Союз и другие страны социалистического содружества. Однако в силу комплекса политических и идеологических разногласий, обнаружившихся к концу 50-х годов, руководство СССР и Китая постепенно скатывалось к откровенной конфронтации. Этот разрыв внес новый элемент в международные отношения. Руководство Китая во главе с Председателем ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) Мао Цзедуном, порвав с Советским Союзом, стало проводить курс, полностью независимый от Москвы. Постепенно оно стало рассматривать баланс сил между США и СССР как главный фактор, определяющий его внешнюю и оборонную политику.
Одним из важнейших этапов обретения независимости народами Индокитайского полуострова стала агрессивная война США против Вьетнама, которая была развязана в 1964 г. В результате антиколониальной войны против Франции в 50-х годах вьетнамские вооруженные отряды у Дьенбенфу нанесли сокрушительное поражение колонизаторам. В результате французы вынуждены были покинуть Вьетнам. Но страна раскололась на две части. На севере образовалась Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ). На юге при поддержке США была создана республика Южный Вьетнам со столицей в Сайгоне.
Однако вскоре обнаружилась слабость сайгонского режима, который терпел одно за другим поражения от патриотических сил, выступавших за объединение страны. Пытаясь спасти сайгонский режим, руководители США предприняли военную агрессию против вьетнамского народа. Война стоила США огромных людских и материальных ресурсов. Так, численность американских войск в этой стране была увеличена с 185 тыс. в 1965 г. до 543,4 тыс. человек в 1969 г. Всего за период войны США израсходовали 141 млрд долл., потеряли убитыми 56,5 тыс. и ранеными 303,6 тыс. солдат и офицеров. Однако они потерпели позорное поражение.
В январе 1972 г., осознав этот факт, администрация президента Р.Никсона вынуждена была пойти на подписание соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Это, по сути, означало полную победу вьетнамского народа над агрессорами. Данное соглашение открыло путь к воссоединению страны. В апреле 1975 г. вооруженные силы Вьетнама и южновьетнамских патриотов овладели столицей Южного Вьетнама — Сайгоном. Это событие ознаменовало конец борьбы вьетнамского народа против французских, а затем американских интервентов за национальную независимость и единство страны.
Одной из самых значимых проблем в международной системе послевоенного периода стал вопрос ближневосточного урегулирования. В центре конфликта, начавшегося на Ближнем Востоке сразу после окончания второй мировой войны, стояло возникшее затруднение при создании независимого палестинского государства. Эту проблему предусматривалось разрешить путем организации двух независимых государств — еврейского и палестинского — на ранее подмандатных Британской империи территориях. Если еврейское государство в лице Израиля было создано в 1949 г., то палестинцам в таком праве было отказано. По существу, вся послевоенная история Ближнего Востока прошла под знаком борьбы палестинского народа за свою национально-государственную независимость. Отсутствие прогресса в решении этой проблемы привело к нескольким арабо-израильским войнам.
Значительные последствия имела война 1967 г., в результате которой Израиль захватил обширные территории как самой Палестины (Западный берег реки Иордан и сектор Газа), так и соседней Сирии (Голанские высоты), выступившей на стороне палестинцев. Только в 90-е годы наметился более или менее ощутимый прогресс в этом вопросе. Благодаря мужественной борьбе палестинского народа под руководством Организации освобождения Палестины (ООП) руководство Израиля вынуждено было согласиться предоставить палестинцам автономию. При всей ограниченности этой уступки она является показателем положительных тенденций в регионе, открывающим реальный путь к созданию независимого палестинского государства.
Ослабление биполярной мировой системы. Политическая активность стран третьего мира создавала мощный фактор трансформации всей системы международных отношений. Вместе с тем растущее многообразие мира создавало и новый комплекс сложных проблем — опасность не поддающихся контролю конфликтов. Шестидневная война 1967 г. между Израилем и арабскими странами ослабила роль ООН на Ближнем Востоке. Последовавшие друг за другом кризисы в Доминиканской Республике, на Ближнем Востоке, в Чехословакии, войны во Вьетнаме и Йемене, гражданская война в Биафре показали, что сдержанность государств в отношениях друг с другом — весьма относительная вещь. В этой ситуации большое значение имело вступление на мировую политическую авансцену Движения неприсоединения. Это международное объединение стран, которые провозгласили одним из главных принципов внешней политики неприсоединение к военно-политическим союзам великих держав. Первая конференция 25 неприсоединившихся страл на высшем уровне была созвана в начале сентября 1961 г. в Белграде по инициативе Югославии, Индии, Египта, Индонезии и Ганы. На протяжении последующих двух десятилетий состав и география движения постоянно расширялись. В результате к 1983 г. число его членов достигло 101. Объединив в своих рядах 2/3 стран мира, Движение неприсоединения стало важным фактором мировой политики, вносившим существенный вклад в укрепление мира и добрососедских отношений между государствами.
Немаловажные поправки в двухполюсную схему были также внесены постепенным превращением Японии в могущественную экономическую державу, Китая — в ядерную державу, а также восхождением ОПЕК — организации нефтедобывающих стран, которые поставили своей целью освободиться от экономического диктата индустриально развитых стран. Одновременно стала давать сбои мировая валютная система, что в конечном итоге привело в 1971 г. к отмене бреттон-вудской мировой финансовой системы и золотого стандарта, т.е. системы жесткой привязки курса американского доллара к стоимости золота.
Потеря долларом прежнего качества международной расчетной валюты значительно ослабила позиции США на мировых финансовых рынках.
Двухполюсность мира подрывалась с возрождением национализма в развитых странах Запада. Генерал Ш.де Голль, лидер и создатель режима Пятой республики во Франции, провозгласил национальное величие Франции и обеспечение ее геополитической независимости основой французской внешнеполитической стратегии. Последовательная реализация этого курса привела к значительному ухудшению франко-американских отношений и выходу Франции в середине 60-х годов из военной организации НАТО. В то же время влияние Франции в третьем мире чрезвычайно возросло.
Наконец, еще одним важным фактором, способствовавшим смягчению двухполюсности, можно назвать взаимное «истощение» СССР и США в непрекращающемся военном, экономическом, политическом и идеологическом противостоянии. Непрерывное наращивание военного потенциала сверхдержав вело к замедлению темпов их экономического роста, стагнации научно-технического прогресса в гражданских областях и т.д. Одновременно имела место тенденция к возрастанию удельного веса экономического и военного потенциала, а также международного политического авторитета союзников СССР и США, ряда «нейтральных» стран. В итоге, учитывая реальность достигнутого к 70-м годам ядерно-стратегического паритета, сверхдержавы вынуждены были отказаться от тотального противоборства и строить отношения, в которых элементы соперничества органически сочетались с элементами сотрудничества, особенно в сфере обеспечения военной безопасности. И хотя основополагающие вопросы мировой политики продолжали решаться в рамках двухполюсного миропорядка, все большее развитие получили интеграционные процессы, консолидирующие мировое сообщество.
Вопросы и задания
1. Определите причины раскола мира после окончания второй мировой войны.
2. Как вы понимаете термины «холодная война» и «биполярный мир»?
3. Какое место в послевоенной системе международных отношений заняли страны третьего мира?
4. Перечислите причины ослабления биполярной системы.
5. Сравните характер международных отношений до и после второй мировой войны.