Глава 3. Политические права
Под политическими правами и свободами подразумевают права, которые затрагивают непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти.[18] К числу этой категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.
В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.
Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина в демократическом государстве. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать как установленные, предоставленные государством. Как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищаетполитические права и свободы. Это прямо вытекает из ст. 2 Конституции РФ.
В Конституции 1993 года закреплено положение, в котором установлено, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, которая реализуется только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.
Необходимо отметить статью 29 Конституции РФ (свобода мысли и слова), связанную как с личной, так и политической стороной жизни общества, поскольку в правовом демократическом государстве должны преобладать различные взгляды и убеждения. Данные принципы закрепляются конституционно и обозначают, что человек вправе передавать, распространять и производить информацию любым законным способом. Злоупотребления свободой передачи информации могут нанести вред обществу, дестабилизации обстановки, и нарушению общественного согласия.
Согласно ст. 30 Конституции РФ “Каждый имеет право на объединение...”, т.е. создание разного рода (не государственных) общественных объединений совместно с другими лицами, а также право входить и беспрепятственно выходить из них. Такими объединениями являются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, которые созданные по инициативе граждан в целях удовлетворения их (духовных, материальных) потребностей. Цель такого объединения состоит в том, что оно следует удовлетворению интересов личности, входящей в такое объединение. Для создания любого общественного объединения требуется инициатива не менее трех физических лиц (за исключением политических партий и профсоюзов). Статья 30 Конституции РФ фиксирует гарантию свободы деятельности общественных объединений. Для осуществления уставных задач объединения граждане вправе проводить собрания, а также демонстрации и митинги, шествия и пикетирование, – как выражение социальной и политической активности граждан – при условии, что эти движения будут проводится мирно, без оружия (ст. 31 Конституции РФ). Эти мероприятия требуют санкционирование властей в отношении их проведения.
Среди объединений следует выделить политические партии, созданные на основе политических интересов граждан. Целью создания политических партий является их политическая деятельность, а также участие в избирательных кампаниях, вовлечение непосредственно в решении государственных проблем.
Главной из основных функций партий является информационная. С помощью политических партий до государственных органов доходит информация о проблемах общества. Гражданин может состоять в партии, а также быть беспартийным, это не запрещает законодательство.
Политические права граждан могут быть выражены через референдум, всенародное голосование, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ).
“Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме” (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ). Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу этого он может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством. Лишаются право избрания лица недееспособные, осужденные к лишению свободы по приговору суда, но не ограничиваются в избирательных правах лица, находящиеся под стражей, пока не будет вынесен и не вступит в силу обвинительный приговор суда.
Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным считается право избирать, возраст гражданина, обладающего таким правом должен быть 18 лет и старше. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, но принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в определенном возрасте – в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы – 21 года.
Необходимо отметить, что активное и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно.
Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым, при тайном голосовании.
Часть 4 статьи 32 Конституции РФ устанавливает, что “Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе”. Равный доступ предполагает право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Право гражданина на участие в отправление правосудия, основанное на праве граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.
Конституционно закреплено право граждан, на личные обращения, а также на направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан - это способ укрепления связей государственного аппарата с населением, источник информации, который необходим для решения вопросов общественной жизни.