Тема 6.2. Государственный лесной контроль и надзор
Студент должен
знать:
– нормативно-правовые акты, регулирующие осуществления государственного лесного контроля;
– оформление документации о нарушении лесного законодательства.
Законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие осуществления государственного лесного контроля. Структура органов государственной власти РФ, осуществляющих государственный лесной контроль. Права и обязанности государственных лесных инспекторов, лесничих. Документы, составляемые по результатам проведения мероприятий по государственному лесному контролю.
Методические указания
Цель государственного лесного контроля и надзора – обеспечение соблюдения участниками лесных отношений лесного законодательства. К участникам лесных отношений относятся РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий).
Россельхознадзор осуществляет:
– государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 ЛК РФ, и (или) в случаях, когда соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке органов государственной власти субъектов РФ;
– государственный пожарный надзор в лесах;
– контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий РФ по осуществлению государственного лесного контроля и надзора с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
– приостанавливает использование лесов в пределах полномочий в соответствии с федеральными законами.
Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением лесничеств и лесопарков, в отношении которых не переданы полномочия, предусмотренные частью 1 статьи 83 ЛК РФ.
Россельхознадзор, его территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении государственного лесного контроля и надзора взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также с организациями и гражданами.
Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и являющихся государственными лесными инспекторами, устанавливается указанными органами.
При осуществлении государственного лесного контроля и надзора государственные лесные инспекторы (лесничие) имеют право:
– пресекать и предотвращать нарушения лесного законодательства в установленном порядке;
– осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
– составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков;
– давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;
– осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
– уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и выявленных нарушениях;
– предъявлять гражданам и юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;
– осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
В Положении о контроле закреплен и перечень обязанностей государственных инспекторов. Государственные лесные инспекторы несут установленную законодательством РФ ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного лесного контроля и надзора.
Помимо указанных прав, главный государственный лесной инспектор РФ, его заместители, главные государственные лесные инспекторы в субъектах РФ и их заместители имеют право:
– предъявлять иски в суды в пределах своей компетенции;
– привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и иные организация для проведения подготовки заключений, связанных с предметом проводимой проверки.
Инспекторы могут беспрепятственно посещать организации и объекты независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за нарушения требований лесного законодательства.
Согласно части 2 статьи 23.24 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, уполномоченных в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в праве:
– главный государственный лесной инспектор РФ, его заместители;
– главные государственные лесные инспекторы в субъектах РФ, их заместители;
– старшие государственные лесные инспекторы РФ, их заместители;
– старшие государственные лесные инспекторы в лесничествах и лесопарках, их заместители;
– государственные лесные инспекторы в лесничествах и лесопарках.
Государственные лесные инспекторы в лесничествах и лесопарках могут рассматривать дела об административных правонарушениях, размер административного штрафа по которым не превышает 300 рублей.
Проведение государственного лесного контроля и надзора осуществляется в форме проверок в соответствии с планами, также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и граждан. Мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований Федерального закона от 08.08. 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
На федеральном уровне существует подробная регламентация заключительных стадий проведения проверки-оформления результатов проверок. Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают правовые акты и устанавливают формы документов с учетом обязательных для исполнения методических и инструктивных материалов, издаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.
*Признать утратившим силу Федеральный закон от 08.08. 2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) с 1 июля 2009 года (момента вступления в силу) Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ».
Литература: 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 17, 19, 21, 23, 25, 30, 31, 33, 36, 44
Вопросы для самоконтроля
1. Законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие осуществление государственного лесного контроля и надзора.
2. Органы государственной власти РФ, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор.
3. Права и обязанности государственных лесных инспекторов.
4. Документы, составляемые по результатам проведения мероприятий по государственному лесному контролю и надзору.
5. Муниципальный лесной контроль и надзор.
6. Порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора.
Примерный перечень практических занятий
Тема 3.3. Государственная инвентаризация лесов и государственный лесной реестр | 1. Разработка мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, представляемых в лесохозяйственном регламенте лесничеств. |
Тема 4.2. Плата за использование лесов | 1. Определение размера арендной платы при использовании лесного участка для заготовки древесины (или других целей). 2. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений. |
Тема 5.3. Порядок осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов | 1. Основания возникновения, приостановления, прекращения правоотношений по использованию лесов. 2. Порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка (купли-продажи лесных насаждений). 3. Заключение договора аренды лесного участка, обязанности сторон. 4. Порядок выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов путем размещения государственного заказа на выполнение этих работ. |
Тема 6.2. Государственный лесной контроль | 1. Оформление документации о нарушении лесного законодательства. 2. Исчисление размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства. 3. Осуществление проверок в порядке государственного контроля. |
Рекомендации по выполнению контрольной работы
По дисциплине «Правовые и организационные основы государственного управления лесами» студенты заочной формы обучения выполняют одну контрольную работу и высылают ее на проверку в срок, указанный в индивидуальном учебном графике.
Вариант контрольной работы выбирается по начальной букве фамилии студента и последней цифре шифра студента (смотрите таблицу).
Контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов и пяти практических задач.
Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, следует ознакомиться с методическими указаниями, рекомендуемой литературой, законами и иными нормативно-правовыми актами (учитывая изменения и дополнения на момент выполнения работы).
При выполнении контрольной работы следует соблюдать следующие требования:
1. Четко и правильно переписать задание контрольной работы по своему варианту. Работы, выполненные не по своему варианту, возвращаются студенту без проверки.
2. Ответы на вопросы должны быть полными и аргументированными.
3. При выполнении практических задач решение необходимо сопровождать пояснениями (наименование документа, часть, пункт).
4. В тетради нужно оставлять поля и место в конце работы для заключения рецензента.
5. В конце работы необходимо привести перечень использованной литературы.
6. Без зачтённой контрольной работы студенты к экзамену по дисциплине не допускаются.
Методические указания