Тема 4.2. Плата за использования лесов

Студент должен

иметь представление:

– о формировании платы за использование лесов;

– о плате за использование лесов как основе формирования финансовой системы в лесном секторе;

знать:

– порядок установления и распределения платежей за использование лесов.

Роль платы за использование лесов в формировании финансовой системы в лесном секторе и финансировании ведения лесного хозяйства. Порядок установления, размер и распределение платежей за использование лесов.

Методические указания

Использование лесов в РФ является платным. Принцип платности использования лесов является одним из основных принципов лесного законодательства.

Данный принцип реализуется в современном лесном законодательстве в нормах о плате за пользование арендуемым лесным участком (арендной плате) и плате по договору купли-продажи лесных насаждений.

Плата за аренду лесного участка определяется на основе минимального размера арендной платы, исчисляемой с применением специальных показателей (единицы объема лесных ресурсов и единицы площади лесных участков).

Минимальный размер арендной платы применяется при предоставлении лесных участков в аренду для осуществления всех видов использования лесов, предусмотренных в статье 25 ЛК РФ.

Единица объема лесных ресурсов может выражаться разными величинами: кубометрами, килограммами, тоннами. Единицей площади лесных участков является гектар.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесных участков устанавливаются в зависимости от форм и видов публичной собственности:

– федеральной собственности – Правительством РФ;

– собственности субъектов РФ – органами государственной власти субъектов РФ;

– муниципальной собственности – органами местного самоуправления.

Минимальный размер арендной платы определяется как произведение:

– ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке;

– ставок платы за единицу площади лесных участков и площади арендуемого лесного участка.

Минимальный размер арендной платы является базовым нормативом в установлении начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы) и соответственно размера аукционного шага. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной или муниципальной собственности, размер арендной платы, условия и сроки её внесения относятся к существенным условиям договора аренды лесного участка.

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений определяется на основе минимального размера платы. Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.

Платность использования лесов в настоящее время связывается с формой собственности на земли (земельные участки), на которых располагаются леса.

Реформирование правового регулирования вопросов платности использования лесов неизбежно привело к корректировке бюджетного законодательства.

В соответствии с изменениями бюджетного законодательства плата за использование лесов отнесена:

– к неналоговым доходам федерального бюджета в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений – по нормативу 100 %;

– к неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений – по нормативу 100 %.

Плата по всем видам использования лесов перечисляется в бюджетную систему РФ по кодам доходов бюджетной классификации, например:

– в части минимального размера платы по договору купли-

– продажи лесных насаждений – по коду 053 1 12 04011 01 0000 120;

в части минимального размера арендной платы – по коду 053 1 12 04012 01 0000 120;

Ежемесячно органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, представляют в Рослесхоз сведения о поступлении платы за использование лесов в бюджетную систему.

Роль и значение финансовых потоков, обеспечивающих государственное управление лесным сектором, в условиях развития рыночных отношений возрастают.

Основное финансирование на ведение лесного хозяйства осуществляется из средств федерального бюджета: распределяются средства на осуществление передаточных полномочий в виде целевых субвенций бюджетам субъектов РФ. Денежный поток доходов лесохозяйственного производства представляет собой сумму денежных средств, полученных арендатором от реализации древесины, а также оплату за выполненные лесохозяйственные мероприятия.

В вопросе совершенствования государственного управления лесами приоритетом на федеральном уровне является усовершенствование механизмов использования лесных ресурсов через расширение арендных площадей с ориентацией на глубокую переработку.

Литература: 8, 9, 11, 18, 35, 37, 40

Вопросы для самоконтроля

1. Плата за использование лесов.

2. Порядок установления платы за использование лесов.

3. Распределение платы за использование лесов.

Наши рекомендации