Вопрос № 2. Причины коррупции.
Изучение причин коррупции позволяет предполагать успешность или тщетность тех или иных мер предупреждения коррупции, прогнозировать динамику коррупционной активности и даже изменение форм и методов коррупционного поведения в зависимости от государственного воздействия на коррупцию.
Вопрос о том, что порождает коррупцию во властных структурах, в обществе в целом, является достаточно хорошо освещенным в литературе.
Так, к общим и основным причинам коррупции относят:
– отсутствие оптимальной системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;
– существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ;
– слабость, нерешительность, а иногда и полное политическое безволие государственной власти;
– кадровую, техническую и оперативно-тактическую неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе и коррумпированным структурам всех уровней;
– криминализацию значительной части политической элиты;
– моральную деградацию определенных слоев общества;
– минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие жесткой по отношению к ним репрессии;
– привилегии на распоряжение собственностью и услугами, которые находятся в руках бюрократов.
Основными причинами высокого уровня коррупции являются двусмысленные законы; незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты; зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты; профессиональная некомпетентность бюрократии; кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией; отсутствие единства в системе исполнительной власти, т.е. регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями; низкий уровень участия граждан в контроле над государством; низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором; государственное регулирование экономики; зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определенные услуги; оторванность бюрократической элиты от народа; экономическая нестабильность, инфляция; этническая неоднородность населения; низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения); неанглосаксонская система права; религиозная традиция; культура страны в целом.
Большинство населения, по данным ВЦИОМ, считает иначе. Жадность, аморальность российских чиновников и бизнесменов, а также несовершенство законов – главные причины коррупции, по мнению наших сограждан (39 % и 35 % соответственно). Почти каждый пятый считает, что корень проблемы – в низком уровне правовой культуры и законопослушания у подавляющего большинства населения (21 %)25. Жадность и корысть также называет доминирующим глубинным мотивом преступления известный криминолог В.В. Лунеев.
Некоторые исследователи предлагают в виде формулы отобразить причину коррупции. Одним из первых это сделал профессор Роберт Клитгаард, создатель знаменитой «формулы коррупции»: К = М + П – О, где К – коррупция, М – власть монополий, П – произвольность решений, О – ответственность. Иными словами, коррупция определяется степенью монопольной власти и права принимать произвольные решения, которыми наделены государственные чиновники, а также мерой их ответственности за свои действия.
Есть исследователи, которые причину коррупции видят не во внутренних проблемах, а во внешних. Транснациональные кампании, сверхдержавы не заинтересованы в силе и могуществе России, ориентируются на использование ее как сырьевого придатка страны, и потому стремятся разрушить государственность изнутри, подкупом не только отдельных политических лидеров, а целых движений, лоббируют тот или иной закон, взращивают коррупцию.
Достаточно всеобъемлющей теорией, объясняющей причину коррупции, является теория Роберта Мертона, который считает, что причиной девиации (к которой можно отнести и коррупцию, так как коррупция это также отклоняющееся от нормы поведение) является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. В качестве примера можно привести отношения современных россиян к финансовому благополучию. Граждане одобряют состоятельных людей, однако законными, традиционными средствами достичь это положение, как правило, невозможно. Соответственно, актуализируются полулегальные, «серые», коррупционные механизмы достижения финансового благополучия.
Причины распространенности коррупции, как представляется, следует искать в исторической, ментальной и социальной сферах. Необходимо признать, что на протяжении многих веков в России процветали традиции мздоимства и лихоимства на государственной службе, бюрократия, готовность населения идти на подкуп служащих, установка на малый риск быть привлеченным к ответственности за коррупцию. Одобрение коррупционного поведения по сей день присутствует на глубочайших архетипических пластах российской ментальности, о чем свидетельствуют закрепленные в лексике выражения: «оказать почесть», «проявить уважение», «мзда», «корм», «добыча», «подарок», «детишкам на молочишко», «вернуть долг», «любостяжательность», «лихоимство», «сребролакомство», «рыба гниет с головы», «власть портит», «Бога забыли» и т.п. Криминализируя норму о коррупционном поведении, законодатель идет вразрез с социальными нормами, принятыми в российском обществе, поскольку многие граждане не видят опасности в коррупционных сделках, и тем сложнее правоохранителям бороться, пресекать эти явления. Анализируя опыт специальных исследований в области борьбы с коррупцией в ОВД, исследователи выделяют целый ряд правонарушений, создающих условия для возникновения коррупции в милицейской (полицейской) среде:
- использование своего статуса, а также основанных на нем авторитета и возможностей для вмешательства в деятельность других государственных и негосударственных органов, если это не входит в круг полномочий соответствующих сотрудников и не предусмотрено законодательством;
- не предусмотренное законодательством использование своего статуса при решении вопросов, затрагивающих интересы заинтересованных лиц либо интересы членов их семьи;
- оказание не предусмотренного законодательством или необоснованного предпочтения физическим или юридическим лицам при подготовке и принятии решений по разного рода вопросам, входящим в компетенцию сотрудника ОВД;
- участие в качестве поверенных или представителей третьих лиц по делам органа, в котором данный сотрудник состоит на службе, либо по делам органов, подчиненных сотруднику, либо по делам органов, деятельность которых контролируется (или проверяется) сотрудниками ОВД;
- использование сотрудниками ОВД в личных или групповых интересах служебной и иной информации, полученной при выполнении служебных полномочий, если такая информация в соответствии с законодательством не подлежит разглашению или распространению;
- нарушение установленного законами и иными нормативными правовыми актами порядка принятия и рассмотрения заявлений, жалоб, обращений физических и юридических лиц;
- необоснованный отказ физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также передача недостоверной или неполной информации или затягивание ее предоставления;
- требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законами и иными нормативными правовыми актами;
- незаконное или необоснованное создание препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов.
Коррупционное поведение сотрудников ОВД обусловлено не только общими, но и специфическими детерминантами, в частности необходимостью в своей деятельности постоянно общаться с криминальной средой, неудовлетворенностью своим социальным ролевым статусом, деятельностью средств массовой информации по негативному освещению работы части правоохранительных органов, в частности сотрудников ОВД.
Вывод: Для предупреждения коррупции необходимо стремиться к уменьшению условий, приводящих к коррупционному поведению, и более четко определить, что является коррупционным правонарушением, поскольку именно это позволит пресекать коррупцию на «ранних» рубежах.