Внешний вид и форменная одежда сотрудника органов внутренних дел.

Любая наша одежда: домашняя, форменная, праздничная или спортивная - должна выглядеть так, чтобы на нее было приятно смотреть. Это элементарно и говорить об этом много не стоит. Нужно лишь заметить, что человек, небрежно относящийся к своему внешнему виду, как правило, и в делах своих оказывается столь же неряшливым и неаккуратным.

Внимание к внешнему виду вовсе не исключает деловых качеств человека, как думают некоторые, а напротив дополняет черты, необходимые истинно воспитанным людям. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» - почти двести лет тому назад сказал А.С. Пушкин.

Встречают по одежке, провожают по уму - говорит народная пословица. Ведь по внешнему виду человека в какой-то мере можно судить и о его культуре, во всяком случае, об аккуратности и вкусе.

Соблюдая опрятность и личную гигиену, человек тем самым проявляет уважение и к себе, и к окружающим. Кому приятно находиться рядом с неряшливым, нечистоплотным человеком?

Достойный внешний вид сотрудника обеспечивает моральное право на самоуважение, способствует укреплению доверия граждан к органам внутренних дел, оказывает влияние на поведение и поступки людей.

Культура внешнего облика является составной частью культуры поведения. Находясь на службе, Вы должны быть одеты по форме. Жизнью проверено, что законные требования сотрудника полиции, одетого не по форме или в неаккуратное обмундирование, предъявляемые равнодушным (а то и грубым) оскорбительным тоном, чаще всего не выполняются, вызывают протест, сопротивление.

Поэтому надо помнить, что форма сотрудника полиции – не спецодежда. Она атрибут государственной власти. Носить ее надо с честью и достоинством, содержать в чистоте и порядке. На службу выходить подтянутым и опрятным. Всем своим поведением подавать пример высокой порядочности и уважительного обращения с окружающими людьми (как на службе, так и в семье, в быту).

Культура внешнего облика сотрудника органов внутренних дел предполагает:

· соблюдение формы – одежды – аккуратно пригнанный, чистый и отглаженный мундир;

· ношение орденских планок, государственных, ведомственных, отличающих заслуги сотрудника;

· подтянутый вид и прямую осанку;

· скромную и аккуратную прическу;

· все предметы формы – одежды – должны отвечать установленным описаниям, быть тщательно подогнанными и содержаться в безупречном состоянии.

Сотрудники в форменной одежде при встрече приветствуют друг друга в соответствии с требованиями Строевого устава Вооружённых Сил Российской Федерации.

В случае выполнения служебных обязанностей в гражданской одежде допускается ношение костюма (платья) и обуви строгого делового стиля, неяркого цвета, подчёркивающих аккуратность и опрятность сотрудника.

Сотруднику в форменной одежде не рекомендуется: посещать рынки, магазины, рестораны, казино и другие торговые объекты и увеселительные заведения, если это не связано с выполнением служебных обязанностей, а также носить сумки, пакеты, коробки и другие предметы хозяйственно-бытового назначения.

Сотрудник-мужчина должен быть всегда аккуратно подстрижен, тщательно выбрит, опрятно и со вкусом одет, может умеренно использовать парфюмерию.

Сотруднику-женщине рекомендовано носить одежду в строгом деловом стиле, соблюдать скромность и разумную достаточность в использовании косметики и ношении украшений.

Сотруднику не рекомендуется отращивать бороду, длинные бакенбарды, выбривать голову, носить ювелирные украшения за исключением обручального кольца.

Сотруднику не следует делать татуировки, носить пирсинг, смешивать предметы форменной и гражданской одежды, держать руки в карманах, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в форменной одежде, утратившей надлежащий вид.

Ношение сотрудником знаков отличия, различия, почётных званий, формы одежды общественных объединений, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами и званиями, недопустимо.

Ношение сотрудниками гражданской одежды в служебное время предполагает строгий деловой костюм, отсутствие излишеств в аксессуарах.

На оперативных совещаниях, заседаниях коллегии, при несении службы в суточном дежурстве все сотрудники органов внутренних дел должны находиться в форменной одежде.

Предметы форменной одежды сотрудники обязаны носить установленных образцов, исправными, чистыми и отутюженными. Брюки должны иметь продольные заглаженные складки на передних и задних половинках брюк.

Обувь при ношении форменной одежды должна быть установленного образца, в исправном состоянии и вычищена до блеска.

Сотрудникам органов внутренних дел, находящимся на службе в форменной одежде, запрещено ношение:

украшений: цепей, колец (кроме обручальных) и т.п.;

знаков различия, нарукавных и нагрудных знаков неустановленных образцов, а также смешанной одежды (форменной с гражданской), военной и специальной маскировочной.

Общие рекомендации к внешнему виду:

1.Внешний вид сотрудников и работников должен соответствовать деловой атмосфере, общепринятым в деловом мире нормам и правилам.

2. Одежда, как мужчин, так и женщин, выдерживается в деловом стиле.

Основные требования к одежде – строгость, чистота, удобство, практичность.

3. Не допускается в служебное время ношение:

- одежды и обуви спортивного и пляжного стиля, в том числе джинсовой и кожаной одежды, шортов, открытых сарафанов, теннисок, спортивных свитеров, кроссовок;

- одежды с глубоким декольте, оголяющей плечи и живот, мини-юбок (длина - выше середины бедра), юбок с высоким разрезом;

- объемных трикотажных изделий спортивного стиля, слишком коротких или с очень низким вырезом джемперов, одежды из блестящих тканей, слишком нарядной одежды;

- небрежной, неглаженной и неопрятной одежды;

- сандалий и шлепанцев, обуви с завязками на щиколотках.

4. Цветовые решения в одежде должны соответствовать классическому деловому стилю, исключаются излишне яркие цвета, чрезмерная пестрота, а также изображения людей, животных и надписи.

5. Для мужчин обязателен костюм с рубашкой и галстуком.

Расцветка галстука не должна быть яркой.

Летом возможна однотонная рубашка светлых тонов с коротким рукавом без пиджака и галстука.

В холодное время года вместо тканых рубашек можно использовать деловой трикотаж: тонкие водолазки или джемперы, надетые под пиджак.

Манжеты рубашки должны быть чуть ниже запястья и на 1 см ниже рукава пиджака.

Покрой брюк – классический: не узкий и не расклешенный. Костюмные брюки должны заканчиваться на уровне середины каблука.

Носки должны быть однотонные, и являть собой переход от цвета брюк к цвету ботинок. Носки лучше подбирать в тон костюма, они должны быть достаточно длинными и облегающими.

В холодное время года не допускается нахождение мужчин в помещениях в головных уборах.

6. На работу и официальное мероприятие женщинам следует приходить в деловом костюме (возможно в брючном), блузке, юбке классического покроя либо деловом платье. Брюки могут быть классического стиля.

Костюм не является обязательным, однако выбираемая одежда должна приближаться к нему по своей строгости и лоску: юбка либо брюки с блузой, рубашкой, водолазкой в сочетании с жакетом. Вместо классического жакета можно надеть жилет или кардиган.

В летнее время используются легкие костюмы, жакеты, юбки, блузки, платья.

Блузки можно выбрать любого фасона, избегая при этом излишне открытых и прозрачных.

В деловом костюме классическая юбка должна быть прямой. Допускаются юбки любого силуэта при условии, что они сдержанны по дизайну и цвету. Длина юбки – до середины колена, выше или ниже колена на ладонь, максимальная длина – до щиколотки.

С юбкой или костюмом можно носить тонкие свитера. Предпочтение следует отдавать свитерам с вырезом под горло.

На службу не принято надевать брюки с заниженной линией талии и укороченные брюки. Если на брюках есть петли для пояса, то он обязательно должен быть. Длина брюк должна доходить до середины каблука.

Высота каблука женской обуви не должна превышать 9 сантиметров.

Колготки (чулки) должны быть однотонные (черного цвета и все оттенки бежевого (телесного)), недопустим любой рисунок, в том числе «сеточка».

Не допустим слишком вызывающий макияж. Рекомендуется использовать цвета, близкие к натуральным.

7. В осенне-зимний период необходимо пользоваться сменной обувью.

8. При выборе украшений необходимо проявлять сдержанность и разумную умеренность.

Исключается цепочка на ноге, татуировка и пирсинг на открытых участках тела.

9. Прическа у мужчин: классика, средней длины, аккуратная.

Прическа у женщин: элегантная, аккуратная стрижка, длинные волосы аккуратно уложены. Цвет волос: не приветствуются яркие, неестественные оттенки.

10. Содержание рук в безупречной чистоте и порядке – обязательно. Лак для ногтей рекомендуется использовать неярких оттенков, не останавливающих на себе взгляд. Не допускаются накладные ногти с ярким, вызывающим рисунком.

11. Духи или туалетная вода, прочие средства парфюмерии и косметики не должны доставлять неудобства окружающим. Духи должны чувствоваться слегка и только при приближении.

Вывод: Речь сотрудника органов внутренних дел, будучи важнейшим средством взаимодействия между людьми, играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем его образованности, культурности. Отличительными чертами сотрудника полиции в обществе должны быть доброжелательность, тактичность, высокое чувство собственного достоинства.

Знание основ профессиональной этики и служебной эстетики и применение их на практике не только делают сотрудника культурным гражданином и работником, но и позволяют ему более эффективно выполнять служебные обязанности, повышают его авторитет среди коллег и населения, укрепляют статус сотрудника. Сотрудникам органов внутренних дел следует находиться на службе в форменной одежде, в соответствии с требованиями, установленными приказами МВД России, исключения допускаются для оперативных служб полиции и следственных подразделений. Работникам следует соблюдать деловой стиль в одежде: для мужчин – костюм с рубашкой и галстуком, для женщин – деловой костюм, блузка, юбка классического покроя, деловое платье.

Вопрос № 2. Правила поведения сотрудника в служебном коллективе.

В процессе выполнения служебных обязанностей у работников органов внутренних дел складывается сложная система нравственных отношений, которая в самом общем виде состоит из трех групп отношений:

1) нравственные отношения сотрудников к своей деятельности (объекту деятельности, целям, средствам, методам, формам и результату);

2) нравственные отношения между самими сотрудниками как субъектами этой деятельности;

3) нравственные отношения сотрудников ОВД к гражданам в быту, во внеслужебное время.

Каждая из них включает в себя целый ряд нравственных отношений. К первой группе относятся нравственные отношения:

а) между сотрудниками ОВД и различного рода нарушителями законности и правопорядка;

б) между сотрудниками и лицами, склонными к правонарушениям, среди которых проводится профилактическая работа;

в) между сотрудниками и лицами, привлекающимися по делу в качестве потерпевших, свидетелей, понятых и др.;

г) между работниками и лицами, обращающимися в органы полиции по делам, не связанным с правонарушениями.

Понятно, что по характеру и содержанию эти отношения не однозначны и каждые из них предъявляют к сотрудникам правоохранительных органов особые нравственные требования.

Ко второй группе нравственных отношений, т.е. отношений между самими сотрудниками органов внутренних дел, относятся:

а) отношения между начальником и подчиненным, старшим и младшим по званию;

б) отношения между членами коллектива, имеющими одинаковое служебное положение и должности.

Взаимоотношения между начальником и подчиненным, старшим и младшим по званию и должности носят официально нормативный характер, они регламентированы уставами, приказами, наставлениями, решениями коллегии и выполнение их строго обязательно. Основными требованиями здесь являются: строгая воинская субординация, дисциплина, взаимное уважение, уважение к старшему по званию, должности, возрасту, исполнительность, пунктуальность, инициатива, выдержка и т.д.

Взаимоотношения между членами коллектива, равными по званию и должности, также во многом определены уставами, наставлениями, однако в них больше проявляются общие нормы нравственности. В этой группе отношений ведущими являются отношения между начальником и подчиненными, они во многом определяют отношения между членами, равными по должности и званию.

Третья группа включает в себя нравственные отношения сотрудников ОВД к гражданам во всех сферах жизни, помимо служебной. Здесь в наибольшей мере проявляются нормы общечеловеческой морали, но наряду с ними существуют и особые требования. Нормы и правила, формируемые во второй и третьей группах отношений, составляют требования служебного этикета.

Все рассматриваемые группы отношений органически взаимосвязаны между собой, воздействуют и дополняют друг друга. Однако наиболее специфическими и ведущими из них являются отношения первой группы. Характер и содержание нравственных отношений сотрудников ОВД к своей деятельности (цели, объекту, средствам, методам) определяют сущность и специфику профессиональный морали, накладывают отпечаток и на все другие группы отношений. Последние же, преломляясь через отношения первой группы, приобретают специфический характер.

Профессиональная мораль предстает как определенное целостное образование. Специфика нравственных отношений, их субординация и координация позволяет рассматривать формирование профессиональной нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел как сложного и комплексного процесса.

Система нравственных отношений в деятельности сотрудников ОВД - это объективная сторона профессиональной морали. Субъективной стороной этой морали является профессиональное нравственное сознание. Оно возникает, формируется и развивается одновременно с формированием профессионально-нравственной деятельности, и как отражение ее процесса и результата, и как ее внутренний регулятор. Профессиональное сознание представлено как внутренний компонент этой деятельности и как общественная форма профессионального нравственного сознания. Наиболее существенными элементами структуры нравственного сознания являются принципы, нормы и понятия профессиональной морали.

Разнообразие видов профессионально-нравственной деятельности и соответствующей системы нравственных отношений обуславливают и многообразие норм и требований профессионального нравственного сознания, специфику принципов, норм и категорий общечеловеческой морали в соответствии с особенностями правоохранительной деятельности. Структура нравственных отношений определяет и соответствующую структуру профессионального сознания. Доминирующими принципами, выражающими специфику нравственных отношений сотрудников органов внутренних дел к гражданам как объекту своей деятельности, являются принципы справедливости, законности и гуманизма. Специфика содержания нравственных отношений сотрудников ОВД наиболее полно выражается и в таких категориях, как профессиональный долг, совесть.

Нормальные служебные отношения формируются на основе двух принципиальных требований: ответственности за дело и уважения к коллегам.

Ответственность – это требовательность к себе и к другим, в основе которой лежит понимание социальных последствий тех или иных поступков. Ответственность предполагает честное и обязательное отношение к слову, которое не мыслится в отрыве от дела. Необязательный человек, болтун приносит вред делу, не только не выполнив к сроку свою работу, он создает вокруг себя атмосферу безответственности и недисциплинированности. Ответственность несовместима с расточительностью по отношению к своему и чужому времени. Есть люди, понимающие аморальность покушения на чужие материальные блага, но беззастенчиво отнимающие чужое время. Такие люди особенно опасны, когда пожирают время, принадлежащее коллективу. Праздные разговоры, перекуры, занятие на службе личными делами не только снижают работоспособность, но и разлагающе действуют на добросовестно работающих людей. Точность, аккуратность, исполнительность, ответственное отношение к делу должны стать нормой служебного этикета, взаимоотношений в коллективах органов внутренних дел.

Другим важным началом культуры служебных отношений является уважение к коллегам по службе. В основе этого требования лежит взаимная вежливость, доброжелательность, скромность и сдержанность. Служебные отношения должны строиться без излишнего проявления любопытства к личной жизни сослуживцев, обсуждения их семейных проблем. Если коллега по службе допускает какие-то ошибки, упущения в работе, надо на них указать, но тактично и в доброжелательной форме, как и рекомендуют правила служебного этикета. На службе нужно вести себя так, чтобы хорошо выполнять свою работу, не мешая при этом другим. Не следует без необходимости громко говорить, привлекать к себе внимание, курить в комнате, где есть некурящие, открывать или закрывать окна, двери по своему усмотрению, не учитывая желания коллег. Перечисленные моменты негативного содержания в служебном этикете сотрудников органов внутренних дел портят доброжелательные отношения, создают нервозную обстановку среди сотрудников и отрицательно сказываются на результатах служебной деятельности. Мелочей во взаимоотношениях нет, здесь все взаимосвязано.

Важнейшими качествами работника правоохранительной системы являются точность, обязательность. Эти требования этикета были сформулированы еще древними римлянами в виде правил pacta sunt servanta («Договоры должны выполняться»). Здесь подразумевается не только договоренность в прямом смысле этого слова, но и любые поступки, которые должны соответствовать установленным в коллективе требованиям нравственных отношений между работающими. Нарушение слова, опоздание на деловую встречу или совещание, невыполненный согласно требованиям объем работы приводят к снижению запаса прочности и надежности человеческих отношений, причиняют значительные неудобства человеку независимо от того, является ли он виновником такого поступка или «страдающей» стороной.

Большое влияние на атмосферу служебных отношений оказывает руководитель. Стиль, который он утверждает во взаимоотношениях с подчиненными, накладывает отпечаток на все отношения в служебном коллективе. Грубый, крикливый стиль руководства отрицательно сказывается не только на службе, но и морально-психическом самочувствии людей, на их здоровье. Даже самый строгий разговор должен содержать в себе уважение к личности подчиненного, быть выдержанным, без истерики и раздражительности. Важно помнить также, что выговор, сделанный наедине, как правило, более эффективен, чем разнос, устроенный в присутствии других сотрудников.

Многочисленные опросы, проведенные среди руководителей и подчиненных свидетельствуют, что наиболее важными качествами руководителя считаются компетентность, организаторские навыки и справедливость. Последнее имеет прямое отношение к культуре руководства коллективом. Не может завоевать доверия подчиненных начальник, решения которого продиктованы соображениями карьеры, корыстью, протекционистскими устремлениями или желанием ущемить интересы непонравившегося сотрудника. Ответственность, уважение к подчиненным в сочетании с требовательностью к себе и к ним, – проверенный стиль руководства, обеспечивающий успех в деятельности коллектива. Служебный этикет рекомендует руководителю держаться с подчиненными и с вышестоящим руководством всегда одинаково просто и ровно. Такое поведение располагает подчиненных, способствует созданию доверительных и товарищеских отношений в коллективе. Руководитель обязан уметь различать того, кто служит, а кто выслуживается. Нельзя пользоваться услугами доносчиков и кляузников: людей нужно оценивать не по тому, что о них говорят, а по тому, что они делают. При этом нелишне помнить, что сообщение о факте никогда полностью не совпадает с самим фактом. Подчиненным нужно знать, что лучше привлекать внимание начальника не к своей личности, а к выполняемой работе. Хороший исполнитель если и позволит себе выделиться от остальных, то только умением профессионально выполнить задание и конкретными деловыми предложениями, направленными на улучшение работы.

На протяжении истории жизненная практика выработала различные по содержанию типы межличностных отношений: приятельские, товарищеские, дружеские.

Приятельские отношения складываются между людьми на основании общности каких-то интересов и включают долю личной симпатии. Они поддерживаются время от времени повторяющимися личными контактами и некоторыми взаимными обязанностями: услуги, обмен мнениями, доброжелательность друг к другу. Глубокой и серьезной заинтересованности судьбой друг друга у приятелей обычно нет. Вместе с тем приятельские отношения не терпят сплетен, равнодушия, лжи.

Товарищеские отношения складываются на основе более существенных связей между людьми, возникают они обычно в процессе совместной деятельности. Товарищество отличается большим постоянством, привязанностью, привычкой общения. Оно требует принципиальности в отношениях, чуткости, взаимопомощи. Такие отношения, как правило, складываются между людьми в каждом здоровом коллективе.

Высший тип межличностных отношений – дружба. Дружба – это устойчивая личная привязанность между людьми, возникшая на основе единства взглядов, интересов и целей и выдержавшая проверку временем. Возникновению дружбы способствует, прежде всего, общность взглядов, жизненных целей, интересов и идеалов, взаимная симпатия между людьми, а также наличие потребности в дружбе. Дружба есть свободный союз людей. Общность жизненных целей, идеалов и интересов, взаимная симпатия обеспечивают единство позиций при решении многих трудных вопросов. Взаимное уважение, личная симпатия и привязанность, высокая взаимная оценка, умение видеть и дорожить ими порождают естественное стремление к общению с другом, превращающееся в потребность.

Дружба – древнейшая форма межличностных отношений. Содержание, характер и общественная значимость дружбы историчны, как и ее нравственные основы и функции. Система социально-экономических отношений оказывает воздействие на отношение дружбы. Наиболее благоприятные условия для дружбы возникают в тех коллективах, где нет места для корысти, лицемерия и лжи. Дружба предполагает многосторонние межличностные общения, хотя начальным ее этапом может быть общение на основе какого-то одного вида деятельности. Поиски друга – одна из важных нравственных проблем жизни, особенно в юности. Юношеская потребность в дружбе своеобразна, она объясняется нуждой в обмене мнениями и обсуждении жизненных целей и планов, в выработке убеждений. К тому же дружба дает человеку определенные права и накладывает на друзей определенные обязанности, дает друзьям случай, возможно, впервые испытать себя, узнать себе цену как человеку. Дружба может быть и тесным союзом различных людей, обладающих индивидуальными особенностями, неизбежно порождающими столкновения и противоречия, несмотря на единство их интересов. Неправильное разрешение даже не очень существенных противоречий может привести к ослаблению дружеской привязанности.

Важнейшими нормами, регулирующими отношения дружбы, являются такие, как:

- взаимная требовательность, нетерпимость к недостаткам друг друга и содействие их исправлению;

- честность, искренность и взаимное доверие, глубокая взаимная заинтересованность заботами и делами друг друга;

- взаимная поддержка и помощь в решении жизненных проблем;

- преданность и верность в дружбе, бескорыстие, готовность взять на себя тяжесть забот, если они окажутся не под силу одному.

Верность этим нормам помогает сохранять и укреплять дружбу, дает силу выдержать все испытания. Дружба - огромная моральная сила, делающая человека уверенным в себе. Можно сказать, что многие жизненные неудачи, тем более трагедии, с людьми случались потому, что в трудные минуты у человека не оказывалось рядом друга, который смог бы взять на себя часть тяжести, которая оказалась одному не под силу. Напротив, многие одержанные человеком нравственные победы, взлеты оказались возможны благодаря дружескому союзу людей. Жизненная практика показывает, что, к сожалению, не каждый человек может быть другом, что для дружбы необходим минимум определенных, прежде всего нравственных качеств, отсутствие которых разрушает дружбу, мешает ее зарождению. Так, эгоист, себялюбец, лицемер, чванливый человек не сможет быть другом. Да и дружба с ним едва ли кому принесет радость. Не представляет ценности в дружеском общении также человек ленивый, малокультурный, апатичный. Вот почему можно сказать, что способность к дружбе выступает показателем нравственной ценности личности. На практике нередко встречаются отношения между людьми, которые хотя и называются дружбой, но на деле не являются ею. Распространена и так называемая "словесная дружба", проявляющаяся во взаимных уверениях в самых глубоких чувствах, в клятвах и обещаниях, которые расходятся с поступками и делами. Нельзя назвать дружбой отношения, строящиеся на общности лишь второстепенных интересов - совместных прогулках и развлечениях, рыбалке и играх в шахматы или домино и т.п.

Дружба - большая, моральная сила, в которой человек вырабатывает моральные качества, проверяет и совершенствует их. Способность к настоящей дружбе есть показатель нравственного уровня человека. Безнравственный человек не способен быть бескорыстным, то есть преданным и верным другом. Дружба требует внимания человека и к себе. Она возникает не сразу, а развивается, формируется, требуя усилий человека и его постоянной работы над собой.

Человек характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Его жизнь в современном обществе немыслима без каждодневных контактов, встреч с множеством людей и от того, как осуществляются эти контакты, как ведут себя в отношениях друг с другом люди, зависит очень многое. Представьте себе обстановку в городском транспорте в часы «пик». Стоит кому-то не сдержаться, проявить недоброжелательность, как легко могут найтись такие, кто ответит тем же, в свою очередь, это может вызвать новую вспышку, новый конфликт... В человеческих отношениях действуют свои цепные реакции, и это еще раз заставляет задуматься каждого о том, что наряду с общим образованием и разносторонней культурой человек должен располагать знаниями и умениями в сфере общения. В то же время сфера общения открывает большие возможности для воспитания человека. Здесь устанавливается связь между людьми, характеризующаяся контактами, взаимодействием и взаимовлиянием.

Уметь жить с людьми – это сложнейшая наука, которой надо обучаться с раннего возраста, не уповая на то, что все само собой образуется. Для того чтобы правильно, культурно вести себя в обществе, достойно общаться со старшими и со своими сверстниками, уметь принимать гостей, мало прочесть или услышать те правила поведения, которые предписывают соответствующие нормы поступков. Вряд ли для современного человека осталось тайной правило, которое предписывает уважительное отношение к старшим, и требования, из него вытекающие: посторониться при встрече, уступить место в транспорте, помочь в любой затруднительной ситуации. Невоспитанность, бескультурье чаще всего являются не следствием незнания, как поступать, а отсутствием привычки поступать культурно, красиво. Культура общения, культура поведения – результат постоянной тренировки, результат, самодисциплины, самовоспитания.

Попробуем представить себе, что некоторые элементарные нравственные правила, хорошо известные каждому современному человеку, стали привычными, вошли в плоть и кровь: для вас стало привычным делать всякое дело только хорошо; вы привыкли доводить начатое дело до конца, выполнять порученное дело самостоятельно, не перекладывая ответственность на других. Для культурного, интеллигентного человека привычкой становятся обязательность и точность, он не будет отказываться от данного слова и не опоздает на встречу, он не оскорбит окружающих неопрятным внешним видом, не будет навязчив, назойлив или развязан в общении.

Имеет смысл обратить внимание на такое проявление культурных взаимоотношений между людьми, как тактичность в поступках и поведении. Такт - сложное проявление человеческой культуры. Понятие о такте получило множество определений в литературе о правилах хорошего тона, в рекомендациях о том, как себя вести в той или иной ситуации. Особенно важно, на наш взгляд, подчеркнуть в определении такта такой признак, как мера, способность тонко и точно соизмерять свои чувства с обстановкой и действиями других людей. Мера, в частности, необходима в проявлениях интереса к другому, нельзя задавать человеку вопросы, касающиеся его интимной жизни, или неумеренным вниманием подчеркивать какие-то его особенности: необычный рост, дефект телосложения, необычность туалета и т.п. Особенно важна мера в выражении своих внутренних состояний, настроений. Всегда следует помнить, что идеалом культурного поведения, красивого и высоконравственного поступка являются гармония, единство содержания и формы замысла, мотива и внешнего их выражения в слове, действии, поступке. Сплав внутренней и внешней культуры делает человека в высшей степени органичным, естественным, непринужденным и привлекательным в общении. Для него правило перестает быть внешним принуждением, оно становится живой потребностью, жизненной необходимостью.

Расхлябанность в поведении оказывает неизбежное влияние на внутренние устои человека. Не следует забывать, что одним из главных правил культурного поведения является требование уважать других людей, проявлять заботу об их покое и хорошем самочувствии, считаться с их интересами. «Равнодушие – это душевная слепота». Существует в этике понятие хамства. Это один из пороков человека невежественного в нравственном отношении. Хам не понимает и не чувствует душевного состояния человека.

Большую часть времени каждый из нас проводит в сфере служебных отношений, в служебном коллективе. В этой, как говорят, официальной обстановке действуют свои правила - правила служебного этикета. Они предусматривают уважительное отношение к авторитету руководителя. В такой обстановке особенно важны точность, организованность, умение ценить свое и чужое время. Опоздания, праздные разговоры с коллегами по службе, попытки отвлекать руководителя по любому пустяку (так иногда понимается демократизм в отношениях между начальником и подчиненным) мешают делу, нарушают ритм в работе, создают дополнительное нервное напряжение. Человек, стремящийся овладеть культурой поведения, постоянно сохраняет в себе чувство собственного достоинства, личной чести, которая исключает унижение другого, проявление фальши и легкомыслия. Уважение к другому человеку требует таких качеств, как терпение, снисходительность, известная уступчивость.

Реализация нравственных отношений в органах внутренних дел происходит, прежде всего, через служебные коллективы, поэтому есть смысл остановиться более подробно на том, что они из себя представляют. Коллектив сотрудников органов внутренних дел – один из видов коллектива со всеми присущими ему общими чертами. Вместе с тем коллектив работников органов внутренних дел обладает особенными свойствами, которые обусловлены спецификой его функций. В коллективе в качестве определяющих признаков выступают взаимодействия и взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности. С этой точки зрения коллектив – это группа, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Первичные (контактные) коллективы в органах внутренних дел (к тому же наиболее многочисленные) – это коллективы отделений, отделов, управлений уголовного розыска, ОБЭП, следствия, оперативных групп и т.д. По продолжительности существования первичные коллективы сотрудников органов внутренних дел можно подразделить на следующие виды:

- кратковременный коллектив, формируемый, как правило, для реализации определенной задачи в сжатые сроки (до года);

- коллектив со средней продолжительностью жизнедеятельности (от года до 10 лет);

- долговременный коллектив продолжительностью непрерывной жизнедеятельности (свыше десяти лет).

К кратковременным коллективам можно отнести коллективы ГИБДД, сотрудников нескольких отделений УР или ОБЭП, сформированных в группу для выполнения определенной задачи в сжатые сроки. Причем решение этой задачи требует, как правило, сосредоточения усилий наиболее опытных работников этих служб, в особенности когда речь идет о раскрытии сложного уголовного дела, поимке опасного преступника и т.п. Наиболее распространенными трудностями, которые возникают при формировании группы оперуполномоченных уголовного розыска или отдела по борьбе с экономическими преступлениями, оказываются, как правило, следующие: изменение состава этих групп в ходе расследования, отсутствие единства творческого процесса, стиля, тактики работы, анализа доказательств в силу индивидуальных особенностей оперуполномоченных – членов группы. Поэтому особо важную роль играет подбор руководителя, его умение организовать работу с учетом различных факторов, использовать не только административные "рычаги", но в первую очередь моральные факторы в мобилизации коллектива на выполнение поставленной задачи.

К коллективам со средней продолжительностью жизнедеятельности можно отнести, прежде всего, учебные группы в высших и средних специальных учебных заведениях МВД России и некоторые другие.

Наконец к долговременным коллективам следует отнести отделения, отделы УР, ОБЭП и ряд других коллективов.

Классифицируя коллективы по продолжительности их существования, то есть их временному показателю, следует отметить, что последний весьма существен, так как между коллективом, созданным для решения, быть может, и очень важной задачи (например, группа оперуполномоченных УР, сформированная специально для поимки особо опасного преступника), и коллективом отдела уголовного розыска, существующим неопределенно длительное время, имеются значительные различия, обусловленные именно продолжительностью жизнедеятельности данного коллектива.

Существенна не только абсолютная, но и относительная временная характеристика. Очевидно, что месяц или два для группы оперуполномоченных УР могут оказаться более значительными, чем год для отделения, отдела УР. В этом случае месяц охватывает почти весь период жизни коллектива - от его формального создания до кульминации внутриколлективных отношений, во втором случае год - лишь сравнительно небольшая часть жизни коллектива, и вполне возможно, что она не содержала существенных для его развития факторов.

В нравственных взаимоотношениях, возникающих внутри коллективов сотрудников органов внутренних дел, можно выделить, образно говоря, «вертикальные» связи, выражающие отношения субординации: взаимоотношения между начальником и подчиненными, старшим и младшим по званию, а также «горизонтальные», несущие в основном регуляционную нагрузку в отношениях между членами коллектива, имеющими преимущественно одинаковое служебное положение. Ук

Наши рекомендации