Лекция 3. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

Лекция 3. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

Социально-экономическая сущность занятости населения

Существуют теоретическая и практическая трактовки занятости. Теоретически занятость - это общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок или трудовой доход. Практически занятость - это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда. Однако обе трактовки не учитывают глубинные процессы, свойственные занятости. Занятость имеет ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении посредством общественно полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества.

Современная ситуация в сфере занятости неадекватна требованиям рыночной экономики, следовательно, выход российской экономики из кризиса и дальнейший прогресс общества возможны в том случае, если экономика сможет отражать интересы человека в сфере труда.

Практические потребности учета трудовых ресурсов вызывают необходимость выделения различных видов занятости: полной, продуктивной, рациональной, эффективной и социально полезной.

Полная занятость - это такое состояние общества, когда все, изъявившие желание иметь оплачиваемую работу, ее имеют. Она характеризует любой уровень вовлечения в общественное производство, если он соответствует удовлетворению потребностей работника в экономически целесообразном (продуктивном) рабочем месте. При полной занятости отсутствует циклическая безработица, но сохраняется ее естественный уровень. Полная занятость определяется отношением числа занятых в общественном производстве (производство материальных благ и материальных услуг) к общему числу экономически активного населения.

Продуктивная занятость характеризует уровень занятости профессиональным трудом и выражается отношением числа занятых Профессиональным трудом в материальном производстве к общему числу трудовых ресурсов (в процентах). Данную пропорцию можно считать оптимальной, если она отвечает определенным требованиям: интересам повышения экономической эффективности производства; результатам интенсификации производства; результатам внедрения НТП; росту производительности труда; созданию благоприятных условий для воспроизводства здорового поколения, высококвалифицированных, хорошо обученных и мобильных работников.

Рациональная занятость определяется по формуле:

Лекция 3. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА - student2.ru ,

где Зпр - продуктивная занятость; Зп - полная занятость.

Эффективная занятость характеризуется использованием рабочей силы без потерь, при котором получается наибольший материальный результат, и указывает, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость.

Социально полезная занятость определяется числом трудоспособных людей, занятых как в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД, так и обучающихся очно, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками).

Система названных показателей позволяет оценивать на макроуровне сущностные характеристики занятости с позиции ее эффективности, выявлять существующие проблемы, нарождающиеся закономерности в тенденциях занятости и учитывать эти процессы при формировании и реализации социально-экономической политики в сфере труда.

Виды безработицы

В большинстве учебников упоминаются три вида безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.

Фрикционная безработица в основном связана с текучестью кадров. Считается, что данный вид безработицы не только неизбежен, но и желателен (переход работника на более привлекательную, более продуктивную работу обусловливает получение обществом большого объема валового национального продукта - ВНП).

Структурная безработица связана с изменением структуры хозяйства. Спрос на различные виды товаров и услуг меняется, что приводит к изменению структуры производства. Спрос на некоторые виды профессий при этом сокращается или вообще исчезает, а, на другие - возрастает или возобновляется. В результате структура рабочей силы не соответствует структуре рабочих мест.

Различие этих видов безработицы в том, что при фрикционной безработице человек в основном ищет рабочее место, которое соответствовало бы имеющейся у него профессии и его навыкам, а структурная безработица предусматривает переквалификацию, требующую определенного времени.

Фрикционная и структурная безработица признаются неизбежными, а их уровень считается естественным уровнем безработицы. В разных странах и в разное время естественный уровень безработицы оценивался по-разному - от 2 до 7%. В настоящее время в США, Германии и ряде других стран с развитой рыночной экономикой естественным считается уровень безработицы, составляющий 6%.

Методика определения естественного уровня безработицы несовершенна, поэтому единого критерия уровня естественной безработицы не существует. Одни авторы предлагают рассчитывать этот показатель как среднеарифметическую величину за 10 предшествующих лет, другие - исходить из величины фиксированного значения и средней величины пособия по безработице, что не совсем обоснованно, так как величина фиксированного значения должна быть не исходной, а производной величиной, зависящей, в частности, от естественного уровня безработицы.

Превышение же безработицы над естественным уровнем определяется в основном циклическим фактором, т.е. состоянием экономической конъюнктуры в стране. По расчетам американских специалистов, 60% прироста безработных в США в 1960- 1980 гг. приходилось на структурную безработицу, а 40% - на циклическую.

Циклическая безработица связана с сокращением производства, экономическими циклами, уменьшением спроса и числа рабочих мест. Промышленные циклы, или циклы возмещения, продолжительностью 8 - 10 лет зависят от темпов обновления основных фондов (ОФ), степени их физического износа и других причин. Циклы Кондратьева продолжительностью 40-50 лет связаны с существенными изменениями всех составных элементов производства и сменой рабочих поколений (хотя она и происходит непрерывно).

Преодоление циклической безработицы предусматривает развитие производства и создание новых рабочих мест.

В литературе встречается много других разновидностей безработицы, характеризующих ее отдельные особенности и стороны: технологическая, конверсионная, молодежная, добровольная, вынужденная, скрытая, частичная, институциональная, застойная и др.

Технологическая безработица возникает при переходе к новому поколению технического обеспечения производства, например: при автоматизации производства требуется меньше рабочих мест, что увеличивает количество безработных.

Конверсионная безработица связана с сокращением производства при переходе на выпуск новой продукции или с изменением структуры спроса на рабочую силу.

Молодежная безработица обусловлена тем, что выпускники высших или средних специальных учебных заведений не находят спроса на свой труд в силу отсутствия квалификации, опыта работы или других причин.

Добровольная безработица - это нежелание работника выполнять определенную работу за определенную заработную плату или в неблагоприятных условиях труда, или в силу других причин.

Вынужденная безработица возникает, когда работник, имея желание работать, лишен возможности это делать.

Скрытая безработица означает, что работник формально имеет рабочее место, но не получает плату за свой труд и не затребован в деятельности организации.

Частичная безработица - это занятость работника не полный рабочий день.

Институциональная безработица - это увеличение числа безработных из-за необоснованного раздувания социальных программ.

Застойной в мировой практике считается безработица продолжительностью более года. В России однозначного определения и обоснования застойной безработицы не существует. В литературе предлагалась различная дифференциация застойной безработицы по продолжительности: «продолжительная» - от 4 до 8 месяцев, «длительная» - от 8 до 18 месяцев, «застойная» - свыше 18 месяцев. Проблема застойной безработицы актуальна во всем мире.

Рынок труда

Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе.

Поэтому явления, происходящие на рынке труда в России, необходимо изучать с двух сторон: с одной стороны - как проявление общих закономерностей, присущих рыночной экономике; й другой стороны - с учетом российской специфики формирования рыночной среды.

Рынок труда является органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения я перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности по критерию эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности. В общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или ее куплей и продажей. В узком понимании это система экономических отношений в области использования рабочей силы (воспроизводства, функционирования, социальной защиты) на различных уровнях хозяйствования. В рыночной экономике система производственных (экономических) отношений базируется на свободной купле и продаже рабочей силы, в силу чего эти отношения называются рыночными.

Рынок труда характеризуется элементами, аналогичными рынкам других ресурсов, однако именно эти элементы отличают рынок труда от рынков других ресурсов (рис. 10).

От обычных рынков товаров и услуг рынок труда отличается тем, что в нем действуют особые регуляторы.

Структура спроса и предложения рабочей силы зависит от объективных и субъективных факторов, формирующихся вне рынка труда, - НТП, состояния экономической конъюнктуры, демографических процессов, потребностей личности в труде, развития инфраструктуры рынка труда, деятельности на рынке труда правительства, союзов предпринимателей, профсоюзов и др.

Лекция 3. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА - student2.ru

Рис. 10. Элементы рынка труда

Рынок труда существует не только во внешней по отношению к организации среде, но и в сфере производства, так как отношения купли-продажи не прекращаются с поступлением работника в организацию: он может искать другую работу как внутри, так и вне организации, а предприниматель подбирает кадры как среди занятых, так и среди незанятых работников.

В отличие от рынка обычных товаров при продаже рабочей силы работник не утрачивает право собственности на нее - он продает лишь право на использование этой рабочей силы. В процессе использования рабочая сила не уничтожается и не преобразовывается в другой вид ресурсов.

Классификация рынка труда

За рубежом выделяют два типа рынка труда - внешний (профессиональный) и внутренний. Основными их различиями являются система профессиональной подготовки, методы повышения профессионально-квалификационного уровня, практика продвижения работников и заполнения вакантных рабочих мест, особенности регулирования на основе коллективного договора. Каждому типу рынков соответствуют определенные системы производственных отношений.

Внешний (профессиональный) рынок труда ориентирован на:

• законченную профподготовку, о которой свидетельствуют диплом и сертификат об образовании у работника;

• основную форму профподготовки - систему ученичества;

• мобильность рабочей силы между фирмами и предприятиями в силу наличия у работников профессий, которые могут использоваться разными фирмами (организациями);

• регулирование производственных отношений на жесткой классификации работ, четких границах содержания каждой работы, с тем чтобы сохранить профессиональную мобильность кадров;

• организацию профсоюзов по отраслевому и профессиональному признаку.

Внутренний рынок труда нацелен на:

• подготовку работников по профессиям и работам, специфическим для конкретной фирмы;

• движение кадров внутри предприятия либо по горизонтали (работник перемещается на новое рабочее место, сходное с прежним по выполняемым функциям и характеру работы), либо по вертикали (перемещение на более высокие должности или разряды);

• ограничение профессиональной мобильности и текучести кадров, что позволяет предпринимателям ориентироваться на более длительный период профподготовки и повышения квалификации работников, вкладывая значительные средства в «системы непрерывного образования»;

• регулирование производственных отношений, сосредоточенных на гарантиях занятости и стимулирования длительного стажа работы на предприятии: классификация работ основана на взаимосвязи рабочих мест, стажа работы на предприятии и повышения профессионально-квалификационного уровня работников; производственный процесс рассчитан на труд работников широкого профиля;

• создание профсоюзных организаций внутри компаний.

Современные условия характеризуются ослаблением внутреннегорынка труда. Фирмы все больше ориентируются на внешние по отношению к ним источники кадрового обеспечения. Рассмотренная классификация рынка труда реализуется в зарубежных странах с учетом особенностей экономического развития каждой страны. Поэтому модели рынка труда по странам существенно различаются. Западные специалисты считают, что внешний (профессиональный) рынок труда отвечает потребностям циклического развития производства, а внутренний рынок труда - структурным изменениям в экономике.

На практике деление рынка труда на два типа весьма условно, поскольку общие тенденции развития производства сближают эти модели.

Сегментация рынков труда представляет собой разделение работников и рабочих мест на устойчивые и замкнутые секторы, зоны, очерчивающие мобильность рабочей силы своими границами.

В зависимости от различных признаков проводится дифференциация рынков труда по их видам. По пространственной протяженности и административно-территориальной зависимости различают национальный, региональный, местные (локальные) и международный рынки труда; по степени зрелости - фрагментарный (частичный), теневой (нерегулируемый) и регулируемый; по демографическим признакам - рынки труда молодежи, женщин, пожилых трудящихся; по профессиональным признакам - рынки труда инженеров, учителей, врачей, экономистов, менеджеров и т.п.; по управляемости - либеральные, социально ориентированные, гибкие рынки труда; по характеру социально-трудовых отношений профессионально открытые и внутренние закрытые (ограниченные рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и ее размещение определяются административными правилами и процедурами).

Роль Федеральной миграционной службы в регулировании рынка труда

Рынок труда тесно связан с политическими, социальными и демографическими процессами, среди которых особая роль принадлежит миграции населения. Миграционные потоки заметно изменяют трудовой потенциал России и воздействуют на рынок труда. Представление о масштабах миграционных потоков дает табл. 5.

Таблица 5

Миграционный обмен населения России со странами ближнего и дальнего зарубежья (человек)

Наименование показателей 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Прибыло в РФ всего 597 651 359 330 193 450 184 612 129 144 119 157 177 230
в том числе: из государств СНГ 57 903 346 774 183 650 175 068 119 661 110 374 168 598
из стран вне СНГ 25 748 12 556
В том числе: из прибалтийских стран Латвии, Литвы, Эстонии 10 926
Выбыло из РФ, всего 232 987 145 720 121 166 106 685 94 018 79 795 69 798
том числе: в государства СНГ 146 961 82 312 61 570 52 099 46 081 37 017 36 109
в страны вне СНГ 86 026 63 408 59 596 54 586 47 937 42 778 33 689
В том числе: в прибалтийские страны Латвию, Литву, Эстонию

Регулирование миграционных процессов в области социальной политики государства реализуется посредством комплекса административно-правовых, организационно-экономических, информационных и иных методов.

Необходимость государственного регулирования территориального перераспределения населения не только не снизилась, но, напротив, повысилась. Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к ним.

Федеральная миграционная служба (ФМС) России была создана в июне 1992 г. Ее основными задачами являлись прогнозирование миграционных процессов; защита прав мигрантов; организация внешней трудовой миграции и миграционного контроля; предоставление информации мигрантам (через органы государственной власти и местного самоуправления) о населенных пунктах, рекомендуемых для постоянного проживания, возможностях трудоустройства в них; доработка и корректировка долгосрочной федеральной миграционной программы от 9 августа 1994 г., направленной на решение проблем беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов из третьих стран; заключение с бывшими союзными республиками ежегодных соглашений о квотах на въезд в Российскую Федерацию, правах национальных меньшинств, имущественных правах мигрантов.

Согласно Указу Президента России «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23 февраля 2002 г. № 232 функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе возложены на Министерство внутренних дел Российской Федерации. В связи с этим в структуре центрального аппарата МВД России образована федеральная миграционная служба МВД РФ.

В настоящее время Федеральная миграционная служба МВД России особое внимание уделяет проблеме предотвращения незаконной миграции, развивает сеть постов иммиграционного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также укрепляет институт представительств МВД России по делам миграции за рубежом. Функции ФМС усиливаются в области осуществления мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции; подготовки предложений по основным направлениям государственной миграционной политики; разработки проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечения их реализации, подготовки предложений по совершенствованию законодательства в области миграции, исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, осуществления в установленном порядке сотрудничества с международными организациями по вопросам миграции.

В своей деятельности ФМС руководствуется нормативно-правовой базой, обеспечивающей регулирование трудовой миграции и эмиграции, основанной на соответствующих статьях Конституции страны, законах Российской Федерации «О гражданстве» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», а также учитывает положения, содержащиеся в двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашениях и специальных миграционных программах. В этой сфере действуют также нормативные акты, входящие в общую систему административных, таможенных, налоговых, инвестиционных, банковских и других законодательств.

Работа по обеспечению занятости мигрантов осуществляется территориальными органами ФСЗ России совместно с территориальными органами ФМС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» квота на Выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации с учетом демографической ситуации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

На 2007 г. квота составит 308 842 человека. Расчет квоты проводился исходя из заявок регионов России, с учетом потребностей различных сфер экономики в привлечении иностранной рабочей силы разного уровня квалификации.

Ситуация, сложившаяся в области миграции, вызвала необходимость упорядочить процессы переселения населения по территории страны. В 2006 г. принята соответствующая «Программа переселений в России на 2006-2012 годы» - осуществление мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции.

Для обеспечения занятости вынужденных мигрантов необходимы: содействие в трудоустройстве и переподготовке в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации»; создание новых рабочих мест и организация самозанятости мигрантов в предпринимательской сфере, малом бизнесе, фермерстве, строительстве и бытовом обслуживании; выделение субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств.

Высокий трудовой потенциал беженцев и вынужденных переселенцев и сложность его практической реализации в нынешней экономической ситуации на фоне ответственности России за обеспечение занятости этой категории мигрантов в соответствии с международными обязательствами и национальным законодательством предполагают необходимость разработки и целевого финансирования программы содействия занятости вынужденных мигрантов.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите «занятость» как социально-экономическое явление и как элемент социально-экономической политики.

2. Какие виды занятости вы знаете и как определить показатели эффективной занятости?

3. Какие основные принципы занятости сформулированы в Законе «О занятости населения в Российской Федерации»?

4. Для кого определяется статус в занятости и какие категории граждан относятся к занятому населению?

5. В чем смысл социальной защищенности в сфере занятости?

6. Раскройте сущность трудовой миграции и назовите ее функции.

7. Каково содержание миграционной политики в России?

8. Охарактеризуйте безработицу как социально-экономическое явление.

9. Дайте характеристику видам и формам безработицы.

10. Назовите показатели безработицы. Как измерить ее естественный уровень?

11. В чем различия скрытого и открытого рынка труда?

12. Каковы причины сегментации рынка труда?

13. Какие методы использует государство для регулирования рынка труда?

14. Каково содержание активной и пассивной политики государства на российском рынке труда?

15. Какие факторы целесообразно учитывать при установлении допустимого уровня безработицы в регионе, исходя из уровня и условий его социально-экономического развития?

16. Что такое инфраструктура рынка?

17. Определите роль и функции в регулировании рынка труда Государственной службы занятости.

18. Каково положение на российском рынке труда в настоящее время?

19. Охарактеризуйте кадровую политику на внутренних рынках труда?

20. Как регулируются социальные процессы в трудовых коллективах?

Лекция 3. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

Наши рекомендации