Глава 1. Понятие международного договора
Международный договор - соглашение между субъектами международного права, заключение, действие и прекращение которого регулируются международным правом *(234).
Это определение в общем соответствует определению Венских конвенций. Различие лишь в том, что в конвенциях говорится о соглашении, "регулируемом международным правом". Эта формулировка была механически воспринята и Федеральным законом о международных договорах РФ 1995 г., в котором договор определяется как соглашение, "регулируемое международным правом" (ст. 2). Между тем соглашение не может регулироваться правом. Это все равно, что сказать "закон регулируется правом". Объектом международного права являются межгосударственные отношения, в данном случае отношения, связанные с заключением, действием и прекращением действия договора. Это положение нашло отражение в Федеральном законе о международных договорах РФ, в котором говорится, что он "определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации" (ст. 1.1). Отмечаю это обстоятельство еще и потому, что в литературе высказывается точка зрения о том, что объектом права договоров является сам договор *(235).
Приведенные определения следует понимать не буквально, как "соглашение, регулируемое международным правом", а как "договорные отношения, регулируемые международным правом".
Предлагаемое определение указывает характерные признаки договора. Международным договором может быть соглашение лишь между субъектами международного права. Сущность договора - соглашение договаривающихся сторон. Как известно, соглашение - единственный способ создания норм международного права, не только договорных, но и обычных. Разница между этими нормами в процессе их создания, а также в форме их существования.
Соглашение образуют согласованные воли сторон. Эти воли взаимосвязаны, что не допускает их одностороннего изменения. Будучи воплощенными в договоре, воли не застывают. Их содержание может в определенных пределах меняться в соответствии с требованиями жизни без изменения текста договора. Но эти изменения должны быть взаимно согласованными в ясно выраженной или молчаливой форме.
Международными договорами являются лишь соглашения, действие которых регулируется международным правом. Тот факт, что не любое соглашение между государствами является международным договором, был отмечен уже первым докладчиком Комиссии международного права по праву договоров Дж. Браерли: "Не всякое соглашение даже между образованиями, обладающими способностью заключать международные договоры, является, однако, международным договором" *(236). Некоторые члены Комиссии высказали иную точку зрения *(237). В дальнейшем этот вопрос не раз обсуждался. Но в конечном счете Комиссия не согласилась с мнением тех членов, которые полагали, что сама природа договаривающихся сторон делает межгосударственные соглашения объектом международного права при всех условиях *(238). Замечу, подобное мнение порой встречается и в практике государств *(239).
В последние десятилетия получили широкое распространение неправовые соглашения. О роли такого рода соглашений свидетельствуют акты ОБСЕ, которые стали главным инструментом перестройки системы международных отношений в Европе. Положения таких соглашений обладают не юридической, а морально-политической обязательной силой. В Кодексе поведения по военно-политическим аспектам безопасности 1994 г. говорится: "Содержащиеся в настоящем Кодексе поведения положения являются политическими обязательствами. Соответственно настоящий Кодекс не подлежит регистрации согласно статье 102 Устава Организации Объединенных Наций". Иными словами, Кодекс не является международным договором.
Относительно такого рода актов госдепартамент США высказал следующую точку зрения: "Политические обязательства не регулируются международным правом, и правила, относящиеся к их соблюдению, изменению или отказу от них, отсутствуют. До тех пор пока сторона не откажется от своего "политического" обязательства, что она может совершить без юридического возмездия, она считается давшей обещание уважать это обязательство, а другие стороны имеют полное основание считать себя заинтересованными в соблюдении такого рода обязательств" *(240).
Из этого следует, что рассматриваемые соглашения не входят в сферу действия права международных договоров, что не исключает применения к ним некоторых норм этого права по аналогии, особенно в период формирования правил, регулирующих их действие.