V. Положение о контрольных работах
В соответствии с учебным планом студент-заочник обязан написать одну контрольную работу по курсу «Отечественная история». Контрольная работа выполняется на основе изучения исторической литературы и источников.
Объем контрольной работы –20 листов формата А4, набранных 14 шрифтом через 1,5 интервала (допускается рукописное исполнение, при этом объем сохраняется). В работе обязательно выделяются абзацы, присутствуют сноски, указывающие конкретную страницу источника.
На титульном листе указывается название темы, фамилия, имя, отчество студента, номер группы. За титульным листом следует план работы, затем основной текст и перечень литературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием (указанием Ф.И.О. автора, названия работы, издательства, места и года издания, количества страниц). Страницы работы должны быть пронумерованы.
Студент-заочник должен выбрать одну из двух форм(вариантов) контрольной работы:
1) реферативная работа, подготовленная на основе 4-5 источников и дополненная разделом приложений;
2) аналитическая работа на базе проблемной статьи из исторического журнала.
1 вариант
В первом случае собственно контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы.
Во введении необходимо обосновать актуальность темы, сформулировать цель и задачи исследования, дать историографический обзор привлеченной литературы. Основная часть может состоять из 2-3 глав, разделенных на параграфы, в которых раскрывается содержание темы. В заключении излагаются общие выводы по теме.
Важнейшей дополнительной частью контрольной работы является раздел приложений, куда в обязательном порядке помещается набор терминов и дат, а также анализ исторических документов или исторический портрет.
Темы контрольных работ объединены в блоки по периодам (см. п.VI). Студент, раскрыв тему из определенного блока (например, «Татары и Русь» из периода «Древняя Русь»), должен пояснить значение исторических терминов и дат, относящихся к IX-XIII вв. Для этого ему предстоит самостоятельно поработать с учебной и научной литературой. (см. п.VII ).
Кроме того, необходимо изучить несколько документов (не менее трех) по избранному периоду и включить их анализ в раздел приложений, ответив на вопросы:
-когда был написан документ, кто его автор?
-какими причинами вызвано его появление?
-с какими событиями общественно-политической (или внешнеполитической) жизни он связан?
- какие идеи, предложения содержит документ?
- Историческое значение и оценка.
Документы можно найти в любой хрестоматии по истории России, напр.: Хрестоматия по истории России. Уч. пособие./ А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева Т.А.Сивохина-М.: ООО «ТК Велби», 2003.- 592 с.
Допускается вместо работы с источниками подготовить исторический портрет какого-либо политического (религиозного) деятеля соответствующей эпохи (см п. VI)- согласно предлагаемому плану:
- условия, повлиявшие на выбор цели, формирование идеалов и характер личности, для чего кратко сообщаются сведения о жизненном пути;
-свойства личности и степень их соответствия историческим задачам, которые она решала;
-жизненные принципы и мотивы поведения;
-способы действия и средства для достижения цели;
- результаты деятельности.
2 вариант
Другой формой контрольной работы является анализ статьи из профессионального исторического журнала («Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Клио», «Родина» за 1992-2008 гг.). В этом случае в основу работы должен быть положен материал статьи, а ее содержание определяется концепцией автора и дополнительной литературой, которую он использует. При работе со статьей необходимо обратить внимание на постановку проблемы автором, аргументацию его позиции, полемику с научными оппонентами и т.д. Материалы к конспекту содержатся в разделе «Дополнительная литература» (см. п. IX).
Эта форма работы рекомендуется наиболее подготовленным студентам, имеющим доступ к специальной литературе. Студент выполняет одно из контрольных заданий (см. п. VII) либо самостоятельно выбирает другие научные статьи и монографии (в том числе из п. IX) и работает с ними.
Объем работы - 15 страниц.
VI. Темы контрольных работ (для варианта 1).
Древняя Русь (IX-XIII вв.).
- Киевская Русь в работах И.Я.Фроянова.
- Ранняя история Новгорода в трудах В.Л. Янина.
- Выбор моделей развития Древней Руси в эпоху раздробленности.
- Татары и Русь: исторический опыт взаимоотношений.
Термины: варяги, полюдье, норманнская теория; погосты, уроки; смерды, ордынский «выход», закупы, вотчина, тиуны; улус, баскаки, иго.
Даты: 882, 988, 1054, 1223, 1242.
Личности (на выбор): Олег, Ольга, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Чингисхан, Илларион, Сергий Радонежский и др.
Московская Русь (XIV-XVII вв.).
5. Причины возвышения Москвы в исторической литературе.
6. Правление Ивана IV: оценки в исторической литературе (Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, Р.Г. Скрынников и др) .
7. Культура и быт русского народа и царей в XVI-XVII вв. (по А.Е. Забелину и Н.И.Костомарову).
8. Крестьянские войны в истории России: современные оценки.
9. Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев.
Термины: местничество, пожилое, поместье, соха, опричнина, Смута, заповедные лета, Земский собор, семибоярщина, «гости», мануфактура, обмирщение.
Даты: 1380, 1497, 1584, 1613, 1649.
Личности (на выбор): Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, Лжедмитрий I, Алексей Михайлович, Аввакум, Борис Годунов и др.
Российская империя в XVIIIв.
- Петр I в оценках современников и потомков.
- Крепостное право и его роль в истории России.
- Внешняя политика России в XVIII в.
- Культура России в XVIII в.
Термины: коллегии, Синод, Сенат, ассамблея, рекрут, подушная подать, империя, абсолютная монархия, кондиции, «просвещенный абсолютизм», секуляризация.
Даты: 1721, 1725, 1755, 1762, 1785.
Личности (на выбор):ПетрI, Александр Меншиков, Екатерина I, ПетрII, Анна Иоанновна, Бирон, Ломоносов, Елизавета Петровна, Петр III, Пугачев, Екатерина II и др.
Российское государство в XIX в.
14. Реформаторы России 1-й четверти XIX в.
15. Западничество и славянофильство в общественной мысли России 2-й четв. XIX в.
16. Движение декабристов в работах Н.Я. Эйдельмана.
17. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
18. История купечества и меценатство в России 2 пол. XIX в.
19. «Восточный вопрос» во внешней политике России XIX в.
20. Культура России XIX в.: достижения и противоречия.
Термины: теория «официальной народности», западники, славянофилы, утопический социализм, народничество, имамат, «нейтрализация» Черного моря, Великие реформы, панславизм, марксизм.
Даты: 1812, 1825, 1856, 1861, 1877.
Личности (на выбор): Александр I, Сперанский, Аракчеев, Багратион, Кутузов, Пестель, Николай I, Бенкендорф, Горчаков, Герцен, Лавров, Александр II, Александр III, Витте и др.
XX век в российской истории.
21. Экономическая политика Витте и Столыпина: общее и особенное.
22. Политические реформы в России нач. ХХ в.: причины и результаты.
23. Первая мировая война: новые подходы.
24. Гражданская война в России: новые подходы.
25. Русская эмиграция в ХХ веке.
26. Роль казачества в истории России.
27. Судьба российского крестьянства в ХХ в.
28. Тоталитарный режим и общество в Великой Отечественной войне.
29. Достоинства и недостатки плановой экономики социализма.
30. Постимперский синдром: политические и национальные отношения на современном этапе.
Термины: «зубатовщина», думская монархия, «военный коммунизм», «холодная война», диктатура пролетариата, мировая революция, тоталитаризм, культ личности, застой, ускорение, перестройка.
Даты: 1906, 1914, 1917, 1945, 1964, 1991.
Личности (на выбор): Ленин, Сталин, Бухарин, Троцкий, Николай II, Жуков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Ельцин, Гайдар, Горбачев и др.
VII. Контрольные задания (для варианта 2).
№1.
Россия занимает громадные равнинные пространства, лишенные естественных резких географических рубежей, что наложило отпечаток на ее историю. Историк С.М.Соловьев отмечал, что «природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на народный характер».
Как вы расцениваете это суждение? Определите влияние природно-географических и геополитических факторов на характер деятельности населения, черты национального характера, специфику российского государства.
№2
Одной из решающих областей противостояния в мире является «битва за прошлое» – за историческую память, за интерпретацию истории, поскольку именно историческая память является ценностной основой национального самосознания, источником самооценки народа, его самоуважения. Особое значение в этом контексте имеет память о военной истории, поскольку войны, тем более мировые, являются проверкой на прочность исторической состоятельности участвующих в них народов и государств.
Раскройте тему «Память о Второй мировой войне в контексте современной геополитики», опираясь на статью А.С. и Е.С. Сенявских (см. в списке литературы).
№3
Российско-польские отношения – сложная, драматическая и трагическая часть европейской истории. На определенном историческом этапе Польша стала восприниматься не как внешняя угроза для России, а как угроза внутренняя, являясь источником смут в империи, восстаний и революций. В российской политике и в сознании российского общества появился польский вопрос.
Используя статью В.И. Бухарина (см. список литературы), ответьте на вопрос: «Почему в итоге польский вопрос стал одним из факторов крушения Российской империи?».
№4
Распад великой державы современности – Союза Советских Социалистических Республик – явился одним из важнейших событий всемирной истории конца ХХ века. Его активно комментируют общество, политики, ученые. Почему рухнул СССР? (См. список литературы).
№5
Манифестом 1762 г. и Жалованной грамотой 1785 г. российскому дворянству была дарована свобода от обязательного характера государственной службы. Однако изучение практики службы высшего сословия привело многих историков к неожиданному, на первый взгляд, выводу о готовности дворянства в большинстве своем оставаться на службе и после отмены ее обязательного характера. Как это можно объяснить?
При выполнении контрольной работы помимо учебной и справочной литературы используйте статью: Е.Н. Марасиновой ( см. в списке литературы)
№6
В отечественной и зарубежной историографии сложилось устойчивое представление о значительной роли иностранной интервенции в российской Гражданской войне.
На чем основывалось сотрудничество руководства Белого движения с интервентами, и как само белое руководство относилось к необходимости опираться на иностранную помощь? Как население относилось к интервенции, какую роль в восприятии интервенции играли патриотические мотивы и различные прагматичные соображения?
При выполнении контрольной работы помимо учебной и справочной литературы используйте статью Л.Г. Новикова ( см. в списке литературы).
№7
Программное кредо Путина содержало многозначительную перекличку с российским прошлым: «Земля наша богата, порядка только нет», - говорили в России. Больше так о нас говорить не будут».
Выполнил ли свои обещания президент? Используй те статью В.В.Согрина (см. список), а также материалы журнала «Эксперт».- 2007.-№ 2.
№8
ХVШ век стал важнейшим периодом в истории. Традиционно все императоры обращали большое внимание на развитие вооруженных сил. Почему? Какие факторы влияли на выбор модели развития армии в ХVШ в.?
Используйте статью В.В. Пенского ( см. в списке литературы).
№ 9
После трагедии 1 марта 1881 г. Александр Ш получил множество писем от своих подданных. В одном из них было написано: « Отец твой не мученик и не святой, потому что пострадал не за церковь, не за крест, не за православную веру, а за то единственно, что распустил народ, и этот распущенный народ убил его» (Российские самодержцы. -М.,1994. - С.237).
Согласны ли вы с таким объяснением причин событий 1 марта 1881 г.? Дайте более полное объяснение причин и смысла случившегося. Как вы думаете, кем были деятели «Народной воли» – фанатиками, авантюристами, праведниками, героями?
№ 10
П.А.Вяземский так отзывался о Б.Н.Чичерине:
Людям свойственны ошибки.
Ошибаться мог и ты,
Но ты не был флюгер гибкий
У вертлявой суеты. (Чичерин Б.Н. Воспоминания. -М.,1991.- С.5)
Составьте исторический портрет Б.Н.Чичерина, вехи его идейной эволюции.
Объясните, как вы понимаете строки этого стихотворения.
Используйте статью Г.Б. Кизельштейна (см. список литературы)
№ 11
Образ других народов или собственный образ, который живет в нашей душе, зависит от того, как в детстве нас учили истории. Это запечатлевается на всю жизнь. Сегодня у каждой нации есть несколько историй, накладывающихся одна на другую и сопоставляющихся одна с другой. Обнаруживается столкновение коллективной памяти с официальной историографией.
Как рассказывают историю детям в разных странах мира? Используйте примеры из книги французского исследователя Марка Ферро (см. список).
№12
Среди французов, посещавших Россию в николаевскую эпоху, были те, кто пострадал от революции или от Наполеона. Летом 1839 г. в Петербург приехал маркиз Астольф де Кюстин (революция лишила его отца). Прием, оказанный де Кюстину в России, был самым приветливым. В 1843 г. вышла в свет его книга «Россия в 1839 году», взорвавшая и Россию, и Западную Европу. Сегодня данная книга вызывает в России ту же эмоциональную обиду, как и летом 1843 г.
Используя указанный источник и статью Партаненко Т.В. (см. список), опишите, как представлена Россия периода царствования Николая 1 в мемуарах де Кюстина,
VIII. Учебная литература.
Верт Н. История Советского государства. 1900-1991: Пер. с фран.-2 изд. –М.: ИНФРА-М: Изд-во «Весь мир», 2003.-544с.
Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней: Учебник для вузов./ 3-е изд., стереотип.- СПб.: Изд-во «Лань», 2004.-448с.
История России: Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней. / Под ред. акад. Личмана Б.В. Любое изд.- Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ.- 334с.
История России в вопросах и ответах: Уч. пособие / Сост. С.А. Кислицын.- Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999.
КарамзинН.М. История государства Российского: В 12 т.- Любое издание.
Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т.- Любое издание.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное.- М.: Проспект, 2006.- 520с.
ОрловА.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие.- М.: Проспект, 2003.-562с.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.: ООО Изд. Дом «Летопись-М».- 742с.
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М.: Наука. 1991.- 390 с.
СапожниковаН.Д., Коноплева Л.А. Отечественная история. IX-XX вв.: Уч. пособие.-Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003.-527с.
Фортунатов В.В.Отечественная история: Уч. пособие для гуманитарных вузов.- СПб.: Питер, 2007.- 352 с.: ил.
IX. Дополнительная литература.
- Александров К. Второе крепостное право: коллективизация сельского хозяйства в СССР // История.- 2005.-№ 19, 20, 21.
- Алексеев В.В., Алексеева Е.В. Распад СССР в контексте теории модернизации и имперской эволюции // Отечественная история.- 2003.- №5.- С.3-20.
- Бирюков А.В. Российско-чеченские отношения в XVIII- сер. XIX вв.// Вопросы истории.- 1992.- №2.
- Бухарин В.И. Российско-польские отношения в XIX- первой пол. ХХ вв.// Вопросы истории.- 2007.- №7.- С.3-16.
- Братющенко Ю.В. НЭП: государство, частник, кооперация //Вопросы истории.-2007.-№2.-С.3-15.
- Гросул В.Я. Истоки трех революций // Отечественная история.-1997.-№6.-С.34-54.
- Волкова И.Е., Курукин И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII-XX вв.// Вопросы истории.-1995.-№5-6.
- Ерин М.Е. Советские военнопленные в Германии в годы Второй мировой войны// Вопросы истории.-1995.-№11-12.
- Зубкова Е.Ю. «Лесные братья» в Прибалтике: война после войны // Отечественная история.- 2007.- №2.- С.3-15.
- Зубкова Е.Ю. Феномен «местного национализма»: «эстонское дело» 1949-1952 гг. в контексте советизации Балтии // Отечественная история.- 2001.- №3.
- Зубок В.М., Печатнов В.О. Отечественная историография «холодной войны»: некоторые итоги десятилетия // Отечественная история.- №4-5.
- Кизельштейн Г.Б. Борис Николаевич Чичерин// Вопросы истории. 1997.№4. С.53-67.
- Козлов В.А. Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953-1982. // Отечественная история.- 2003.- №4.- С.93-111.
- Леонтьева Г.А. Первые Романовы на российском престоле // Вопросы истории.-1998.-№11-12.
- Лукоянов И.В. Портсмутский мир. // Вопросы истории.- 2007.-№2.- С.16-33.
- Марасинова Е.Н. Вольность российского дворянства (Манифест Петра III и сословное законодательство Екатерины II) // Отечественная история.-2007.-№4.-С.21-33.
- Медведев Р.А. Андрей Сахаров и Александр Солженицын // Вопросы истории.- 2001.- №11-12.
- Медведев Ж.А., Медведев Р.А. План «Барбаросса». //Вопросы истории.-2002.-№6.
- Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз? // Отечественная история.- 2003.- №5.- С.119-129.
- Минаков А.Ю. Русский консерватизм в современной российской историографии: новые подходы и тенденции изучения // Отечественная история.- 2005.- №6.- С.133-142.
- Несостоявшийся юбилей. Почему СССР не отпраздновал своего 70-летия?- М., 2003.
- Новиков Л.Г. Интервенция и гражданская война на русском Севере: к переоценке проблемы // Отечественная история.- 2007.- №4.- С.113-126.
- Орлов А.С. Союзники в войне. Советский, американский и британский опыт. 1939-1945 гг.// Вопросы истории.- 1995.-№5-6.
- Партаненко Т.В. Формулировка А. де Кюстином западноевропейского образа врага// Клио.2006.№2.С.52-57.
- Пенской В.В. Армия Российской империи в XVIII в.: выбор модели развития // Вопросы истории.- 2001.- №7.- С.119-136.
- Писарькова Л.Ф. Развитие местного самоуправления в России до Великих реформ: обычай, повинность, право.// Отечественная история.- 2001.- №2.- С.3-27.
- Политика эпохи Путина. 28 статей о Путине и его политике за 1999-2007 гг.// Эксперт.- 2007.-№2.
- Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя // Вопросы истории.- 2007.- №3.- С.50-69.
- Попов В.П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы //Отечественная история.-2001.- №3.- С.61-76.
- Рубцов Ю.В. «Советский Багратион» маршал К.К.Рокоссовский // Новая и новейшая история.- 2004.-№6.
- Сахаров А.Н. Конституционные проекты и цивилизационные судьбы России // Отечественная история.- 2000.-№5.-С.3-38.
- Сенявский А.С., Сенявская Е.С. Историческая память о войнах ХХ века как область идейно-теоретического и психологического противостояния // Отечественная история.- 2007.- №2.-3.
- Согрин В.В. 1985-2005: Три превращения современной России // Отечественная история.-2005.- №4.-С.3-24.
- Тютюкин С.В. Первая революция в России: взгляд через столетие //Отечественная история.-2004.-№6.-С.126-141.
- Янин В.Л. У истоков новгородской государственности (IX-XIIвв.) //Отечественная история.-2000.-№6.-С.3-17.
- Ферро М. . Как рассказывают историю детям в разных странах мира /Пер.с фр. – М.: Высшая школа,1992.
- Специальные выпуски журнала «Родина»:
- Древняя Русь.// 2002 .- №11-12.
- Средневековая РусьЧ.1.// 2003.- №11.
- Средневековая Русь. Ч. 2.// 2003.- №12.
- Монгольское нашествие. Лес и степь.IХ-ХVI вв. // 1997.-№3-4.
- Россия в ХVI веке. // 2004.- №12.
- Россия после Смуты. // 2006.- №11.
- Петр I // 2007.-№12.
- Петербург. 300-летний юбилей. // 2003- .№1.
- Великий Урал: незнакомые страницы. //2001.- №11.
- Россия и Турция.// 2007.- №4.
- Россия и Германия.// 2002.- №10.
- «Холодная война» // 1998.- №8.
- «Дорогой Леонид Ильич…» // 2006.- № 10.