Единство природного и общественного в человеке
Природно-обшественное в человеке воплощено в единстве тела и души. Рассмотрение человека в этом аспекте традиционно. "Человек..., его душа, способности, характер и тело, - сумма приспособлений, с помощью которых он живет"182. Человек включен в два мира - общества и органической природы. Природа является неотъемлемым «омпонентом бытия человека, его антропологии, генетики, мозга психики. К биологическим стимулам гениальности некоторые специалисты относят "синдром Авраама Линкольна" - длинные, тонкие конечности при относительно коротком худощавом теле, — вызывающий усиленный выброс адреналина, стимулирующий интеллектуальную и физическую деятельность. Биологическое более консервативно по сравнению с социальным. Человеческий организм не успевает адаптироваться к негативным и скоростным изменениям среды. В целом, совершенствовать социальные условия и биологические возможности человека надо одновременно, обеспечивая их оптимальное взаимодействие.
58. Индивид, индивидуальность, личность.Индивид - человеческая единица, представитель человеческого рода (всеобщности) и исторически определенного общества или группы (особенного).Индивидуальность — система унаследованных и приобретенных социальных свойств, присущих конкретному человеку, характеризующих его неповторимость, исключительность. Индивидуальность предполагает как целостность нашего "я", так и набор его специфических черт и свойств. Индивидуальность проявляется на биологическом, психическом и социальном уровнях. Важнейшим признаком индивидуальности является универсализм, способность овладевать многими видами деятельности. Поясняя это, мыслители часто обращаются к выдающимся деятелям эпохи Возрождения. Слово личность обозначало в европейских языках игровую театральную маску. Затем оно стало означать самого актера и его роль. В дальнейшем понимание социальной роли (например, воспитателя, врача, художника, отца и т. д.) Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Под социализацией понимается: а) освоение человеком системы социальных норм и ценностей, социальных потребностей; б) реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами. "
59. Системные представления о социуме в истории философии. Источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.По отношению к универсуму, природе общество есть подсистема, в которой преобразующая человеческая деятельность выступает способом существования и развития исторической действительности. Системные подходы к обществу имеют определенную традицию.Сен-Симон рассматривал общественные явления как различ-|ные стороны закономерно развивающегося целостного организма, в котором определяющее значение имеют "индустрия" (экономическая деятельность) и соответствующие ей формы собственности и классы.Общество, по мнению Герберта Спенсера (1820—1903), состоит из трех главных систем: производящей средства для жизни. распределительной и регулятивной. Подобно биологическим организмам, общество развивается от простейших форм к более сложным.Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), излагая марксистское понимание взаимоотношения общественного бытия и общественного сознания, предложил следующую схему этого взаимоотношения: 1. Состояние производства на определенном этапе его развития. 2. Социально-политический строй, выросший на данной экономической основе. 3. Психика общественного человека, или общественная психология, определяемая частью непосредственно экономикой, а частью всем выросшим на ней социально-политическим строем. Помимо приведенных подходов, идет непрерывный процесс вовлечения новых связей и категорий, отражающих общественную жизнь. Категории и их система - теоретическая модель общества — не является самоцелью. Они — инструмент познания реального общества. ".. .Наше понимание истории, - писал Ф. Энгельс, - есть прежде всего руководство к изучению, а не рычаг для конструирования на манер гегельянства"233. сферы.
61. Культура как предмет философского анализа.Термин "культура" латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. Слово "культура", начиная с древних эллинов и римлян, обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности. Третье основное значение слова "культура" - поклонение, почитание.Первое значение термина "культура" несет в себе представление о том, что культура всегда имеет дело с живым. Второе -предполагает деятельное развитие культурного начала. Третье -напоминает о первообразе культуры: архаически-мифологическом культе. Понятия "культура" и "технология" характеризуют общественную практику. Технология представляет собой материально-практическую сторону реализации взаимодействия общества (человека) и природы, а культура - духовно-практическую сторону этого взаимодействия.В истории философии выделяются основные модели культу-)Ы. Натуралистическая (Вольтер, Руссо, Гольбах) своди-культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, шдела в культуре человеческое продолжение природы.
62. Цивилизация как социокультурное образование.Термин цивилизация означает гражданский, государственный. На ранних ступенях общественного развития человек был слит с родом и общиной, являлся их частичкой. Гражданственность, государственность тогда не вычленялись из общего потока истории. Французские просветители считали цивилизованным такое общество, которое основано на принципах разума и справедливости. Именно в эпоху Просвещения появился термин "цивилизация" (он впервые был употреблен Мирабо в 1757 г.), которым обозначались нравы и законы, регулирующие общество, искусство, наука, философия. Цивилизация понималась как действие, направленное на выход из примитивного состояния.
Сложилась традиция рассматривать цивилизацию через призму культуры, как историческую ступень развития человечества. Так, Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) анализировал цивилизацию как специфический культурно-исторический тип и различал египетскую, китайскую, ассирийско-вавилонско-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, германо-романскую и славянскую цивилизации с характерными для каждой типами деятельности203. В диалектико-материалистической трактовке цивилизация рассматривается как реализация естественных потребностей человеческого труда. В концепции Освальда Шпенглера (1880—1936) цивилизация — заключительная стадия развития любой культуры, свидетельство ее дефадации вследствие урбанизации мира и машинизации человека, превращения народов в безликие "массы".
63. Ценности и их роль в жизни общества и человека.Впервые понятие ценности разработал И. Кант. У ценностей, по его мнению, нет бытия, но есть значимость. В философии Г. Гегеля семья, гражданское общество и государство рассматривались не только как восходящий ряд социальных явлений, но и как шкала ценностей. В государстве как высшей ценности, писал Гегель, воплощается полнота абсолютной идеи. Ценности в их соотношении между собой и взаимопереходах подразделяются на предметно воплощенные, личностные и идеалы. Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов и процессов для человека. Ценности аккумулируют в себе общую направленность потребностей, интересов и переживаний субъектов, закрепляются в обычаях, нравственности, общественном мнении, вкусах. Ценность (жизненный смысл) - основание выбора субъектом целей (что надо сделать?), планов (как это делать?), средств и условий деятельности, отвечающих на вопросы, во имя чего совершается данная деятельность и какова ее результативность, что предпочесть, от чего отказаться, как установить очередность предпочтений и уступок. Основная форма, вбирающая в себя ценности, - идеал, который выражает высшую, совершенную цель стремлений и желаний человека, прообраз действительности на пути движения от сущего к должному. Различают идеалы: а) общечеловеческие - истина, красота, справедливость; б) конкретно-исторические ценности больших социальных групп - равенство, демократия, державность;
65. Мир социальных законов.Классики марксизма открыли ряд социологических законов: определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию; приоритетной роли экономического базиса применительно к надстройке; соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил; прогрессивной смены общественно-экономических формаций; социальных революций; возрастания роли народных масс в истории; возвышения потребностей и др.
П. Самуэльсон в качестве законов рассматривает повторяющиеся, необходимые связи, отношения в экономическом процессе жизнедеятельности общества, решающего проблемы что, как и для кого производить. Социальные законы, как и законы природы, объективны, что проявляется: а) в зависимости общества от астрофизических и биологических факторов; б) в наличии исторической преемственности, ведь каждое поколение начинает с той реальной основы, которая ему досталась. 1) Общество одновременно выступает как объект (подсистема универсума) и как субъект (воплощение деятельности людей). Результат истории складывается от столкновения множества отдельных воль, а бесконечное количество перекрещивающихся сил дает равнодействующую - историческое событие.
68. Социальная структура как сфера общественной жизни.Социальная жизнь есть социальное взаимодействие (приспособление, оппозиция и компромисс) индивидов (как минимум двух) и общностей. При интеграции множества целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т. е. происходит "сведение" индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества. В социально-дифференцированное общество входят: а) народности, нации; б) классы; в) социальные группы - городское и сельское население и люди преимущественно умственного и физического труда; г) первичные коллективы людей (в первую очередь трудовые); д) семья; е) индивиды. Формируются и иные социальные образования: неформальные группы (объединенные решением общих дая себя задач), диффузные (временные образования, например, на митингах), элитные.Центральное место в социально-дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства . "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства,
Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции и социальной дифференциации. По мере развития общих черт образа жизни одновременно проявляются усиливающиеся различия - профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые. Современный человек не стремится к единообразию, напротив, предпочитает многообразие.
69. Политическая сфера общества.Политическая система* неразрывно связана с политической властью. Власть означает способность социальных общностей, лидеров органов власти и политических партий (субъекта политики**) навязывать с помощью насилия, принуждения, убеждения, авторитета, достижения компромисса свою волю другим. Государство - важнейший элемент политической организации общества. Известны различные концепции возникновения государства: божественного происхождения (Фома Аквинский и другие идеологи феодализма); теория общественного договора, положившая начало становлению политического плюрализмаВ книге Д. Истона "Политическая система" (1953, США) выделены две основные функции: 1) политическая система должна быть в состоянии распределить ценности в обществе; 2) она должна убедить своих граждан принимать это распределение как обязательное.
70. Глобальные проблемы современности и соц.прогнозирования. К глобальным проблемам относятся те, которые затрагивают основы существования человечества и нерешенность которых создает угрозу для его будущего. Глобальные проблемы - результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его противоречивости. Например, экологическую проблем) породил одноплановый. потребительский подход человечества v природе. Глобальные проблемы есть также специфическое порождение современной эпохи (с середины XX в.), следствие обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, духовного, демографического и экологического развития в условиях новой своеобразной исторической ситуации. Глобальные проблемы касаются не только отношения человека к окружающему миру, природе. Они охватывают и внутреннюю жизнь современного общества и человека. Глобальные проблемы являются одновременно естественно-природными и социальными. Первая группа глобальных проблем связана с основными социально-экономическими и политическими задачами человечества: предотвращение мировой термоядерной войны; прекращение гонки вооружений и качественной модернизации оружия, его нераспространение; создание благоприятных условий для мирового социального прогресса, преодоление отставания в развитии ряда стран, комплексное овладение достижениями рынка и демократической государственности. Глобальные проблемы не являются чем-то застывшим, некоторые из них обостряются и ослабевают, возникают новые.