В системе органов государственной власти России
Институт президентской власти в отечественном конституционном праве имеет недолгую историю. Впервые пост Президента был учрежден в СССР в 1990 г. Первым Президентом СССР стал М.С. Горбачев, избранный на данный пост на Внеочередном III Съезде народных депутатов СССР. В России институт президента был введен Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР»[441]. Принятию этого Закона предшествовало проведение 17 марта 1991 г. общероссийского референдума по вопросу введение данного поста. 12 июня 1991 г. состоялись первые президентские выборы, на которых первым российским Президентом сроком на пять лет был избран Б.Н. Ельцин.
В соответствии с внесенными 24 мая 1991 г. в Конституцию РСФСР (РФ) 1978 г. поправками Президент являлся высшим должностным лицом государства, то есть возглавлял исполнительную власть. По Конституции Российской Федерации, принятой на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Президент институирован как глава государства. Представляя президентский проект конституции, один из её авторов, С.С. Алексеев, так характеризовал новое содержание президентской власти: «Глава государства- это глава. Его ответственность - за целостность государства. Он принимает меры, чтобы работал весь государственный аппарат, предотвращает разного рода кризисные ситуации, напрямую курирует Правительство. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Причем Федеральное Собрание—это законы. Суды - это правосудие. Каждый занимается своим профессиональным делом, не претендуя ни на что другое. Вот почему через проект протянута идея президентского начала, может быть, не в том виде, как это закреплено в учебниках, каких-то классических формах. Но президентское начало как главенствующее»[442]. То есть в отличие от предыдущего Основного закона, который закреплял модель «сильного президента», действующая Конституция Российской Федерации модифицировала данную систему в сторону «сильного главы государства».
Конституция Российской Федерации определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства и верховным главнокомандующим. Эта формулировка более точна, чем закреплённая в предыдущей Конституции. Само понятие «президент» в конституционно-правовом смысле означает главу государства. Ради этого данный институт и был создан в мировой практике.
К сожалению, Конституция Российской Федерации не определяет четко место российского Президента в системе разделения властей. В настоящее время в российской правовой науке принято считать, что «Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из её ветвей»[443]. Е.И. Колюшин рассматривает институт президентства в России как самостоятельную ветвь власти[444]. По мнению В.И. Радченко Президент Российской Федерации не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти и его основное назначение заключается в обеспечении согласованного функционирования трех ветвей власти и координировании их взаимодействия[445].
Л.А. Окуньков, считает, что не включение Президента ни в одну из трех ветвей власти, не означает неопределенности в вопросе его полномочий. Конституция определяет положение Президента в тесной связи со всеми ветвями власти, но не возвышает над ними. Однако в сфере организации и функционирования исполнительной власти Президент играет большую роль, чем в отношении других ветвей власти[446]. Иной подход к правовому статусу Президента Российской Федерации сложился в административном праве. Д.Н. Бахрах, анализируя полномочия главы Российского государства, делает вывод, что «фактически и юридически Президент—глава исполнительной власти»[447].
Ряд ученых подвергают конституционную модель российского президентства критике, считая, что Конституция Российской Федерации установила «президентское всевластие». Их аргументы, обобщенные А.А. Безугловым и С.А. Солдатовым сводятся к трем положениям:
а) совокупность конституционных норм о статусе и полномочиях Президента открывает перспективу для бесконтрольной власти, что при известных условиях способно приостановить развитие демократических процессов и других позитивных сдвигов в обществе. Президент не входит ни в одну из ветвей системы разделения властей и может превалировать над ними. Его широкие полномочия в совокупности с народным мандатом, полученным на всенародных выборах, выводит развитие государственности за пределы права;
б) к сожалению, Конституция Российской Федерации не предусматривает создание федерального закона о Президенте России, где могли бы быть сформулированы правовые требования, предъявляемые к высшему должностному лицу в государстве;
в) конституционные предписания о недопустимости присвоения власти в Российской Федерации, а также о том, что «захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону», не могут быть применены к Президенту. Он обладает столь значительной публичной единоличной властью, что не может нуждаться в захвате власти и дополнительных полномочиях[448].
М.В. Баглай считает, что совершенно неосновательными являются «расхожие упреки некоторых политических деятелей в смене конституционной формулы как стремление наделить Президента Российской Федерации некими «диктаторскими полномочиями». Опыт четырёх десятилетий аналогичного положения Президента во Франции убедительно свидетельствует, что в правовом государстве никакой неизбежности перерастания президентской власти в диктатуру не существует»[449].
Конституция Российской Федерации определяет систему гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. К ним относятся а) ограниченность периода исполнения Президентом своих полномочий шестилетним сроком; б) система прямых выборов Президента; в) недопустимость занятия поста Президента более двух сроков подряд; г) право палат Федерального Собрания отрешить Президента от должности; д) признание Конституционным Судом Российской Федерации актов Президента не соответствующими Конституции Российской Федерации.
За выполнение своих функций Президент Российской Федерации получает денежное вознаграждение, которое является одной из гарантий его независимости. _______________________________________________